Файл: Лекция Информационные технологии (ИТ) сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в рамках систем

поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания

пользователем и его возможности получить и осмыслить реше-

ние. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает поль-

зователю принять решение, превосходящее его возможности.

Второеотличие указанных технологий выражается в способ-

ности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе

получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются бо-

лее важными для пользователя, чем само решение.

Третьеотличие связано с использованием нового компонента информационной технологии знаний.

За достаточно короткую историю информатики уже создано

огромное количество различных информационных технологий, и

с освоением многих из них, необходимых и полезных, совре-

менный человек практически постоянно запаздывает в различных

видах своей деятельности.

1.4. Информационные технологии обучения (ИТО).

В научно-методической литературе, посвященной проблемам

информатизации образования, часто встречаются такие синони-

мические выражения как «новые информационные технологии в

21


обучении», «современные информационные технологии обуче-

ния», «технологии
компьютерного обучения», «компьютерные

педагогические технологии», «ЭКССТО электронно-комму-

никативные системы, средства и технологии обучения» и др. Это

свидетельствует о том, что терминология в этой области исследо-

ваний и соответствующие ей понятия еще не устоялись.

Внедрение в образование новых аппаратных, программных,

коммуникационных средств постепенно привело к вытеснению

термина «компьютерные технологии обучения» понятием «ин-

формационные технологии обучения».

Информационныетехнологииобучения(ИТО) совокуп-

ность методов и технических средств сбора, организации, хране-

ния, обработки, передачи и представления информации, расши-

ряющей знания людей и развивающей их возможности по управ-

лению техническими и социальными процессами.

Е.И.Машбиц и Н.Ф.Талызина рассматривают ИТО как некото-

рую совокупность обучающих программ различных типов: от

простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до

обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее

содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением

планомерно и сознательно организованного процесса обучения и

усвоения знаний,

в котором находят применение средства ин-

форматизации образования.

Содержательный анализ приведенных определений показыва-

ет, что в настоящее время существует два явно выраженных под-

хода к определению ИТО.

В первом из них предлагается рассматривать ИТО как дидак-

тический процесс, организованный с использованием совокупно-

сти внедряемых в системы обучения принципиально новых

средств и методов обработки данных (методов обучения), пред-

ставляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и

отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей)

с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями

познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае

речь идет о создании определенной технической среды обучения,

в которой ключевое место занимают используемые информаци-

онные технологии.

22


Таким образом, в первом случае речь идет об информацион-

ных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором

случае о применении информационных технологий в обучении

(как использование информационных средств в обучении).

ИТО следует понимать как приложение ИТ
для создания но-

вых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качест-

ва обучения и всестороннего развития личности.

Говорить же о новойинформационнойтехнологииобучения можно только в том случае, если:

она удовлетворяет основным принципам педагогической

технологии (предварительное проектирование, воспроиз-

водимость, целеобразование, целостность);

она решает задачи, которые ранее в дидактике не были

теоретически или практически решены;

средством подготовки и передачи информации обучаемо-

му выступает компьютерная и информационная техника.


Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «информационные технологии».

2. Укажите отличия в содержании терминов: «Информацион-

ные технологии», «Компьютерные технологии», «Сетевые техно-

логии», «Современные информационные технологии», «Инфор-

мационно-коммуникационные технологии».

3. Охарактеризуйте этапы развития информационных техно-

логий и предложите классификацию, не представленную в посо-

бии.

4. Какие виды информационных технологий вы знаете? Дайте

им краткую характеристику.

5. Что такое инструментарий информационных технологий?

6. Что относится к средствам информационных технологий?

23

Модуль 2. Информационные технологии (ИТ):

образовательные возможности

2.1. Информатизация образования как средство повыше-

ния эффективности образовательного процесса.

Информатизация образования является одним из важнейших

условий успешного развития процессов информатизации общест-

ва. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспи-

тываются те люди, которые не только формируют новую инфор-

мационную среду общества, но которым предстоит