Файл: МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ И МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 11171

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учитывая это, органами управления здравоохранением совместно с территориальными управлением Роспотребнадзора и ЦГиЭ должны быть разработаны и практически отработаны:

- система сбора данных об обстановке;

- порядок проведения эпидемиологического надзора и контроля;

- перечень потенциальных инфекционных заболеваний, способных развиться при возникновении техногенных, природных и социальных ЧС, механизмы их предупреждения и ликвидации;

- программы по подготовке персонала УЗ и населения к действиям в ЧС.

Положениями о взаимодействии с предприятиями «Фармация, «Медтехника» и отделениями Красного Креста предусматриваются:

- обеспечение формирований и учреждений СМК, работающих в очаге ЧС, медицинским имуществом и оборудованием (а при необходимости, и ремонта последнего) по типу автолетучек;

- подготовка населения по выработке ими навыков оказания первой помощи и проведению соревнований с формированиями СМК, создаваемыми на предприятиях и в учреждениях.

Судебно-медицинская служба, создаваемая на базе БСМЭ и организационно входящая в состав СМК, готовится к выполнению мероприятий по осуществлению экспертизы и освидетельствования погибших, пострадавших в ЧС, организации идентификации останков погибших, выписыванию свидетельств о смерти в условиях жесткого временного лимита. С этой целью в БСМЭ необходимо создавать и готовить к работе с погибшими в очагах ЧС БрСМЭ и ССМБПГ, персонал которых обязан готовиться к решению вышеуказанных задач при возникновении ЧС. Значительное число погибших и пострадавших в ЧС, недостаток штатных мест в холодильных камерах БСМЭ и штатных моргах для хранения тел погибших или их останков при высокой температуре атмосферного воздуха, определяют необходимость взаимодействия БСМЭ с транспортными предприятиями с целью привлечения автомобильных или железнодорожных рефрижераторов для этих целей.

При ЧС велика роль получения разведывательных данных об обстановке и проведении профилактических и защитных мероприятий. Эти задачи СМК может решить путем взаимодействия с воинскими частями, службами ГОЧС (в том числе представляющую гидрометеослужбу) и получать от них следующую информацию:

- о наличии токсических примесей в атмосфере, водной среде, почве, на объектах внешней среды и в продуктах питания;

- о выявлении путей и мест эвакуации пострадавших, мест нахождения водоисточников, складов с различными видами имущества;

- об определении возможностей по обеспечению сил, участвующих в ликвидации последствий ЧС теплом, электроэнергией, связью и т.п.


3.8. Организация информационного обеспечения управления


Одной из задач СМК при ликвидации последствий ЧС является получение своевременной и достоверной информации, способной снизить напряженность, преувеличивающую угрозу ЧС среди населения, снять с него негативные последствия сложившейся обстановки. Кроме того, своевременное получение достоверной информации позволяет улучшить управление процессом ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и принимать грамотные решения по осуществлению маневра силами и средствами СМК. Сбор и передачу информации на уровне субъектового здравоохранения целесообразно возложить на медицинские информационно-аналитические центры (МИАЦ), входящие в его структуру, с определением им следующих задач в режиме ЧС:


- учет пострадавшего населения и доведение сведений о нем официальным службам и родственникам;

- изучение потребности в медицинском, санитарно-хозяйственном имуществе, лабораторном, рентгеновском, физиотерапевтическом и другом оборудовании;

- взаимодействие со СМИ по вопросам ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и доведение до них масштабов и последствий возникшей ЧС;

- исключение ложных, непроверенных сообщений о ЧС, предотвращение слухов и противодействие им.

В период повседневной деятельности персонал МИАЦ обязан отрабатывать алгоритмы подачи информации с учетом их лаконичности, точности и ясности, а при возникновении ЧС его оперативная группа располагается в созданном вблизи зоны ЧС штабе и решает эти задачи.

