Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
таким средствам устной речи, как ударение, темп, ритм, мелодика. Что касается конкретной лексики, фразеологии, текстов, то они в семантическом отношении подготавливаются уроками, проводимыми по разделу «Развитие речи».
Наличие в программе специального раздела «Формирование произношения» обусловлено как несформированностью произносительной стороны речи учащихся (а следовательно, необходимостью ее коррекции и развития), так и тем, что звуковой строй языка имеет свои закономерности, требующие специальной методической системы в овладении ими. Так как произносительная сторона не существует в речи отдельно от других ее сторон и абсолютизация произносительных навыков на занятиях может иметь отрицательные последствия для речи детей, программа акцентирует мысль об органическом включении занятий по произношению в общую систему работы по развитию речи: «На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения учащиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением»1.
Роль раздела «Формирование произношения» в системе требований к обучению языку (как это видно из приведенной цитаты) довольно сложная. С одной стороны, она пропедевтическая (например, по отношению к обучению грамоте), но, с другой— в сущности такая же, как и роль других разделов (обеспечить общее развитие речи; способствовать расширению практики общения). Поскольку уроки произношения строятся на уже подготовленном словаре и грамматическом материале, они в значительной мере служат их закреплению в речи учащихся.
Грамота. Обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет специальную и весьма сложную задачу в обучении детей с тяжелым недоразвитием речи. В связи с этим содержание работы по данному разделу значительно отличается от содержания работы по разделу с таким же названием в программе для массовой школы
В специальной школе обучение чтению и письму рассматривается не только как начальный этап образования, но и как средство коррекции развития речи и мышления. Специфичность места, занимаемого этим разделом в системе занятий по развитию речи, определяется в объяснительной записке к программе по русскому языку в специальной школе следующим образом «...обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной печи, благодаря развитию познавательных процессов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков» В связи с этим при определении содержания работы по обучению грамоте приходится принимать во внимание и тот объем речевых навыков, умений и тот языковой материал, овладение которым создает предпосылки (возможности) для усвоения письменной формы речи. Учитывая, что процесс овладения письменностью предполагает сформированною звуковую речь, способность к звуковому анализ и синтезу, в содержание работы по обучению грамоте приходится включать и ту ее часть, которая служит собственно усвоению соответствующих навыков. Эта часть формально относится к разделу «Формирование произношения», но по существу теснейшим образом связана с процессом овладения чтением и письмом.
Необходимые предпосылки лексико-грамматического обеспечения занятий по обучению грамоте создаются на уроках развития речи. В целом же эти занятия (и соответственно их содержание) обеспечиваются установлением теснейших связей раздела «Грамота» с остальными разделами специальной программы по русскому языку.
В течение двух лет обучения (подготовительный— 1-й классы) дети не только учатся чтению и письму, но и приобретают необходимые предварительные навыки правописания. За это время они узнают все буквы, овладевают звуковым и слоговым анализом и синтезом, структурой слова, усваивают особенности русской графики, некоторые нормы орфоэпии, элементы орфографии и пунктуации. Весь этот материал представлен в системе, увязанной с процессом овладения фонемами языка, с посте
пенным преодолением трудностей в произношении, осознанием структуры слогов разной сложности. Предусматривается работа, направленная на дальнейшее развитие фонематического слуха, слуховой, слухо-зрительной, двигательной памяти
В соответствии с принятой в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи организацией процесса обучения элементарному чтению и письму в программе выделяются требования, относящиеся к пропедевтическому (первое полугодие подготовительного класса) и букварному периоду (вторая половина подготовительного— 1-й класс).
Требования, реализуемые на двух этапах первого (подготовительного) периода, относятся к развитию речи в целом (до уровня, на котором уже можно будет приступить собственно к обучению грамоте). Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия, различению и вычленению звуков из состава слова, анализу и синтезу слогов, выделению слов из предложений.
Для букварного периода программа указывает последовательность работы над буквами, типами слогов и слов при обучении чтению, а также круг требований к навыкам грамотного письма
Чтение. В содержание раздела включены требования к развитию технических навыков чтения, пониманию текстов и обогащению в связи с этим лексического состава речи, совершенствованию ее логико-грамматической стороны. Предусматривается расширение сведений об окружающем мире и совершенствование познавательных процессов на основе обогащения содержания мышления (представления, понятия, отношения междуними). В целом комплекс умений и навыков в чтении, формируемых на уроках и во внеклассное время, направлен на развитие учащихся.
