Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 367
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чи и методы их устранения. М., 1975.
Кроткова Л. А. Усвоение словосочетаний существительных с прилагательными на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— Вопросы логопедии. М., 1978.
Кузьмина Н. И., Рождественская-В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1977.
Селиверстов В. И. Заикание у детей. М., 1979, с. 44—126.
Спирова Л. Ф. Некоторые тенденции в развитии лексики уучащихся I—IV классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— Дефектология, 1979, № 6.
Спирова Л. Ф. Усвоение детьми с общим недоразвитием речи словосочетаний, составленных по способу падежно-предложного управления.— Дефектология, 1973, № 6.
Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.
Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. М., 1966.
Ястребова А. В. Использование интонационных средств языка при формировании речи у детей с ее общим недоразвитием.— В кн.: Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: - Материалы по формированию речи. М., 1964.
Контрольные вопросы и задания
Раздел IV
ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
§ 1. Особенности монологической (описательно-повествовательной) речи В названии «описательно-повествовательная речь» отражено особое целевое назначение данного функционально-смыслового типа речи, отличное от целевого назначения разговорной (диалогической) речи. Оно заключается в том, чтобы языковыми средствами (устно или письменно) сообщать, рассказывать о предметах, признаках, качествах, действиях, явлениях, состояниях, связях, более или менее подробно описывать их, рассуждать о них, выражать свое отношение к ним. При этом различные монологические сообщения могут состоять как из одного предложения, так и из нескольких, связанных между собой в смысловом отношении. Но и в том и другом случае полнота, развернутость высказываний остается характерной чертой монологической речи. Следовательно, пользование описательно-повествовательной речью связано (как для говорящего или пишущего, так и для воспринимающего эту речь) с более широким охватом действительности, с более подробным ее восприятием, отражением, что в свою очередь предполагает наличие более высокого уровня умственного и речевого развития.
Подтверждение свое это положение находит в ходе речевого развития ребенка: от отдельных, относительно кратких и неполных высказываний к высказываниям более подробным, содержащим элементы описаний, рассказа, а от них к овладению собственно описательно-повествовательным типом речи, которое протекает как в условиях естественной речевой практики, так и впроцессе школьного обучения. Последнее происходит систематически и последовательно, на специально подобранном и организованном речевом материале, с помощью разнообразных методических средств. Внимание, уделяемое массовой школой развитию у учащихся монологической речи, оправдано ее значением для жизненной практики, а успешность школьного образования во многом зависит от уровня развития этого типа речи (понимание объяснений учителя, текста учебника, умение самостоятельно в развернутой и последовательной форме выразить свои знания, суждения). Общий культурный уровень человека в значительной мере определяется его способностью хорошо пользоваться описательно-повествовательной речью.
Такое же значение описательно-повествовательная речь имеет для учащихся специальной школы. Ее развитие является предметом специальных занятий. Лишь постепенно, по прошествии нескольких лет обучения оказывается возможным развить у учащихся навыки повествования, описания, рассуждения.
Особенности овладения навыками построения связных высказываний учащимися с речевыми нарушениями исследованы В. В. Воробьевой и Л. Ф. Спировой.
Использование в учебном процессе письменной формы описательно-повествовательной речи имеет для учащихся специальных школ особую актуальность: письмо и чтение должны в значительной мере служить средством формирования и коррекции речи вообще, а также способствовать их умственному развитию.
§ 2. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи
Уровень речевого развития детей, приступающих к обучению, конечно, не позволяет им самостоятельно строить связные-высказывания. Однако достаточно удовлетворительное овладение лексикой и грамматическими закономерностями (как основой речевой деятельности) может быть достигнуто только через практику пользования ими именно в связной, развернутой самостоятельной речи. Приступить же к широкому культивированию монологической речи можно лишь после достижения значительных успехов в диалогической речи. Поэтому согласно школьной программе формировать связную речь у детей начинают с первых недель специального обучения (построение фразы), но требования к самостоятельной связной речи повышаются постепенно.
В объяснительной записке к программе по русскому языку указывается, что работа по развитию монологической (описательно-повествовательной) речи учащихся подготовительного — 5-го классов ведется параллельно с работой по развитию устной разговорной речи. Главная цель занятий заключается в том, чтобы учащиеся научились связно излагать свои мысли как на основе наглядной ситуации, так и контекста.
Конкретно задачи и содержание работы по развитию описательно-повествовательной речи определены для каждого класса соответствующим подразделом программы «Развитие речи».
Еще в период обучения грамоте (подготовительный — 1-й классы) с учащимися проводились занятия по развитию навыков устно и письменно (сначала из разрезной азбуки) составлять простейшие предложения по картине, по демонстрации предметов и действий. Дети должны были также научиться устно выражать (одним предложением) свою просьбу и отвечать на вопросы.
