Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 381
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дать, сравнивать, делать выводы и одновременно давать практику в понимании и выполнении поручений, в построении сообщений о выполняемой и выполненной работе, в ответах на вопросы и постановке их. По ходу урока учащиеся воспринимают инструкции учителя, сообщают о том, какую работу они выполнили.
Занятия по теме начинаются с подготовительной работы. Учитель сообщает: «Подготовимся к предметному уроку. Будет урок на тему «Вода». Учащимся дают поручения: «Вова, принеси графин с кипяченой водой», «Таня, принеси одну кружку, три стакана и глубокую тарелку» и т. д.
Если ученик затрудняется выполнить поручение, учитель напоминает, как надо спросить: «Откуда принести?» Ученик повторяет вопрос и получает на него ответ.
Когда учащиеся принесли все необходимое в класс, учитель может задать несколько вопросов. Например: У кого ты попросил графин? Где ты взяла кружку? Кто тебе дал стакан?
Первый урок начинается с проведением опытов (надо установить, что воду можно переливать, ока бесцветная, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха).
Учитель последовательно вызывает учащихся к столу для проведения опытов, дает поручения и предлагает детям сообщать, что они видят и делают.
Детей заинтересовал опыт, они хотят, чтобы их вызвали для продолжения опытов. Прежде чем удовлетворить это желание, учитель говорит: «Как надо сказать?» Если учащийся затрудняется выразить просьбу или выражает ее неправильно, учитель воспроизводит образец просьбы: «Разрешите, пожалуйста, мне делать опыт» (или «Можно мне делать опыт?», «Я хочу делать опыт»).
После того как в процессе опытов свойства воды установлены (названия этих свойств, таким образом, введены в речь прямым путем, на основе сопоставления наблюдаемого с новым речевым материалом), подводятся методом беседы итоги первого урока: учащиеся читают подготовленный учителем на доске текст о воде, списывают по заданию учителя часть материала в тетради.
Второй урок по теме «Вода» посвящается закреплению материала первого урока, систематизации и некоторому расширению знаний учащихся об использовании воды человеком.
Реализация этих целей достигается с помощью беседы, ра
боты с текстом, упражнения в построении ответов на вопросы о свойствах и применении воды, связного рассказывания.
Второй пример, характеризующий работу по развитию разговорной речи, рассмотрим на материале темы «Весенние цветы», познавательная и воспитательная цель которой — знакомство с первыми весенними цветами (их название, строение, окраска, место и время прорастания и цветения), формирование элементарных понятий о закономерных связях в природе, воспитание любви к природе и развитие эстетического отношения к ней. Эти цели реализуются в условиях активной практической деятельности детей (наблюдения, экскурсии и пр.), что создает благоприятные возможности для пополнения словаря, фразеологии, а также дает практику живого общения.
Учитель сообщает программу предстоящей экскурсии и последующей работы по теме, он говорит: «Пойдем в лес. Посмотрим, какие цветы появились на полянках. Узнаем, как называется цветок. Зарисуем его». По этому материалу проводится беседа (учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Куда пойдем? Зачем?» и т. д.).
В процессе экскурсии происходит живое общение учащихся друг с другом и воспитателем, который сообщает детям названия цветов, фиксирует их внимание на том, где цветок рос, каково его строение, учит детей задавать вопросы, отвечать на них и т. п.
Далее, при обработке материала экскурсии и подведении ее итогов учащиеся включаются в беседу («Много ли цветов вы видели в лесу?», «Где они росли?», «Какого они цвета?»). Учитель направляет эту беседу так, чтобы лети могли обменяться впечатлениями от экскурсии, задавая друг другу вопросы, предлагает использовать опорный словарь (цветок, стебель, запах, цвет, лепестки, какой, как называется, нравится, приятный, нежный) .
И еще один пример, иллюстрирующий методику развития разговорной речи в связи с познавательной деятельностью, приведем на материале темы «Овощи и фрукты» (1-й класс, первая часть).
