Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 11167

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опыт ликвидации последствий ЧС, реальная угроза их повторения свидетельствуют о необходимости подготовки:

- руководителей и ответственных дежурных ЛПУ – принятию грамотных управленческих решений и определению стратегических задач по проведению эвакуации в зависимости от вида ЧС и сложившейся обстановки. В одних случаях обязательны немедленные действия, в других – активно-выжидательная позиция с проведением подготовительных мероприятий.

- остального персонала – тактике действий при возникновении ЧС, знанию персональных обязанностей и отработке мероприятий по ликвидации последствий ЧС, требующих осуществления эвакуационных мероприятий с учетом профиля ЛПУ и категории эвакуируемых больных.

Согласованность действий по эффективному и быстрому проведению должностными лицами ЛПУ мероприятий по эвакуации больных и персонала, обеспечению их защиты, сохранению здоровья и жизни людей, оказавшихся в зоне ЧС, может быть достигнута при заблаговременном и реальном выполнении следующих условий:

- изучением характера возможных разрушений, их последствий и структуры потерь в прогнозируемых ЧС;

- наличием инструкций, памяток, планов и других документов по действиям в этих ситуациях, неформальным изучением их персоналом и регулярным его тренингом в ходе повседневной деятельности по отработке основных положений, изложенных в названных документах;

- отработкой четкого и согласованного взаимодействия персонала ЛПУ с оперативными службами территории (спасатели, пожарные, личный состав УВД и др.), автотранспортными предприятиями, с расположенными вблизи учреждениями образования, культуры, а также с другими ЛПУ территории;

- каждодневным распределением находящихся в ЛПУ больных по эвакуационным группам в зависимости от их физиологического состояния. Выполнение этого мероприятия возлагается на лечащих врачей, а осуществляется – путем маркировки титульного листа истории болезни. Как вариант, предлагается следующая символика:

А (амбулаторные) – подлежат немедленной выписке;

Тн – транспортабельные, нуждающиеся во временном размещении во внебольничных условиях (образовательные учреждения, кинотеатры, дворцы, клубы и т.п.) с обязательным наблюдением их персоналом ВСБ, оснащенных укладками неотложной медицинской помощи. Эвакуация таких больных, в зависимости от расстояния до объекта временного размещения, может осуществляться пассажирским транспортом общего назначения (автобусы, легковые машины) и, в крайнем случае, пешим порядком;

То – транспортабельные, нуждающиеся в переводе в другие ЛПУ пассажирским транспортом общего назначения с медицинским сопровождением;

Тс – транспортабельные, нуждающиеся в переводе в другие ЛПУ специализированным транспортом (машины скорой медицинской помощи, включая реанимобили).


Следует отметить, что при возникновении в ЛПУ ЧС, угрожающей жизни и здоровью пациентов, нетранспортабельных больных быть не может. В частности, при эвакуации больных, подключенных к аппаратам искусственной вентиляции легких, искусственной почке, искусственного кровообращения, а также травматологических больных, находящихся на вытяжении и больных в стадии оперативного лечения, необходимо принимать меры к осуществлению щадящей эвакуации специализированным транспортом с использованием портативных реанимационных средств и обязательного осуществления медицинского сопровождения.

В целях эффективной подготовки к проведению экстренной эвакуации больных, персонала и имущества из ЛПУ, разрабатывается частный план эвакуации, как раздел Плана действий ЛПУ в ЧС. Он включает в себя пакет документов, в которых отражаются следующие вопросы (с учетом рабочего и нерабочего времени):

1. Параметры и алгоритмы оценки сложившейся ЧС, варианты принятия предварительного решения по ней и его исполнение;

2. Организация экстренного доведения информации до руководителя ЛПУ или лица его замещающего о причине, определяющей необходимость проведения экстренной эвакуации и принятых мерах по ее подготовке и осуществлению, порядок доставки руководителя в ЛПУ для руководства аварийно-спасательными мероприятиями.

3. Организация оповещения и экстренного сбора к очагу ЧС (к ЛПУ):

- членов штаба ГОЧС ЛПУ;

- руководящего состава из числа персонала структурных отделений ЛПУ;

- персонала медицинских и аварийно-спасательных формирований, созданных в ЛПУ, порядок оснащения их имуществом;

- других сотрудников ЛПУ (по заранее определенному списку в зависимости от вида ЧС, складывающейся обстановки и дополнительно – по распоряжению прибывшего руководителя). Необходимость их привлечения определяет руководитель отделения (подразделения) конкретного ЛПУ.