Кроме того, большая работа по обучению построению предложения велась в связи с занятиями по формированию грамматического строя речи, ее продолжение тесно смыкается с работой над фразой на уроках развития речи. В дальнейшем эти навыки должны быть закреплены. В младших классах самостоятельному составлению простых нераспространенных и распространенных предложений (а с 3-го класса и сложноподчиненных с союзами «что», «чтобы», «потому что») нужно уделять доста
точно времени, так как без этих навыков невозможно выполнение программных требований, относящихся к связной описательно-повествовательной речи (рассказ, описание).
В подготовительном и 1-м классах ограничиваются обучением оформлять отдельные мысли, потом учат детей объединять их в короткие связные высказывания (3—5 предложений), передающие последовательность действий во времени. В конце второго года обучения (1-й класс) от учащихся уже требуется уметь дать отчет о сложном поручении, включающем несколько Последовательных действий, описать знакомый предмет, передать содержание сюжетной картины по вопросам учителя (Что Зарисовано? Где находится? Что делает?). Устно дети делают Краткие сообщения о погоде, рассказывают о событиях предшествующего дня.
Во 2-м классе требования к связной речи повышаются и со стороны содержания высказываний, и со стороны объема. На ряду с учебно-бытовой тематикой в работу над связной речью включаются более обширный материал природоведческой тематики, сведения о праздниках, о нашей Родине, об учреждениях, которые находятся вблизи школы (почта, магазин, музеи, заводы и т. д.). Посредством упражнений в составлении сначалa преимущественно повествовательных, а затем и описательных текстов детей подводят к такому уровню владения связной речью, когда они могут по плану, по вопросам составить относительное развернутое высказывание в 20—30 слов. Вот характерные требования к связной речи детей, предъявляемые программой 2-го класса: описание отдельных предметов и действий, про изводимых с ними, явлений природы, внешности человека по » наглядной ситуации и по памяти (с помощью вопросов учителя); самостоятельное составление и запись предложений на основе конкретных наблюдений (отдельные предметы, природа, трудовые процессы и др.); рассказывание по плану об экскурсии; составление рассказа на данную учителем тему, описание
рисунка; составление рассказа по серии картин, по опорным словам, по деформированному тексту; изложение короткого текста по плану, составленному коллективно; умение связно рассказывать об играх, прогулках, событиях из личной и школьной
Кроткова Л. А. Усвоение словосочетаний существительных с прилагательными на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— Вопросы логопедии. М., 1978.
Кузьмина Н. И., Рождественская-В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М., 1977.
Селиверстов В. И. Заикание у детей. М., 1979, с. 44—126.
Спирова Л. Ф. Некоторые тенденции в развитии лексики уучащихся I—IV классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— Дефектология, 1979, № 6.
Спирова Л. Ф. Усвоение детьми с общим недоразвитием речи словосочетаний, составленных по способу падежно-предложного управления.— Дефектология, 1973, № 6.
Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.
Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. М., 1966.
Ястребова А. В. Использование интонационных средств языка при формировании речи у детей с ее общим недоразвитием.— В кн.: Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: - Материалы по формированию речи. М., 1964.
Контрольные вопросы и задания
-
Какие методические выводы можно сделать из особенностей разговорного стиля устной речи? -
Какие задачи выдвигаются перед работой по формированию разговорной речи у детей с ее общим недоразвитием? -
Каково содержание работы по развитию устной речи? Назовите составные части этой работы. -
Как организационно строится работа по развитию устной речи? -
Какие методические требования предъявляются к работе по формированию навыков речевого общения? -
В связи с какими видами деятельности проводят работу по развитию устной речи детей и почему? Приведите примеры. -
Назовите виды тренировочных упражнений для овладения отдельными видами высказываний. Приведите примеры. -
Какова методика обучения ведению диалога и беседы? "Приведите примеры занятий.
Раздел IV
ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
§ 1. Особенности монологической (описательно-повествовательной) речи В названии «описательно-повествовательная речь» отражено особое целевое назначение данного функционально-смыслового типа речи, отличное от целевого назначения разговорной (диалогической) речи. Оно заключается в том, чтобы языковыми средствами (устно или письменно) сообщать, рассказывать о предметах, признаках, качествах, действиях, явлениях, состояниях, связях, более или менее подробно описывать их, рассуждать о них, выражать свое отношение к ним. При этом различные монологические сообщения могут состоять как из одного предложения, так и из нескольких, связанных между собой в смысловом отношении. Но и в том и другом случае полнота, развернутость высказываний остается характерной чертой монологической речи. Следовательно, пользование описательно-повествовательной речью связано (как для говорящего или пишущего, так и для воспринимающего эту речь) с более широким охватом действительности, с более подробным ее восприятием, отражением, что в свою очередь предполагает наличие более высокого уровня умственного и речевого развития.