Эта тема, как и другие, аналогичные ей, предполагает сообщение детям сведений о наиболее распространенных видах овощей и фруктов. Они должны научиться различать их по внешнему виду, вкусу, запаху, форме, величине, способу употребления. Попутно дети усваивают названия овощей и фруктов
(картофель, капуста, морковь, яблоко, груша, слива и др.); признаков, свойственных им (сладкий, несладкий, кисло-сладкий, продолговатый, сырой, соленый и пр.); действий, которые можно производить с этими овощами и фруктами (чистить, мыть, помыть, попробовать, резать, варить и др.). В качестве особой словарной и логической задачи в тему включено формирование родовых понятий «овощи», «фрукты», их соотнесение с видовыми названиями.
Данная тема призвана обобщить, уточнить, расширить, систематизировать представления и понятия детей об овощах и фруктах. Поэтому, кроме беседы, показа, объяснений учителя, предусматривается проведение наблюдений и экскурсий (огород, сад, подсобное хозяйство, овощной и фруктовый отделы в магазинах или осенний базар «Фрукты — овощи», колхозный рынок). На уроках используются по возможности натуральные фрукты и овощи. Предварительно выясняется, что знают дети по теме, повторяются, закрепляются названия овощей и фруктов (поручения, вопросы, ответы, нахождение в ряду других нужного овоща или фрукта, беседа, игры «Что пропало?», «Угадай, какой овощ?»).
В процессе беседы устанавливается, где растут овощи и фрукты, кто и когда их выращивает и собирает, где их продают, что из них делают, как подготавливают к употреблению в пищу и т. д.
Основным в этой работе может стать выделение характерных признаков овощей и фруктов, соответственно развитие навыков употребления в речи прилагательных (которые указаны как лексический минимум к теме) и сравнение сопоставляемых качеств (морковь продолговатая, помидор круглый; огурцы зеленые, морковь оранжевая; лимон кислый, апельсин сладкий). Попутно в речи детей закрепляется дифференциация понятий предмет— действие — признак предмета, дети начинают усваивать согласование прилагательного с существительным. Учитель в нужных случаях обращает внимание на формы числа (огурец — огурцы, помидор — помидоры, красный — красные, зеленый —| зеленые и т. д.).
В плане овладения моделями высказываний разговорного типа в связи с проработкой темы могут быть использованы упражнения в выражении просьбы:
Дайте, пожалуйста, посмотреть (попробовать, понюхать, потрогать), Можно посмотреть?, Я хочу посмотреть (узнать, увидеть, взять) и т. п. В конце проработки темы дети обращаются друг к другу с поручениями, просьбами, вопросами (в частности, о признаках, свойствах изучаемых объектов), проводится диалог, в который включается вся использовавшаяся ранее лексика, дети классифицируют предметы по родовым понятиям «овощи», «фрукты», составляют по образцам, данным учителем, загадки об овощах и фруктах (при этом выполняют задание — по признакам назвать пред. мет), рисуют, придумывают подписи к рисункам.
2. Развитие разговорной речи в связи с трудовой деятельностью.
Роль этого раздела работы возрастает от класса к классу, как постепенно возрастает роль самой трудовой деятельности детей в системе их обучения и воспитания. Организационно развитие разговорной речи в связи с трудовой деятельностью происходит на занятиях ручным трудом (по специальной программе), по самообслуживанию, в работе на пришкольном участке, во время общественно полезного труда. Создаются условия для введения или закрепления программного материала (понимание поручений, вопросы, ответы, просьбы, сообщение о выполняемой и выполненной работе и др.). Методика развития речи в процессе ручной деятельности разработана Н. А. Чевелевой .
Для выполнения какой-либо работы учащимся необходимы различные предметы. Надо уметь попросить их у воспитателя, учителя или другого работника школы, узнать, как ими пользоваться, в каком порядке выполнять те или иные действия. После выполнения работы возникает потребность сообщить о ее результатах. Соответствующий деятельности речевой материал предлагается в виде устных и письменных образцов.
Бытовой труд детей в условиях школы-интерната проводится под руководством воспитателя. Дети учатся уходу за одеждой и обувью, уборке школьных помещений и т. п. Действия детей планируются, речевой материал постепенно расширяется и закрепляется в естественной обстановке.
Так, для дежурства по классу или спальне учащимся предлагаются фразы: Принеси тряпку и вытри доску, Открой форточку, Полей цветы и т. п.
