ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
160
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
детерминацию» Понятие мотивации многогранно. В психолого-педагогических исследованиях этот термин трактуется по-разному. При этом практически все авторы сходятся на том, что мотивация является источником, побудителем, активности человека. Существует большое многообразие видов мотивации. В данной статье будет рассматриваться главным образом учебный компонент мотивации. Который включает в себя познавательный, социальный мотив и мотив достижения.
[6]
Для детей с ЗПР в целом характерны бедность учебной мотивации, отсутствие обусловленности процессуальной мотивации мотивацией более высокого уровня [3]. В момент изучения мотивационной сферы детей с ЗПР обнаруживается не отсутствие у них учебной мотивации, а неадекватно сформированные мотивы учения [5]. Учебная мотивация детей с ЗПР резко снижена. Для них достаточно длительное время ведущей деятельностью остается игра в ее элементарных формах учащиеся избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно- ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие интереса Теоретические исследования и проведенный анализ психолого-педагогической и литературы по рассматриваемой проблеме показал, что изучение проблемы мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР является актуальной, и необходимость и целесообразность ее практического изучения.
В связи с этим целью нашего исследования было выявление особенностей развития учебной мотивации младших школьников с ЗПР.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №21 города Ставрополя. В экспериментальной работе приняли участие дети младшего школьного возраста с ЗПР в количестве 10 человек (учащиеся 1 класса).
Исследование проводилось в три этапа:
Этап констатирующего эксперимента. Его целью являлась выявление особенностей и уровня развития мотивации к учебной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Этап формирующего эксперимента. Его целью являлась разработка и апробирование программы по развитию мотивации к учебной деятельности детей младшего школьного возраста с
ЗПР.
Этап контрольного эксперимента. Его целью являлась выявление эффективности и результативности экспериментальной работы на основе положительной динамики.
После теоретического анализа педагогической литературы нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с младшими школьниками в норме и с ЗПР, затем была внедрена психокоррекционная программа и проведен контрольный эксперимент.
Диагностика проводилась по методикам Лесенка побуждений Автор
Н.В. Елфимова, Определение мотивов учения Автор М.Р. Гинзбург, Оценка уровня школьной мотивации Автор Н. Г. Лусканова.
Результаты, полученные по Методике Лесенка побуждений»
Автор:
Н.В. Елфимова На начальном констатирующем этапе эксперимента у 40% младших школьников с ЗПР преобладал социальный мотив. Учащиеся стремятся приобрести знания, чтобы быть полезным обществу заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя заслужить похвалу и одобрение родителей и своих товарищей У 50% младших школьников с ЗПР мотив учения не определен, для них характерно сочетание социальных и познавательных мотивов И лишь убыл отмечен познавательный мотив, который преобладал над социальным. Для них важно овладение новыми знаниями, интересен сам процесс обучения, важен результат учения (оценка ориентированы на усвоение способа получения знаний.
После проведения формирующего эксперимента результаты улучшились. Сократилось количество детей с доминирующим социальным мотивом на 20 %, соответственно повысились показатели социально познавательного мотива на 10 % и познавательного на 10%.
160 / 297
161
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Результаты полученные по Методике Определение мотивов учения Автор М.Р.
Гинзбург. Из анализа данных на начальном констатирующем этапе эксперимента у младших школьников с ЗПР преобладали игровые и социальные мотивы. Учащимся нравится ходить в школу из-за друзей и игр, в которые сними можно играть. У 20% мотив учения не определен, при выборе ответов на вопросы учащиеся давали ответы, в которых отсутствовали предпочтения, те. были различные подходы во всех ситуациях. Внешний мотив присутствует лишь у 10%, для них характерно получать вознаграждение или добиваться результата, который неважен и ненужен самому школьнику
После проведения формирующего эксперимента результаты улучшились. Сократилось количество детей сведущим игровым мотивом на 20%, показатели внешнего мотива остались на том же уровне, социальный мотив увеличился в 2 раза - 40%, показатели учебного мотива увеличились на 20%. Результаты полученные по Методике Оценка уровня школьной мотивации»
Автор: Н. Г.
