Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 375
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
поминает дидактическую игру. Начиная со 2—3-го класса больше появляется возможностей проводить упражнения в разговорной речи с опорой на прошлый речевой опыт учащихся, учить, например, задавать вопросы и отвечать на них в процессе беседы по материалу прогулки, экскурсии, прочитанного рассказа и пр.
Проводя тренировочные упражнения на материале отдельных высказываний разговорного типа, надо соблюдать определенные требования, обусловленные особенностями самого речевого материала и спецификой развития речи детей. Одновременно следует иметь в виду и общие дидактические положения (последовательность, систематичность, повторяемость материала и пр.).
Основными из этих требований являются следующие:
а) материал упражнений должен быть практически актуальным для детей, связанным с их жизненными потребностями и опытом, отвечающим образовательно-воспитательным задачам специальной школы. Поскольку от класса к классу жизненный и речевой опыт детей расширяется, предлагаемый им в упражнениях материал должен постепенно усложняться. Конкретное
выражение это требование находит в отборе словаря для высказываний, а также тем для бесед;
б) при выборе приемов работы над отдельными высказываниями разговорного типа нужно ориентироваться на уровень речевого развития учащихся и этап работы над данным материалом (вводится ли он впервые, закрепляется или повторяется). В зависимости от этих условий учитель опирается на преднамеренно создаваемые на уроках ситуации с разной степенью
конкретности. Начинают с использования наглядных и наглядно-действенных ситуаций (когда ученики не только воспринимают на уроке предметы, признаки, действия, но и сами включаются в практическую деятельность). Затем переходят к ситуациям более условным (упражнения с использованием картин или с опорой на опыт, приобретенный в предшествующих
занятиях, наблюдениях, экскурсиях) и, наконец, к ситуациям
еще более отвлеченным (упражнения, проводимые на словесной
основе — беседа, чтение и анализ текста);
в) учитывая, что речевые навыки имеют сложную структуру, требование последовательности в работе над отдельными: высказываниями должно соблюдаться в двух отношениях. Во-первых, надо начинать с тех упражнений, которые предполага
ет лишь воспроизведение образца, затем вводить упражнения ка построение фразы по аналогии и лишь потом предлагать совершенно самостоятельно употреблять тот или иной вид высказывания. Во-вторых, сначала учителю следует научить детей понимать высказывание, а затем работать над введением его в активную речь. Так, развитие понимания у детей поручения, выраженного определенной грамматической конструкцией, предшествует его активному использованию, работа над пониманием вопроса и построением ответа на него должна опережать упражнения в самостоятельном построении этого вопроса;
г) в занятиях по усвоению отдельных высказываний следует использовать различные виды упражнений. Их разнообразие помогает поддерживать внимание и интерес учащихся к занятиям и тем самым добиваться более высоких результатов. Нельзя допускать такого положения, когда на уроке используется лишь один вид упражнений или вообще на протяжении
многих уроков отдается предпочтение каким-то одному-двум видам упражнений. Необходимо учитывать еще и то, что вообще любой речевой навык не может быть сформирован каким-то одним универсальным приемом работы;
д) упражнения необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся находились в общении не только с учителем или воспитателем своей группы, но как можно больше общались друг с другом. Надо использовать все возможности для расширения круга лиц, с которыми общались бы дети как в стенах школы, так и за ее пределами. Более широкая сфера применения при
обретаемых навыков в использовании отдельных высказываний
будет способствовать не только их закреплению, но и окажет значительное воспитательное воздействие на детей, укрепит их в сознании практической целесообразности усилий, затрачиваемых на учебные упражнения в разговорной речи;
е) по мере совершенствования речи детей их надо учить строить фразу в разных вариантах. Это создает более широкие возможности для общения. Например, наряду с обучением построению полных вопросов и ответов надо практиковать использование их в краткой форме; закрепив речевой оборот в одной форме, обращать внимание детей на возможность параллель
ного использования другого, синонимического по значению(ходил в кино и был в кино, ходил на прогулку и гулял и т. п.).
