Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 365

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
картине диалог). Но чаще всего упражнения в разговорной ре­чи предшествуют упражнениям в описательно-повествователь­ной. Тематика работы над каждым из этих стилей, как прави­ло, общая. Кроме того, по организационным и методическим соображениям такой порядок занятий целесообразнее (удоб­нее часть урока посвящать, например, диалогу, а часть — составлению рассказа, так как речевой материал, предварительно ; проработанный в разговорной речи, легче и правильнее используется затем в описательно-повествовательной).

Для развития описательно-повествовательной речи могут быть использованы самые разнообразные виды работ. Проведение каждого из них включает несколько этапов: подготовку работе (сообщение темы и вида занятия, организация материа­ла, инструктирование учащихся), выполнение работы (коллек­тивное или самостоятельное, письменное или устное), самопро­верка выполненной работы (для чего учитель всегда должен оставить время на уроке и показать, каким образом самопро­верку проводить), проверка учителем выполненных письмен­ных работ (ошибки, которые в состоянии исправить сами уча­щиеся, обычно только подчеркиваются или сопровождаются по­метками: род?, вопрос?, число? и т. п.), работа над ошибками в классе (коллективная и индивидуальная, включающая выпол­нение тренировочных упражнений, а иногда, если работа выпол­нена неудовлетворительно, и повторное ее написание).

Объем подготовительной работы перед выполнением трени­ровочных письменных упражнений зависит от конкретных це­лей занятия, количества материала и его сложности, уровня развития детей и степени овладения навыком выполнения того или иного вида упражнений. В большинстве случаев устная кол­лективная проработка материала (полностью или частично) предваряет самостоятельное письмо. Внимание, которое должно уделяться подготовительной работе и коллективному устному ее выполнению, обусловлено заботой учителя о предупреждении ошибок в письменной речи и о том, чтобы учащиеся работали вполне сознательно и располагали всеми условиями для разви­тия навыков самостоятельно преодолевать возникающие затруд­нения.


§ 4. Обучение составлению повествовательных предложений на уроках развития речи

Навыки построения предложений относятся к числу основ­ных в речевой деятельности. Поэтому их формированию и совер­шенствованию уделяется много времени на протяжении всего обучения детей с нарушениями речи в специальной школе на уроках русского языка (в том числе развития разговорной, уст­ной и письменной описательно-повествовательной речи, форми­рования словаря), на уроках чтения, а также на занятиях по другим предметам и во внеклассное время (в связи с разными видами деятельности). Основная роль в развитии навыков со­ставления предложений принадлежит урокам развития речи. Кроме того, эти навыки развиваются в связи с изучением жиз­ни природы и общества, трудовой деятельностью, самообслужи­ванием, играми, а также в процессе специальных упражнений. Методика работы над предложением в связи с развитием раз­говорной речи была рассмотрена в соответствующем разделе (см. «Обучение отдельным видам высказываний при помощи специальных упражнений»).

Работа над предложением на уроках развития речи в связи с формированием описательно-повествовательной речи имеет свои особенности, которые определяются задачами, содержа­нием и методическими требованиями к этому разделу занятий по обучению русскому языку. На занятиях по развитию моноло­гической речи работа ведется над повествовательными предло­жениями полного грамматического состава в устной и письмен­ной форме. Детей учат сообщать о том, что они воспринимают в момент речи (Снег тает), что они наблюдали ранее (Вчера мы. ходили на почту), о событиях, которые имели место до мо­мента речи (Я написал письмо маме) или произойдут в будущем (Завтра мы пойдем в парк), о выполняемой или выполненной работе (Мы украсили класс к празднику), об изучаемых или изученных ранее предметах и явлениях окружающей жизни зайца короткий хвост, Стол сделан из дерева). В упражне­ниях на составление повествовательных предложений закреп­ляется словарь, ранее введенный в речь в связи с разными ви­

дами деятельности (в том числе приобретенный на предметных уроках, экскурсиях, в процессе наблюдений, в быту, на уроках ручного труда). На материале этих же упражнений учащиеся приобретают навыки в правильном сочетании слов. В грамма­тическом отношении работа над предложением в связи с раз­витием описательно-повествовательной речи может предварять специальные занятия по формированию языковых обобщений на уроках практической грамматики или служить продолже­нием этих занятий. Упражнения в устном или письменном со­ставлении предложений часто используются для подготовки к выполнению заданий по развитию связной речи (составление устных рассказов, письменные сочинения и изложения).

Рассмотрим виды упражнений, используемые в младших классах для развития навыков составления предложений.



