ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в рамках систем
поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания
пользователем и его возможности получить и осмыслить реше-
ние. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает поль-
зователю принять решение, превосходящее его возможности.
Второеотличие указанных технологий выражается в способ-
ности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе
получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются бо-
лее важными для пользователя, чем само решение.
Третьеотличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.
За достаточно короткую историю информатики уже создано
огромное количество различных информационных технологий, и
с освоением многих из них, необходимых и полезных, совре-
менный человек практически постоянно запаздывает в различных
видах своей деятельности.
1.4. Информационные технологии обучения (ИТО).
В научно-методической литературе, посвященной проблемам
информатизации образования, часто встречаются такие синони-
мические выражения как «новые информационные технологии в
21
обучении», «современные информационные технологии обуче-
ния», «технологии
компьютерного обучения», «компьютерные
педагогические технологии», «ЭКССТО — электронно-комму-
никативные системы, средства и технологии обучения» и др. Это
свидетельствует о том, что терминология в этой области исследо-
ваний и соответствующие ей понятия еще не устоялись.
Внедрение в образование новых аппаратных, программных,
коммуникационных средств постепенно привело к вытеснению
термина «компьютерные технологии обучения» понятием «ин-
формационные технологии обучения».
Информационныетехнологииобучения(ИТО)— совокуп-
ность методов и технических средств сбора, организации, хране-
ния, обработки, передачи и представления информации, расши-
ряющей знания людей и развивающей их возможности по управ-
лению техническими и социальными процессами.
Е.И.Машбиц и Н.Ф.Талызина рассматривают ИТО как некото-
рую совокупность обучающих программ различных типов: от
простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до
обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее
содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением
планомерно и сознательно организованного процесса обучения и
усвоения знаний,
в котором находят применение средства ин-
форматизации образования.
Содержательный анализ приведенных определений показыва-
ет, что в настоящее время существует два явно выраженных под-
хода к определению ИТО.
В первом из них предлагается рассматривать ИТО как дидак-
тический процесс, организованный с использованием совокупно-
сти внедряемых в системы обучения принципиально новых
средств и методов обработки данных (методов обучения), пред-
ставляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и
отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей)
с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями
познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае
речь идет о создании определенной технической среды обучения,
в которой ключевое место занимают используемые информаци-
онные технологии.
22
Таким образом, в первом случае речь идет об информацион-
ных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором
случае – о применении информационных технологий в обучении
(как использование информационных средств в обучении).
ИТО следует понимать как приложение ИТ
для создания но-
вых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качест-
ва обучения и всестороннего развития личности.
Говорить же о новойинформационнойтехнологииобучения можно только в том случае, если:
— она удовлетворяет основным принципам педагогической
технологии (предварительное проектирование, воспроиз-
водимость, целеобразование, целостность);
— она решает задачи, которые ранее в дидактике не были
теоретически или практически решены;
— средством подготовки и передачи информации обучаемо-
му выступает компьютерная и информационная техника.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «информационные технологии».
2. Укажите отличия в содержании терминов: «Информацион-
ные технологии», «Компьютерные технологии», «Сетевые техно-
логии», «Современные информационные технологии», «Инфор-
мационно-коммуникационные технологии».
3. Охарактеризуйте этапы развития информационных техно-
логий и предложите классификацию, не представленную в посо-
бии.
4. Какие виды информационных технологий вы знаете? Дайте
им краткую характеристику.
5. Что такое инструментарий информационных технологий?
6. Что относится к средствам информационных технологий?
23
Модуль 2. Информационные технологии (ИТ):
образовательные возможности
2.1. Информатизация образования как средство повыше-
ния эффективности образовательного процесса.
Информатизация образования является одним из важнейших
условий успешного развития процессов информатизации общест-
ва. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспи-
тываются те люди, которые не только формируют новую инфор-
мационную среду общества, но которым предстоит
поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания
пользователем и его возможности получить и осмыслить реше-
ние. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает поль-
зователю принять решение, превосходящее его возможности.