Лусканова. На начальном констатирующем этапе эксперимента у младших школьников с ЗПР преобладал низкий уровень выраженности различных мотивов, побуждающих к учению детей младшего школьного возраста – 70%. Средний уровень развития мотивов отмечен у 30% младших школьников с ЗПР. Высокий уровень развития мотивов на начальном этапе не был диагно- стирован.
После проведения формирующего эксперимента результаты улучшились. Сократилось количество детей с низким уровнем на 20 %, соответственно повысились показатели среднего на 40% и высокого на Исходя из экспериментальных данных, мы можем сделать вывод о том, что психокоррекционная программа была успешна реализована. И ее основная цель – развитие учебной мотивации младших школьников с ЗПР через учебно-познавательные мотивы, была достигнута.
Этап контрольного эксперимента, целью, который был направленна выявление эффективности и результативности экспериментальной работы, показал нам, что проводимая работа с детьми дала положительные результаты, следовательно, программа занятий является эффективной.
Анализ полученных данных свидетельствует об этом. У детей появилось стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Позиционные мотивы стали преобладать, увеличился процент познавательных мотивов. Учащиеся стали непосредственно включаться в процесс познания, и это стало доставлять им эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризовалось проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что работа по развитию мотивации к учебной деятельности будет эффективна при соблюдении следующих психолого-педагогических условий создание ситуаций успеха в учебной деятельности, формирующих чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости, опора на игру как ведущую деятельность ребенка с ЗПР, создание общей положительной атмосферы на занятиях, стремление исключения страха школьников перед риском ошибиться.
Список литературы. Белопольская Л. Учебная мотивация детей с ЗПР в условиях психического насыщения.
/Н.Л. Беспольская// Дефектология 1975.–№1.– С 2. Давыдов, В.В. Содержание и строение учебной деятельности. Хрестоматия по детской психологию. /В.В. Давыдов– М Институт практической психологии, 1996. – 89 с. Крупенникова, ИВ. Проблема изучения учебной мотивации младших школьников с
ЗПР. Современные проблемы прикладной - психологии материалы всероссийской научно- практической конференции. ИВ. Крупенникова – Ярославль, 2006– 386 с.
4. Крупенникова, ИВ. Учебная мотивация младших школьников с ЗПР. Развитие
161 / 297
162
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
социальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России ИВ. Крупенникова– Санкт-
Петербург: СПбГУ, 2005.–357 с. Кулагина, Ю.В. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с ЗПР.
Дефектология/Кулагина Ю.В. – М Наука, 1982.– №6.– 1066 с. Матюхина, МВ. Мотивация учения младших школьников / МВ. Матюхина. − М Педагогика, 1984. − 141 с. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубенштейн – СПб.: Питер, 2001.– с. Чаркина, Н.В., Овчинникова, З.В Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Теоретические и прикладные аспекты соврем. науки. /Н.В. Чаркина,
З.В. Овчинникова// Вестник Самарского государственного университета 2010.–С.238-243
УДК 376.2
Хаджиосманова Сабира Курбаналиевна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь S.K.
Stavropol State Pedagogical Institute,
Stavropol
E-mail: Научный руководитель Кириллова В.И., доцент
Характеристика психолого-педагогических условий развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП
Characteristics of the psychological and pedagogical conditions for the
development of social confidence in children of senior preschool age with cerebral Аннотация в статье рассмотрено значение обеспечения психолого-педагогических условий для развития социальной уверенности детей старшего дошкольного возраста с
ДЦП. Перечислены и проанализированы психолого-педагогические условия, атак же формы и приемы работы с детьми, их родителями и педагогами для успешной социализации старших дошкольников с ДЦП.
