Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 378

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
док, вскопать и разрыхлить землю, подготовить грядки к посе­ву и т. д. Организуя детей к выполнению этих работ, учитель в процессе беседы сообщает их содержание и порядок. Затем он спрашивает учащихся, какую именно работу и чем каждый бу­дет выполнять: «Что ты будешь делать?», «Чем ты будешь сгре­бать старые листья?», «Кто будет возить мусор?», «Что нам нужно для работы?». Отвечая на вопросы, ученики используют слова и фразы, подобранные специальным образом согласно программным требованиям (названия орудий сельскохозяйст­венного труда, действий, совершаемых в процессе работ на зе­мельном участке, сельскохозяйственных культур, просьбы, воп­росы, ответы, сообщения о ходе работы).

Перед началом работы учащиеся обращаются к руководи­телю: «Дайте, пожалуйста, лопату», «Где взять грабли?», «Я тоже хочу подметать», «Можно мне с Сережей носить пе­сок?». В ходе уборки и подготовки участка к посеву семян учи­тель следит за тем, чтобы использовалась каждая возможность для практики в разговорной речи. Понадобился, например, со­вок или требуется своими силами починить носилки или лопату, учитель спрашивает у детей, что надо сделать, дает поручения: «Принеси молоток и гвоздь. Почини лопату», «Возьми в сарае совок», «Принеси другую лопату», «Скажи Мише, чтобы он принес лейку».

Окончив работу, дети сообщают о выполненных заданиях: «Мы убрали участок», «Я сгребал листья», «Вера подмела до­рожки» и т. д.

Н. А. Чевелева рекомендует соблюдать определенную после­довательность в обучении разговорной речи в связи с ручной деятельностью. Так, наиболее легкой для ребенка является речь, сопровождающая совершаемые им действия («Я склеи­ваю...»), затем по степени трудности следует речь, завершающая описание выполненной операции («Я наклеил...»). Самой слож­ной является речь планирующая («Сначала я разрежу, потом склею, потом буду раскрашивать»). Н. А. Чевелева обращает внимание на важный факт: сопровождающая, завершающая и планирующая речь отличаются друг от друга различной сте­пенью ситуативности. А постепенный переход от ситуативной речи к контекстной является одним из важнейших методических требований к построению речевой работы в специальной школе.

3. Обучение разговорной речи в игровой деятельности.


Игры широко используются в обучении младших школьни­ков. В игре имитируется действительность, что позволяет ре­шать самые разнообразные образовательно-воспитательные за­дачи, а также развивать как пассивную речь детей, так и активную. Приобретая в процессе игр новые сведения о действи­тельности, учась согласовывать свои действия с действиями то­варищей, развивая свои склонности, интересы, дети при этом испытывают большую потребность в речевых средствах для про­ведения игры. Так как игры в значительной мере строятся на естественном интересе детей к разным видам деятельности, то понятно, что они представляют собой очень ценный путь для формирования речевого общения.

В специальной школе с дидактическими целями можно ис­пользовать ролевые, настольные, подвижные, спортивные игры» Организация, проведение, обсуждение итогов игры — все эти сосставные ее части дают возможность для введения в речь нового и закрепления уже известного речевого материала. Рассмотрим несколько примеров.

Игра «Угадай, где» может проводится на разном материале» но служит главным образом для развития навыков в построе­нии вопросов и ответов о местонахождении той или иной вещи.; Как и другие, эта игра требует организации, соблюдения опре­деленных правил, поэтому в нее можно включить и сообщения о предстоящих и выполненных действиях. Приводим примерный: речевой материал этой игры:




Будем играть. Играть. В игру «Угадай, где». Я. Вова, ...

Мяч. Палочку...

Под парту. В парту. За шкаф.
Что будем делать?

В какую игру?

Кто будет водить?

Вова, выйди из комнаты.

Что спрятать?

Куда спрятать (положить)?

Вова, иди в класс.


Мяч. Палочку...

Я нашел! Я не могу найти. Я не нашел.

Под партой. В шкафу. За шка­фом... Играли.

В игру «Угадай, где». Вова, Нина, ... Я, Нина, ...
Что спрятали?

Ищи!

Где лежит?

Что мы делали? Во что? Кто водил? Кто отгадал?

Игра «Что пропало?» может быть проведена на материале по теме «Инструменты» или по другой теме с целью закрепле­ния названий предметов. Она способствует развитию внимания и памяти детей и одновременно служит упражнением в умении задавать вопросы, отвечать на них, выполнять поручения, со­общать об исполнении какого-то действия. Сначала игра прово­дится при активном участии воспитателя или учителя, затем в их роли выступают поочередно сами дети. В игру вносится эле­мент соревнования: отгадавший, что пропало, получает фишки.-



Примерный материал и ход игры:

1. Принеси в класс инструменты: молоток, ножницы, клещи, шило, сверло,...

Где взять ножницы? Где лежат клещи?

2. Положи инструменты на стол.
Что лежит на столе?

