Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ношения между предметом и действием, предметом и его приз­наком, действием предмета и признаком действия.

Исходным моментом в работе является показ образца пред­ложения, по аналогии с которым будет проходить составление других предложений. Образец записывается на доске или дается на плакатике. Дети читают предложение, затем принимают уча­стие в его практическом анализе. Учитель обращает внимание на те словосочетания, которые в коллективной работе будут подвергаться изменениям при составлении аналогичных предло­жений. Вспомогательным средством для установления смысло­вых и грамматических связей будут служить вопросы учителя. В тех случаях, когда в грамматическом отношении материал детям знаком, вопросы они могут ставить сами или использо­вать дидактические таблицы.

Упражнение должно быть подчинено какой-то определенной лексической, морфологической или синтаксической цели. Это в свою очередь потребует не только отбора предметов (на основе восприятия которых ведется работа), но и языкового материа­ла (словарь, формы, конструкции словосочетаний и предложе­ний).

Например, для закрепления навыков строить предложения типа: У Вовы коричневая рубашка, а также повторения назва­ний одежды во 2-м классе может быть проведено такое упраж­нение. Учитель сообщает детям, что они будут составлять пред­ложение. Указывая на одежду детей, учитель спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Рубашка, куртка, кофточка, свитер, платье, фартук» и т. д. Учитель записывает на доске: У Нины чёрное платье. Дети читают хором это предложение. «У кого черное платье?» — спрашивает учитель и получает ответ: «У Нины». «Какое платье у Нины?» — продолжает учитель. «Черное»,— отвечают дети.

Далее ученики поочередно устно составляют предложения: У Гали коричневый фартук, У Сережи серый пиджак, У Веры зеленый свитер и т. д. По ходу работы исправляются ошибки в построении фраз. По окончании устной работы учитель дает задание: самостоятельно (каждому ученику) записать три пред­ложения той же модели. Выполненная работа проверяется, учи­
тель выделяет типичные ошибки, они коллективно обсуждаются и исправляются.

Составление предложений на основе демонстрации действий. Этот вид упражнения аналогичен предыдущему. Здесь работа над предложением тоже протекает в условиях непосредственно­го восприятия действительности, но с той разницей, что в цент­ре внимания оказываются реальные ситуации, возникающие перед детьми в результате действий учителя (или самих учащихся) с теми или иными предметами. Задача заключается в том, чтобы языковыми средствами выразить наглядно воспри­нимаемые связи между субъектом действия, действием и объ­ектом действия.

В качестве примера приведем описание упражнения, имеют целью развитие навыков составления предложений с гла­голами с приставками: налил, вылил, перелил, долил, отлил, (3 класс). Для демонстрации действий, обозначаемых этими глаголами, понадобятся стакан, чашка, банка, графин с водой, поднос или тарелка. Подготовка к упражнению может [быть использована для развития устной разговорной речи (выполнение поручения с глаголами принеси, поставь, попроси и сообщений о выполненном поручении: Я принес стакан, Я попросил графин у Анны Петровны и т. п.).

Сообщив тему занятий и записав на доске глаголы, с которыми будет проходить работа, учитель приступает к демонст­рации действий (наливает воду в стакан, переливает воду из стакана в чашку и т. п.).

После демонстрации каждого действия учитель задает вопросы классу (включая в них глаголы с приставками): «Куда я налила воду?», «Откуда я вылила воду?», «Куда я перелила воду из стакана?» и т. п. Соответственно в ответах дети используют те же глаголы.

Следующий этап занятий: выполнение действий самими детьми на основе поручений, даваемых учителем, и вербализации действий: «Галя перелила воду из стакана в чашку», «Миша пролил воду на поднос» и т. п. Составленные устно предложения записываются на доске. Затем написанное стирается, уча­щиеся составляют предложения самостоятельно и записывают их в тетради. На дом может быть дано задание: по аналогии с предложениями, составленными в классе, написать несколько

•фраз с глаголами: насыпал, высыпал, пересыпал, просыпал. Составление предложений по картинам. Этот вид упражнения тоже основан на вербализации непосредственно восприни­маемого материала, однако изображенное на картине (предме­ты, ситуации) должно быть предварительно осмыслено с опорой на предшествующий жизненный опыт. Отдельные элементы необходимо вычленить, установить между ними связи, отношения, чтобы дети смогли решить эту задачу, необходим предварительный разбор картины (пусть очень краткий), где внимание детей будет привлечено к тем элементам композиции, которые послужат основой для последующей работы (составление предложений). Картины могут быть использованы различные: предметные, ситуационные, сюжетные (с более или менее сложной композицией).

Для того чтобы направить работу учащихся по нужному руслу, к картине обычно даются вопросы, опорный словарь. В другихслучаях та же цель может быть достигнута устным инструктированием учащихся, показом образца предложения, по аналогии с которым ученики должны составить свои фразы.