Второеотличие указанных технологий выражается в способ-
ности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе
получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются бо-
лее важными для пользователя, чем само решение.
Третьеотличие связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.
За достаточно короткую историю информатики уже создано
огромное количество различных информационных технологий, и
с освоением многих из них, необходимых и полезных, совре-
менный человек практически постоянно запаздывает в различных
видах своей деятельности.
1.4. Информационные технологии обучения (ИТО).
В научно-методической литературе, посвященной проблемам
информатизации образования, часто встречаются такие синони-
мические выражения как «новые информационные технологии в
21
обучении», «современные информационные технологии обуче-
ния», «технологии
компьютерного обучения», «компьютерные
педагогические технологии», «ЭКССТО — электронно-комму-
никативные системы, средства и технологии обучения» и др. Это
свидетельствует о том, что терминология в этой области исследо-
ваний и соответствующие ей понятия еще не устоялись.
Внедрение в образование новых аппаратных, программных,
коммуникационных средств постепенно привело к вытеснению
термина «компьютерные технологии обучения» понятием «ин-
формационные технологии обучения».
Информационныетехнологииобучения(ИТО)— совокуп-
ность методов и технических средств сбора, организации, хране-
ния, обработки, передачи и представления информации, расши-
ряющей знания людей и развивающей их возможности по управ-
лению техническими и социальными процессами.
Е.И.Машбиц и Н.Ф.Талызина рассматривают ИТО как некото-
рую совокупность обучающих программ различных типов: от
простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до
обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.
В.Ф.Шолохович предлагает определять ИТО с точки зрения ее
содержания как отрасль дидактики, занимающуюся изучением
планомерно и сознательно организованного процесса обучения и
усвоения знаний,
в котором находят применение средства ин-
форматизации образования.
Содержательный анализ приведенных определений показыва-
ет, что в настоящее время существует два явно выраженных под-
хода к определению ИТО.
В первом из них предлагается рассматривать ИТО как дидак-
тический процесс, организованный с использованием совокупно-
сти внедряемых в системы обучения принципиально новых
средств и методов обработки данных (методов обучения), пред-
ставляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и
отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей)
с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями
познавательной деятельностями обучаемых. Во втором случае
речь идет о создании определенной технической среды обучения,
в которой ключевое место занимают используемые информаци-
онные технологии.
22
Таким образом, в первом случае речь идет об информацион-
ных технологиях обучения (как процессе обучения), а во втором
случае – о применении информационных технологий в обучении
(как использование информационных средств в обучении).
ИТО следует понимать как приложение ИТ
для создания но-
вых возможностей передачи и восприятия знаний, оценки качест-
ва обучения и всестороннего развития личности.
Говорить же о новойинформационнойтехнологииобучения можно только в том случае, если:
— она удовлетворяет основным принципам педагогической
технологии (предварительное проектирование, воспроиз-
водимость, целеобразование, целостность);
— она решает задачи, которые ранее в дидактике не были
теоретически или практически решены;
— средством подготовки и передачи информации обучаемо-
му выступает компьютерная и информационная техника.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «информационные технологии».
2. Укажите отличия в содержании терминов: «Информацион-
ные технологии», «Компьютерные технологии», «Сетевые техно-
логии», «Современные информационные технологии», «Инфор-
мационно-коммуникационные технологии».
3. Охарактеризуйте этапы развития информационных техно-
логий и предложите классификацию, не представленную в посо-
бии.
4. Какие виды информационных технологий вы знаете? Дайте
им краткую характеристику.
5. Что такое инструментарий информационных технологий?
6. Что относится к средствам информационных технологий?
23
Модуль 2. Информационные технологии (ИТ):
образовательные возможности
2.1. Информатизация образования как средство повыше-
ния эффективности образовательного процесса.
Информатизация образования является одним из важнейших
условий успешного развития процессов информатизации общест-
ва. Ведь именно в сфере образования подготавливаются и воспи-
тываются те люди, которые не только формируют новую инфор-
мационную среду общества, но которым предстоит