Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 373

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ся из отдельных фраз, объединенных общей темой, содержанием, наличием логических связей между частями относительно боль­шого высказывания. В значительной степени эти качества при­сущи и диалогу. Однако есть и существенные отличия: фразы (реплики) в диалоге распределяются между двумя говорящими (близкое к диалогу понятие беседы не содержит ограничения числа участвующих в разговоре); собеседники постоянно меня­ются ролями (один говорит, другой воспринимает). Следование теме диалога, направление его в русло определенного содержа­ния (что является задачей обоих собеседников) обеспечивается путем установления смысловых и логических связей между во­просом, ответом и следующим вопросом {Ты был на экскурсии? Нет.Почему?). Для фраз, составляющих диалог, харак­терна относительная краткость. Как видим, черты, отличающие диалог от монологической речи, роднят его с общением при по­мощи единичных высказываний. Об этом важно вспомнить для того, чтобы правильно понимать сущность формируемых у детей навыков в процессе работы над диалогом и сознательно подхо­дить к выбору методических приемов и видов упражнений. Ди­дактическая ценность диалога (беседы) во многом определяется тем, что главную роль в его ведении может принять на себя учи­тель. Он учит детей связности, логичности высказываний, дает образцы фраз, подсказывает выбор слов и т. д.

В школьной программе четко определена эта роль диалога и беседы в развитии разговорной речи учащихся. По мере того как дети овладевают навыками понимания и построения предложе­ния (в процессе работы над поручениями, сообщениями о выпол­ненном задании, вопросами, ответами и т. д.), создаются пред­посылки для развертывания занятий по обучению связному устно­му общению. «Становится возможным перейти к диалогу в учеб­ной и игровой ситуации. Ведущим приемом обучения становится беседа» '. Начинать эту работу программа рекомендует с исполь­зования тематики бесед, которая непосредственно связана с вос­приятием детей, с их живыми впечатлениями, наблюдениями, участием в учебно-познавательном, процессе, а также в других видах деятельности (подготовительный—1-й классы). Со 2-го класса рекомендуется переходить к беседам в таких фор­мах, когда содержание материала черпается из имеющихся уже
у детей конкретных представлений, образов, знаний, из их жиз­ненного опыта.

Программа содержит требования к навыкам ведения диало­гов и бесед, начиная со второй четверти подготовительного клас­са. Учащиеся должны научиться вести простейшие диалоги в на­глядной ситуации, а также диалоги и беседы на определенную тему на основе контекста. Первые по отношению ко вторым пред­ставляют начальный этап в формировании навыков последова­тельно, логично выражать свои мысли в ряде высказываний (главным образом, вопросы и ответы).

Для обучения простейшим диалогам используются дидакти­ческие игры, инсценировки. Ситуация, данная в начале игры, в ходе ее видоизменяется. Наглядно воспринимая эти изменения, дети легко устанавливают их логическую последовательность, что и служит основой для словесного оформления игр в виде диалога. Весь речевой материал такого диалога (согласно ходу игры) дается учащимся в образцах речи учителя. По мере усвое­ния образцов вопросов и ответов дети переходят к самостоятель­ному ведению диалога. Со 2-го класса (после овладения элементарной грамотой) часть материала для диалога, бесед фиксируется письменно. Виды игр, используемых для обучения простейшим диалогам, очень разнообразны.

Кроме диалогов, проводимых на основе инсценировок и программа рекомендует при обучении использовать более сложные их разновидности:

разговор по подобию (сначала научились беседовать об од­ном конкретном предмете, затем с большей самостоятельностью о другом, сходным с первым);

продолжение начатого разговора (начало беседы определила тему, тем самым наметился ее план, возможные варианты про­должения);

беседа на основе естественной ситуации (в ходе учебной ра­боты, на экскурсии, в процессе наблюдений используется непо­средственно возникшая потребность детей высказать свои впе­чатления, суждения и т. д.);

диалог по словесной инструкции (когда указывается тема, намечается содержание разговора, даются пояснения относитель­но ситуации, в которой он происходит).

Картины и другой наглядный материал могут быть использо­ваны в связи с каждой из названных выше разновидностей диа­лога. Вместе с тем диалог по картине или серии картин можно рассматривать и как самостоятельный вид занятий по развитию разговорной речи.



Обучение диалогу и беседе ведется в классе и вне класса. Со­держание их очень разнообразно, оно отражает окружающую жизнь детей. Чтобы дать представление о содержании работы над ними, приведем несколько программных тем по развитию речи для 3-го класса:

«Вспомним лето» (наблюдения за изменениями погоды, жизнь растений, урожай лесных ягод, орехов, грибов, труд людей ле­том, работы в колхозе, помощь пионеров в летних работах, зна­комство с сельскохозяйственными профессиями, орудиями труда, полевые и огородные растения, экскурсии в колхоз и на сельско­хозяйственную выставку); «Осень» (осенние явления в природе, золотая осень, поздняя осень, изменения в жизни животных и ра­стений, осенние посадки, цветочно-декоративные растения, осен­ние плоды и семена, ведение календаря природы и труда); «7 Ноября — великий праздник» (жизнь рабочих и крестьян до Великой Октябрьской социалистической революции, победа рабочих и крестьян под руководством партии большевиков во гла­ве с В. И. Лениным в Великой Октябрьской социалистической революции, В. И. Ленин в дни Октября, изменения в жизни тру­дящихся после Октября, экскурсии по историческим местам го­рода, слушание радиопередач, просмотр фильмов, диафильмов,, телепередач); «Картины природы и труда зимой» (наблюдения; за зимними изменениями в природе, комнатные растения, жизнь домашних и диких животных, экскурсия в лес, наблюдения за снежным покровом, следами зверей, поведением птиц); «Сказки, басни, пословицы, поговорки» (русские народные сказки, сказки народов СССР, составление тематических альбомов, сказки д. С. Пушкина, Г. X. Андерсена, подбор и группировка загадок, пословиц, поговорок по темам, инсценирование сказок, слуша­ние художественных произведений в грамзаписи).

