Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 365
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
картине диалог). Но чаще всего упражнения в разговорной речи предшествуют упражнениям в описательно-повествовательной. Тематика работы над каждым из этих стилей, как правило, общая. Кроме того, по организационным и методическим соображениям такой порядок занятий целесообразнее (удобнее часть урока посвящать, например, диалогу, а часть — составлению рассказа, так как речевой материал, предварительно ; проработанный в разговорной речи, легче и правильнее используется затем в описательно-повествовательной).
Для развития описательно-повествовательной речи могут быть использованы самые разнообразные виды работ. Проведение каждого из них включает несколько этапов: подготовку работе (сообщение темы и вида занятия, организация материала, инструктирование учащихся), выполнение работы (коллективное или самостоятельное, письменное или устное), самопроверка выполненной работы (для чего учитель всегда должен оставить время на уроке и показать, каким образом самопроверку проводить), проверка учителем выполненных письменных работ (ошибки, которые в состоянии исправить сами учащиеся, обычно только подчеркиваются или сопровождаются пометками: род?, вопрос?, число? и т. п.), работа над ошибками в классе (коллективная и индивидуальная, включающая выполнение тренировочных упражнений, а иногда, если работа выполнена неудовлетворительно, и повторное ее написание).
Объем подготовительной работы перед выполнением тренировочных письменных упражнений зависит от конкретных целей занятия, количества материала и его сложности, уровня развития детей и степени овладения навыком выполнения того или иного вида упражнений. В большинстве случаев устная коллективная проработка материала (полностью или частично) предваряет самостоятельное письмо. Внимание, которое должно уделяться подготовительной работе и коллективному устному ее выполнению, обусловлено заботой учителя о предупреждении ошибок в письменной речи и о том, чтобы учащиеся работали вполне сознательно и располагали всеми условиями для развития навыков самостоятельно преодолевать возникающие затруднения.
§ 4. Обучение составлению повествовательных предложений на уроках развития речи
Навыки построения предложений относятся к числу основных в речевой деятельности. Поэтому их формированию и совершенствованию уделяется много времени на протяжении всего обучения детей с нарушениями речи в специальной школе на уроках русского языка (в том числе развития разговорной, устной и письменной описательно-повествовательной речи, формирования словаря), на уроках чтения, а также на занятиях по другим предметам и во внеклассное время (в связи с разными видами деятельности). Основная роль в развитии навыков составления предложений принадлежит урокам развития речи. Кроме того, эти навыки развиваются в связи с изучением жизни природы и общества, трудовой деятельностью, самообслуживанием, играми, а также в процессе специальных упражнений. Методика работы над предложением в связи с развитием разговорной речи была рассмотрена в соответствующем разделе (см. «Обучение отдельным видам высказываний при помощи специальных упражнений»).
Работа над предложением на уроках развития речи в связи с формированием описательно-повествовательной речи имеет свои особенности, которые определяются задачами, содержанием и методическими требованиями к этому разделу занятий по обучению русскому языку. На занятиях по развитию монологической речи работа ведется над повествовательными предложениями полного грамматического состава в устной и письменной форме. Детей учат сообщать о том, что они воспринимают в момент речи (Снег тает), что они наблюдали ранее (Вчера мы. ходили на почту), о событиях, которые имели место до момента речи (Я написал письмо маме) или произойдут в будущем (Завтра мы пойдем в парк), о выполняемой или выполненной работе (Мы украсили класс к празднику), об изучаемых или изученных ранее предметах и явлениях окружающей жизни (У зайца короткий хвост, Стол сделан из дерева). В упражнениях на составление повествовательных предложений закрепляется словарь, ранее введенный в речь в связи с разными ви
дами деятельности (в том числе приобретенный на предметных уроках, экскурсиях, в процессе наблюдений, в быту, на уроках ручного труда). На материале этих же упражнений учащиеся приобретают навыки в правильном сочетании слов. В грамматическом отношении работа над предложением в связи с развитием описательно-повествовательной речи может предварять специальные занятия по формированию языковых обобщений на уроках практической грамматики или служить продолжением этих занятий. Упражнения в устном или письменном составлении предложений часто используются для подготовки к выполнению заданий по развитию связной речи (составление устных рассказов, письменные сочинения и изложения).
Рассмотрим виды упражнений, используемые в младших классах для развития навыков составления предложений.
