Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 378
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
док, вскопать и разрыхлить землю, подготовить грядки к посеву и т. д. Организуя детей к выполнению этих работ, учитель в процессе беседы сообщает их содержание и порядок. Затем он спрашивает учащихся, какую именно работу и чем каждый будет выполнять: «Что ты будешь делать?», «Чем ты будешь сгребать старые листья?», «Кто будет возить мусор?», «Что нам нужно для работы?». Отвечая на вопросы, ученики используют слова и фразы, подобранные специальным образом согласно программным требованиям (названия орудий сельскохозяйственного труда, действий, совершаемых в процессе работ на земельном участке, сельскохозяйственных культур, просьбы, вопросы, ответы, сообщения о ходе работы).
Перед началом работы учащиеся обращаются к руководителю: «Дайте, пожалуйста, лопату», «Где взять грабли?», «Я тоже хочу подметать», «Можно мне с Сережей носить песок?». В ходе уборки и подготовки участка к посеву семян учитель следит за тем, чтобы использовалась каждая возможность для практики в разговорной речи. Понадобился, например, совок или требуется своими силами починить носилки или лопату, учитель спрашивает у детей, что надо сделать, дает поручения: «Принеси молоток и гвоздь. Почини лопату», «Возьми в сарае совок», «Принеси другую лопату», «Скажи Мише, чтобы он принес лейку».
Окончив работу, дети сообщают о выполненных заданиях: «Мы убрали участок», «Я сгребал листья», «Вера подмела дорожки» и т. д.
Н. А. Чевелева рекомендует соблюдать определенную последовательность в обучении разговорной речи в связи с ручной деятельностью. Так, наиболее легкой для ребенка является речь, сопровождающая совершаемые им действия («Я склеиваю...»), затем по степени трудности следует речь, завершающая описание выполненной операции («Я наклеил...»). Самой сложной является речь планирующая («Сначала я разрежу, потом склею, потом буду раскрашивать»). Н. А. Чевелева обращает внимание на важный факт: сопровождающая, завершающая и планирующая речь отличаются друг от друга различной степенью ситуативности. А постепенный переход от ситуативной речи к контекстной является одним из важнейших методических требований к построению речевой работы в специальной школе.
3. Обучение разговорной речи в игровой деятельности.
Игры широко используются в обучении младших школьников. В игре имитируется действительность, что позволяет решать самые разнообразные образовательно-воспитательные задачи, а также развивать как пассивную речь детей, так и активную. Приобретая в процессе игр новые сведения о действительности, учась согласовывать свои действия с действиями товарищей, развивая свои склонности, интересы, дети при этом испытывают большую потребность в речевых средствах для проведения игры. Так как игры в значительной мере строятся на естественном интересе детей к разным видам деятельности, то понятно, что они представляют собой очень ценный путь для формирования речевого общения.
В специальной школе с дидактическими целями можно использовать ролевые, настольные, подвижные, спортивные игры» Организация, проведение, обсуждение итогов игры — все эти сосставные ее части дают возможность для введения в речь нового и закрепления уже известного речевого материала. Рассмотрим несколько примеров.
Игра «Угадай, где» может проводится на разном материале» но служит главным образом для развития навыков в построении вопросов и ответов о местонахождении той или иной вещи.; Как и другие, эта игра требует организации, соблюдения определенных правил, поэтому в нее можно включить и сообщения о предстоящих и выполненных действиях. Приводим примерный: речевой материал этой игры:
Будем играть. Играть. В игру «Угадай, где». Я. Вова, ...
Мяч. Палочку...
Под парту. В парту. За шкаф.
Что будем делать?
В какую игру?
Кто будет водить?
Вова, выйди из комнаты.
Что спрятать?
Куда спрятать (положить)?
Вова, иди в класс.
Мяч. Палочку...
Я нашел! Я не могу найти. Я не нашел.
Под партой. В шкафу. За шкафом... Играли.
В игру «Угадай, где». Вова, Нина, ... Я, Нина, ...
Что спрятали?
Ищи!
Где лежит?
Что мы делали? Во что? Кто водил? Кто отгадал?
Игра «Что пропало?» может быть проведена на материале по теме «Инструменты» или по другой теме с целью закрепления названий предметов. Она способствует развитию внимания и памяти детей и одновременно служит упражнением в умении задавать вопросы, отвечать на них, выполнять поручения, сообщать об исполнении какого-то действия. Сначала игра проводится при активном участии воспитателя или учителя, затем в их роли выступают поочередно сами дети. В игру вносится элемент соревнования: отгадавший, что пропало, получает фишки.-
Примерный материал и ход игры:
1. Принеси в класс инструменты: молоток, ножницы, клещи, шило, сверло,...
