Файл: Учебное пособие для студентовзаочников дефектологических факультетов педагогических институтов москва просвещение 1982.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мированию таких важных психических функций, как внешняя и внутренняя речь, мышление (в разных его формах), необходи­мо обеспечить разностороннюю активность учащихся, вовлекать их в различные виды деятельности (предметно-практической, учебно-познавательной, трудовой, игровой). Это положение долж­но найти свое выражение в специальной организации и мето­дах обучения, продиктовать соответствующие дидактические правила проведения занятий, повлиять на принципы отбора язы­кового материала.

Выше было отмечено, что речь занимает важное место в ря­ду других психических функций личности, но и сама она в свою» очередь является структурным образованием: отдельные компо­ненты и стороны речевой деятельности взаимосвязаны, находятся в сложных системных отношениях. В методике важно учи­тывать связи, которые существуют между речью устной и письменной. Так, для формирования последней необходимы пред­посылки, возникающие в процессе развития ее устной формы. В свою очередь, письменная речь, ее использование и совершен­ствование, в практике обучения аномального ребенка оказыва­ет развивающее влияние на устную. Естественно, что такие свя­зи и взаимовлияния существуют потенциально, сделать их ре­альными — одна из задач специальной методической системы.

Учитывая закон постепенного, поэтапного развития и совер­шенствования функционально-стилистических разновидностей ре­чи у ребенка, методика должна делать выводы для построения обучения в специальной школе, устанавливать последователь­ность в овладении пониманием и построением побудительных, описательно-повествовательных высказываний в диалогической и монологической речи. Как известно, в ходе речевого развития по­нимание речи (особенно на начальных ступенях) значительно обгоняет (и подготавливает) самостоятельную активную речь ребенка. Эта закономерность важна для специальной методики в том отношении, что позволяет устанавливать дифференциро­ванные требования к усвоению языкового материала на разных ступенях сформированности соответствующих умений и навыков. Приходится также регулировать степень самостоятельности, с которой ученик на определенном этапе учебных занятий дол­жен строить свои высказывания (с опорой на наглядные и сло­весные средства или без них).


Для методики формирования речевых навыков большое зна­чение имеет использование положения теории П. Я. Гальпери­на о поэтапном формировании умственных действий и понятий'.

Признание того факта, что процесс развития речевой функ­ции подчиняется объективным закономерностям, обязывает ме­тодическую систему не только следовать им, но и изыскивать такие средства, создавать такие условия, которые помогли бы проявлению этих закономерностей, способствовали бы устране­нию препятствий на их пути в специально организуемом педаго­гическом процессе для детей с тяжелой речевой недостаточно­стью. К таким средствам можно отнести, например, отбор и до­зировку языкового материала, специальные приемы обучения, со­здающие мотивы для речевой деятельности учащихся или усло­вия для ее активизации, средства наглядности. В целом же все это направлено на то, чтобы организовать и максимально расширить речевую практику учеников в разнообразных формах (на уроках, индивидуальных занятиях и во внеклассное время), так как иной возможности (вне речевой деятельности, включен­ной в другие формы поведения) для практического овладения языком не существует. Его нельзя заучить или изучить, а по­том начать им пользоваться для общения.

Роль фактора упражняемости в речевой деятельности является решающей, но это не означает исключения из методическо­го подхода к специальному обучению элементов осознания пра­вил, которым подчиняется построение речи в широком смысле слова. Именно в специальном обучении оказывается особенно важным опираться на принцип осознанного, преднамеренного, произвольного со стороны ученика подхода к выбору, измене­нию сочетания языковых элементов, используемых в речи. При этом делается установка на последовательную автоматизацию речевых процессов, операций с языковым материалом, на постепенный вывод их из-под сознательного контроля. Однако дости­жение такого этапа в овладении речью, свидетельствующего о сформированное механизмов восприятия, понимания, осмысле­ния, подготовки, внутреннего планирования и автоматизирован­ного контроля за своей речью, требует длительного времени и больших усилий со стороны учителя и ученика.

Обратимся теперь к понятиям лингвистики, чтобы выявить некоторые методические подходы к формированию речи, обус­

ловленные особенностями языка, его структурой, связями с действительностью и психикой (речью, мышлением).

Свои главные функции, реализуемые в речевой деятельности и мыслительных процессах,— быть средством общения и оруди­ем познания,— язык выполняет благодаря своей знаковой при­роде. «Под знаковым аспектом естественного языка понимают обычно соотнесенность языковых элементов (морфем, слов, словосочетаний, предложений и др.), а следовательно, и языка в целом, в той или иной форме и степени опосредованности с внеязыковым рядом явлений, предметов и ситуаций в объективной действительности».

Языковые элементы (или знаки) обобщенно, в закрепленных за ними значениях выражают итоги познавательной деятельно­сти человека. Они являются носителями и хранителями информации, в которой сосредоточен социально-исторический опыт лю­дей. Языковой знак имеет двустороннюю природу (или сущ­ность). Одна его сторона (означающее) представлена его зву­ковой (или графической) формой, другая (означаемое)—его содержанием. Обе стороны знака составляют единство, что и по­зволяет ему в качестве языкового элемента выполнять в речевой деятельности социальную функцию.

