ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 315
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
165
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
создание различных проектов индивидуальные занятия с родителями и их ребенком занятия подгруппы.
Также активно и эффективно используются такие формы работы с родителями, как проведение опроса создание обратной связи для родителей почтовый ящик, где родители размещают свои предложения, отзывы, предлагают темы для консультаций и родительских собраний, мастер-классов и семинаров создание дневников наблюдения за ребенком и их совместное заполнение в условиях детского сада и дома. В них родители и педагоги записывают свои наблюдения с целью выявления динамики развития ребенка использование виртуальной сети общения с родителями через Интернет, использование сотовой связи Важную роль в реализации коррекционно-развивающего процесса для специалистов и родителей детей с диагнозом ДЦП играет правильно организованная предметно-пространственная среда, в состав которой могут входить художественная студия, спортивный зал, спортивная площадка, музыкальный зал, комната психологической разгрузки, сенсорная комната.
Сенсорная комната проявляет наибольшее внимание для осуществления коррекционно- развивающей деятельности. Преимущество сенсорного пространства, в котором проходят занятия с ребенком с диагнозом ДЦП, трудно переоценить. Опыт ряда авторов показывает, что продуктивность занятий в условиях сенсорной стимуляции наиболее эффективна и значима для детей и их родителей. Преимущества сенсорной комнаты в том, что пространство организовано таким образом, что дети активно включаются в совместную групповую или индивидуальную работу со взрослым на протяжении всего пребывания в ней.
Таким образом, специально организованная пространственная среда в сенсорной комнате, наполненная разнообразными раздражителями, улучшает и развивает не только сенсорное восприятие ребенка с детским церебральным параличом, но и способствует стабилизации эмоционального состояния, созданию условий для стимуляции общего психического и двигательную активность, формируют более положительную самооценку, значительно улучшают качество жизни Также важным моментом для работы воспитателя и родителей является умение объединять детей в группы и проводить групповые занятия. На групповых занятиях дети реализуют свои потребности в общении, движении, помогают друг другу в играх и упражнениях, требующих развития таких личностных качеств, как открытость, активность, сплоченность, дружелюбие.
Всем известно, что мозг обладает большими компенсаторными возможностями. Для детей с ДЦП занятия в сенсорной комнате носят не только коррекционно-развивающий характерно и имеют лечебно-оздоровительное значение. Здесь хорошо активизируются компенсаторные возможности ребенка в процессе его реабилитации.
Таким образом, для развития социальной уверенности у детей с ДЦП необходимо соблюдение психолого-педагогических условий, в которых ребенок раскрывает себя как яркая личность, передает свое видение мира, вступает в социальные отношения, реализуя свою ценность и уникальность, тем самым повышая его социальную компетентность.
Список литературы. Акатов, ЛИ. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с. Аплеева, И.А. Влияние развивающей среды на формирование индивидуально- психологических качеств личности ребенка дошкольного возраста в современных условиях
/И.А. Аплеева // Культура и образование от теории к практике. – 2015. – Т. 1. –№ 1. – С. 122-126.
3. Выготский, Л.С. Психология ребенка. /Л.С. Выготский – М Речь, 2005. –360 с. Герасимова, Д.В. Психолого-педагогические условия развития социальной уверенности
165 / 297
166
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
у детей старшего дошкольного возраста /Д.В. Герасимова Форум молодых ученых. – 2018. – № 1 (17). – С. 269-272.
5. Дедюхина, Г.В. Формирование неречевых и речевых функций у дошкольников с церебральным параличом в процессе педагогической коррекции Автореф. дис. на соиск. учен. степ. кан. пед. наук. /Г.В. Дедюхина – М Наука, 2002. – 202 с. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
/ И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько – М, 2001. Электронный ресурс Педагогическая библиотека. Режим доступа http://pedlib.ru/Books/6/0011/6_0011-1.shtml.
УДК: 376.32
Халтурина Елена Антоновна
ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь E.A.
