Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 373
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ся из отдельных фраз, объединенных общей темой, содержанием, наличием логических связей между частями относительно большого высказывания. В значительной степени эти качества присущи и диалогу. Однако есть и существенные отличия: фразы (реплики) в диалоге распределяются между двумя говорящими (близкое к диалогу понятие беседы не содержит ограничения числа участвующих в разговоре); собеседники постоянно меняются ролями (один говорит, другой воспринимает). Следование теме диалога, направление его в русло определенного содержания (что является задачей обоих собеседников) обеспечивается путем установления смысловых и логических связей между вопросом, ответом и следующим вопросом {Ты был на экскурсии? — Нет.— Почему?). Для фраз, составляющих диалог, характерна относительная краткость. Как видим, черты, отличающие диалог от монологической речи, роднят его с общением при помощи единичных высказываний. Об этом важно вспомнить для того, чтобы правильно понимать сущность формируемых у детей навыков в процессе работы над диалогом и сознательно подходить к выбору методических приемов и видов упражнений. Дидактическая ценность диалога (беседы) во многом определяется тем, что главную роль в его ведении может принять на себя учитель. Он учит детей связности, логичности высказываний, дает образцы фраз, подсказывает выбор слов и т. д.
В школьной программе четко определена эта роль диалога и беседы в развитии разговорной речи учащихся. По мере того как дети овладевают навыками понимания и построения предложения (в процессе работы над поручениями, сообщениями о выполненном задании, вопросами, ответами и т. д.), создаются предпосылки для развертывания занятий по обучению связному устному общению. «Становится возможным перейти к диалогу в учебной и игровой ситуации. Ведущим приемом обучения становится беседа» '. Начинать эту работу программа рекомендует с использования тематики бесед, которая непосредственно связана с восприятием детей, с их живыми впечатлениями, наблюдениями, участием в учебно-познавательном, процессе, а также в других видах деятельности (подготовительный—1-й классы). Со 2-го класса рекомендуется переходить к беседам в таких формах, когда содержание материала черпается из имеющихся уже
у детей конкретных представлений, образов, знаний, из их жизненного опыта.
Программа содержит требования к навыкам ведения диалогов и бесед, начиная со второй четверти подготовительного класса. Учащиеся должны научиться вести простейшие диалоги в наглядной ситуации, а также диалоги и беседы на определенную тему на основе контекста. Первые по отношению ко вторым представляют начальный этап в формировании навыков последовательно, логично выражать свои мысли в ряде высказываний (главным образом, вопросы и ответы).
Для обучения простейшим диалогам используются дидактические игры, инсценировки. Ситуация, данная в начале игры, в ходе ее видоизменяется. Наглядно воспринимая эти изменения, дети легко устанавливают их логическую последовательность, что и служит основой для словесного оформления игр в виде диалога. Весь речевой материал такого диалога (согласно ходу игры) дается учащимся в образцах речи учителя. По мере усвоения образцов вопросов и ответов дети переходят к самостоятельному ведению диалога. Со 2-го класса (после овладения элементарной грамотой) часть материала для диалога, бесед фиксируется письменно. Виды игр, используемых для обучения простейшим диалогам, очень разнообразны.
Кроме диалогов, проводимых на основе инсценировок и программа рекомендует при обучении использовать более сложные их разновидности:
разговор по подобию (сначала научились беседовать об одном конкретном предмете, затем с большей самостоятельностью о другом, сходным с первым);
продолжение начатого разговора (начало беседы определила тему, тем самым наметился ее план, возможные варианты продолжения);
беседа на основе естественной ситуации (в ходе учебной работы, на экскурсии, в процессе наблюдений используется непосредственно возникшая потребность детей высказать свои впечатления, суждения и т. д.);
диалог по словесной инструкции (когда указывается тема, намечается содержание разговора, даются пояснения относительно ситуации, в которой он происходит).