В классе проводятся также беседы о выходном дне, о собы­тиях и случаях из жизни детей («Что случилось?»), о проведен­ных экскурсиях, просмотренных фильмах и прочитанных книгах. Большое место занимают диалоги по картинам и сериям картин, подобранных к программным темам, а также вне связи с ними. Разнообразен материал бесед и диалогов, проводимых во вне­
классное время воспитателем. Наряду с темами, отражающими познавательную деятельность детей (экскурсии, наблюдения, прогулки, труд, чтение), воспитатель много места отводит бесе­дам на эстетические, общественно-политические темы, а также темы санитарно-гигиенического характера.

Требования к учащимся в отношении степени самостоятель­ности ведения диалога постепенно усложняются. Ученики 1-го класса должны уметь вести диалог при помощи готовых образ­цов и опорных слов, ученики 2-го класса — самостоятельно стро­ить вопросы и ответы, выдерживать тему беседы, соблюдать ло­гическую последовательность реплик. В 3-м и 4-м классах эти навыки закрепляются, однако роль образцов и здесь велика, но даются они главным образом в случаях, когда в диалог вво­дятся новые обороты речи или уже известные, но содержащие незнакомые слова и словосочетания.



На начальном этапе работы над диалогом определенного ти­па общение развертывается между учителем и учеником (снача­ла учитель задает вопросы, ученик отвечает, затем учитель по­буждает детей задавать вопросы и отвечает на них). После этого роль спрашивающего поочередно выполняют учащиеся (осталь­ные ученики дают ответы). В другом варианте работы вопросы задают все ученики класса одному из своих товарищей.

В начале проведения диалога о предмете, явлении, событии необходимо выяснить имеющийся у детей запас сведений о них, чтобы в ходе беседы опереться на него и сообщить детям новый материал, а также побудить их к приобретению дополнительных сведений путем постановки вопросов учителю или своим товари­щам (так как уровень знаний об одном предмете у разных уча­щихся класса может быть различным).

В процессе всех занятий, посвященных формированию навы­ков ведения диалога, учитель постоянно помогает детям преодо­левать трудности как языкового (выбор необходимых слов, их формоизменение и сочетание с другими словами), так и логиче­ского характера (порядок вопросов, правомерность постановки того или иного вопроса и пр.). Первые преодолеваются при ука­зании учителя на лексические и грамматические ошибки и пути их исправления (с его помощью, с помощью других учащихся, с использованием грамматических таблиц и таблиц для развития разговорной речи). Трудности логического характера в известной мере преодолеваются благодаря тому, что учитель задает вопро­
сы в определенной последовательности, а также тем, что исполь­зуется письменный план (сначала в виде вопросов, затем в виде повествовательных или назывных предложений), на основе кото­рого развертывается диалог. Если учащиеся все же допускают логические ошибки, учитель обращает их внимание на то, что нарушена последовательность беседы, пропущены или неоправ­данно введены в нее те или иные вопросы.

Существенным моментом в ведении беседы в классе является поддержание внимания к ней всех учеников. Обучая диалогу, учитель стремится, чтобы каждый раз в его развертывании при­нимали активное участие все ученики класса. С этой целью он побуждает детей задавать уточняющие вопросы, обращает вни­мание всего класса на ошибку, допущенную одним из учеников, привлекает детей к коллективному ее исправлению, поощряет тех учащихся, которые вносят свои добавления к сказанному в процессе беседы.

Особенно сложной является работа над диалогом на самых начальных этапах занятий по развитию речи. Л. М. Чудинова, описывая эти этапы, отмечает, что построение первых диалогов определяется примерно таким кругом вопросов: Кто? Что дела­ет? Что делаешь? Куда? Откуда? Кому? Кого? Какой? Какая? Сколько? Почему? Зачем? Начинать работу Л. М. Чудинова ре­комендует с очень коротких бесед, связанных с непосредствен­ными восприятиями и впечатлениями детей: Куда мы ходили гу­лять? Кого мы видели? Что делал дворник? Чем он сгребал снег? Зачем он посыпал песком дорожку? 1

Диалоги на темы учебных занятий в подготовительном и 1-м классах включают такие вопросы: Какая сегодня погода? Кто дежурный? Кого нет в классе? и т. п.

Начальные этапы развития навыков диалога требуют широ­кого использования игровых занятий. Например, играя в лото, дети задают вопрос: «У кого собака?», строят ответы: «У меня собака», «У меня нет», «У Вовы собака» и т. п. В игре «Бывает или не бывает?» используются рисунки ели и накладные рисунки с фигурками разных зверей, птиц, изображениями цветов, фрук­тов. Накладывая один из рисунков на рисунок ели, учитель спрашивает: «Бывает или не бывает?», «Почему?». Если дети за­трудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы, на­пример: «Мак на елке растет?» («Не бывает».) «Ворона может