Stavropol State Pedagogical Institute,
Stavropol
E-mail: Научный руководитель Шеховцова Е.А., доцент
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха of creative abilities of primary school children with hearing Аннотация В статье представлены результаты исследования особенностей развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха анализ
психолого-педагогической литературы по тематике, описание критериев и показателей творческих способностей, экспериментальное исследование особенностей развития творческих способности у детей с нарушениями слуха The article presents the results of a study of the peculiarities of the development of cre-
ative abilities of children of primary school age with hearing impairments: an analysis of psychological
and pedagogical literature on the subject, a description of criteria and indicators of creative abilities,
an experimental study of the peculiarities of the development of creative abilities in children with hear-
ing Ключевые слова творческие способности, дети с нарушением слуха, психологическая коррекция, творческая деятельность creative abilities, children with hearing impairment, psychological correction, cre-
ative Многие зарубежные и отечественные учёные, такие как М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, А.
Маслоу, Е.П. Торренс, ДБ. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Я.А. Пономарёв, Б.М. Теплов и др, посвящали свои работы изучению творческих способностей, где раскрывали различные аспекты изучаемого феномена.
В настоящее время известно, что младший школьный возраст является важнейшим переходным этапом в развитии ребенка, однако при наличии такого серьезного отклонения как нарушение слуха значительно осложняется психофизическое развитие детей. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей личности. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок
166 / 297
167
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.
Творческая деятельность способствует развитию детей с нарушением слуха в процессе социализации, адаптации к окружающему миру, развивает эмоциональность, мышление, воображение, память, интеллект, внимание, восприятие, формирует познавательные интересы, развивает музыкальные способности и словесную речь, способствует развитию коллективной деятельности, расширяет и закрепляет знания, полученные в процессе обучения. Занятия творческой деятельностью для детей с нарушением слуха включают в себя теоретическое, речевое, музыкально-ритмическое обучение, изобразительное искусство лепка из глины и слоеного теста архитектурное моделирование, выжигание, резьба по дереву практическое обучение театральному искусству и многое другое.
В дефектологии изучены особенности психического развития детей с патологией слухового анализатора. Отмечается, что нарушение слуха оказывает крайне негативное влияние на овладение разными видами деятельности у младших школьников. ОП. Ломова и Л. В. Большанина и др. отмечали, что низкая степень самообслуживания, слаборазвитая способность к творчеству, неудовлетворенность результатами своего труда обусловливают формирование у ребёнка нежелательных личностных качеств, в том числе тревожности, а также закрепление отрицательных моделей поведения.
Творческие способности представляют собой сочетание множества различных качеств. В связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности, таких как речевой, изобретательной, музыкальной, театральной, художественной, и др, ученые выявляли критерии творчества. Большинство авторов выделяют среди общих критериев такие показатели как оригинальность, креативность, вариативность, гибкость мышления и прочее. (Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, НА. Витлугина и др) Отечественный исследователь С.В.Бондарь в своих работах определила специфические проявления, которые свидетельствуют о недоразвитии креативных способностей и творческого мышления у младших школьников с нарушениями слуха. К ним она относит трудность в определении замысла будущей работы преобладание штампов и повторяющихся фрагментов в работах, недоразвитие умений придать изделиям оригинальность и неповторимость, обеспечить их нестандартность
− недоразвитие представлений о возможностях использования природных материалов песка и других) для создания изделий и др. [3]. Также входе наблюдения было установлено, что младшие школьники с нарушениями слуха, испытывая интерес к предметной деятельности, предпочитают работать молча, как правило, они не дают названия своим работам. Это обусловлено недоразвитием словесной речи, отмечающимся при недоразвитии слухового анализатора. Целью данного экспериментального исследования явилось выявление психолого- педагогических условий развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Исследование проводилось на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 36 города Ставрополя. В исследовании приняло участие 5 младших школьников в возрасте 10-11 лет с нарушениями слуха. Входе проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики
167 / 297
168
XX научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
диагностики: Тест креативности Торренса»: Субтест 2 Завершение фигуры, Три слова
(Л.Ю. Субботина), Круги (Э. Вартег) [1]. Результаты изучения невербальной креативности, полученные с помощью методики Тест креативности Торренса»: Субтест 2 Завершение фигуры на констатирующем этапе эксперимента показали, что у двух детей с нарушениями слуха наблюдается низкий уровень невербальной креативности. Детине принимали инструкцию и не выполняли задание. В предложенном стимульном материале обводили фигурки по контору или рисовали что-то рядом. Средний уровень отмечен также у двух школьников. Эти дети неохотно выполняли задание, наблюдалось повторение рисунков. У одного ребёнок из экспериментальной группы имеется высокий уровень сформированности невербальной креативности. Результаты диагностики беглости, гибкости и оригинальности мышления, полученные с помощью методики Круги (Э. Вартег) показали, что преобладающим уровнем сформированности беглости, гибкости и оригинальности творческого мышления является низкий. Он наблюдается у 3 детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Дети затруднялись в выполнении задания. Затруднение заключалось в том, что идеи заканчивались из-за однообразия стимульного материала. У 1 ребёнка наблюдается средний уровень. У него заканчивались идеи для рисунков, но по сравнению с детьми с низким уровнем, это происходило, когда оставалось меньшее количество кругов. Высокий уровень преобладает у 1 младшего школьника – он с большим интересом выполнял задание, не зацикливался на одной категории и каждый круг из стимульного материала не имел общей темы с предыдущим.
