Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чи и методы их устранения. М., 1975.

Кроткова Л. А. Усвоение словосочетаний существитель­ных с прилагательными на уроках развития речи в младших классах школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— Во­просы логопедии. М., 1978.

Кузьмина Н. И., Рождественская-В. И. Воспита­ние речи у детей с моторной алалией. М., 1977.

Селиверстов В. И. Заикание у детей. М., 1979, с. 44—126.

Спирова Л. Ф. Некоторые тенденции в развитии лексики уучащихся IIV классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— Дефектология, 1979, № 6.

Спирова Л. Ф. Усвоение детьми с общим недоразвитием речи словосочетаний, составленных по способу падежно-предложного управления.— Дефектология, 1973, № 6.

Чевелева Н. А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1978.

Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. М., 1966.

Ястребова А. В. Использование интонационных средств языка при формировании речи у детей с ее общим недоразви­тием.— В кн.: Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: - Материалы по формированию речи. М., 1964.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какие методические выводы можно сделать из особенностей разговорного стиля устной речи?

  2. Какие задачи выдвигаются перед работой по формирова­нию разговорной речи у детей с ее общим недоразвитием?

  3. Каково содержание работы по развитию устной речи? Назовите составные части этой работы.

  4. Как организационно строится работа по развитию устной речи?

  5. Какие методические требования предъявляются к работе по формированию навыков речевого общения?

  6. В связи с какими видами деятельности проводят работу по развитию устной речи детей и почему? Приведите примеры.

  7. Назовите виды тренировочных упражнений для овладения отдельными видами высказываний. Приведите примеры.

  8. Какова методика обучения ведению диалога и беседы? "Приведите примеры занятий.

Раздел IV


ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

§ 1. Особенности монологической (описательно-повествовательной) речи В названии «описательно-повествовательная речь» отражено особое целевое назначение данного функционально-смыслового типа речи, отличное от целевого назначения разговорной (диа­логической) речи. Оно заключается в том, чтобы языковыми средствами (устно или письменно) сообщать, рассказывать о предметах, признаках, качествах, действиях, явлениях, состоя­ниях, связях, более или менее подробно описывать их, рассуждать о них, выражать свое отношение к ним. При этом различ­ные монологические сообщения могут состоять как из одного предложения, так и из нескольких, связанных между собой в смысловом отношении. Но и в том и другом случае полнота, развернутость высказываний остается характерной чертой моно­логической речи. Следовательно, пользование описательно-по­вествовательной речью связано (как для говорящего или пишущего, так и для воспринимающего эту речь) с более широким охватом действительности, с более подробным ее восприятием, отражением, что в свою очередь предполагает наличие более высокого уровня умственного и речевого развития.

Подтверждение свое это положение находит в ходе речевого развития ребенка: от отдельных, относительно кратких и непол­ных высказываний к высказываниям более подробным, содер­жащим элементы описаний, рассказа, а от них к овладению соб­ственно описательно-повествовательным типом речи, которое протекает как в условиях естественной речевой практики, так и впроцессе школьного обучения. Последнее происходит система­тически и последовательно, на специально подобранном и орга­низованном речевом материале, с помощью разнообразных ме­тодических средств. Внимание, уделяемое массовой школой развитию у учащихся монологической речи, оправдано ее значе­нием для жизненной практики, а успешность школьного образо­вания во многом зависит от уровня развития этого типа речи (понимание объяснений учителя, текста учебника, умение само­стоятельно в развернутой и последовательной форме выразить свои знания, суждения). Общий культурный уровень человека в значительной мере определяется его способностью хорошо пользоваться описательно-повествовательной речью.



Такое же значение описательно-повествовательная речь имеет для учащихся специальной школы. Ее развитие является предметом специальных занятий. Лишь постепенно, по проше­ствии нескольких лет обучения оказывается возможным развить у учащихся навыки повествования, описания, рассуждения.

Особенности овладения навыками построения связных вы­сказываний учащимися с речевыми нарушениями исследованы В. В. Воробьевой и Л. Ф. Спировой.