Значение (содержание) языкового знака представляет собой то психическое образование, в котором «отражение предмета, явления находит свое выражение в виде образа, представления и понятия на уровне сознания (психики) отдельного индивиду­ума» (Общее языкознание: Формы существования, функции, история, языка. М, 1970, с. 113.).

Иначе говоря, в различных знаках языка (и в языке в целом) действительность получает непрямое (непосредственное), а косвенное (опосредованное образами, представлениями, поня­тиями) отражение.

Номинативная функция знаков языка существует и прояв­ляется в единстве с обобщающей (слово «стол» обозначает и данный, конкретный стол, и абстракцию, обобщение, т. е. поня­тие «стол»), благодаря чему язык, с одной стороны, связан с действительностью, а с другой — с мышлением. Образование, формирование, развитие языкового значения (понятия) происхо­дит в речевой деятельности.

Из сказанного о природе языкового знака и его функциях вытекает важное дидактическое положение: овладение языком
есть овладение значениями его знаков, отношениями между ни­ми в единстве с выражающими их формами. Усвоение языка как средства общения предполагает овладение всеми функциями языковых знаков. Обучение языку выступает как процесс позна­ния действительности, развития мышления, формирования спе­цифических языковых форм отражения действительности созна­нием (психикой).

В языке принято различать языковой материал (номенкла­туру: знаки, единицы) и языковую систему (устройство языка, его структуру как совокупность внутрисистемных связей и отно­шений между элементами).

Понятие языковой единицы является исходным в характери­стике системы языка. «Единица языка — устойчивый элемент языка, представляющий специфическое единство формы и со­держания и обладающий своей особой функцией. Основными единицами языка являются фонема, морфема, слово, предложе­ние». Некоторые языковеды в число языковых единиц включа­ют еще и словосочетание. Языковые единицы разнотипны по функциям (назначениям): лексические (слова), морфологиче­ские (морфемы), синтаксические (словосочетания и предложе­ния), фонетические (фонемы). Одни из них, слова, несу г определенные значения (смыслы), вторые — морфемы — обна­руживают их лишь в составе других единиц, третьи—фоне­мы,— не имея значения, служат для образования и различения морфем и слов.

Однородные единицы образуют уровни (ярусы или подсисте­мы) языка. Так, в языке выделяются фонетический, морфологи­ческий, лексический, синтаксический уровни. Единицы низших уровней входят в состав единиц более высокого уровня, и, на­оборот, из единиц более высокого уровня могут быть выделены единицы низшего уровня. Между единицами названных уровней в языке существуют закономерные связи и отношения. Предло­жения выступают как единицы общения, словосочетания слу­жат им строительным материалом.

Значения (смыслы) отношений между единицами языка и их элементами передаются формальными, специфическими языко­выми способами и средствами. К их числу относятся: звуко-слоговой состав и морфемная структура слов, порядок их следо­вания в речи, закономерности лексической и грамматической сочетаемости, формоизменение и словообразование, служебные частя речи, интонация.

Таким образом, язык в целом является системно-структур­
ным образованием. Для построения высказываний говорящий или пишущий пользуется языковым материалом, ориентируясь на простые и сложные единицы языка, располагая, сочетая и из­меняя их по свойственным языковой системе моделям и прави­лам. В результате овладения языком как сложным системно-структурным образованием ребенок приобретает возможность познавать (отражать) языковыми средствами существующие в реальной действительности предметы, явления, их связи и отно­шения, называть и обобщать их в своих сообщениях. Передавая информацию, говорящий не ограничивается простой конста­тацией фактов, явлений, связей, но одновременно высказывает свое суждение о них, дает им оценку, побуждает собеседника к ответным реакциям и т. д.

Сказанное о языке, его структуре имеет существенное зна­чение для выработки особых методических подходов в специаль­ном обучении детей с тяжелыми нарушениями речи. Укажем лишь на наиболее принципиальные и общие.

Структурный характер языка, системные отношения его еди­ниц и уровней, закономерности сочетания и изменения знаков и элементов знаков, языковые модели практически выявляются, обнаруживаются в речевой деятельности в процессе овладения языком. Следовательно, как в обычных условиях, так и в специ­альном обучении, языковой материал и языковая система могут быть усвоены только в речи, в практической речевой деятель­ности. Однако, чтобы повысить эффективность процесса овладе­ния языком, ускорить его, отобранный языковый материал нуж­но особым образом систематизировать и организовать. Способ организации (при котором облегчается обнаружение системы языка и его закономерностей) должен соответствовать постав­ленной задаче: практическому овладению языком в условиях специального обучения. Необходимо, чтобы этот способ существенно отличался от того, который применяется в массовой шко­ле с целью решения другой дидактической задачи: помочь де­тям, уже владеющим языком, познать его устройство, приобре­сти сведения о нем.

Изучающий язык ставит задачу обнаружить, проанализиро­вать, какое содержание выражается знаками, их сочетаниями, и через значения подойти к реальной действительности, к самим ее предметам, явлениям и отношениям между ними. Для такой за­дачи выбирается в учебной программе формальный принцип