Наряду с этим детей учат задавать вопросы и выражать просьбы: «Где щетка?», «Дайте, пожалуйста, таз (ведро)». По ходу выполнения того или иного задания учеников спрашивают: «Что ты делаешь?», «Зачем?», «Чем будешь вытирать?». Дети учатся сообщать о выполненной работе: «Я подмел класс», «Нина и Коля поливали цветы», давать оценку работе дежурных: «Нина хорошо подмела класс».
На уроках ручного труда ученики знакомятся с его простейшими видами (лепка, вырезывание, склеивание и пр.), получают навыки в использовании материала (бумага, текстиль, пластилин, картон, проволока и др.) и предметов, необходимых в ручном труде (ножницы, клей, кисточка и пр.). Приобретенные на этих уроках навыки могут быть использованы, например, в процессе подготовки к праздникам (украшение класса, изготовление подарков маме, елочных украшений, папок, обложек и др.)
В качестве примера рассмотрим развитие разговорной речи связи с занятиями по изготовлению подарка маме ко дню Марта (3-й класс).
В беседе о Международном женском дне делается вывод: «Для мамы надо приготовить подарок». Учитель спрашивает детей, какие подарки они хотят приготовить, что потребуется для их изготовления: «Что ты хочешь подарить?», «Из чего ты сделаешь свой подарок?», «Когда ты будешь делать подарок маме?» и т. д.
Для построения ответов детям предлагается опорный словарь. Учитель побуждает ребят задавать друг другу уточняющие вопросы типа: «Какого цвета бумага?», «Где ты возьмешь материал для салфетки?», «Какими нитками будешь вышивать?».
В начале урока каждый ученик должен обратиться к учителю (воспитателю) с просьбой дать ему необходимый материал и инструменты. По ходу выполнения работы дети также обращаются к учителю за помощью, советом, показывают свои поделки учителю и друг другу, дают им оценку: «Надя сделала красивую коробку», «Вова хорошо вылепил зайца» и т. п.
Выполняя программу по природоведению, дети работают на пришкольном участке. Эта работа, наряду с познавательными и воспитательными целями, преследует и цели развития речи. Рассмотрим, как она может проводиться на примере весенних работ в саду и на школьном огороде.
Весной сельскохозяйственный участок надо привести в поря
Занятия по теме начинаются с подготовительной работы. Учитель сообщает: «Подготовимся к предметному уроку. Будет урок на тему «Вода». Учащимся дают поручения: «Вова, принеси графин с кипяченой водой», «Таня, принеси одну кружку, три стакана и глубокую тарелку» и т. д.
Если ученик затрудняется выполнить поручение, учитель напоминает, как надо спросить: «Откуда принести?» Ученик повторяет вопрос и получает на него ответ.
Когда учащиеся принесли все необходимое в класс, учитель может задать несколько вопросов. Например: У кого ты попросил графин? Где ты взяла кружку? Кто тебе дал стакан?
Первый урок начинается с проведением опытов (надо установить, что воду можно переливать, ока бесцветная, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха).
Учитель последовательно вызывает учащихся к столу для проведения опытов, дает поручения и предлагает детям сообщать, что они видят и делают.
Детей заинтересовал опыт, они хотят, чтобы их вызвали для продолжения опытов. Прежде чем удовлетворить это желание, учитель говорит: «Как надо сказать?» Если учащийся затрудняется выразить просьбу или выражает ее неправильно, учитель воспроизводит образец просьбы: «Разрешите, пожалуйста, мне делать опыт» (или «Можно мне делать опыт?», «Я хочу делать опыт»).
После того как в процессе опытов свойства воды установлены (названия этих свойств, таким образом, введены в речь прямым путем, на основе сопоставления наблюдаемого с новым речевым материалом), подводятся методом беседы итоги первого урока: учащиеся читают подготовленный учителем на доске текст о воде, списывают по заданию учителя часть материала в тетради.
Второй урок по теме «Вода» посвящается закреплению материала первого урока, систематизации и некоторому расширению знаний учащихся об использовании воды человеком.
Реализация этих целей достигается с помощью беседы, ра
боты с текстом, упражнения в построении ответов на вопросы о свойствах и применении воды, связного рассказывания.