Abstract: the article discusses the importance of providing psychological and pedagogical con-
ditions for the development of social confidence in children of senior preschool age with cerebral palsy.
The psychological and pedagogical conditions are listed and analyzed, as well as the forms and methods
of working with children, their parents and teachers for the successful socialization of older preschool-
ers with cerebral Ключевые слова социальная уверенность, психолого-педагогические условие, старшие дошкольники с ДЦП.
Keywords: social confidence, psychological and pedagogical conditions, older preschoolers with
cerebral Социально уверенная личность развивается только тогда, когда она проявляет активность физическую, эмоциональную, умственную, творческую и т.д.). В результате этой деятельности появляются новые качества личности, физические изменения в организме, преобразования в окружающей среде.
Значительное влияние на формирование и развитие личности как субъекта познания, общения и труда оказывают другие взрослые, а также сверстники.
Поэтому так важно организовать психолого-педагогические условия, в которых ребенок
162 / 297
163
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
раскрывает себя как яркая личность, передает свое видение мира, вступает в социальные отношения, осознавая свою ценность и уникальность, тем самым повышая свою социальную компетентность. Комплекс социальных групп (для маленького человека — семья и детский сад) образует микросреду, через которую человек взаимодействует с более крупными социальными образованиями и обществом в целом. В свою очередь, эта социальная микросреда воздействует наличность через комплекс социальных групп, в которые входит личность.
Поэтому чем совершеннее организована микросреда, то есть наличие различных методов, программ формирования и развития социально уверенной личности, атмосфера любви и понимания в семье, тем совершеннее будет механизм социального развитие личности в современном мире и одновременно создание собственной среды, относительно постоянного образа жизни.
В процессе специально организованной деятельности, направленной на социальное самочувствие ребенка (развитие его социальной активности, формирование ценностно- мотивационных и нравственно-волевых установок, создание условий для свободного выражения своего Я и диалог с окружающими, повышаются резервные возможности ребенка, развиваются механизмы приспособления к окружающей социальной среде Все эти факты имеют социальный характер. Социально незащищенные дети с неадекватной самооценкой склонны почтив каждом случае находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревожности не позволяет им адаптироваться сначала в детском коллективе, затем в школьной жизни, и этаже проблема переходит во взрослую жизнь.
Развитие социальной уверенности – важная составляющая в формировании личности любого ребенка, требующая значительного педагогического внимания Исходя из содержания ФГОС и современных требований, одним из важных качеств дошкольного образования является создание психолого-педагогических условий развития детей. С нашей точки зрения, к наиболее актуальным условиям следует отнести особенности взаимодействия воспитателя и родителей с ребенком с детским церебральным параличом (ДЦП), способствующие сохранению эмоционального комфорта и личности ребенка порядок приемов и приемов (словесных, наглядных, практических, игровых, подтолкнувших к развитию у детей способностей к названию, распознаванию и описанию эмоциональных состояний использование различных форм психолого-педагогического процесса, направленного на развитие у детей понимания, восприятия и вербализации эмоциональной принадлежности снижение общего напряжения и нивелирование страхов устройство развивающей предметно-пространственной среды на принципах индивидуальной комфортности, эмоциональности и эмоционального благополучия любого ребенка.
Проанализируем приведенные выше условия социальная сфера является одной из важнейших регуляторных систем, обеспечивающих активные явления жизнедеятельности организма и являющихся существенным звеном общей цепи приспособительных процессов, реагирующих на любые воздействия внешней среды.
Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что развитие социальной уверенности детей является основным направлением работы в профессиональной деятельности педагога Для большинства родителей рождение ребенка с церебральным параличом иногда является тяжелым испытанием. Родители и родственники ребенка переживают различные переживания, они растеряны, у них есть страх за будущее своего ребенка, они дезориентированы. Высокое нервное напряжение родителей, чувство безысходности иногда не оставляют места для понимания и более детального рассмотрения существующей проблемы. Поэтому основная задача специалистов по работе с родителями детей с ДЦП состоит в том, чтобы помочь родителям правильно сориентироваться в эффективном развитии эмоционально-личностной сферы и формировании у детей таких качеств, которые привели бык эффективному психическому развитию.
