Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 384

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 2. Задачи, содержание и организация работы по развитию устной диалогической речи

В соответствии с программными требованиями дети сначала должны научиться понимать (и на основе понимания выпол­нять) простейшие инструкции (типа: Встань, Сядь, Попроси у Вовы тетрадь, Положи книгу на стол, Спроси, что это и т. п.), обращаться к учителю, воспитателю, товарищу с элементарны­ми просьбами и вопросами (Валя, дай красную ленту, Иди иг­рать, Можно взять?, Чей?), сообщать о выполнении поручения читал, Надя играет), понимать некоторые вопросы и уметь ответить на них (Кто это? Как зовут? Что это? и др.), сооб­щать о своем желании, умении (Я хочу рисовать).Как видим, уже в начале обучения учащиеся должны при­менять самые разнообразные виды высказываний, использовать разговорную речь в различных функциях, в связи с разными ви­дами деятельности. Однако объем материала, которым дети: сначала оперируют, очень ограничен, конструкции высказыва­ний предельно элементарны, при этом значительная часть мате­риала разговорной речи усваивается лишь в пассивной форме (понимание).

Постепенно объем слов, фраз расширяется, усложняется; грамматическая структура предложений. В работе по развитию разговорной речи от класса к классу возрастают требования к навыкам ведения диалога и беседы на определенную тему, связ­ного рассказывания по вопросам.

Программа предусматривает работу над различными вида­ми высказываний. Указывается примерный перечень типовых фраз, которыми дети должны научиться правильно пользовать­ся. Некоторые из этих типовых фраз употребляются учениками" только с одной лексической наполняемостью (приветствия, просьбы, вопросы), большинство же других используется с раз­личным словарем. Следовательно, задача заключается в том, чтобы конструкция того или иного вида высказывания (вопрос, ответ, просьба и пр.), введенная сначала в речь как единствен­ная (конкретная речевая единица), постепенно превратилась в модель, эталон, по типу которого строятся аналогичные фра­зы на другом лексическом материале. Программа указывает примерный словарный минимум для учащихся по темам для развития речи.


Большое место в практике разговорной речи учащихся зани­мают предложения неполного состава, весьма характерные для этого стиля.

Морфологические формы слов, типы и виды синтаксических конструкций, употребляемые в различных высказываниях раз­говорного стиля, включенных в программу, разнообразны. По­этому на начальных этапах речь детей с грамматической сторо­ны не может быть совершенно правильной. В связи с этим грамматические ошибки в разговорной речи учащихся исправ­ляются все, но собственно ошибками считаются лишь те, кото­рые сделаны в конструкциях и формах, бывших уже предметом специальных практических языковых занятий (лексико-грамматические обобщения). То же самое относится и к произносительной стороне речи.

Помимо заданий по усвоению отдельных высказываний раз­говорного типа, программа предъявляет также постепенно ус­ложняющиеся требования к навыкам ведения диалога. Темати­ка бесед разнообразна, она отражает окружающую жизнь, учи­тывает интересы и потребности детей, преследует, помимо речевых целей, и цели образовательно-воспитательные.

В объяснительной записке к программе указываются виды деятельности, в связи с которыми должна проводиться работа по развитию разговорной речи в классе. Учебная деятельность, дидактические игры, дежурство, рисование, лепка, конструиро­вание, наблюдения за природой позволяют естественно вклю­чать в работу предусмотренный программой материал (лекси­ка, фразеология).

Круг дидактических задач, намечаемых "программой для по­следовательного решения по разделу «Развитие устной речи», достаточно широк. В целом он включает фактически все, отно­сящееся к навыкам речи. Однако несколько главных задач и соответственно направлений в работе необходимо выделить:

1. Уточнение, пополнение, систематизация представлений,
знаний, понятий об окружающем мире. Работа ведется с предметами, которые дети непосредственно воспринимают. Организуются наблюдения и экскурсии с целью практического изучения различных явлений, которые коллективно обсуждаются, оцениваются, сравниваются, и т. д.

Например, в третьей учебной четверти подготовительного класса природоведческая тематика представлена в следующих

программных заданиях: наблюдения за зимней природой, пого­дой (сосульки, мороз, метель, снегопад, оттепель и т. д.), зи­мующими птицами (различение их по внешнему виду, образу жизни, знание частей тела, видов корма), знакомство с некото­рыми видами диких животных (знание их образа жизни, мест обитания).

Материал, отражающий общественную жизнь, для того же учебного периода представлен темой «Семья (члены семьи, их имена, занятия)». В следующей учебной четверти предлагается тема «Продуктовый магазин». Учащиеся знакомятся с назначе­нием магазина, с трудом людей, там работающих, с видами про­дуктов, оборудованием и т. д.

Непосредственные, живые впечатления от наблюдений, по­лученные, уточненные, расширенные знания по той или иной те­ме становятся предметом разговора, беседы, в которые вклю­чается языковой материал, соответствующий данной теме.

2. Развитие понимания разговорной речи. Программный ма­териал (лексика, виды словосочетаний и фраз) прежде всего вводится в пассивную речь детей. Тем самым обеспечивается его правильное восприятие и понимание.