Коррекционная роль, которую должны выполнять уроки по разделу «Чтение», определяет и построение данного раздела и характер требований к навыкам и умениям, и, в конечном счете, методику обучения правильному, беглому, выразительному, сознательному чтению На этот счет имеется следующее указание в объяснительной записке к программе по русскому языку: .уроки чтения «являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, разви
тия грамматического строя языка, понимания синтаксических конструкций и овладения различными видами речи (диалогической, описательной и т. д.)» .
Воспитание указанных программой по данному разделу умений и навыков предполагает установление связи с разделами «Развитие речи» и «Формирование произношения». Связь эта двусторонняя материал, усвоенный на уроках по этим двум .разделам, создает основу для уроков чтения, а тексты, проработанные на последних, дают материал для речевой практики в форме диалогов, описаний и повествований на занятиях по произношению и развитию устной и письменной речи. Следовательно, общность материала уроков чтения и развития речи определяет и единство формирования речевых навыков
Программа указывает темы, в соответствии с которыми отбираются конкретные тексты разных жанров и стилей. Этими темами определяется и круг постепенно расширяющейся лексики, фразеологии, синтаксических конструкций и выражаемых в составе предложений логических отношений (пространственные, временные, причинно-следственные и др.). Эти же отношения познаются и в составе связного текста (между его смысловыми частями).
Свою реализацию материал и требования к навыкам чтения и развитию речи и мышления в связи с чтением находят в следующих составных частях занятий, которые указываются программой: подготовка к восприятию текста (экскурсии, беседы и пр.); работа над словарем, предложением и речевыми оборотами; развитие понимания смысловых отношений в тексте; формирование умений составлять план, отвечать на вопросы, пересказывать, вести диалог на тему и пр. Каждая из этих частей и занятия в целом предусматривают решение воспитательных задач, развитие эмоциональной сферы, формирование эстетических представлений.
Грамматика и правописание. Как и учащиеся массовой школы, дети с тяжелыми нарушениями речи должны овладеть основными науками о языке сначала по начальному (элементарному), а затем и по систематическому курсу. Оба эти курса, органически между собой связанные, ставят задачи изучения грамматики и правописания (с присоединением некоторых сведений по фонетике, графике, словообразованию, орфоэпии) Од
нако в принципе изучение каждого из них преследует более важные задачи развития речи и мышления учащихся на базе получаемых сведений о языке (применение их в многообразных видах речевой практики в устной и письменной форме). Развивающая направленность курса основ науки о языке реализуется благодаря выработке сознательного отношения учащихся к языковым средствам выражения мыслей и чувств на специально отобранном материале, представляющем большую образовательно-воспитательную ценность.
Собственно изучение элементарной грамматики как одной из основ наук начинается в специальной школе с третьего года обучений (2-й класс) и продолжается четыре года (по 5-й класс включительно).
Наряду с этим параллельно продолжается практическое усвоение грамматического строя языка (в составе раздела «Развитие речи»).
В содержание элементарного курса грамматики и правописания включается наиболее важный материал, усвоение которого служит на начальном этапе развитию представления о структуре языковых единиц (слово, морфема, словосочетание, предложение, текст), о строе связной речи вообще. Эти первоначальные сведения должны послужить успешному приобретению систематизированных знаний о языке на следующем этапе обучения. Сведения начального курса хотя и являются элементарными, но охватывают значительный круг языковых явлений, относительно большой объем материала по грамматике, правописанию, фонетике и некоторым другим аспектам языка. В целом этот раздел воспроизводит программу по русскому языку для 1—3-х классов массовой школы.