Организация любой деятельности педагогов и родителей детей с диагнозом ДЦП сопряжена
163 / 297
164
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
с рядом трудностей. Итак, спектр эмоционально-личностных расстройству дошкольников с таким диагнозом достаточно велик. Это могут быть неврозоподобные расстройства, эмоциональные расстройства, проявления родительских особенностей, при которых родители чрезмерно опекают детей, а также наличие ранней социальной и психической отстраненности. Педагоги родитель должны, прежде всего, хорошо знать состояние и эмоциональные реакции, личностные отклонения этих детей, то есть понимать особенность этих детей. Родителям необходимо получить консультацию у всех специалистов, работающих сих ребенком, и попытаться вместе с педагогами провести общую коррекционную линию развития ребенка, а в моменты беспомощности обращаться к специалистам Работа с родителем вызывает у специалистов ряд трудностей, так как не все родители ориентированы и мотивированы на помощь своему ребенку. Эти родители имеют свои особенности воспитания и развития, а именно. Деформация ролей в семье. Все внимание приковано к ребенку с проблемами в развитии и здоровье. Нарушены отношения с другими членами семьи мужем и другими детьми. Амбивалентность чувств родителей к детям. Противоречивые чувства родителей к детям, родители испытывают чувства вины, огорчения, растерянности, страха, гнева, обиды. Нереализованные надежды подпитывают эти негативные чувства. Стремление к изоляции от общества. Родители стремятся не показывать своего ребенка, перестают общаться и навещать бывших знакомых и родственников. Это вредит и родителями детям. Родители замыкаются в своем горе и чувстве безысходности, дети испытывают социаль- но-психологическую отстраненность, что в конечном итоге приводит к дезадаптации ребенка. Личные нарушения родителей. Если родители детей с диагнозом ДЦП имеют личностные черты и нарушения - чувство неполноценности, отсутствие чувства собственного достоинства и любви к себе, отрицательную самооценку, неадекватное восприятие окружающих, то такое состояние родителей негативно сказывается на состоянии нервная система детей.
У многих родителей детей с параличом постоянно возникают сильные переживания, которые могут не найти выхода, они не высказываются и не находят выхода, что в свою очередь оборачивается психосоматикой.
Психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы должна осуществляться через организованную систему психологических воздействий и педагогических приемов Входе психолого-педагогической коррекции необходимо смягчать эмоциональный дискомфорту детей, стараться повысить активность и самостоятельность ребенка. Стараться устранять вторичные личностные реакции, вызванные эмоциональными расстройствами, такие как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, неуверенность и подозрительность. Основным этапом коррекции эмоционально-личностной сферы является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Для более эффективной психолого-педагогической коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка с диагнозом ДЦП необходимо включить ряд методов и приемов, наиболее эффективных в работе с детьми данной категории.
Включение в психолого-педагогическую коррекцию приемов, направленных на коррекцию эмоционально-личностной сферы, является одним из необходимых компонентов всего коррекционного процесса. С этой целью используется ряд таких приемов насыщение занятий эмоциональными и веселыми играми, проведение занятий в специально оборудованном помещении, повторение наиболее популярных игр и упражнений, похвала за минимальные успехи, создание мотивации к продолжению занятий. Необходимо учитывать общее состояние и настроение ребенка вовремя занятий. Воспринимать реакцию отторжения нормально, стараться видеть в динамике ее развития только положительные моменты.
По мнению Ю.Ю. Беляковой выделяют следующие формы работы, которые используют специалисты в работе с детьми с диагнозом ДЦП и их родителями консультативно- консультативную лекционно-образовательная; практические занятия для родителей организация круглых столов, родительских собраний, детских утренников и праздников,
164 / 297