На начальных этапах обучения языку (подготовительный и 1-й классы) работа над предложением органически связана с развитием понимания устной речи и первыми шагами детей в уточнении и накоплении словаря, в построении высказываний: «Необходимо, чтобы различные формы обращений учителя не только помогали развитию понимания речи, но и возбуждали у детей потребность в активной речевой деятельности». Из этого вытекает важное правило работы по обучению детей строить фразу. Учитель разговаривает с учащимися по поводу воспринимаемых ими наглядных ситуаций, вызывая их на ответные реакции действием и, по мере возможности,— речью. Получается, что речь детей оказывается как бы включенной в более широкий контекст — в речевую деятельность учителя. Это и способствует развитию понимания речи и переходу учащихся к более или менее самостоятельным высказываниям. Собственная речь детей на этом этапе может носить сопряженный и отраженный характер и быть представлена отдельными словами, сочетаниями слов, неполными предложениями. Постепенно в речи детей появляются и относительно самостоятельно составленные фразы (в ответ на вопрос учителя, с помощью подсказки, наведения на нужное слово или его форму и т. д.). В первоначальный период, таким образом, собственно упражнения в составлении предложений еще не выделяются, а практика построения описательно-повествовательной фразы по существу есть часть практики в диалоге. Надо принять также во внимание, что фразу дети строят устно, так как обучение грамоте вместе с подготовительным периодом занимает два первых года обучения. Более широкое использование письменной речи падает на последующие годы обучения — начиная со 2-го класса.
В плане развития навыков использования фразовой речи детей в первоначальный период учат «пользоваться такими элементарными формами устной речи, как краткий ответ на вопрос, подводящий к простому диалогу. Этому предшествует называние демонстрируемых предметов и действий, составление простых нераспространенных и распространенных предложений по картинке, по наглядному действию, повторение вместе с учителем различных считалок, потешек, присловий к различным играм и драматизациям».
По мере развития произносительных возможностей детей приучают давать односложные ответы на вопросы: Что делать? Кто? Делает что? Показав несколько картинок с изображением разных лиц, выполняющих одно и то же действие, учитель в разговоре с детьми подводит их к выделению этого действия, к называнию предметов. Так в речи детей образуются фразы: Нина моет чашку, Петя моет ложку и т. д. С помощью других картинок окажется выделенным другое действие, обозначены другие предметы, названы их признаки, что также найдет свое отражение во фразе.
Игровые ситуации, инсценировки, демонстрации действий помогают расширить диапазон вопросов, объем лексики, которая вовлекается в построение фразы. В частности, оказывается возможным подвести учеников к обозначению места действия (Дети играют во дворе, Дети гуляют в парке), направления действия (Мальчик положил книгу в сумку), признаков предметов (Большая кукла).
Расширение словарного запаса детей, овладение ими несколькими типичными моделями словосочетаний позволяет учителю шире привлекать к занятиям сюжетные картины. В беседе по ним коллективно составляются распространенные описательно-повествовательные фразы: Петя и Вова лепят бабу, Нина капается с горы, Девочка везет куклу, Мальчик упал в снег и т. п. flo ходу беседы ставятся разные по конструкции и логической сложности вопросы, направленные на выяснение положения предметов в пространстве и места их перемещения (куда? откуда? где?), вопросы, касающиеся объектов действия {кому? у кого?), устанавливающие принадлежность предмета (чей?). Постепенно включается построение фраз на вопросы, конструк
ция которых направлена на получение ответа с наречиями-обстоятельствами (как? когда? сколько?— быстро, вечером, много).
Действия с предметами, занятия лепкой, конструированием и рисованием, наблюдения за различными жизненными явлениями и ситуациями подводят детей к расширению представлений, формированию более точных и полных понятий о предметах, действиях, отношениях между ними, способствуют дифференциации слов, относящихся к разным частям речи. В общении с учителем дети учатся более сложным способам выражения мысли, «происходит переработка накопленных знаний, дальнейшее уточнение и конкретизация понятий, выделение и уяснение логических связей событий и явлений». Все это находит выражение в активной речи детей, прежде всего во фразе, которая становится более распространенной, полнее и подробнее выражающей мысль.
Описанные выше занятия являются основой для последующей работы над фразой. Примерно со 2-го класса упражнения в построении предложений на уроках развития речи могут выделяться как относительно обособленные (от других занятий по развитию речи), иметь специальную тренировочную форму. Наряду с упражнениями на уроках формирования грамматического строя речи и занятиями по подготовке связных описаний и повествований различные задания в составлении предложений на уроках развития речи со 2-го класса могут и должны протекать не только в устной, но и обязательно в письменной форме. Появившиеся с овладением элементарной грамотой возможности для детей читать и записывать фразы создают более благоприятные условия как для обучения речи вообще, так и для формирования навыков построения фраз в частности. Это расширяет и количество видов упражнений, используемых для обучения выражать мысль в простом распространенном предложении. Рассмотрим эти виды упражнений.