Как уже отмечалось, в работе над отдельными высказываниями разговорного типа используются разнообразные упражнения. Ниже дается их описание.
1. Воспроизведение образца высказывания, данного учителем. Например, дети задают классу тот же вопрос, который до этого задавал учитель. Восприятие образца, его понимание и воспроизведение — это единственно возможный путь обучения новому речевому материалу и начальный этап в его усвоении.
Поэтому данный вид упражнения используется в работе над всеми типами высказываний, как в естественно возникшей потребности общения, так и в преднамеренно созданной ситуации.
6. Упражнения в постановке вопросов предполагают создание такой ситуации на уроке, когда бы учеником ощущалась практическая необходимость в этом вопросе и получении на него ответа. Если такой необходимости нет, то упражнения приобретают формальный характер. Удобным приемом для обучения умению задавать вопросы является незаконченное поручение: Например, для того чтобы обучить строить и использовать вопрос со словом какой, учитель может поступить следующим образом. Разложив на столе несколько карандашей разного цвета
или размера, он вызывает к столу ученика и дает поручение: «Боря, возьми карандаш..., садись и нарисуй дом». Ученик берег карандаш, но учитель говорит: «Не этот». Таким образом создана ситуация, которая может быть разрешена лишь в том случае, если ученик употребит вопрос: «Какой карандаш взять?» (или «Какой карандаш?», «Какой?»). Образец вопроса дается учителем. Ученик повторяет вопрос, получает на него ответ и
выполняет поручение.
7. Упражнения с использованием записей на доске практикуются как с целью ознакомления с новым образцом высказывания, так и для его закрепления. По мере усвоения программного материала используются задания разной сложности: воспроизведение образца, построение высказывания с пропущенными словами по аналогии с образцом высказывания и при наличии
опорного словаря для замен (вариантов), самостоятельное построение фразы (когда на доске записаны поручения со словами узнай, спроси, попроси и требуется задать вопрос или выразить просьбу, а также, когда в письменном виде даны ответы, а по ним надо подобрать вопросы или наоборот).
8. Упражнения на включение отдельных высказываний в беседу. Этот вид упражнений широко используется во всех классах для закрепления материала разговорной речи. Беседа может развертываться как на основе наглядной ситуации (в том числе и по картине), так и с опорой на прежний опыт детей. Беседа преследует свою главную образовательно-воспитательную цель: ход беседы подчиняется логике ее содержания. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь детям включить в речевой материал беседы и то высказывание определенного типа (конструкция), которое необходимо освоить на данном этапе работы. Например, в беседу о предстоящих весенних ка
никулах оказывается возможным ввести поручение, содержащее косвенный вопрос (Спроси у Веры, куда она хочет пойти во
время каникул). В беседу по теме «Моя мама» удобно (наряду
с основным материалом) включить новый тип вопроса со словами неужели, разве (Разве ты еще не написал маме письмо?,
Неужели ты не поздравил маму?). В разговор о каникулах (1-й класс, вторая четверть) подключаются предварительно отработанные повествовательные предложения (сообщения) содержащие пространственные предлоги в, на, над (в гостях в театре, на катке и т. д.).
Другой пример. В третьей четверти 1-го класса в речь детей вводятся слова со значением времени. По мере их семантизации учащихся подводят к составлению предложений на тему «Режим дня»: Утром я делаю зарядку, Утром дети завтракали, Днем ребята учились и т. п. Затем проводится беседа на ту же тему с использованием картин, в которой дети применяют приобретенные навыки в пользовании лексикой со значением времени.