Где взять ножницы? Где лежат клещи?
2. Положи инструменты на стол.
Что лежит на столе?
Как называется этот инструмент?
3. Попроси товарищей назвать инструменты.
Что делают молотком?
Чем выпиливают? Для чего нужен топор? ,
4. Попроси одного ученика выйти из класса.
5.Убери со стола рубанок.
Что убрали?
Кто убрал рубанок?
6.Позови товарища в класс.
7. Спроси, что пропало.
Что пропало?
Ножницы. Не угадал. Вот ножницы. Рубанок. Угадал. Возьми фишку.
Большой интерес вызывают у учащихся ролевые игры («Гости и хозяева», «Магазин», «Рынок», «Автобус» и др.). Речевой материал каждой игры варьируется в зависимости от приобретенных ранее навыков, а также от того, какому типу высказываний и виду синтаксической конструкции предложения должно быть отдано предпочтение (согласно программным требованиям).
Ролевая игра «Продуктовый магазин» может быть проведена на следующем материале:
1. Спрашивай и отвечай (подготовка к игре, распределение ролей).
Будем играть в магазин. В магазин.
В продуктовый магазин. Я буду продавец...
В какую игру будем играть?
Здесь. Там.
Печенье. Конфеты. Бараний,
Кто будет продавец (кассир,
покупатель, мама)?
Где будет касса?
Где будет прилавок?
Какие продукты будем продавать и покупать?
Ра з г о в о р «д о м а».
Что купить? Сколько? пожалуйста, деньги и сумку.
Разговор в магазине.
У вас есть конфеты (печенье)?
Сколько стоит?
Получите десять копеек (пят - Возьмите чек и сдачу,
надцать, двадцать копеек).
Дайте, пожалуйста, печенье. Пожалуйста.
Спасибо.
По ходу игры используется таблица словосочетаний числительных с существительными.
2. Спрашивай и отвечай (подведение итогов игры).
Куда ходил? В магазин.
За чем? За булочками.
Сколько булочек купил? Две.
Сколько заплатил? Двадцать копеек.
В младших классах можно выборочно использовать игры, рекомендованные для логопедической работы с дошкольниками. Речевой материал для отобранных игр надо подбирать в соответствии со школьной программой по русскому языку.
В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи наряду с собственно играми используются и игровые приемы (элементы игры, занимательности). Некоторые из них описаны Л.М. Чудиновой: «Угадай, что я буду делать?», «Угадай, куда я пойду?», «Угадай, куда я спрятал?» и др. ' Приведем лишь один пример. Учитель показывает детям несколько предметов, необходимых в определенной ситуации (например, деньги, кошелек, сумка), и спрашивает: «Угадайте, куда я пойду?». Ответы детей корригируются, уточняются. По поводу данной ситуации (покупка продуктов) задается несколько наводящих и уточняющих вопросов. Затем кто-либо из учащихся выступает в роли составителя игры-загадки (конечно, с помощью учителя), в которой воссоздается еще одна наглядная ситуация.
§ 5. Обучение отдельным видам высказываний при помощи тренировочных упражнений
Наряду с обучением разговорной речи в связи с различными видами деятельности большое место должно отводиться проведению специальных тренировочных упражнений, направленных на усвоение учащимися отдельных видов высказываний. И хотя эти упражнения рассматриваются как дополнительный путь формирования навыков общения, роль их очень велика: они в известной мере способны расширить столь необходимую детям речевую практику. Вместе с тем специальные упражнения призваны ускорить процесс овладения отдельными видами высказываний, способствовать развитию навыков построения предложений разных функциональных типов и синтаксических моделей.
Система упражнений предполагает последовательное обучение на уроках русского языка таким видам высказываний, как вопросы, ответы, поручения, сообщения, отчеты и др. Если обучение разговорной речи в процессе деятельности в значительной мере приспосабливается к ней, обслуживает ее, то обучение при помощи специальных упражнений выступает как самостоятельная задача. В этом случае главным содержанием урока становится сам материал разговорной речи, а тот или иной вид практической деятельности приспосабливается к нему, становится педагогическим средством, помогающим воссоздать условия реального общения на уроке.