  1. Организация взаимодействия ЛПУ с:

- оперативными службами территории (милиция, кинологи, пожарные, спасатели, станции скорой медицинской помощи, центр медицины катастроф и его филиалы);

- автотранспортными предприятиями, в том числе автохозяйством медицинского и санитарного транспорта, с целью выделения автобусов для транспортировки эвакуируемых больных, а в холодное время года и для временного размещения медицинского персонала, закончившего выполнение возложенных задач по осуществлению эвакуационных мероприятий. При запросе на привлечение автотранспорта указываются вид, марка автобусов и необходимое их количество;

- другими ЛПУ (по заранее определенному перечню), в том числе ведомственными, для приема эвакуируемых больных тяжелой и средней степени тяжести;

- расположенными вблизи учреждениями образования, культуры и т.п. для временного приема и размещения больных легкой степени.


В части взаимодействующих объектов, в документах указываются телефоны руководителей (по возможности, и домашние), оперативных дежурных круглосуточных служб, вариант разговора с ними со ссылкой на заранее заключенные (продленные) договоры о взаимодействии с указанием даты и лиц их подписавших.

5. Задачи и порядок действий персонала ЛПУ (его структурных отделений) по выполнению работ в ЧС с указанием ответственных исполнителей эвакуации больных, медицинского имущества и аппаратуры.

6. Организация сбора информации о количестве больных, распределении их на эвакуационные группы (с учетом полового признака, количества детей, нозологии, степени тяжести, необходимости оказания специализированной медицинской помощи и, по возможности, их местожительства).

7. Организация доведения информации до больных (по отделениям) о необходимости экстренной эвакуации из ЛПУ.

8. Координация действий персонала ЛПУ по подготовке больных к эвакуации (сбор личных вещей, получение одежды и т.п.).

9. Организация сопровождения эвакуируемых больных до ожидаемого их транспорта или до вывода из ЛПУ.

10. Организация выноса (вывода) тяжелобольных из ЛПУ (отделения) с определением путей эвакуации и мест посадки на автотранспорт.

11. Организация создания и размещения силами ЛПУ справочной службы для информирования родственников больных об их состоянии, месте пребывания, а также для вызова такси по просьбе больных.

12. Организация сбора и направления необходимой медицинской документации на больных, эвакуируемых в другие ЛПУ.

13. Перечень медицинского имущества, оборудования, документации, подлежащих экстренной эвакуации из ЛПУ, его примерная весовая оценка, порядок и организация выноса.

14. Организация распределения и направления медицинского персонала в другие ЛПУ с эвакуированными больными в соответствии с планом эвакуации и по согласованию с принимаемыми ЛПУ.

15. Организация медицинского обеспечения (выделение ВСБ с укладками медицинского имущества), питания, водообеспечения, временно эвакуируемых больных в учреждения немедицинского профиля.

16. Схема движения специального транспорта по территории ЛПУ с указанием путей въезда, передвижения по территории и выезда с нее, с указанием мест перекрытия въезда на территорию ЛПУ транспортных средств, не задействованных в ликвидации ЧС.

17. Схема, порядок и последовательность обследования кинологическими группами (после их прибытия) корпусов и структурных отделений ЛПУ.

18. Организация доступа дежурного персонала, личного состава оперативных групп в помещения ЛПУ, которые не функционируют в нерабочее время.

19. Организация обесточивания и закрытия структурных отделений ЛПУ после их полной эвакуации, обследования кинологами в целях профилактики пожара и мародерства.

20. Организация реэвакуации больных в стационары (при необходимости с привлечением взаимодействующих сил и средств других организаций, учреждений) после завершения полного комплекса мероприятий по обследованию ЛПУ силами оперативных служб и получения разрешения от них на последующую эксплуатацию ЛПУ по предназначению.


При проведении эвакуации больных, персонала и имущества ЛПУ следует руководствоваться следующими положениями:

1. Решение на эвакуацию принимает руководитель ЛПУ или лицо его временно замещающее, а в исключительных случаях, требующих мгновенных действий, – ответственный дежурный. В последнем случае ответственный дежурный, получив информацию о ЧС от любого источника (извне или внутри ЛПУ) убеждается в его достоверности, вырабатывает предварительное решение на ликвидацию возможных последствий, организует его выполнение и оповещение служб общественной безопасности. О возникшей ЧС немедленно докладывает по телефону руководителю ЛПУ, который либо выработанное ответственным дежурным решение одобряет, либо дополняет, либо предлагает свое и требует исполнения и доведения до персонала. Затем руководитель задействует схему оповещения личного состава штаба ГОЧС и выезжает в ЛПУ.

Ответственный дежурный ЛПУ о факте ЧС и принятых мерах производит запись в журнале приема-сдачи дежурств и приступает к руководству и реализации полученных указаний. По прибытию в ЛПУ руководитель берет руководство эвакуационными мероприятиями на себя, опираясь при решении проблемных вопросов на членов штаба ГОЧС ЛПУ.