Систематизирован этот материал в четырех разделах: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Включая материал подразделов в уроки русского языка, учитель (согласно программе) постепенно знакомит учащихся с звуковым составом слова, делением его на слоги и морфемы,, формирует понятие о частях речи и частных грамматических категориях, свойственных каждой из них (в единстве значений и формы). Педагог помогает детям осознать особенности смысловой и формальной характеристики предложений разных типов, устанавливать связи во фразе, выделять и синтезировать словосочетания, дифференцировать члены предложения. Попутно присоединяются некоторые сведения из области лексикологии
Наличие в программе специального раздела «Формирование произношения» обусловлено как несформированностью произносительной стороны речи учащихся (а следовательно, необходимостью ее коррекции и развития), так и тем, что звуковой строй языка имеет свои закономерности, требующие специальной методической системы в овладении ими. Так как произносительная сторона не существует в речи отдельно от других ее сторон и абсолютизация произносительных навыков на занятиях может иметь отрицательные последствия для речи детей, программа акцентирует мысль об органическом включении занятий по произношению в общую систему работы по развитию речи: «На уроках произношения на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также первоначальный навык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения учащиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением»1.
Роль раздела «Формирование произношения» в системе требований к обучению языку (как это видно из приведенной цитаты) довольно сложная. С одной стороны, она пропедевтическая (например, по отношению к обучению грамоте), но, с другой— в сущности такая же, как и роль других разделов (обеспечить общее развитие речи; способствовать расширению практики общения). Поскольку уроки произношения строятся на уже подготовленном словаре и грамматическом материале, они в значительной мере служат их закреплению в речи учащихся.
Грамота. Обучение элементарным навыкам чтения и письма составляет специальную и весьма сложную задачу в обучении детей с тяжелым недоразвитием речи. В связи с этим содержание работы по данному разделу значительно отличается от содержания работы по разделу с таким же названием в программе для массовой школы
В специальной школе обучение чтению и письму рассматривается не только как начальный этап образования, но и как средство коррекции развития речи и мышления. Специфичность места, занимаемого этим разделом в системе занятий по развитию речи, определяется в объяснительной записке к программе по русскому языку в специальной школе следующим образом «...обучение грамоте является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также одним из способов формирования устной печи, благодаря развитию познавательных процессов, наблюдений и обобщений в области речевых звуков» В связи с этим при определении содержания работы по обучению грамоте приходится принимать во внимание и тот объем речевых навыков, умений и тот языковой материал, овладение которым создает предпосылки (возможности) для усвоения письменной формы речи. Учитывая, что процесс овладения письменностью предполагает сформированною звуковую речь, способность к звуковому анализ и синтезу, в содержание работы по обучению грамоте приходится включать и ту ее часть, которая служит собственно усвоению соответствующих навыков. Эта часть формально относится к разделу «Формирование произношения», но по существу теснейшим образом связана с процессом овладения чтением и письмом.
Необходимые предпосылки лексико-грамматического обеспечения занятий по обучению грамоте создаются на уроках развития речи. В целом же эти занятия (и соответственно их содержание) обеспечиваются установлением теснейших связей раздела «Грамота» с остальными разделами специальной программы по русскому языку.
В течение двух лет обучения (подготовительный— 1-й классы) дети не только учатся чтению и письму, но и приобретают необходимые предварительные навыки правописания. За это время они узнают все буквы, овладевают звуковым и слоговым анализом и синтезом, структурой слова, усваивают особенности русской графики, некоторые нормы орфоэпии, элементы орфографии и пунктуации. Весь этот материал представлен в системе, увязанной с процессом овладения фонемами языка, с посте
пенным преодолением трудностей в произношении, осознанием структуры слогов разной сложности. Предусматривается работа, направленная на дальнейшее развитие фонематического слуха, слуховой, слухо-зрительной, двигательной памяти
В соответствии с принятой в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи организацией процесса обучения элементарному чтению и письму в программе выделяются требования, относящиеся к пропедевтическому (первое полугодие подготовительного класса) и букварному периоду (вторая половина подготовительного— 1-й класс).
Требования, реализуемые на двух этапах первого (подготовительного) периода, относятся к развитию речи в целом (до уровня, на котором уже можно будет приступить собственно к обучению грамоте). Особое внимание уделяется развитию слухового восприятия, различению и вычленению звуков из состава слова, анализу и синтезу слогов, выделению слов из предложений.
Для букварного периода программа указывает последовательность работы над буквами, типами слогов и слов при обучении чтению, а также круг требований к навыкам грамотного письма
Чтение. В содержание раздела включены требования к развитию технических навыков чтения, пониманию текстов и обогащению в связи с этим лексического состава речи, совершенствованию ее логико-грамматической стороны. Предусматривается расширение сведений об окружающем мире и совершенствование познавательных процессов на основе обогащения содержания мышления (представления, понятия, отношения междуними). В целом комплекс умений и навыков в чтении, формируемых на уроках и во внеклассное время, направлен на развитие учащихся.