Например, для того чтобы учить детей активно использовать в речи вопросы типа: Где лежит?, Куда положил?, Откуда взял?, специально отбираются слова, соответствующие программным темам («Учебные вещи», «Елочные украшения», «Посула», «Овощи», «Фрукты» и т. п.). Использование вопросов с этими отобранными словами происходит на уроке параллельно с практической деятельностью детей, заключающейся в размещении, перемещении и нахождении тех или иных предметов $ классе. Иными словами, для проведения специальных упра^. нений по развитию разговорной речи в подготовительном и 1-ц классах преднамеренно создается наглядная ситуация (в значительной мере условная), которая делает употребление речевого материала (в данном случае вопросов) практически оправданным, мотивированным. В известной мере такая ситуация на
Перед началом работы учащиеся обращаются к руководителю: «Дайте, пожалуйста, лопату», «Где взять грабли?», «Я тоже хочу подметать», «Можно мне с Сережей носить песок?». В ходе уборки и подготовки участка к посеву семян учитель следит за тем, чтобы использовалась каждая возможность для практики в разговорной речи. Понадобился, например, совок или требуется своими силами починить носилки или лопату, учитель спрашивает у детей, что надо сделать, дает поручения: «Принеси молоток и гвоздь. Почини лопату», «Возьми в сарае совок», «Принеси другую лопату», «Скажи Мише, чтобы он принес лейку».
Окончив работу, дети сообщают о выполненных заданиях: «Мы убрали участок», «Я сгребал листья», «Вера подмела дорожки» и т. д.
Н. А. Чевелева рекомендует соблюдать определенную последовательность в обучении разговорной речи в связи с ручной деятельностью. Так, наиболее легкой для ребенка является речь, сопровождающая совершаемые им действия («Я склеиваю...»), затем по степени трудности следует речь, завершающая описание выполненной операции («Я наклеил...»). Самой сложной является речь планирующая («Сначала я разрежу, потом склею, потом буду раскрашивать»). Н. А. Чевелева обращает внимание на важный факт: сопровождающая, завершающая и планирующая речь отличаются друг от друга различной степенью ситуативности. А постепенный переход от ситуативной речи к контекстной является одним из важнейших методических требований к построению речевой работы в специальной школе.
3. Обучение разговорной речи в игровой деятельности.
Игры широко используются в обучении младших школьников. В игре имитируется действительность, что позволяет решать самые разнообразные образовательно-воспитательные задачи, а также развивать как пассивную речь детей, так и активную. Приобретая в процессе игр новые сведения о действительности, учась согласовывать свои действия с действиями товарищей, развивая свои склонности, интересы, дети при этом испытывают большую потребность в речевых средствах для проведения игры. Так как игры в значительной мере строятся на естественном интересе детей к разным видам деятельности, то понятно, что они представляют собой очень ценный путь для формирования речевого общения.
В специальной школе с дидактическими целями можно использовать ролевые, настольные, подвижные, спортивные игры» Организация, проведение, обсуждение итогов игры — все эти сосставные ее части дают возможность для введения в речь нового и закрепления уже известного речевого материала. Рассмотрим несколько примеров.
Игра «Угадай, где» может проводится на разном материале» но служит главным образом для развития навыков в построении вопросов и ответов о местонахождении той или иной вещи.; Как и другие, эта игра требует организации, соблюдения определенных правил, поэтому в нее можно включить и сообщения о предстоящих и выполненных действиях. Приводим примерный: речевой материал этой игры:
Будем играть. Играть. В игру «Угадай, где». Я. Вова, ...
Мяч. Палочку...
Под парту. В парту. За шкаф.
Что будем делать?
В какую игру?
Кто будет водить?
Вова, выйди из комнаты.
Что спрятать?
Куда спрятать (положить)?
Вова, иди в класс.
Мяч. Палочку...
Я нашел! Я не могу найти. Я не нашел.
Под партой. В шкафу. За шкафом... Играли.
В игру «Угадай, где». Вова, Нина, ... Я, Нина, ...
Что спрятали?
Ищи!
Где лежит?
Что мы делали? Во что? Кто водил? Кто отгадал?
Игра «Что пропало?» может быть проведена на материале по теме «Инструменты» или по другой теме с целью закрепления названий предметов. Она способствует развитию внимания и памяти детей и одновременно служит упражнением в умении задавать вопросы, отвечать на них, выполнять поручения, сообщать об исполнении какого-то действия. Сначала игра проводится при активном участии воспитателя или учителя, затем в их роли выступают поочередно сами дети. В игру вносится элемент соревнования: отгадавший, что пропало, получает фишки.-
Примерный материал и ход игры:
1. Принеси в класс инструменты: молоток, ножницы, клещи, шило, сверло,...
Где взять ножницы? Где лежат клещи?
2. Положи инструменты на стол.
Что лежит на столе?
Как называется этот инструмент?
3. Попроси товарищей назвать инструменты.
Что делают молотком?
Чем выпиливают? Для чего нужен топор? ,
4. Попроси одного ученика выйти из класса.