Использование в учебном процессе письменной формы описательно-повествовательной речи имеет для учащихся специаль­ных школ особую актуальность: письмо и чтение должны в зна­чительной мере служить средством формирования и коррекции речи вообще, а также способствовать их умственному развитию.


§ 2. Задачи и содержание работы по развитию монологической речи

Уровень речевого развития детей, приступающих к обуче­нию, конечно, не позволяет им самостоятельно строить связные-высказывания. Однако достаточно удовлетворительное овладе­ние лексикой и грамматическими закономерностями (как осно­вой речевой деятельности) может быть достигнуто только через практику пользования ими именно в связной, развернутой са­мостоятельной речи. Приступить же к широкому культивирова­нию монологической речи можно лишь после достижения значи­тельных успехов в диалогической речи. Поэтому согласно школь­ной программе формировать связную речь у детей начинают с первых недель специального обучения (построение фразы), но требования к самостоятельной связной речи повышаются посте­пенно.

В объяснительной записке к программе по русскому языку указывается, что работа по развитию монологической (описа­тельно-повествовательной) речи учащихся подготовительного — 5-го классов ведется параллельно с работой по развитию устной разговорной речи. Главная цель занятий заключается в том, чтобы учащиеся научились связно излагать свои мысли как на основе наглядной ситуации, так и контекста.

Конкретно задачи и содержание работы по развитию описа­тельно-повествовательной речи определены для каждого класса соответствующим подразделом программы «Развитие речи».

Еще в период обучения грамоте (подготовительный — 1-й классы) с учащимися проводились занятия по развитию на­выков устно и письменно (сначала из разрезной азбуки) состав­лять простейшие предложения по картине, по демонстрации предметов и действий. Дети должны были также научиться уст­но выражать (одним предложением) свою просьбу и отвечать на вопросы.

Кроме того, большая работа по обучению построению пред­ложения велась в связи с занятиями по формированию грамма­тического строя речи, ее продолжение тесно смыкается с рабо­той над фразой на уроках развития речи. В дальнейшем эти на­выки должны быть закреплены. В младших классах самостоя­тельному составлению простых нераспространенных и распрост­раненных предложений (а с 3-го класса и сложноподчиненных с союзами «что», «чтобы», «потому что») нужно уделять доста­
точно времени, так как без этих навыков невозможно выпол­нение программных требований, относящихся к связной описа­тельно-повествовательной речи (рассказ, описание).

В подготовительном и 1-м классах ограничиваются обуче­нием оформлять отдельные мысли, потом учат детей объединять их в короткие связные высказывания (3—5 предложений), пе­редающие последовательность действий во времени. В конце второго года обучения (1-й класс) от учащихся уже требуется уметь дать отчет о сложном поручении, включающем несколько Последовательных действий, описать знакомый предмет, передать содержание сюжетной картины по вопросам учителя (Что Зарисовано? Где находится? Что делает?). Устно дети делают Краткие сообщения о погоде, рассказывают о событиях пред­шествующего дня.

Во 2-м классе требования к связной речи повышаются и со стороны содержания высказываний, и со стороны объема. На ряду с учебно-бытовой тематикой в работу над связной речью включаются более обширный материал природоведческой тематики, сведения о праздниках, о нашей Родине, об учрежде­ниях, которые находятся вблизи школы (почта, магазин, музеи, заводы и т. д.). Посредством упражнений в составлении сначалa преимущественно повествовательных, а затем и описательных текстов детей подводят к такому уровню владения связной речью, когда они могут по плану, по вопросам составить относительное развернутое высказывание в 20—30 слов. Вот характерные требования к связной речи детей, предъявляемые программой 2-го класса: описание отдельных предметов и действий, про изводимых с ними, явлений природы, внешности человека по » наглядной ситуации и по памяти (с помощью вопросов учителя); самостоятельное составление и запись предложений на основе конкретных наблюдений (отдельные предметы, природа, трудовые процессы и др.); рассказывание по плану об экскурсии; составление рассказа на данную учителем тему, описание
рисунка; составление рассказа по серии картин, по опорным словам, по деформированному тексту; изложение короткого текста по плану, составленному коллективно; умение связно рас­сказывать об играх, прогулках, событиях из личной и школьной