Составление предложений на основе показа предметов. Работа проводится в условиях непосредственного восприятия тех или иных предметов и имеет своей целью закрепление сведений
о предмете и соответствующего словаря. В результате выполнения этих упражнений ученики могут получить практику в применении разнообразных форм и конструкций, выражающих от
Для развития описательно-повествовательной речи могут быть использованы самые разнообразные виды работ. Проведение каждого из них включает несколько этапов: подготовку работе (сообщение темы и вида занятия, организация материала, инструктирование учащихся), выполнение работы (коллективное или самостоятельное, письменное или устное), самопроверка выполненной работы (для чего учитель всегда должен оставить время на уроке и показать, каким образом самопроверку проводить), проверка учителем выполненных письменных работ (ошибки, которые в состоянии исправить сами учащиеся, обычно только подчеркиваются или сопровождаются пометками: род?, вопрос?, число? и т. п.), работа над ошибками в классе (коллективная и индивидуальная, включающая выполнение тренировочных упражнений, а иногда, если работа выполнена неудовлетворительно, и повторное ее написание).
Объем подготовительной работы перед выполнением тренировочных письменных упражнений зависит от конкретных целей занятия, количества материала и его сложности, уровня развития детей и степени овладения навыком выполнения того или иного вида упражнений. В большинстве случаев устная коллективная проработка материала (полностью или частично) предваряет самостоятельное письмо. Внимание, которое должно уделяться подготовительной работе и коллективному устному ее выполнению, обусловлено заботой учителя о предупреждении ошибок в письменной речи и о том, чтобы учащиеся работали вполне сознательно и располагали всеми условиями для развития навыков самостоятельно преодолевать возникающие затруднения.
§ 4. Обучение составлению повествовательных предложений на уроках развития речи
Навыки построения предложений относятся к числу основных в речевой деятельности. Поэтому их формированию и совершенствованию уделяется много времени на протяжении всего обучения детей с нарушениями речи в специальной школе на уроках русского языка (в том числе развития разговорной, устной и письменной описательно-повествовательной речи, формирования словаря), на уроках чтения, а также на занятиях по другим предметам и во внеклассное время (в связи с разными видами деятельности). Основная роль в развитии навыков составления предложений принадлежит урокам развития речи. Кроме того, эти навыки развиваются в связи с изучением жизни природы и общества, трудовой деятельностью, самообслуживанием, играми, а также в процессе специальных упражнений. Методика работы над предложением в связи с развитием разговорной речи была рассмотрена в соответствующем разделе (см. «Обучение отдельным видам высказываний при помощи специальных упражнений»).
Работа над предложением на уроках развития речи в связи с формированием описательно-повествовательной речи имеет свои особенности, которые определяются задачами, содержанием и методическими требованиями к этому разделу занятий по обучению русскому языку. На занятиях по развитию монологической речи работа ведется над повествовательными предложениями полного грамматического состава в устной и письменной форме. Детей учат сообщать о том, что они воспринимают в момент речи (Снег тает), что они наблюдали ранее (Вчера мы. ходили на почту), о событиях, которые имели место до момента речи (Я написал письмо маме) или произойдут в будущем (Завтра мы пойдем в парк), о выполняемой или выполненной работе (Мы украсили класс к празднику), об изучаемых или изученных ранее предметах и явлениях окружающей жизни (У зайца короткий хвост, Стол сделан из дерева). В упражнениях на составление повествовательных предложений закрепляется словарь, ранее введенный в речь в связи с разными ви
дами деятельности (в том числе приобретенный на предметных уроках, экскурсиях, в процессе наблюдений, в быту, на уроках ручного труда). На материале этих же упражнений учащиеся приобретают навыки в правильном сочетании слов. В грамматическом отношении работа над предложением в связи с развитием описательно-повествовательной речи может предварять специальные занятия по формированию языковых обобщений на уроках практической грамматики или служить продолжением этих занятий. Упражнения в устном или письменном составлении предложений часто используются для подготовки к выполнению заданий по развитию связной речи (составление устных рассказов, письменные сочинения и изложения).
Рассмотрим виды упражнений, используемые в младших классах для развития навыков составления предложений.