Результаты исследования вербальной креативности, полученные с помощью методики Три слова (Л.Ю. Субботина) показали, что на констатирующем этапе эксперимента у трех детей с нарушениями слуха низкий уровень сформированности воссоздающего и творческого воображения. Средний уровень показателей выявлен у двух детей. При выполнении задания наблюдается следующее два слова имеют логическую связь, а третье нет. Высокий уровень показателей отсутствует.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что уровень творческих способностей детей младшего школьного возраста с нарушением слуха низкий, что говорит о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию творческих способностей у детей данной нозологической категории.
С этой целью была разработана психокоррекционная программа. Цель программы – развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Реализация программы осуществлялась при создании следующих психолого- педагогических условий учет индивидуальных особенностей и степени нарушения слуха ребенка и обеспечение включения младших школьников в творческую деятельность, в процессе которой решаются творческие задачи.
Психокоррекционная работа строилась с опорой наследующие принципы. Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип комплексности методов психологического воздействия. Деятельностный принцип. Принцип учета эмоциональной сложности. Каузальный принцип
Основной организационной формой, в рамках которой осуществлялась работа по развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, была игровая.
Ориентировочная структура занятия. Ритуал приветствия.
2. Основная часть – направлена на решение задач данной программы. Заключительная часть – подведение итогов, получение обратной связи. Ритуал проща- ния.
Форма проведения коррекционных занятий – групповая 168 / 297
169
ГБОУ ВО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Количество занятий – Продолжительность занятия – 35-40 мин. Занятия проводились 1 – 2 раза в неделю.
Повторное эмпирическое исследование творческих способностей показало, что после проведенной психокоррекционной работы данные несколько изменились в целом уровень творческих способностей школьников повысился и достиг среднего, у детей наблюдалось повышенная мотивация к творческой деятельности, повышение творческой активности, раскрытие творческого потенциала.
Таким образом, результаты проведенного экспериментального исследования позволяют отметить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Психокоррекционная программа по развитию творческих способностей детей с нарушениями слуха позволяет повысить их уровень, способствует формированию когнитивной сферы личности.
Список литературы. Бондарь, СВ. Особенности творческого мышления слабослышащих младших школьников СВ. Бондарь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. –№ 4– с 2. МЮ. Изобразительная деятельность учащихся IV–VI классов с нарушением слуха пособие для учителей./М.Ю. Рау – М Просвещение, 1992. – 95 с. Синевич, О. Ю, Четверикова, ТЮ. Реабилитационный потенциал долингвальных детей с кохлеарным имплантом в аспекте овладения связной речью О.Ю. Синевич, ТЮ. Четверикова
// Мать и дитя в Кузбассе. – 2018. – № 4. – С. 50–55 4. Тигранова, ЛИ. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха кн. для учителя. ЛИ. Тигранова – М Просвещение, 1991. – 61 с. Четверикова, ТЮ. Овладение глухими школьниками словообразованием на начальном этапе изучения грамматики автореф. дис. … канд. пед. наук. ТЮ. Четвертикова– Мс научно-практическая конференция • МОЛОДЕЖЬ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА»
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 39