5.Убери со стола рубанок.
Что убрали?
Кто убрал рубанок?
6.Позови товарища в класс.
7. Спроси, что пропало.
Что пропало?
Ножницы. Не угадал. Вот ножницы. Рубанок. Угадал. Возьми фишку.
Большой интерес вызывают у учащихся ролевые игры («Гости и хозяева», «Магазин», «Рынок», «Автобус» и др.). Речевой материал каждой игры варьируется в зависимости от приобретенных ранее навыков, а также от того, какому типу высказываний и виду синтаксической конструкции предложения должно быть отдано предпочтение (согласно программным требованиям).
Ролевая игра «Продуктовый магазин» может быть проведена на следующем материале:
1. Спрашивай и отвечай (подготовка к игре, распределение ролей).
Будем играть в магазин. В магазин.
В продуктовый магазин. Я буду продавец...
В какую игру будем играть?
Здесь. Там.
Печенье. Конфеты. Бараний,
Кто будет продавец (кассир,
покупатель, мама)?
Где будет касса?
Где будет прилавок?
Какие продукты будем продавать и покупать?
Ра з г о в о р «д о м а».
Что купить? Сколько? пожалуйста, деньги и сумку.
Разговор в магазине.
У вас есть конфеты (печенье)?
Сколько стоит?
Получите десять копеек (пят - Возьмите чек и сдачу,
надцать, двадцать копеек).
Дайте, пожалуйста, печенье. Пожалуйста.
Спасибо.
По ходу игры используется таблица словосочетаний числительных с существительными.
2. Спрашивай и отвечай (подведение итогов игры).
Куда ходил? В магазин.
За чем? За булочками.
Сколько булочек купил? Две.
Сколько заплатил? Двадцать копеек.
В младших классах можно выборочно использовать игры, рекомендованные для логопедической работы с дошкольниками. Речевой материал для отобранных игр надо подбирать в соответствии со школьной программой по русскому языку.
В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи наряду с собственно играми используются и игровые приемы (элементы игры, занимательности). Некоторые из них описаны Л.М. Чудиновой: «Угадай, что я буду делать?», «Угадай, куда я пойду?», «Угадай, куда я спрятал?» и др. ' Приведем лишь один пример. Учитель показывает детям несколько предметов, необходимых в определенной ситуации (например, деньги, кошелек, сумка), и спрашивает: «Угадайте, куда я пойду?». Ответы детей корригируются, уточняются. По поводу данной ситуации (покупка продуктов) задается несколько наводящих и уточняющих вопросов. Затем кто-либо из учащихся выступает в роли составителя игры-загадки (конечно, с помощью учителя), в которой воссоздается еще одна наглядная ситуация.
§ 5. Обучение отдельным видам высказываний при помощи тренировочных упражнений
Наряду с обучением разговорной речи в связи с различными видами деятельности большое место должно отводиться проведению специальных тренировочных упражнений, направленных на усвоение учащимися отдельных видов высказываний. И хотя эти упражнения рассматриваются как дополнительный путь формирования навыков общения, роль их очень велика: они в известной мере способны расширить столь необходимую детям речевую практику. Вместе с тем специальные упражнения призваны ускорить процесс овладения отдельными видами высказываний, способствовать развитию навыков построения предложений разных функциональных типов и синтаксических моделей.
Система упражнений предполагает последовательное обучение на уроках русского языка таким видам высказываний, как вопросы, ответы, поручения, сообщения, отчеты и др. Если обучение разговорной речи в процессе деятельности в значительной мере приспосабливается к ней, обслуживает ее, то обучение при помощи специальных упражнений выступает как самостоятельная задача. В этом случае главным содержанием урока становится сам материал разговорной речи, а тот или иной вид практической деятельности приспосабливается к нему, становится педагогическим средством, помогающим воссоздать условия реального общения на уроке.
Например, для того чтобы учить детей активно использовать в речи вопросы типа: Где лежит?, Куда положил?, Откуда взял?, специально отбираются слова, соответствующие программным темам («Учебные вещи», «Елочные украшения», «Посула», «Овощи», «Фрукты» и т. п.). Использование вопросов с этими отобранными словами происходит на уроке параллельно с практической деятельностью детей, заключающейся в размещении, перемещении и нахождении тех или иных предметов $ классе. Иными словами, для проведения специальных упра^. нений по развитию разговорной речи в подготовительном и 1-ц классах преднамеренно создается наглядная ситуация (в значительной мере условная), которая делает употребление речевого материала (в данном случае вопросов) практически оправданным, мотивированным. В известной мере такая ситуация на