Картины и другой наглядный материал могут быть использованы в связи с каждой из названных выше разновидностей диалога. Вместе с тем диалог по картине или серии картин можно рассматривать и как самостоятельный вид занятий по развитию разговорной речи.
Обучение диалогу и беседе ведется в классе и вне класса. Содержание их очень разнообразно, оно отражает окружающую жизнь детей. Чтобы дать представление о содержании работы над ними, приведем несколько программных тем по развитию речи для 3-го класса:
«Вспомним лето» (наблюдения за изменениями погоды, жизнь растений, урожай лесных ягод, орехов, грибов, труд людей летом, работы в колхозе, помощь пионеров в летних работах, знакомство с сельскохозяйственными профессиями, орудиями труда, полевые и огородные растения, экскурсии в колхоз и на сельскохозяйственную выставку); «Осень» (осенние явления в природе, золотая осень, поздняя осень, изменения в жизни животных и растений, осенние посадки, цветочно-декоративные растения, осенние плоды и семена, ведение календаря природы и труда); «7 Ноября — великий праздник» (жизнь рабочих и крестьян до Великой Октябрьской социалистической революции, победа рабочих и крестьян под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным в Великой Октябрьской социалистической революции, В. И. Ленин в дни Октября, изменения в жизни трудящихся после Октября, экскурсии по историческим местам города, слушание радиопередач, просмотр фильмов, диафильмов,, телепередач); «Картины природы и труда зимой» (наблюдения; за зимними изменениями в природе, комнатные растения, жизнь домашних и диких животных, экскурсия в лес, наблюдения за снежным покровом, следами зверей, поведением птиц); «Сказки, басни, пословицы, поговорки» (русские народные сказки, сказки народов СССР, составление тематических альбомов, сказки д. С. Пушкина, Г. X. Андерсена, подбор и группировка загадок, пословиц, поговорок по темам, инсценирование сказок, слушание художественных произведений в грамзаписи).
В классе проводятся также беседы о выходном дне, о событиях и случаях из жизни детей («Что случилось?»), о проведенных экскурсиях, просмотренных фильмах и прочитанных книгах. Большое место занимают диалоги по картинам и сериям картин, подобранных к программным темам, а также вне связи с ними. Разнообразен материал бесед и диалогов, проводимых во вне
классное время воспитателем. Наряду с темами, отражающими познавательную деятельность детей (экскурсии, наблюдения, прогулки, труд, чтение), воспитатель много места отводит беседам на эстетические, общественно-политические темы, а также темы санитарно-гигиенического характера.
Требования к учащимся в отношении степени самостоятельности ведения диалога постепенно усложняются. Ученики 1-го класса должны уметь вести диалог при помощи готовых образцов и опорных слов, ученики 2-го класса — самостоятельно строить вопросы и ответы, выдерживать тему беседы, соблюдать логическую последовательность реплик. В 3-м и 4-м классах эти навыки закрепляются, однако роль образцов и здесь велика, но даются они главным образом в случаях, когда в диалог вводятся новые обороты речи или уже известные, но содержащие незнакомые слова и словосочетания.
На начальном этапе работы над диалогом определенного типа общение развертывается между учителем и учеником (сначала учитель задает вопросы, ученик отвечает, затем учитель побуждает детей задавать вопросы и отвечает на них). После этого роль спрашивающего поочередно выполняют учащиеся (остальные ученики дают ответы). В другом варианте работы вопросы задают все ученики класса одному из своих товарищей.
В начале проведения диалога о предмете, явлении, событии необходимо выяснить имеющийся у детей запас сведений о них, чтобы в ходе беседы опереться на него и сообщить детям новый материал, а также побудить их к приобретению дополнительных сведений путем постановки вопросов учителю или своим товарищам (так как уровень знаний об одном предмете у разных учащихся класса может быть различным).