Например, в качестве подготовки к проведению на уроках практической грамматики обобщений по теме «Выражение пространственных отношений (словосочетания глаголов с сущест­вительными творительного падежа, предлоги под и за)» во 2-м классе может быть дано упражнение в составлении предло­жений по ситуационной картине «Игра в прятки». На картине изображен двор, часть дома с крыльцом, деревья, кусты; садо­вая скамейка; дети играют в прятки (несколько детей прячут­ся, водящий ищет их).

Краткий предварительный разбор картины помогает устано­вить: Это двор. Дети играют в прятки. Скамейка, крыльцо, де­рево, кусты. Детей назовём: Боря, Нина, Серёжа...

Для составления предложений дается опорный словарь: пря­чется, прячутся, спрятался, спряталась, спрятались, за, под. Устно (с последующей записью и проверкой выполненного зада­ния) дети составляют предложения: Боря и Нина спрятались за кустом, Серёжа прячется под крыльцом, Галя спряталась за де­ревом и т. п.

В более облегченном варианте работа может быть построена в форме ответов на вопросы: Кто прячется за деревом? Кто
спрятался под крыльцом? Где спрятались Нина и Боря? и т. п.

Другой пример. Для практики в употреблении наречий, обо­значающих местоположение предмета (справа, слева, посреди­не), в 1-м классе может быть предложено составление предло­жений по картинам, на которых изображены три предмета (на­пример, табуретка, стол, стул). Учащимися будут составлены предложения: Табуретка стоит слева, Стол стоит посредине, Стул стоит справа.

Распространение и сокращение предложений. Этот вид упражнений полезен тем, что дает ученикам практику в выра­жении мысли с разной степенью полноты, а также подготавли­вает их к проведению анализа предложений (по словосочета­ниям и отдельным словам).

Кроме того, работа над распространением и сокращением предложений способствует развитию навыков устанавливать ло­гические связи и отношения внутри фразы и тем самым учит де­тей правильно рассуждать, выделять основное содержание мысли.

Упражнение данного вида в 4-м классе может использо­ваться в разных вариантах. Рассмотрим некоторые из них на примерах.

Учитель записывает на доске несколько предложений: Миша и Боря ходили в кино. Наташа и Вера пойдут в музей. Витя смотрел телевизор.

После того как учащимся прочтут записанные на доске пред­ложения, учитель начинает беседу:

Учитель. О ком говорится в первом предложении?

Ученик. О Мише и Боре.

Учитель. Что о них сказано?

Ученик. Они ходили в кино.

Учитель. Когда это было?

Ученики не могут дать ответа, так как во фразе нет слов, обозначающих время действия. Учитель рядом с первым пред­ложением записывает: Миша и Боря ходили в кино вчера вече­ром — и снова ставит тот же вопрос, предварительно подчерк­нув слова вчера вечером.

Разобрав вторую фразу, учитель предлагает теперь детям самостоятельно распространить предложение. Третье предложе­ние коллективному анализу может не подвергаться, так как уча­щиеся на предыдущих фразах уяснили и путь разбора, и способ распространения предложений данного вида.

Второй пример. На доске записано несколько фраз:

Нина пишет.

Вова читает.

Мальчик идёт.


Дети работают.

Под этой записью даются слова для справок: дружно, акку­ратно, быстро, громко. Первая фраза разбирается коллективно, выясняется, что мысль, выраженную в ней, можно уточнить сло­вом аккуратно. Затем учащиеся самостоятельно устно распро­страняют остальные предложения, после чего учитель предла­гает записать предложения, употребив другие слова, отвечаю­щие на вопрос как? (их должны придумать сами дети). Состав­ляются примерно такие предложения: Нина пишет красиво, Мальчик идёт медленно и т. д.

Третий пример. Первое из записанных на доске предложе­ний дается в более распространенной форме:

Ребята ходили в лес за грибами.

Галя ушла.

Папа уехал.

Миша ушёл.

При разборе первой фразы выясняется, на какие вопросы отвечают слова в лес и за грибами. По аналогии учащиеся до­полняют остальные предложения словами: в магазин за хлебом, на вокзал за билетами и т. п.



Четвертый пример. К записанным на доске предложениям даются вопросы, опираясь на которые следует самостоятельно распространить данные фразы:

Куда? Когда?

Ребята ходили... ...

Мы поедем... ...

Вера ездила... ...

Обучение сокращению предложений также проводится на образцах. Аналогично разобранным в упражнении первым примерам учащиеся выделяют в следующих фразах главные и второстепенные члены (не пользуясь этими терминами) и записываю нераспространенные предложения. Составление предложений из данных слов.

Этот вид работы практически подводит детей к пониманию того, что слова в предложении связаны по смыслу, согласованы грамматически, расположены в определенном порядке. Упраж­нение может проводиться в трех вариантах: в первом слова для составления фразы даются в той грамматической форме, в которой они будут использованы в предложении, но в неправиль­ном порядке; во втором — порядок слов правильный, но формы слов исходные (их надо изменить, согласовать), в третьем — по­рядок слов нарушен, формы исходные (требуется установить