Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
рассматривать на том или ином материале языка, анализиро­вать дидактические условия, в которых проходит педагогиче­ский процесс. Сведения из смежных наук вовлекались в анализ методических вопросов, при этом данные психологии, лингвисти­ки, дидактики часто оказывались использованными через обоб­щения и принципы, сформировавшиеся в логопедии.

Итак, предметом специальной методики русского языка явля­ются закономерности процесса обучения языку (в условиях спе­циальной школы) детей, имеющих тяжелое недоразвитие речи. Специфика изучаемого специальной методикой русского языка процесса состоит в том, что в нем должны органически сочетать­ся два различных по задачам, содержанию и методам педагоги­ческих воздействия:

создание предпосылок для освоения языка как школьного
предмета путем коррекции и развития всех сторон устной и
письменной речи детей. Результаты этого воздействия должны
выражаться в создании механизмов, обеспечивающих разные
виды речевой деятельности, а также в практическом овладении
языковым материалом и системой языка;

обучение языку как предмету (в том же объеме, что и
в массовой школе), которое начинается лишь в относительно подготовленных условиях практического владения речью (со 2-го класса). Эта работа направлена на сообщение учащимся некоторых элементарных знаний и умений в области русского языка (в объеме программы для 1—3-го классов средней общеобразовательной школы). Вместе с тем она преследует цель
дальнейшего развития речи и мышления, создает практические
предпосылки для последующего усвоения систематического курса русского языка в 6—11-м классах. Формирование, развитие, коррекция речи (начиная со 2-го класса) и изучение языка осуществляются параллельно и взаимосвязано.

Учебный процесс в школе для детей с тяжелыми нарушения­ми речи имеет принципиальные отличия от учебного процесса средней общеобразовательной школы. Это в первую очередь проявляется в его закономерностях. Их систематическое изложе­ние— задача описательного курса основ специальной методики русского языка. Отметим, что возможности построения такого курса будут возрастать по мере проведения новых психолого-педагогических исследований в данной области, а также в ре­
зультате обобщения педагогического опыта обучения учащихся специальных школ.

Изучение закономерностей процесса обучения языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи дает специальной ме­тодике материал, который используется в двух планах. Во-пер­вых, опираясь на данные смежных наук, специальная методика создает свои теоретические основы, т. е. формируется как наука, и, во-вторых, использует эти основы для практической разработ­ки системы обучения языку в специальной школе, а именно: его задач, содержания, принципов, организации, методов и приемов.

Следовательно, у специальной методики две задачи (соответ­ственно особенностям ее как отрасли педагогических знаний):

а) создавать и углублять теоретическую базу построения
педагогического процесса обучения языку в школе для детей
с тяжелыми нарушениями речи, формировать ее научные основы;

б) разрабатывать, опираясь на эту базу, систему школьного
обучения языку детей с тяжелыми нарушениями речи (со всеми
входящими в это понятие элементами и факторами педагогического процесса).

В результате постепенного решения как первой (теоретиче­ской), так и второй (практической, прикладной) задачи созда­ется возможность для анализа и обобщения педагогического опыта. Это, в свою очередь, дает материал для обогащения тео­ретических основ методики и одновременно способствует разви­тию арсенала ее средств, благодаря чему создаются предпосыл­ки для совершенствования школьного педагогического процесса. Поэтому приходится признать, что выделение двух задач мето­дики как науки относительно и условно. Правильнее говорить о двух сторонах единой задачи создания научно обоснованной си­стемы школьного обучения языку детей с тяжелыми нарушения­ми речи, которая преследует цель: корригируя, формируя и развивая речь детей, обеспечить усвоение ими материала по пред­мету «русский язык».

Продолжающаяся исследовательская работа, обобщение ре­зультатов педагогической практики все в большей степени об­наруживают факт зависимости успехов учащихся в речевом раз­витии, в изучении языка от того, насколько в школе удается до­

биться органического сочетания работы над речью со всей остальной образовательно-воспитательной работой, в том числе с обучением основам наук, трудовой подготовкой, внеклассной и внешкольной работой. Последнее позволяет обнаружить еще один аспект методических исследовании, выделить задачу изуче­ния того, в каких взаимоотношениях находятся разные стороны школьного процесса, каково влияние речевого материала разных предметов на ход развития речи, какие затруднения испытывают учащиеся при изучении математики, природоведения и других предметов из-за недостатка в словаре, уровне развития техники чтения и пр. (Результаты такой работы нашли отражение в следующих сборниках: школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Р. Е. Левиной. Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Материалы по формированию речи.)