На начальных этапах обучения языку (подготовительный и 1-й классы) работа над предложением органически связана с развитием понимания устной речи и первыми шагами детей в уточнении и накоплении словаря, в построении высказываний: «Необходимо, чтобы различные формы обращений учителя не только помогали развитию понимания речи, но и возбуждали у детей потребность в активной речевой деятельности». Из этого вытекает важное правило работы по обучению детей строить фразу. Учитель разговаривает с учащимися по поводу воспри­нимаемых ими наглядных ситуаций, вызывая их на ответные реакции действием и, по мере возможности,— речью. Полу­чается, что речь детей оказывается как бы включенной в более широкий контекст — в речевую деятельность учителя. Это и спо­собствует развитию понимания речи и переходу учащихся к более или менее самостоятельным высказываниям. Собственная речь детей на этом этапе может носить сопряженный и отра­женный характер и быть представлена отдельными словами, со­четаниями слов, неполными предложениями. Постепенно в речи детей появляются и относительно самостоятельно составленные фразы (в ответ на вопрос учителя, с помощью подсказки, наве­дения на нужное слово или его форму и т. д.). В первоначаль­ный период, таким образом, собственно упражнения в состав­лении предложений еще не выделяются, а практика построения описательно-повествовательной фразы по существу есть часть практики в диалоге. Надо принять также во внимание, что фра­зу дети строят устно, так как обучение грамоте вместе с подго­товительным периодом занимает два первых года обучения. Бо­лее широкое использование письменной речи падает на после­дующие годы обучения — начиная со 2-го класса.


В плане развития навыков использования фразовой речи де­тей в первоначальный период учат «пользоваться такими эле­ментарными формами устной речи, как краткий ответ на во­прос, подводящий к простому диалогу. Этому предшествует на­зывание демонстрируемых предметов и действий, составление простых нераспространенных и распространенных предложений по картинке, по наглядному действию, повторение вместе с учи­телем различных считалок, потешек, присловий к различным играм и драматизациям».

По мере развития произносительных возможностей детей приучают давать односложные ответы на вопросы: Что делать? Кто? Делает что? Показав несколько картинок с изображением разных лиц, выполняющих одно и то же действие, учитель в раз­говоре с детьми подводит их к выделению этого действия, к на­зыванию предметов. Так в речи детей образуются фразы: Нина моет чашку, Петя моет ложку и т. д. С помощью других карти­нок окажется выделенным другое действие, обозначены другие предметы, названы их признаки, что также найдет свое отраже­ние во фразе.

Игровые ситуации, инсценировки, демонстрации действий помогают расширить диапазон вопросов, объем лексики, кото­рая вовлекается в построение фразы. В частности, оказывается возможным подвести учеников к обозначению места действия (Дети играют во дворе, Дети гуляют в парке), направления дей­ствия (Мальчик положил книгу в сумку), признаков предметов (Большая кукла).

Расширение словарного запаса детей, овладение ими не­сколькими типичными моделями словосочетаний позволяет учи­телю шире привлекать к занятиям сюжетные картины. В беседе по ним коллективно составляются распространенные описательно-повествовательные фразы: Петя и Вова лепят бабу, Нина ка­пается с горы, Девочка везет куклу, Мальчик упал в снег и т. п. flo ходу беседы ставятся разные по конструкции и логической сложности вопросы, направленные на выяснение положения предметов в пространстве и места их перемещения (куда? отку­да? где?), вопросы, касающиеся объектов действия {кому? у кого?), устанавливающие принадлежность предмета (чей?). Постепенно включается построение фраз на вопросы, конструк­
ция которых направлена на получение ответа с наречиями-об­стоятельствами (как? когда? сколько?быстро, вечером, мно­го).

Действия с предметами, занятия лепкой, конструированием и рисованием, наблюдения за различными жизненными явления­ми и ситуациями подводят детей к расширению представлений, формированию более точных и полных понятий о предметах, действиях, отношениях между ними, способствуют дифферен­циации слов, относящихся к разным частям речи. В общении с учителем дети учатся более сложным способам выражения мысли, «происходит переработка накопленных знаний, дальней­шее уточнение и конкретизация понятий, выделение и уяснение логических связей событий и явлений». Все это находит выра­жение в активной речи детей, прежде всего во фразе, которая становится более распространенной, полнее и подробнее выра­жающей мысль.

Описанные выше занятия являются основой для последую­щей работы над фразой. Примерно со 2-го класса упражнения в построении предложений на уроках развития речи могут вы­деляться как относительно обособленные (от других занятий по развитию речи), иметь специальную тренировочную форму. На­ряду с упражнениями на уроках формирования грамматическо­го строя речи и занятиями по подготовке связных описаний и повествований различные задания в составлении предложений на уроках развития речи со 2-го класса могут и должны проте­кать не только в устной, но и обязательно в письменной форме. Появившиеся с овладением элементарной грамотой возможно­сти для детей читать и записывать фразы создают более благо­приятные условия как для обучения речи вообще, так и для формирования навыков построения фраз в частности. Это рас­ширяет и количество видов упражнений, используемых для об­учения выражать мысль в простом распространенном предло­жении. Рассмотрим эти виды упражнений.

Составление предложений на основе показа предметов. Ра­бота проводится в условиях непосредственного восприятия тех или иных предметов и имеет своей целью закрепление сведений

о предмете и соответствующего словаря. В результате выполне­ния этих упражнений ученики могут получить практику в при­менении разнообразных форм и конструкций, выражающих от­