В процессе всех занятий, посвященных формированию навыков ведения диалога, учитель постоянно помогает детям преодолевать трудности как языкового (выбор необходимых слов, их формоизменение и сочетание с другими словами), так и логического характера (порядок вопросов, правомерность постановки того или иного вопроса и пр.). Первые преодолеваются при указании учителя на лексические и грамматические ошибки и пути их исправления (с его помощью, с помощью других учащихся, с использованием грамматических таблиц и таблиц для развития разговорной речи). Трудности логического характера в известной мере преодолеваются благодаря тому, что учитель задает вопро
сы в определенной последовательности, а также тем, что используется письменный план (сначала в виде вопросов, затем в виде повествовательных или назывных предложений), на основе которого развертывается диалог. Если учащиеся все же допускают логические ошибки, учитель обращает их внимание на то, что нарушена последовательность беседы, пропущены или неоправданно введены в нее те или иные вопросы.
Существенным моментом в ведении беседы в классе является поддержание внимания к ней всех учеников. Обучая диалогу, учитель стремится, чтобы каждый раз в его развертывании принимали активное участие все ученики класса. С этой целью он побуждает детей задавать уточняющие вопросы, обращает внимание всего класса на ошибку, допущенную одним из учеников, привлекает детей к коллективному ее исправлению, поощряет тех учащихся, которые вносят свои добавления к сказанному в процессе беседы.
Особенно сложной является работа над диалогом на самых начальных этапах занятий по развитию речи. Л. М. Чудинова, описывая эти этапы, отмечает, что построение первых диалогов определяется примерно таким кругом вопросов: Кто? Что делает? Что делаешь? Куда? Откуда? Кому? Кого? Какой? Какая? Сколько? Почему? Зачем? Начинать работу Л. М. Чудинова рекомендует с очень коротких бесед, связанных с непосредственными восприятиями и впечатлениями детей: Куда мы ходили гулять? Кого мы видели? Что делал дворник? Чем он сгребал снег? Зачем он посыпал песком дорожку? 1
Диалоги на темы учебных занятий в подготовительном и 1-м классах включают такие вопросы: Какая сегодня погода? Кто дежурный? Кого нет в классе? и т. п.
Начальные этапы развития навыков диалога требуют широкого использования игровых занятий. Например, играя в лото, дети задают вопрос: «У кого собака?», строят ответы: «У меня собака», «У меня нет», «У Вовы собака» и т. п. В игре «Бывает или не бывает?» используются рисунки ели и накладные рисунки с фигурками разных зверей, птиц, изображениями цветов, фруктов. Накладывая один из рисунков на рисунок ели, учитель спрашивает: «Бывает или не бывает?», «Почему?». Если дети затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы, например: «Мак на елке растет?» («Не бывает».) «Ворона может
В школьной программе четко определена эта роль диалога и беседы в развитии разговорной речи учащихся. По мере того как дети овладевают навыками понимания и построения предложения (в процессе работы над поручениями, сообщениями о выполненном задании, вопросами, ответами и т. д.), создаются предпосылки для развертывания занятий по обучению связному устному общению. «Становится возможным перейти к диалогу в учебной и игровой ситуации. Ведущим приемом обучения становится беседа» '. Начинать эту работу программа рекомендует с использования тематики бесед, которая непосредственно связана с восприятием детей, с их живыми впечатлениями, наблюдениями, участием в учебно-познавательном, процессе, а также в других видах деятельности (подготовительный—1-й классы). Со 2-го класса рекомендуется переходить к беседам в таких формах, когда содержание материала черпается из имеющихся уже
у детей конкретных представлений, образов, знаний, из их жизненного опыта.
Программа содержит требования к навыкам ведения диалогов и бесед, начиная со второй четверти подготовительного класса. Учащиеся должны научиться вести простейшие диалоги в наглядной ситуации, а также диалоги и беседы на определенную тему на основе контекста. Первые по отношению ко вторым представляют начальный этап в формировании навыков последовательно, логично выражать свои мысли в ряде высказываний (главным образом, вопросы и ответы).