Эффективность сбора и передачи информации значительно повышается при внедрении в СМК автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС), которая, являясь функциональной подсистемой АИУС РСЧС, интегрируется в федеральную сеть, в сеть министерств и ведомств, силы и средства которых привлекаются к предупреждению и ликвидации ЧС.

Внедрение АИУС в практику работы СМК позволяет улучшить сбор и обработку информации об угрозе и возникновении ЧС, оперативно выявлять проблемы, осложняющие оказание медицинской помощи пострадавшим, оптимизировать выработку путей их решения и доведения до исполнителей, облегчить контроль хода ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Эта система способствует определению эффективных способов мобилизации и доставки медицинского имущества туда и тогда, где и когда оно более необходимо, выявлению готовности персонала СМК к действиям в ЧС.

Основные позиции по реализации задач СМК в части управления, взаимодействия и организации работы представлены на рис. 6, исходя из которых, начальник СМК, совместно со штабом Службы, исполняя постановление КЧС и ПБ:

- осуществляет оперативное управление силами и средствами СМК;

- организует выполнение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- определяет организацию и порядок взаимодействия с органами исполнительной власти территории, организациями и учреждениями, привлекаемыми для аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных работ в очаге ЧС.



Комиссия по ЧС и ПБ территории



Начальник СМК



Штаб СМК


ОРГАНИЗУЮТ:

ЦМК


ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

с:






оказание медицинской помощи

проведение профилактических мероприятий среди населения

лекарственное обеспечение

ведомственными ЛПУ, Роспотребнадзором, ЦГиЭ

и фармацией

органами исполнительной власти территорий ЧС

УПРАВЛЯЮТ в ЧС:

Формирова-ниями и учреждениям

СМК

Фармацией







обеспечение кровью и ее

препаратами, а при необходи-мости, - имуществом мобрезерва

образовательными учреждениями медицинского профиля


санитарно-гигиеническое и протиивоэпидемическое обеспечение

судебно-медицинскую экспер-тизу погибших и освидетель-ствование пострадавших

учет пострадавших, масштабов ЧС, передачу информации о ЧС

поставку и ремонт медицинского оборудования

обеспечение медсантранспортом

ведение радиационно-химиче-ской и бактериологической разведки

организациями общества Красного Креста

управлениями МЧС России

службой спасения

другими оперативными

службами ГОЧС

управлениями (учреждениями) образования и культуры

командованием гарнизона

и воинских частей

средствами массовой информации

УПК

МЦ «Резерв»


Управление Роспотреб-надзора и ЦГиЭ

БСМЭ

МИАЦ

Предприятием

Медтехника

АМСТ

























Рис. 6. Структура организации, управления и взаимодействия СМК по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС


3.9. Учет и отчетность в службе медицины катастроф


Одним из путей оптимизации управленческого процесса является совершенствование форм и содержания документов медицинского учета и отчетности, применяемых в СМК. Их роль в решении задач медицинского обеспечения пострадавшего в ЧС населения имеет большое значение, так как они являются основными источниками получения необходимой информации для принятия оптимально обоснованных решений. Кроме того, документы учета и отчетности СМК – важное средство отображения информации о складывающейся медицинской обстановке в зоне ЧС. Используя их, руководители органов управления здравоохранением и СМК накапливают и анализируют информацию медико-санитарного характера. На их основе:

- оценивается медико-тактическая обстановка;

- рационально используются силы и средства СМК различной подчиненности;

- обеспечивается преемственность и последовательность в проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- готовятся донесения, отчеты и доклады о выполнении решаемых задач, изменениях в обстановке, принятых решениях и о состоянии дел в СМК.

В современных условиях с использованием АИУС, учетные и отчетные документы СМК не утратили своего значения, но требуют стандартизации, унификации и рационализации алгоритмов и программ их заполнения.