Выполнение тренировочных упражнений, конечно, преследует и цели отработки произношения фраз (ритм, темп, ударение, интонация, членение на синтагмы). Очень важно, как указывает А. В. Ястребова, работать над интонацией речи детей с первых же занятий: «При чтении, рассказе, беседе обращается внимание учащихся на звучание отдельных фраз, тем самым развивается и закрепляется умение воспринять и расчленить на отдельные предложения, синтагмы прочитанный текст, ориентируясь на интонацию логопеда»'. А. В. Ястребова отмечает, что в упражнениях на развитие навыков ударения обязательно надо показывать детям смысловую значимость логического ударения. При этом учитель следит за речевым дыханием детей, слитностью произношения слов в синтагмах. Отработка этих навыков проходит путем показа учителем образцов и неоднократного воспроизведения их в отраженной речи учащихся. Затем переходят к другим, аналогичным по структуре предложениям.
§ 6. Обучение ведению диалога и беседы
Диалог как форма общения занимает промежуточное положение между отдельными высказываниями и монологической, связной речью (рассказом, повествованием). Последняя строит
Проводя тренировочные упражнения на материале отдельных высказываний разговорного типа, надо соблюдать определенные требования, обусловленные особенностями самого речевого материала и спецификой развития речи детей. Одновременно следует иметь в виду и общие дидактические положения (последовательность, систематичность, повторяемость материала и пр.).
Основными из этих требований являются следующие:
а) материал упражнений должен быть практически актуальным для детей, связанным с их жизненными потребностями и опытом, отвечающим образовательно-воспитательным задачам специальной школы. Поскольку от класса к классу жизненный и речевой опыт детей расширяется, предлагаемый им в упражнениях материал должен постепенно усложняться. Конкретное
выражение это требование находит в отборе словаря для высказываний, а также тем для бесед;
б) при выборе приемов работы над отдельными высказываниями разговорного типа нужно ориентироваться на уровень речевого развития учащихся и этап работы над данным материалом (вводится ли он впервые, закрепляется или повторяется). В зависимости от этих условий учитель опирается на преднамеренно создаваемые на уроках ситуации с разной степенью
конкретности. Начинают с использования наглядных и наглядно-действенных ситуаций (когда ученики не только воспринимают на уроке предметы, признаки, действия, но и сами включаются в практическую деятельность). Затем переходят к ситуациям более условным (упражнения с использованием картин или с опорой на опыт, приобретенный в предшествующих
занятиях, наблюдениях, экскурсиях) и, наконец, к ситуациям
еще более отвлеченным (упражнения, проводимые на словесной
основе — беседа, чтение и анализ текста);
в) учитывая, что речевые навыки имеют сложную структуру, требование последовательности в работе над отдельными: высказываниями должно соблюдаться в двух отношениях. Во-первых, надо начинать с тех упражнений, которые предполага
ет лишь воспроизведение образца, затем вводить упражнения ка построение фразы по аналогии и лишь потом предлагать совершенно самостоятельно употреблять тот или иной вид высказывания. Во-вторых, сначала учителю следует научить детей понимать высказывание, а затем работать над введением его в активную речь. Так, развитие понимания у детей поручения, выраженного определенной грамматической конструкцией, предшествует его активному использованию, работа над пониманием вопроса и построением ответа на него должна опережать упражнения в самостоятельном построении этого вопроса;
г) в занятиях по усвоению отдельных высказываний следует использовать различные виды упражнений. Их разнообразие помогает поддерживать внимание и интерес учащихся к занятиям и тем самым добиваться более высоких результатов. Нельзя допускать такого положения, когда на уроке используется лишь один вид упражнений или вообще на протяжении
многих уроков отдается предпочтение каким-то одному-двум видам упражнений. Необходимо учитывать еще и то, что вообще любой речевой навык не может быть сформирован каким-то одним универсальным приемом работы;
д) упражнения необходимо строить таким образом, чтобы учащиеся находились в общении не только с учителем или воспитателем своей группы, но как можно больше общались друг с другом. Надо использовать все возможности для расширения круга лиц, с которыми общались бы дети как в стенах школы, так и за ее пределами. Более широкая сфера применения при
обретаемых навыков в использовании отдельных высказываний
будет способствовать не только их закреплению, но и окажет значительное воспитательное воздействие на детей, укрепит их в сознании практической целесообразности усилий, затрачиваемых на учебные упражнения в разговорной речи;
е) по мере совершенствования речи детей их надо учить строить фразу в разных вариантах. Это создает более широкие возможности для общения. Например, наряду с обучением построению полных вопросов и ответов надо практиковать использование их в краткой форме; закрепив речевой оборот в одной форме, обращать внимание детей на возможность параллель
ного использования другого, синонимического по значению(ходил в кино и был в кино, ходил на прогулку и гулял и т. п.).