Работе над развитием понимания речи в системе занятий по обучению языку должно уделяться очень большое внимание. Р. Е. Левина справедливо называет понимание речи одним из узловых образований, которые должны составить основу фор­мирования общений у детей с тяжелыми речевыми нарушения­ми: «Нарушения в понимании речи в этих случаях — результат недостаточного взаимодействия между восприятием речи и прак­тикой пользования ею. Развитие способности дифференциро­вать лексические и грамматические значения сильно повышает эффективность формирования речи в разных направлениях».

Эта задача методически обеспечивается созданием в классе наглядных, наглядно-действенных ситуаций, в которых дейст­вия ученика организуются, направляются словесными поруче­ниями, приказаниями учителя {Покажи у сороки хвост, крылья, клюв, Будем лепить зайца, Нарисуй высокую ель и маленькую елочку и т. п.). В процессе занятий с предметами учащиеся должны научиться соотносить их с названиями, узнать их при­знаки, действия, которые они выполняют. Так, наряду с суще­
ствительными в речь учеников входят и другие части речи.

Дети учатся понимать не только побудительные, но и повест­вовательные и вопросительные фразы.

3. Развитие активной речи: овладение лексикой, навыками сочетания и изменения слов при построении предложений, уча­стие в диалоге и беседе. Те побудительные фразы, которые уча­щиеся научились понимать, они начинают использовать в своей речи (обращаются с ними к товарищам по классу). То же от­носится к повествовательным и вопросительным предложениям. Дети учатся составлять их по демонстрации действия, картине, по инсценировке, отвечают на вопросы, обращаются с ними друг к другу. Постепенно фразы, которые дети научились строить, вводятся в диалоги, в беседы, тематика которых связана с не­посредственными впечатлениями детей, с их деятельностью. Темы бесед начинают отражать то, что детьми воспринималось ранее (до момента беседы), или то, .что им предстоит сделать,, увидеть в будущем (например, разговор о предстоящей экскур­сии). И наконец, наступает период, когда учащиеся должны ве­сти беседу без опоры на непосредственное восприятие нагляд­ной ситуации или живые впечатления (разговор о прочитанном,, диалоги на отвлеченные темы).

Наряду с тематическими беседами программа рекомендует проведение кратких бесед, занимающих 5—10 минут урока (о выполненном поручении, по поводу учебных занятий, об инте­ресном случае, происшедшем в школе, о праздниках, дежурстве и др.).

Развитие разговорной речи предусматривается и в процессе внеклассной работы.

В подготовительном — 2-м классах занятия по развитию раз­говорной речи ведутся на материале простого распространенно­го предложения. С 3-го класса в речь детей согласно программе ■ начинают вводить сложные предложения. Так постепенно уча­щиеся овладевают основными структурными компонентами ре­чевого общения, учатся связно, последовательно вести диалог,. излагать свои мысли.

Жизнь детей в интернате подчиняется четкому режиму, регулирующему различные виды деятельности: учение (уроки, экс­курсии, подготовка домашних заданий), посильный труд (само­обслуживание в быту, ручной, общественно полезный труд) культурный досуг (чтение, игры, спорт, любимые занятия, кино,
телевизор и пр.). Каждый из видов деятельности рождает у де­тей потребность в речевых средствах.

Одно из основных организационных требований заключает­ся в том, чтобы работа над разговорной речью велась в связи с различными видами деятельности, поэтому планирование ре­чевого материала увязывается с содержанием тех или иных за­нятий (урок, экскурсия, беседа, наблюдения, труд, игры, раз­личные внеклассные мероприятия, режимные моменты). Сло­варь и фразы, необходимые для определенного вида деятель­ности, вводятся постепенно, в ограниченном количестве.

На работу в классе по развитию речи учащихся в програм­ме подготовительного класса отводится по 5 часов в неделю, в 1-м классе—по 4 часа, в 3—5 классах — по 3 часа. Кроме то­го, формирование словесного общения во внеклассное время проводится воспитателем (режимные моменты, внеклассные мероприятия).

Указываемое программой время используется для занятий по развитию и устной, и письменной речи, для усвоения слова­ря, для бесед, диалогов, описаний и т. д. Работа над разговор­ной речью иногда занимает часть урока по развитию речи; прак­тика в использовании отдельных видов высказываний разго­ворного типа сочетается с занятиями по разбору содержания текста (на уроке чтения); во внеклассном мероприятии после проведения диалога (беседы) воспитатель может предложить ученикам связно, последовательно рассказать содержание про­смотренного диафильма и т. п.

Над одним речевым материалом работа будет начинаться в классе и затем закрепляться в связи с различными видами дея­тельности вне класса, над другим — порядок работы может быть обратный. Выбор зависит от специфики вида деятельности, с которым связан материал, и от самого речевого материала. Но в любом случае, как правило, одни и те же типы фраз (с ис­пользованием разной лексики) могут найти применение в связи с различными видами деятельности (Можно взять книгу? Можно взять лыжи? Можно взять лопату?; У меня нет тетра­ди по математике.