Для обучения простейшим диалогам используются дидактические игры, инсценировки. Ситуация, данная в начале игры, в ходе ее видоизменяется. Наглядно воспринимая эти изменения, дети легко устанавливают их логическую последовательность, что и служит основой для словесного оформления игр в виде диалога. Весь речевой материал такого диалога (согласно ходу игры) дается учащимся в образцах речи учителя. По мере усвоения образцов вопросов и ответов дети переходят к самостоятельному ведению диалога. Со 2-го класса (после овладения элементарной грамотой) часть материала для диалога, бесед фиксируется письменно. Виды игр, используемых для обучения простейшим диалогам, очень разнообразны.
Кроме диалогов, проводимых на основе инсценировок и программа рекомендует при обучении использовать более сложные их разновидности:
разговор по подобию (сначала научились беседовать об одном конкретном предмете, затем с большей самостоятельностью о другом, сходным с первым);
продолжение начатого разговора (начало беседы определила тему, тем самым наметился ее план, возможные варианты продолжения);
беседа на основе естественной ситуации (в ходе учебной работы, на экскурсии, в процессе наблюдений используется непосредственно возникшая потребность детей высказать свои впечатления, суждения и т. д.);
диалог по словесной инструкции (когда указывается тема, намечается содержание разговора, даются пояснения относительно ситуации, в которой он происходит).
Картины и другой наглядный материал могут быть использованы в связи с каждой из названных выше разновидностей диалога. Вместе с тем диалог по картине или серии картин можно рассматривать и как самостоятельный вид занятий по развитию разговорной речи.
Обучение диалогу и беседе ведется в классе и вне класса. Содержание их очень разнообразно, оно отражает окружающую жизнь детей. Чтобы дать представление о содержании работы над ними, приведем несколько программных тем по развитию речи для 3-го класса:
«Вспомним лето» (наблюдения за изменениями погоды, жизнь растений, урожай лесных ягод, орехов, грибов, труд людей летом, работы в колхозе, помощь пионеров в летних работах, знакомство с сельскохозяйственными профессиями, орудиями труда, полевые и огородные растения, экскурсии в колхоз и на сельскохозяйственную выставку); «Осень» (осенние явления в природе, золотая осень, поздняя осень, изменения в жизни животных и растений, осенние посадки, цветочно-декоративные растения, осенние плоды и семена, ведение календаря природы и труда); «7 Ноября — великий праздник» (жизнь рабочих и крестьян до Великой Октябрьской социалистической революции, победа рабочих и крестьян под руководством партии большевиков во главе с В. И. Лениным в Великой Октябрьской социалистической революции, В. И. Ленин в дни Октября, изменения в жизни трудящихся после Октября, экскурсии по историческим местам города, слушание радиопередач, просмотр фильмов, диафильмов,, телепередач); «Картины природы и труда зимой» (наблюдения; за зимними изменениями в природе, комнатные растения, жизнь домашних и диких животных, экскурсия в лес, наблюдения за снежным покровом, следами зверей, поведением птиц); «Сказки, басни, пословицы, поговорки» (русские народные сказки, сказки народов СССР, составление тематических альбомов, сказки д. С. Пушкина, Г. X. Андерсена, подбор и группировка загадок, пословиц, поговорок по темам, инсценирование сказок, слушание художественных произведений в грамзаписи).
В классе проводятся также беседы о выходном дне, о событиях и случаях из жизни детей («Что случилось?»), о проведенных экскурсиях, просмотренных фильмах и прочитанных книгах. Большое место занимают диалоги по картинам и сериям картин, подобранных к программным темам, а также вне связи с ними. Разнообразен материал бесед и диалогов, проводимых во вне
классное время воспитателем. Наряду с темами, отражающими познавательную деятельность детей (экскурсии, наблюдения, прогулки, труд, чтение), воспитатель много места отводит беседам на эстетические, общественно-политические темы, а также темы санитарно-гигиенического характера.