Второй пример, характеризующий работу по развитию разговорной речи, рассмотрим на материале темы «Весенние цветы», познавательная и воспитательная цель которой — знакомство с первыми весенними цветами (их название, строение, окраска, место и время прорастания и цветения), формирование элементарных понятий о закономерных связях в природе, воспитание любви к природе и развитие эстетического отношения к ней. Эти цели реализуются в условиях активной практической деятельности детей (наблюдения, экскурсии и пр.), что создает благоприятные возможности для пополнения словаря, фразеологии, а также дает практику живого общения.
Учитель сообщает программу предстоящей экскурсии и последующей работы по теме, он говорит: «Пойдем в лес. Посмотрим, какие цветы появились на полянках. Узнаем, как называется цветок. Зарисуем его». По этому материалу проводится беседа (учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Куда пойдем? Зачем?» и т. д.).
В процессе экскурсии происходит живое общение учащихся друг с другом и воспитателем, который сообщает детям названия цветов, фиксирует их внимание на том, где цветок рос, каково его строение, учит детей задавать вопросы, отвечать на них и т. п.
Далее, при обработке материала экскурсии и подведении ее итогов учащиеся включаются в беседу («Много ли цветов вы видели в лесу?», «Где они росли?», «Какого они цвета?»). Учитель направляет эту беседу так, чтобы лети могли обменяться впечатлениями от экскурсии, задавая друг другу вопросы, предлагает использовать опорный словарь (цветок, стебель, запах, цвет, лепестки, какой, как называется, нравится, приятный, нежный) .
И еще один пример, иллюстрирующий методику развития разговорной речи в связи с познавательной деятельностью, приведем на материале темы «Овощи и фрукты» (1-й класс, первая часть).
Эта тема, как и другие, аналогичные ей, предполагает сообщение детям сведений о наиболее распространенных видах овощей и фруктов. Они должны научиться различать их по внешнему виду, вкусу, запаху, форме, величине, способу употребления. Попутно дети усваивают названия овощей и фруктов
(картофель, капуста, морковь, яблоко, груша, слива и др.); признаков, свойственных им (сладкий, несладкий, кисло-сладкий, продолговатый, сырой, соленый и пр.); действий, которые можно производить с этими овощами и фруктами (чистить, мыть, помыть, попробовать, резать, варить и др.). В качестве особой словарной и логической задачи в тему включено формирование родовых понятий «овощи», «фрукты», их соотнесение с видовыми названиями.
Данная тема призвана обобщить, уточнить, расширить, систематизировать представления и понятия детей об овощах и фруктах. Поэтому, кроме беседы, показа, объяснений учителя, предусматривается проведение наблюдений и экскурсий (огород, сад, подсобное хозяйство, овощной и фруктовый отделы в магазинах или осенний базар «Фрукты — овощи», колхозный рынок). На уроках используются по возможности натуральные фрукты и овощи. Предварительно выясняется, что знают дети по теме, повторяются, закрепляются названия овощей и фруктов (поручения, вопросы, ответы, нахождение в ряду других нужного овоща или фрукта, беседа, игры «Что пропало?», «Угадай, какой овощ?»).
В процессе беседы устанавливается, где растут овощи и фрукты, кто и когда их выращивает и собирает, где их продают, что из них делают, как подготавливают к употреблению в пищу и т. д.
Основным в этой работе может стать выделение характерных признаков овощей и фруктов, соответственно развитие навыков употребления в речи прилагательных (которые указаны как лексический минимум к теме) и сравнение сопоставляемых качеств (морковь продолговатая, помидор круглый; огурцы зеленые, морковь оранжевая; лимон кислый, апельсин сладкий). Попутно в речи детей закрепляется дифференциация понятий предмет— действие — признак предмета, дети начинают усваивать согласование прилагательного с существительным. Учитель в нужных случаях обращает внимание на формы числа (огурец — огурцы, помидор — помидоры, красный — красные, зеленый —| зеленые и т. д.).