Как называется этот инструмент?

3. Попроси товарищей назвать инструменты.
Что делают молотком?

Чем выпиливают? Для чего нужен топор? ,

4. Попроси одного ученика выйти из класса.

5.Убери со стола рубанок.
Что убрали?

Кто убрал рубанок?

6.Позови товарища в класс.
7. Спроси, что пропало.

Что пропало?

Ножницы. Не угадал. Вот ножницы. Рубанок. Угадал. Возьми фишку.

Большой интерес вызывают у учащихся ролевые игры («Гости и хозяева», «Магазин», «Рынок», «Автобус» и др.). Речевой ма­териал каждой игры варьируется в зависимости от приобретен­ных ранее навыков, а также от того, какому типу высказыва­ний и виду синтаксической конструкции предложения должно быть отдано предпочтение (согласно программным требова­ниям).

Ролевая игра «Продуктовый магазин» может быть проведе­на на следующем материале:

1. Спрашивай и отвечай (подготовка к игре, распределение ролей).

Будем играть в магазин. В магазин.

В продуктовый магазин. Я буду продавец...

В какую игру будем играть?

Здесь. Там.

Печенье. Конфеты. Бараний,

Кто будет продавец (кассир,
покупатель, мама)?
Где будет касса?
Где будет прилавок?
Какие продукты будем прода­вать и покупать?
Ра з г о в о р «д о м а».

Что купить? Сколько? пожалуйста, деньги и сумку.

Разговор в магазине.

У вас есть конфеты (печенье)?

Сколько стоит?

Получите десять копеек (пят - Возьмите чек и сдачу,
надцать, двадцать копеек).
Дайте, пожалуйста, печенье. Пожалуйста.

Спасибо.

По ходу игры используется таблица словосочетаний числи­тельных с существительными.

2. Спрашивай и отвечай (подведение итогов игры).

Куда ходил? В магазин.

За чем? За булочками.

Сколько булочек купил? Две.

Сколько заплатил? Двадцать копеек.

В младших классах можно выборочно использовать игры, рекомендованные для логопедической работы с дошкольника­ми. Речевой материал для отобранных игр надо подбирать в соответствии со школьной программой по русскому языку.


В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи наряду с собственно играми используются и игровые приемы (элемен­ты игры, занимательности). Некоторые из них описаны Л.М. Чудиновой: «Угадай, что я буду делать?», «Угадай, куда я пойду?», «Угадай, куда я спрятал?» и др. ' Приведем лишь один пример. Учитель показывает детям несколько предметов, необходимых в определенной ситуации (например, деньги, кошелек, сумка), и спрашивает: «Угадайте, куда я пойду?». Ответы детей корри­гируются, уточняются. По поводу данной ситуации (покупка продуктов) задается несколько наводящих и уточняющих вопро­сов. Затем кто-либо из учащихся выступает в роли составителя игры-загадки (конечно, с помощью учителя), в которой воссоз­дается еще одна наглядная ситуация.


§ 5. Обучение отдельным видам высказываний при помощи тренировочных упражнений

Наряду с обучением разговорной речи в связи с различны­ми видами деятельности большое место должно отводиться про­ведению специальных тренировочных упражнений, направленных на усвоение учащимися отдельных видов высказываний. И хотя эти упражнения рассматриваются как дополнительный путь формирования навыков общения, роль их очень велика: они в известной мере способны расширить столь необходимую детям речевую практику. Вместе с тем специальные упражнения при­званы ускорить процесс овладения отдельными видами выска­зываний, способствовать развитию навыков построения предложений разных функциональных типов и синтаксических моделей.

Система упражнений предполагает последовательное обуче­ние на уроках русского языка таким видам высказываний, как вопросы, ответы, поручения, сообщения, отчеты и др. Если обу­чение разговорной речи в процессе деятельности в значительной мере приспосабливается к ней, обслуживает ее, то обучение при помощи специальных упражнений выступает как самостоятель­ная задача. В этом случае главным содержанием урока стано­вится сам материал разговорной речи, а тот или иной вид прак­тической деятельности приспосабливается к нему, становится педагогическим средством, помогающим воссоздать условия ре­ального общения на уроке.

Например, для того чтобы учить детей активно использовать в речи вопросы типа: Где лежит?, Куда положил?, Откуда взял?, специально отбираются слова, соответствующие програм­мным темам («Учебные вещи», «Елочные украшения», «Посу­ла», «Овощи», «Фрукты» и т. п.). Использование вопросов с этими отобранными словами происходит на уроке параллельно с практической деятельностью детей, заключающейся в разме­щении, перемещении и нахождении тех или иных предметов $ классе. Иными словами, для проведения специальных упра^. нений по развитию разговорной речи в подготовительном и 1-ц классах преднамеренно создается наглядная ситуация (в зна­чительной мере условная), которая делает употребление рече­вого материала (в данном случае вопросов) практически оправ­данным, мотивированным. В известной мере такая ситуация на­