В настоящее время в СМК используется учетно-отчетная документация, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 03.02.2005 г. № 112 (в ред. от 17.09.2007 г. № 601) «О статистических формах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития РФ». Она включает следующие учетно-отчетные документы:

- табель срочных донесений СМК Минздравсоцразвития России;

- форму № 165/у-05 «Донесение о чрезвычайной ситуации (первичное, последующее, заключительное)»;

- форму № 167/у-05 «Сопроводительный лист (для пораженного в ЧС)»;

- форму № 1/МК «Сведения о медико-санитарных последствиях чрезвычайной ситуации за 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев, год»;

- форму № 2/МК «Сведения о формированиях службы медицины катастроф, участвовавших в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций за 1 квартал, первое полугодие, 9 месяцев, год»;

- форму № 3/МК «Сведения о наличии, использовании и восполнении резерва медицинского имущества территориального центра медицины катастроф за полугодие, год»;

- форму № 4/МК «Сведения о наличии, использовании и восполнении неснижаемого запаса учреждения здравоохранения за полугодие, год»;

- форму № 5/МК «Сведения о создании, наличии, использовании и восполнении запасов медицинского имущества для чрезвычайных ситуаций за год";

- форму № 6/МК «Пояснительная записка к годовому отчету службы медицины катастроф субъекта Российской Федерации»;

- форму № 55 «Сведения о деятельности учреждения здравоохранения (медицинского формирования), принимавшего участие в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций»;


- форму № 56 «Сведения о сети и кадрах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Вышеуказанным приказом Минздравсоцразвития России утверждены и рекомендации по заполнению этих форм, изучение которых должно осуществляться на всех уровнях службы.

Перечисленные учетно-отчетные документы СМК не исключают введение дополнительных форм по инициативе субъектов РФ, министерств и ведомств, отражающих территориальные, социально-экономические, климатогеографические особенности и специфику работы.

Ведение учетно-отчетной документации СМК крайне важно для обобщения опыта ее работы, анализа мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий, разработки тактики и стратегии действий формирований и учреждений СМК и, как следствие, для совершенствования управления ею.


3.10. Организация подготовки и проведения экстренной эвакуации

больных и персонала лечебно-профилактических учреждений



В современных условиях ЛПУ, нередко, попадают в нештатные ситуации (НС), которые обусловливают проблемы их нормального функционирования и необходимость принятия экстренных мер по обеспечению устойчивого режима работы, сохранение здоровья и жизни находящихся в них людей. Исходя из этого, все НС, возникающие в ЛПУ следует рассматривать как ЧС. О возникновении ЧС необходимо немедленно оповещать местные оперативные службы, руководство ЛПУ и органы управления ими.

В частности, такие ЧС в ЛПУ, как пожары, отключения электро-, водо-, теплоснабжения, теракты, их угрозы, подтопление, затопление ЛПУ в период наводнения, обрушение зданий или его отдельных конструкций, внутренние и внешние технологические аварии требуют частичной или полной экстренной (экстренно-плановой) эвакуации больных, персонала, документации и имущества, необходимые для работы с эвакуируемым контингентом и последующего обеспечения процесса лечения.

Указанные ЧС могут возникнуть в любое время, в том числе в выходные и праздничные дни. Естественно, во втором случае организация проведения экстренной эвакуации более сложна, поскольку в это время в ЛПУ:

- количество медицинского персонала ограничено дежурной сменой;

- руководящий состав всех уровней и, в значительной степени, технический персонал служб обеспечения отсутствует на рабочих местах;

- возможно наличие посетителей (родственники, друзья, знакомые);

- могут иметь место некомпетентность дежурного персонала к действиям в ЧС, низкая требовательность ответственного дежурного, неспособность его принимать адекватные решения и, как следствие, реальны паника, растерянность, страх неспособность к целенаправленной деятельности со стороны персонала и пациентов;

- имеет значение и то, что во второй половине ночи отмечается утяжеление больных, особенно пожилого и старческого возраста.