§ 5. Методы научного исследования, используемые специальной методикой русского языка

Решая свои задачи, специальная методика должна распола­гать необходимыми методами исследования. Как педагогическая отрасль знаний специальная методика русского языка в своем развитии (с целью накопления новых фактов, их обобщения и создания на этой основе практических выводов, относящихся к разным сторонам, элементам и факторам педагогического про­цесса) может использовать все многообразие психолого-педаго­гических методов научного исследования:

а) изучение учебной деятельности детей и педагогического
мастерства учителей с помощью наблюдений за ходом педагоги­ческого процесса на уроке, путем индивидуальных бесед с педа­гогами и учениками, а также анализ письменных работ уча­щихся;

б) исследование речевых навыков, степени их сформирован­
ности, выяснение объема знаний учащихся при изучении ими
языка с помощью специальных заданий (тестов), воссоздающих
структуру навыка, умения, знания;


в) экспериментальное обучение, в котором проверяются и оцениваются те или иные изменения, внесенные в процесс формирования речи, изучения языка как предмета;

г) анализ и обобщение существующего опыта обучения в специальной школе, особенно всего того, что позволяет учителю
формировать и развивать умения, навыки, знания учащихся, повышать эффективность методических средств.

Особенности применения этих методов определяются содер­жанием изучаемых закономерностей. В связи с этим в методи­ческие исследования может и должен быть вовлечен весь арсе­нал экспериментальных средств и принципов анализа получен­ных материалов, которыми располагают логопедия, психология (особенно психология речи). Правильной постановке исследова­ний в области специальной методики русского языка должны служить общие методологические установки в подходе к речи как деятельности, обладающей социальными функциями, и к языку как средству общения.

В настоящее время в связи с практической проверкой первой специальной школьной программы по русскому языку (1980) развертывается работа, которая должна дать новые материалы для методики обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Итак, характеризуя специальную методику русского языка, можно отметить, что это педагогическая отрасль знаний, входя­щая в дефектологию как одна из частных дидактик. Свои теоре­тические основы она формирует, используя материалы психоло­гии, лингвистики, дидактики; она возникла и развивается в тес­ной связи с логопедией и методикой русского языка массовой школы, близка им по прикладной направленности, но имеет свой предмет изучения, свои задачи.

Основная литература

В помощь директору специальной школы. М., 1982.

Никашина Н. А. Специальные школы для детей с тяжелы­ми нарушениями речи.— В сб.: Школа для детей с тяжелыми на­рушениями речи/Под ред. Р. Е. Левиной. М., 1961.

Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Леви­ной. М., 1968, с. 67—85.

Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (IIV классы). М.., 1980, с. 3—10.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю о детях с на­рушениями речи. М., 1976, с. 3—36, 105—111.

Дополнительная литер атура

Жинкин Н. И. Интеллект, язык, речь.— В кн.: Нарушение речи у дошкольников/Сост. Р. А. Белова-Давид. М., 1972.

Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Лреодоление задержки речевого развития у дошкольников. М., 1973, гл. I.

Кочергина В. С, Шаховская С. Н. Развитие речи Де­
тей в процессе онтогенеза.— В кн.: Расстройства речи у детей и подростков/Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969.

Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М, 1961, гл. I, II, VIII.

Левина Р. Е. Формирование речи у учащихся специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.— В сб.: Сове-тцание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Материалы по формиро­ванию речи. М., 1964.

Маевская С. И. Система коррекционно-воспитательной ра­боты в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.— В кн.: Очерки по патологии речи и голоса/Под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1967, вып. 3.

Контрольные вопросы и задания

  1. Каковы причины возникновения новой отрасли педагоги­ческих знаний — методики русского языка в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи?

  2. Дайте общую характеристику детей с тяжелыми наруше­ниями речи. Почему эти дети не могут обучаться в массовых школах и нуждаются в специально организованном обучении и воспитании?

  3. Какова структура и основные задачи школы для детей с
    тяжелыми нарушениями речи как специального образовательно-воспитательного детского учреждения?

  4. Какими официальными документами определяется статус,
    структура, задачи, содержание и организация работы школ для
    детей с тяжелыми нарушениями речи? Дайте общую характеристику учебных планов и программ школы данного типа.

  5. Что является предметом специальной методики русского
    языка?

  6. С какими смежными науками связана специальная методика русского языка? В чем эта связь выражается?

  7. Какие методы научного исследования используются специальной методикой русского языка как наукой в целях ее развития?

  8. Охарактеризуйте современный уровень развития специальной методики русского языка. Каковы пути дальнейшего развития этой отрасли педагогических знаний?