Подтверждение свое это положение находит в ходе речевого развития ребенка: от отдельных, относительно кратких и неполных высказываний к высказываниям более подробным, содержащим элементы описаний, рассказа, а от них к овладению собственно описательно-повествовательным типом речи, которое протекает как в условиях естественной речевой практики, так и впроцессе школьного обучения. Последнее происходит систематически и последовательно, на специально подобранном и организованном речевом материале, с помощью разнообразных методических средств. Внимание, уделяемое массовой школой развитию у учащихся монологической речи, оправдано ее значением для жизненной практики, а успешность школьного образования во многом зависит от уровня развития этого типа речи (понимание объяснений учителя, текста учебника, умение самостоятельно в развернутой и последовательной форме выразить свои знания, суждения). Общий культурный уровень человека в значительной мере определяется его способностью хорошо пользоваться описательно-повествовательной речью.
Такое же значение описательно-повествовательная речь имеет для учащихся специальной школы. Ее развитие является предметом специальных занятий. Лишь постепенно, по прошествии нескольких лет обучения оказывается возможным развить у учащихся навыки повествования, описания, рассуждения.
Особенности овладения навыками построения связных высказываний учащимися с речевыми нарушениями исследованы В. В. Воробьевой и Л. Ф. Спировой.
Использование в учебном процессе письменной формы описательно-повествовательной речи имеет для учащихся специальных школ особую актуальность: письмо и чтение должны в значительной мере служить средством формирования и коррекции речи вообще, а также способствовать их умственному развитию.
§ 2. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи
Уровень речевого развития детей, приступающих к обучению, конечно, не позволяет им самостоятельно строить связные-высказывания. Однако достаточно удовлетворительное овладение лексикой и грамматическими закономерностями (как основой речевой деятельности) может быть достигнуто только через практику пользования ими именно в связной, развернутой самостоятельной речи. Приступить же к широкому культивированию монологической речи можно лишь после достижения значительных успехов в диалогической речи. Поэтому согласно школьной программе формировать связную речь у детей начинают с первых недель специального обучения (построение фразы), но требования к самостоятельной связной речи повышаются постепенно.
В объяснительной записке к программе по русскому языку указывается, что работа по развитию монологической (описательно-повествовательной) речи учащихся подготовительного — 5-го классов ведется параллельно с работой по развитию устной разговорной речи. Главная цель занятий заключается в том, чтобы учащиеся научились связно излагать свои мысли как на основе наглядной ситуации, так и контекста.
Конкретно задачи и содержание работы по развитию описательно-повествовательной речи определены для каждого класса соответствующим подразделом программы «Развитие речи».
Еще в период обучения грамоте (подготовительный — 1-й классы) с учащимися проводились занятия по развитию навыков устно и письменно (сначала из разрезной азбуки) составлять простейшие предложения по картине, по демонстрации предметов и действий. Дети должны были также научиться устно выражать (одним предложением) свою просьбу и отвечать на вопросы.
Кроме того, большая работа по обучению построению предложения велась в связи с занятиями по формированию грамматического строя речи, ее продолжение тесно смыкается с работой над фразой на уроках развития речи. В дальнейшем эти навыки должны быть закреплены. В младших классах самостоятельному составлению простых нераспространенных и распространенных предложений (а с 3-го класса и сложноподчиненных с союзами «что», «чтобы», «потому что») нужно уделять доста
точно времени, так как без этих навыков невозможно выполнение программных требований, относящихся к связной описательно-повествовательной речи (рассказ, описание).
В подготовительном и 1-м классах ограничиваются обучением оформлять отдельные мысли, потом учат детей объединять их в короткие связные высказывания (3—5 предложений), передающие последовательность действий во времени. В конце второго года обучения (1-й класс) от учащихся уже требуется уметь дать отчет о сложном поручении, включающем несколько Последовательных действий, описать знакомый предмет, передать содержание сюжетной картины по вопросам учителя (Что Зарисовано? Где находится? Что делает?). Устно дети делают Краткие сообщения о погоде, рассказывают о событиях предшествующего дня.
Во 2-м классе требования к связной речи повышаются и со стороны содержания высказываний, и со стороны объема. На ряду с учебно-бытовой тематикой в работу над связной речью включаются более обширный материал природоведческой тематики, сведения о праздниках, о нашей Родине, об учреждениях, которые находятся вблизи школы (почта, магазин, музеи, заводы и т. д.). Посредством упражнений в составлении сначалa преимущественно повествовательных, а затем и описательных текстов детей подводят к такому уровню владения связной речью, когда они могут по плану, по вопросам составить относительное развернутое высказывание в 20—30 слов. Вот характерные требования к связной речи детей, предъявляемые программой 2-го класса: описание отдельных предметов и действий, про изводимых с ними, явлений природы, внешности человека по » наглядной ситуации и по памяти (с помощью вопросов учителя); самостоятельное составление и запись предложений на основе конкретных наблюдений (отдельные предметы, природа, трудовые процессы и др.); рассказывание по плану об экскурсии; составление рассказа на данную учителем тему, описание
рисунка; составление рассказа по серии картин, по опорным словам, по деформированному тексту; изложение короткого текста по плану, составленному коллективно; умение связно рассказывать об играх, прогулках, событиях из личной и школьной