Как уже отмечалось, в работе над отдельными высказываниями разговорного типа используются разнообразные упражнения. Ниже дается их описание.
1. Воспроизведение образца высказывания, данного учителем. Например, дети задают классу тот же вопрос, который до этого задавал учитель. Восприятие образца, его понимание и воспроизведение — это единственно возможный путь обучения новому речевому материалу и начальный этап в его усвоении.
Поэтому данный вид упражнения используется в работе над всеми типами высказываний, как в естественно возникшей потребности общения, так и в преднамеренно созданной ситуации.
-
Воспроизведение образца с заменой некоторых слов в нем.
От простого повторения образца переходят к варьированию (с использованием других слов). Эти упражнения можно рассматривать и как следующий этап в образовании навыка построения фразы данного типа. Замены производятся так, чтобы не нарушать синтаксической структуры высказывания. Например: Дайте, пожалуйста, карандаш, (перо, книгу, тетрадь), Дай (принеси, возьми, купи) тетрадь, Чья книга (тетрадь, сумка, шапка)? Витина (Юрина, Надина). -
Упражнения в выполнении поручений со словами: попроси, дай, возьми, принеси, спроси, узнай и т. п. Эти упражнения организуют и регулируют коллективную речевую деятельность учащихся. Они могут быть использованы как для работы над развитием понимания поручений и навыков их самостоятельного использования, так и для обучения построению просьб, вопросов, ответов, сообщений о своем умении, желании, отношении к предмету или явлению. Как составные части все эти высказывания могут включаться в беседу (диалог). Например, учитель обращается к ученику с поручением: «Возьми книги из шкафа и раздай ребятам». Выполняя поручение, мальчик говорит: «Вова, вот твоя книга» (или: «Вова, возьми книгу»). В другом случае ученик обращается к товарищу: «Сережа, попроси у Нины резинку и дай мне». Соответственно следуют реплики: «Нина, дай, пожалуйста, резинку», «Миша, на резинку». -
Самостоятельное построение высказываний на основе ранее усвоенной его модели (образца). Этот вид упражнений соответствует высшей ступени в овладении данным речевым материалом. В процессе его использования происходит закрепление, совершенствование навыка. Определенная модель вопроса, просьбы, ответа оказывается пригодной для все более и более широкого словаря. Разнообразие условий, в которых ученик применяет данную модель, используя свой словарь, в значительной мере способствует уточнению и расширению значения как всей конструкции, так и входящих в нее слов (сравни: Открой шкаф, Открой глаза, Открой дверь, Открой форточку, Открой книгу). -
Упражнения в построении ответов на вопросы — один из наиболее распространенных видов занятий на уроках развития разговорной речи. Первоначально образец ответа дается в готовом виде, затем учащиеся переходят к варьированию ответов и самостоятельным высказываниям. Наряду с полными ответами ученики должны использовать и краткие, особенно в тех случаях, когда вопросов несколько и они логически связаны
между собой или известна тема беседы, а наглядная ситуация,
в которой происходит разговор, делает совершенно излишним употребление ответов в полной форме. По мере усвоения ответов определенного типа учитель показывает возможные синонимические варианты.