На начальных этапах обучения языку (подготовительный и 1-й классы) работа над предложением органически связана с развитием понимания устной речи и первыми шагами детей в уточнении и накоплении словаря, в построении высказываний: «Необходимо, чтобы различные формы обращений учителя не только помогали развитию понимания речи, но и возбуждали у детей потребность в активной речевой деятельности». Из этого вытекает важное правило работы по обучению детей строить фразу. Учитель разговаривает с учащимися по поводу воспринимаемых ими наглядных ситуаций, вызывая их на ответные реакции действием и, по мере возможности,— речью. Получается, что речь детей оказывается как бы включенной в более широкий контекст — в речевую деятельность учителя. Это и способствует развитию понимания речи и переходу учащихся к более или менее самостоятельным высказываниям. Собственная речь детей на этом этапе может носить сопряженный и отраженный характер и быть представлена отдельными словами, сочетаниями слов, неполными предложениями. Постепенно в речи детей появляются и относительно самостоятельно составленные фразы (в ответ на вопрос учителя, с помощью подсказки, наведения на нужное слово или его форму и т. д.). В первоначальный период, таким образом, собственно упражнения в составлении предложений еще не выделяются, а практика построения описательно-повествовательной фразы по существу есть часть практики в диалоге. Надо принять также во внимание, что фразу дети строят устно, так как обучение грамоте вместе с подготовительным периодом занимает два первых года обучения. Более широкое использование письменной речи падает на последующие годы обучения — начиная со 2-го класса.
В плане развития навыков использования фразовой речи детей в первоначальный период учат «пользоваться такими элементарными формами устной речи, как краткий ответ на вопрос, подводящий к простому диалогу. Этому предшествует называние демонстрируемых предметов и действий, составление простых нераспространенных и распространенных предложений по картинке, по наглядному действию, повторение вместе с учителем различных считалок, потешек, присловий к различным играм и драматизациям».
По мере развития произносительных возможностей детей приучают давать односложные ответы на вопросы: Что делать? Кто? Делает что? Показав несколько картинок с изображением разных лиц, выполняющих одно и то же действие, учитель в разговоре с детьми подводит их к выделению этого действия, к называнию предметов. Так в речи детей образуются фразы: Нина моет чашку, Петя моет ложку и т. д. С помощью других картинок окажется выделенным другое действие, обозначены другие предметы, названы их признаки, что также найдет свое отражение во фразе.
Игровые ситуации, инсценировки, демонстрации действий помогают расширить диапазон вопросов, объем лексики, которая вовлекается в построение фразы. В частности, оказывается возможным подвести учеников к обозначению места действия (Дети играют во дворе, Дети гуляют в парке), направления действия (Мальчик положил книгу в сумку), признаков предметов (Большая кукла).
Расширение словарного запаса детей, овладение ими несколькими типичными моделями словосочетаний позволяет учителю шире привлекать к занятиям сюжетные картины. В беседе по ним коллективно составляются распространенные описательно-повествовательные фразы: Петя и Вова лепят бабу, Нина капается с горы, Девочка везет куклу, Мальчик упал в снег и т. п. flo ходу беседы ставятся разные по конструкции и логической сложности вопросы, направленные на выяснение положения предметов в пространстве и места их перемещения (куда? откуда? где?), вопросы, касающиеся объектов действия {кому? у кого?), устанавливающие принадлежность предмета (чей?). Постепенно включается построение фраз на вопросы, конструк
ция которых направлена на получение ответа с наречиями-обстоятельствами (как? когда? сколько?— быстро, вечером, много).
Действия с предметами, занятия лепкой, конструированием и рисованием, наблюдения за различными жизненными явлениями и ситуациями подводят детей к расширению представлений, формированию более точных и полных понятий о предметах, действиях, отношениях между ними, способствуют дифференциации слов, относящихся к разным частям речи. В общении с учителем дети учатся более сложным способам выражения мысли, «происходит переработка накопленных знаний, дальнейшее уточнение и конкретизация понятий, выделение и уяснение логических связей событий и явлений». Все это находит выражение в активной речи детей, прежде всего во фразе, которая становится более распространенной, полнее и подробнее выражающей мысль.
Описанные выше занятия являются основой для последующей работы над фразой. Примерно со 2-го класса упражнения в построении предложений на уроках развития речи могут выделяться как относительно обособленные (от других занятий по развитию речи), иметь специальную тренировочную форму. Наряду с упражнениями на уроках формирования грамматического строя речи и занятиями по подготовке связных описаний и повествований различные задания в составлении предложений на уроках развития речи со 2-го класса могут и должны протекать не только в устной, но и обязательно в письменной форме. Появившиеся с овладением элементарной грамотой возможности для детей читать и записывать фразы создают более благоприятные условия как для обучения речи вообще, так и для формирования навыков построения фраз в частности. Это расширяет и количество видов упражнений, используемых для обучения выражать мысль в простом распространенном предложении. Рассмотрим эти виды упражнений.
Составление предложений на основе показа предметов. Работа проводится в условиях непосредственного восприятия тех или иных предметов и имеет своей целью закрепление сведений
о предмете и соответствующего словаря. В результате выполнения этих упражнений ученики могут получить практику в применении разнообразных форм и конструкций, выражающих от