При прибытии на объект или в зону ЧС руководящего состава служб общественной безопасности и представителей исполнительной власти территории, руководитель ЛПУ докладывает им сложившуюся обстановку, доводит принятые решения, ход их выполнения, указывает проблемные вопросы, возможные пути их решения.

Прибывшим в ЛПУ представителям органов власти и руководителям оперативных служб (если позволяет обстановка, имеется запас времени и отсутствует драматические последствия) целесообразно:

- предложить размещение в отдельном кабинете (желательно поблизости с кабинетом руководителя ЛПУ);

- обеспечить их телефоном и консультантами из числа членов штаба ГОЧС ЛПУ;

- ознакомить с Планом действий ЛПУ в ЧС, схемой размещения корпусов на территории, а по их запросу – другими документами и материалами. При выработке этими лицами рациональных решений по действию в сложившейся ЧС, они предлагают их руководителю ЛПУ для уяснения, оценки и принятия решения.

При угрозе воздействия поражающих факторов ЧС на прибывших в ЛПУ лиц, уполномоченных решать задачи по ликвидации ее последствий, следует предложить им размещение за пределами зоны возможного поражения (разрушения) с обеспечением условий, указанных выше. Вариантом в этих случаях может быть радиофицированный штабной автомобиль.

2. В ходе проведения эвакуационных мероприятий возможны сложности при организации движения потоков больных, концентрации на отдельных участках тех, кто не передвигается самостоятельно (места выхода из ЛПУ, получения одежды, сбора перед погрузкой на транспорт). В этих случаях среди эвакуируемых возможны паника, давка и, как следствие, обострение заболеваний или получение травм. Для исключения таких явлений необходимы координация движения потоков эвакуируемых и выделение персонала для оказания неотложной медицинской помощи, обеспечения порядка и бесперебойной организации проведения эвакуации.


В случае размещения больных в коридорах ЛПУ, в целях освобождения путей эвакуации и исключения нежелательных эмоциональных и медицинских последствий, эвакуация этой категории пациентов должна осуществляться в первую очередь.

3. При отсутствии лифтов и пандусных спусков освобождать ЛПУ от носилочных больных следует методом ручного выноса. Это обстоятельство требует постоянного обучения персонала ЛПУ, привлечения выздоравливающих больных к выносу носилочных лестничными маршами. Отработка такого мероприятия позволит предотвратить растерянность, снизить панические реакции и успешнее решать выполняемые задачи. В то же время, следует помнить, что пользование лифтами при ряде ЧС (пожары, угроза взрыва, угроза обрушения здания и его конструкций) противопоказано, а при отключении электроэнергии – невозможно.

4. Для сокращения сроков эвакуации больных следует оснащать отделения ЛПУ каталками и носилками (10 единиц на 100 коек), обучать и привлекать ходячих больных к перекладыванию носилочных с постели на каталку (носилки) и выкатыванию (выносу) их к выходам из ЛПУ. С этой целью должно быть открыто максимальное количество выходов, которые, в свою очередь, не должны оставаться без контроля и охраны персоналом.

5. Для эвакуации больных из ЛПУ необходимо иметь расчет привлекаемого транспорта. Он производится с учетом наличия носилочных и ходячих больных. С этой целью, следует ежедневно вести количественный учет больных в отделениях ЛПУ с указанием оценки тяжести их состояния. Носилочные, как правило, эвакуируются специализированным транспортом или другим транспортом, пригодном для размещения носилок. Ходячие больные эвакуируются транспортом общего назначения. Заказ транспортных средств производится исходя из количества эвакуируемых больных по заранее согласованному договору.

При несвоевременной поставке транспортных средств для эвакуации больных или при перебоях с их своевременным прибытием, необходимо оборудовать на первых этажах ЛПУ временные «накопители», что особенно актуально в зимнее время года.

6. При проведении экстренной эвакуации в связи с получением информации об угрозе взрыва ЛПУ и при своевременном прибытии кинологических групп, последних, в первую очередь, необходимо направлять на обследование операционных (при выполнении в них оперативных вмешательств), реанимационных, травматологических, родильных, инфекционных отделений, а также в отделения, расположенные по стояку ниже и выше названных, включая подвалы и чердаки. При отрицательном визуальном и кинологическом результате обследования, с эвакуацией находящихся в них больных и обслуживающего персонала целесообразно повременить.

7. Больные, эвакуируемые для временного размещения в учреждения немедицинского профиля, не должны лишаться медицинского обеспечения. С этой целью предназначается медицинский персонал с укладками для оказания неотложной врачебной помощи из расчета одна ВСБ на 40-50 эвакуированных. Эвакуированным должны быть предоставлены места для сидения, возможность получать питьевую воду, посещать туалеты, а врачи, их обеспечивающие, - иметь доступ к аппаратам связи.