В плане овладения моделями высказываний разговорного типа в связи с проработкой темы могут быть использованы упражнения в выражении просьбы:
Дайте, пожалуйста, посмотреть (попробовать, понюхать, потрогать), Можно посмотреть?, Я хочу посмотреть (узнать, увидеть, взять) и т. п. В конце проработки темы дети обращаются друг к другу с поручениями, просьбами, вопросами (в частности, о признаках, свойствах изучаемых объектов), проводится диалог, в который включается вся использовавшаяся ранее лексика, дети классифицируют предметы по родовым понятиям «овощи», «фрукты», составляют по образцам, данным учителем, загадки об овощах и фруктах (при этом выполняют задание — по признакам назвать пред. мет), рисуют, придумывают подписи к рисункам.
2. Развитие разговорной речи в связи с трудовой деятельностью.
Роль этого раздела работы возрастает от класса к классу, как постепенно возрастает роль самой трудовой деятельности детей в системе их обучения и воспитания. Организационно развитие разговорной речи в связи с трудовой деятельностью происходит на занятиях ручным трудом (по специальной программе), по самообслуживанию, в работе на пришкольном участке, во время общественно полезного труда. Создаются условия для введения или закрепления программного материала (понимание поручений, вопросы, ответы, просьбы, сообщение о выполняемой и выполненной работе и др.). Методика развития речи в процессе ручной деятельности разработана Н. А. Чевелевой .
Для выполнения какой-либо работы учащимся необходимы различные предметы. Надо уметь попросить их у воспитателя, учителя или другого работника школы, узнать, как ими пользоваться, в каком порядке выполнять те или иные действия. После выполнения работы возникает потребность сообщить о ее результатах. Соответствующий деятельности речевой материал предлагается в виде устных и письменных образцов.
Бытовой труд детей в условиях школы-интерната проводится под руководством воспитателя. Дети учатся уходу за одеждой и обувью, уборке школьных помещений и т. п. Действия детей планируются, речевой материал постепенно расширяется и закрепляется в естественной обстановке.
Так, для дежурства по классу или спальне учащимся предлагаются фразы: Принеси тряпку и вытри доску, Открой форточку, Полей цветы и т. п.
Наряду с этим детей учат задавать вопросы и выражать просьбы: «Где щетка?», «Дайте, пожалуйста, таз (ведро)». По ходу выполнения того или иного задания учеников спрашивают: «Что ты делаешь?», «Зачем?», «Чем будешь вытирать?». Дети учатся сообщать о выполненной работе: «Я подмел класс», «Нина и Коля поливали цветы», давать оценку работе дежурных: «Нина хорошо подмела класс».
На уроках ручного труда ученики знакомятся с его простейшими видами (лепка, вырезывание, склеивание и пр.), получают навыки в использовании материала (бумага, текстиль, пластилин, картон, проволока и др.) и предметов, необходимых в ручном труде (ножницы, клей, кисточка и пр.). Приобретенные на этих уроках навыки могут быть использованы, например, в процессе подготовки к праздникам (украшение класса, изготовление подарков маме, елочных украшений, папок, обложек и др.)
В качестве примера рассмотрим развитие разговорной речи связи с занятиями по изготовлению подарка маме ко дню Марта (3-й класс).
В беседе о Международном женском дне делается вывод: «Для мамы надо приготовить подарок». Учитель спрашивает детей, какие подарки они хотят приготовить, что потребуется для их изготовления: «Что ты хочешь подарить?», «Из чего ты сделаешь свой подарок?», «Когда ты будешь делать подарок маме?» и т. д.
Для построения ответов детям предлагается опорный словарь. Учитель побуждает ребят задавать друг другу уточняющие вопросы типа: «Какого цвета бумага?», «Где ты возьмешь материал для салфетки?», «Какими нитками будешь вышивать?».
В начале урока каждый ученик должен обратиться к учителю (воспитателю) с просьбой дать ему необходимый материал и инструменты. По ходу выполнения работы дети также обращаются к учителю за помощью, советом, показывают свои поделки учителю и друг другу, дают им оценку: «Надя сделала красивую коробку», «Вова хорошо вылепил зайца» и т. п.
Выполняя программу по природоведению, дети работают на пришкольном участке. Эта работа, наряду с познавательными и воспитательными целями, преследует и цели развития речи. Рассмотрим, как она может проводиться на примере весенних работ в саду и на школьном огороде.
Весной сельскохозяйственный участок надо привести в поря