6. Упражнения в постановке вопросов предполагают создание такой ситуации на уроке, когда бы учеником ощущалась практическая необходимость в этом вопросе и получении на него ответа. Если такой необходимости нет, то упражнения приобретают формальный характер. Удобным приемом для обучения умению задавать вопросы является незаконченное поручение: Например, для того чтобы обучить строить и использовать вопрос со словом какой, учитель может поступить следующим образом. Разложив на столе несколько карандашей разного цвета
или размера, он вызывает к столу ученика и дает поручение: «Боря, возьми карандаш..., садись и нарисуй дом». Ученик берег карандаш, но учитель говорит: «Не этот». Таким образом создана ситуация, которая может быть разрешена лишь в том случае, если ученик употребит вопрос: «Какой карандаш взять?» (или «Какой карандаш?», «Какой?»). Образец вопроса дается учителем. Ученик повторяет вопрос, получает на него ответ и
выполняет поручение.
7. Упражнения с использованием записей на доске практикуются как с целью ознакомления с новым образцом высказывания, так и для его закрепления. По мере усвоения программного материала используются задания разной сложности: воспроизведение образца, построение высказывания с пропущенными словами по аналогии с образцом высказывания и при наличии
опорного словаря для замен (вариантов), самостоятельное построение фразы (когда на доске записаны поручения со словами узнай, спроси, попроси и требуется задать вопрос или выразить просьбу, а также, когда в письменном виде даны ответы, а по ним надо подобрать вопросы или наоборот).
8. Упражнения на включение отдельных высказываний в беседу. Этот вид упражнений широко используется во всех классах для закрепления материала разговорной речи. Беседа может развертываться как на основе наглядной ситуации (в том числе и по картине), так и с опорой на прежний опыт детей. Беседа преследует свою главную образовательно-воспитательную цель: ход беседы подчиняется логике ее содержания. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь детям включить в речевой материал беседы и то высказывание определенного типа (конструкция), которое необходимо освоить на данном этапе работы. Например, в беседу о предстоящих весенних ка
никулах оказывается возможным ввести поручение, содержащее косвенный вопрос (Спроси у Веры, куда она хочет пойти во
время каникул). В беседу по теме «Моя мама» удобно (наряду
с основным материалом) включить новый тип вопроса со словами неужели, разве (Разве ты еще не написал маме письмо?,
Неужели ты не поздравил маму?). В разговор о каникулах (1-й класс, вторая четверть) подключаются предварительно отработанные повествовательные предложения (сообщения) содержащие пространственные предлоги в, на, над (в гостях в театре, на катке и т. д.).
Другой пример. В третьей четверти 1-го класса в речь детей вводятся слова со значением времени. По мере их семантизации учащихся подводят к составлению предложений на тему «Режим дня»: Утром я делаю зарядку, Утром дети завтракали, Днем ребята учились и т. п. Затем проводится беседа на ту же тему с использованием картин, в которой дети применяют приобретенные навыки в пользовании лексикой со значением времени.
Выполнение тренировочных упражнений, конечно, преследует и цели отработки произношения фраз (ритм, темп, ударение, интонация, членение на синтагмы). Очень важно, как указывает А. В. Ястребова, работать над интонацией речи детей с первых же занятий: «При чтении, рассказе, беседе обращается внимание учащихся на звучание отдельных фраз, тем самым развивается и закрепляется умение воспринять и расчленить на отдельные предложения, синтагмы прочитанный текст, ориентируясь на интонацию логопеда»'. А. В. Ястребова отмечает, что в упражнениях на развитие навыков ударения обязательно надо показывать детям смысловую значимость логического ударения. При этом учитель следит за речевым дыханием детей, слитностью произношения слов в синтагмах. Отработка этих навыков проходит путем показа учителем образцов и неоднократного воспроизведения их в отраженной речи учащихся. Затем переходят к другим, аналогичным по структуре предложениям.
§ 6. Обучение ведению диалога и беседы
Диалог как форма общения занимает промежуточное положение между отдельными высказываниями и монологической, связной речью (рассказом, повествованием). Последняя строит