Требования к учащимся в отношении степени самостоятельности ведения диалога постепенно усложняются. Ученики 1-го класса должны уметь вести диалог при помощи готовых образцов и опорных слов, ученики 2-го класса — самостоятельно строить вопросы и ответы, выдерживать тему беседы, соблюдать логическую последовательность реплик. В 3-м и 4-м классах эти навыки закрепляются, однако роль образцов и здесь велика, но даются они главным образом в случаях, когда в диалог вводятся новые обороты речи или уже известные, но содержащие незнакомые слова и словосочетания.
На начальном этапе работы над диалогом определенного типа общение развертывается между учителем и учеником (сначала учитель задает вопросы, ученик отвечает, затем учитель побуждает детей задавать вопросы и отвечает на них). После этого роль спрашивающего поочередно выполняют учащиеся (остальные ученики дают ответы). В другом варианте работы вопросы задают все ученики класса одному из своих товарищей.
В начале проведения диалога о предмете, явлении, событии необходимо выяснить имеющийся у детей запас сведений о них, чтобы в ходе беседы опереться на него и сообщить детям новый материал, а также побудить их к приобретению дополнительных сведений путем постановки вопросов учителю или своим товарищам (так как уровень знаний об одном предмете у разных учащихся класса может быть различным).
В процессе всех занятий, посвященных формированию навыков ведения диалога, учитель постоянно помогает детям преодолевать трудности как языкового (выбор необходимых слов, их формоизменение и сочетание с другими словами), так и логического характера (порядок вопросов, правомерность постановки того или иного вопроса и пр.). Первые преодолеваются при указании учителя на лексические и грамматические ошибки и пути их исправления (с его помощью, с помощью других учащихся, с использованием грамматических таблиц и таблиц для развития разговорной речи). Трудности логического характера в известной мере преодолеваются благодаря тому, что учитель задает вопро
сы в определенной последовательности, а также тем, что используется письменный план (сначала в виде вопросов, затем в виде повествовательных или назывных предложений), на основе которого развертывается диалог. Если учащиеся все же допускают логические ошибки, учитель обращает их внимание на то, что нарушена последовательность беседы, пропущены или неоправданно введены в нее те или иные вопросы.
Существенным моментом в ведении беседы в классе является поддержание внимания к ней всех учеников. Обучая диалогу, учитель стремится, чтобы каждый раз в его развертывании принимали активное участие все ученики класса. С этой целью он побуждает детей задавать уточняющие вопросы, обращает внимание всего класса на ошибку, допущенную одним из учеников, привлекает детей к коллективному ее исправлению, поощряет тех учащихся, которые вносят свои добавления к сказанному в процессе беседы.
Особенно сложной является работа над диалогом на самых начальных этапах занятий по развитию речи. Л. М. Чудинова, описывая эти этапы, отмечает, что построение первых диалогов определяется примерно таким кругом вопросов: Кто? Что делает? Что делаешь? Куда? Откуда? Кому? Кого? Какой? Какая? Сколько? Почему? Зачем? Начинать работу Л. М. Чудинова рекомендует с очень коротких бесед, связанных с непосредственными восприятиями и впечатлениями детей: Куда мы ходили гулять? Кого мы видели? Что делал дворник? Чем он сгребал снег? Зачем он посыпал песком дорожку? 1
Диалоги на темы учебных занятий в подготовительном и 1-м классах включают такие вопросы: Какая сегодня погода? Кто дежурный? Кого нет в классе? и т. п.
Начальные этапы развития навыков диалога требуют широкого использования игровых занятий. Например, играя в лото, дети задают вопрос: «У кого собака?», строят ответы: «У меня собака», «У меня нет», «У Вовы собака» и т. п. В игре «Бывает или не бывает?» используются рисунки ели и накладные рисунки с фигурками разных зверей, птиц, изображениями цветов, фруктов. Накладывая один из рисунков на рисунок ели, учитель спрашивает: «Бывает или не бывает?», «Почему?». Если дети затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы, например: «Мак на елке растет?» («Не бывает».) «Ворона может