Коррекционная роль, которую должны выполнять уроки по разделу «Чтение», определяет и построение данного раздела и характер требований к навыкам и умениям, и, в конечном счете, методику обучения правильному, беглому, выразительному, сознательному чтению На этот счет имеется следующее указание в объяснительной записке к программе по русскому языку: .уроки чтения «являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой структуры, накопления и обогащения словарного запаса, разви
тия грамматического строя языка, понимания синтаксических конструкций и овладения различными видами речи (диалогической, описательной и т. д.)» .
Воспитание указанных программой по данному разделу умений и навыков предполагает установление связи с разделами «Развитие речи» и «Формирование произношения». Связь эта двусторонняя материал, усвоенный на уроках по этим двум .разделам, создает основу для уроков чтения, а тексты, проработанные на последних, дают материал для речевой практики в форме диалогов, описаний и повествований на занятиях по произношению и развитию устной и письменной речи. Следовательно, общность материала уроков чтения и развития речи определяет и единство формирования речевых навыков
Программа указывает темы, в соответствии с которыми отбираются конкретные тексты разных жанров и стилей. Этими темами определяется и круг постепенно расширяющейся лексики, фразеологии, синтаксических конструкций и выражаемых в составе предложений логических отношений (пространственные, временные, причинно-следственные и др.). Эти же отношения познаются и в составе связного текста (между его смысловыми частями).
Свою реализацию материал и требования к навыкам чтения и развитию речи и мышления в связи с чтением находят в следующих составных частях занятий, которые указываются программой: подготовка к восприятию текста (экскурсии, беседы и пр.); работа над словарем, предложением и речевыми оборотами; развитие понимания смысловых отношений в тексте; формирование умений составлять план, отвечать на вопросы, пересказывать, вести диалог на тему и пр. Каждая из этих частей и занятия в целом предусматривают решение воспитательных задач, развитие эмоциональной сферы, формирование эстетических представлений.
Грамматика и правописание. Как и учащиеся массовой школы, дети с тяжелыми нарушениями речи должны овладеть основными науками о языке сначала по начальному (элементарному), а затем и по систематическому курсу. Оба эти курса, органически между собой связанные, ставят задачи изучения грамматики и правописания (с присоединением некоторых сведений по фонетике, графике, словообразованию, орфоэпии) Од
нако в принципе изучение каждого из них преследует более важные задачи развития речи и мышления учащихся на базе получаемых сведений о языке (применение их в многообразных видах речевой практики в устной и письменной форме). Развивающая направленность курса основ науки о языке реализуется благодаря выработке сознательного отношения учащихся к языковым средствам выражения мыслей и чувств на специально отобранном материале, представляющем большую образовательно-воспитательную ценность.
Собственно изучение элементарной грамматики как одной из основ наук начинается в специальной школе с третьего года обучений (2-й класс) и продолжается четыре года (по 5-й класс включительно).
Наряду с этим параллельно продолжается практическое усвоение грамматического строя языка (в составе раздела «Развитие речи»).
В содержание элементарного курса грамматики и правописания включается наиболее важный материал, усвоение которого служит на начальном этапе развитию представления о структуре языковых единиц (слово, морфема, словосочетание, предложение, текст), о строе связной речи вообще. Эти первоначальные сведения должны послужить успешному приобретению систематизированных знаний о языке на следующем этапе обучения. Сведения начального курса хотя и являются элементарными, но охватывают значительный круг языковых явлений, относительно большой объем материала по грамматике, правописанию, фонетике и некоторым другим аспектам языка. В целом этот раздел воспроизводит программу по русскому языку для 1—3-х классов массовой школы.
Систематизирован этот материал в четырех разделах: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
Включая материал подразделов в уроки русского языка, учитель (согласно программе) постепенно знакомит учащихся с звуковым составом слова, делением его на слоги и морфемы,, формирует понятие о частях речи и частных грамматических категориях, свойственных каждой из них (в единстве значений и формы). Педагог помогает детям осознать особенности смысловой и формальной характеристики предложений разных типов, устанавливать связи во фразе, выделять и синтезировать словосочетания, дифференцировать члены предложения. Попутно присоединяются некоторые сведения из области лексикологии