Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
I уровне высшего образования (60%), но на вопрос произойдет ли расширение возможностей трудоустройства выпускников большинство (45%) затрудняются ответить.
Также необходимо отметить, что большинство преподавателей (45%) затрудняются ответить, повысится ли качество образования при вступлении в Болонский процесс.
Теперь необходимо рассмотреть итоги анкетирования студентов.
Согласно результатам исследования студенты также как работодатели и преподаватели считают, что будут больше отдавать предпочтения на принятию на работу магистрам социальной работы. Это связано с тем, что в российской квалификационной структуре отсутствует четкая преемственность между различными уровнями подготовки. У большинства россиян вообще бакалавриат не ассоциируется с полноценным высшим образованием, а лишь рассматривается как некоторая промежуточная ступень при получении полноценного высшего образования, следовательно, не имеет самостоятельного статуса.
Тем более существующие на сегодняшний день планы Минобрнауки РФ предполагают оставить бесплатным четырехлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру. Мы понимаем, что не каждый студент сможет поступить на платную магистратуру. И вследствие этого нужно повышать статус степени бакалавра. Необходимо определить номенклатуру должностей, которые разрешено занимать бакалаврам. В средствах массовой информации не должна прекращаться кампания по разъяснению общественности полноценности степени бакалавра. Табели о рангах должны предоставить бакалавру привилегии работника с высшим образованием.
Также необходимо отметить, что большинство студентов (55%) также как и преподаватели затрудняются ответить, повысится ли качество образования при вступлении в Болонский процесс.
Согласно результатам исследования существуют следующие проблемы интеграции в Болонский процесс для студента: экономическая несостоятельность студенческой мобильности 30%, слабая языковая подготовка 30%, уменьшение количества бюджетных мест 25%, увеличение оплаты за обучение 15%.
Итак, мы видим, что в России недостаточна финансовая база для обеспечения Болонского процесса, между тем переработка программ по уровням бакалавр/магистр, пересчет часов в кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза — все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причем некоторые из них придется затем осуществлять на регулярной основе во всерасширяющихся масштабах. Например, по мере расширения академической мобильности задачи координаторов всех уровней будут возрастать многократно. Поэтому мы считаем, что необходимо безотлагательно подвести под болонские преобразования в России соответствующую экономическую основу. В то время как в странах ЕС оказывается значительная финансовая поддержка. Например, только в Германии за последние несколько лет на модернизацию высшего образования потрачено свыше 100 млн. евро.
А наиболее простое с финансовой точки зрения решение академической мобильности — предложить самим студентам, вернее их родителям, нести финансовое бремя. Нельзя сказать, что таких желающих нет, однако подобная практика будет приводить к основательному социальному расслоению общества, закреплению неравенства, когда более обеспеченные студенты смогут получать и более качественное и конвертируемое образование.
Европейская ассоциация университетов и другие субъекты Болонского процесса постоянно указывают Министерствам образования и вузам на необходимость брать расходы по мобильности на себя. В Европе имеются позитивные примеры практики подобного рода, в то время как в России ни у государства, ни у вузов на это пока не найдется денег, тем более, если вести речь о стопроцентном направлении студентов по программам мобильности за рубеж.
Пока что мы можем ожидать, что не более 10 % российских студентов смогут поехать в европейские вузы за болонскими академическими кредитами за свой счет. Весьма незначительное количество российских студентов получат гранты на такие поездки, а остальные надолго окажутся за бортом программ мобильности.
Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. У нас же нет традиции поголовного владения иностранными языками, а средняя школа пока не способна решить эту задачу.
Опять возникает проблема и дополнительного финансирования изучения иностранных языков, прежде всего, английского. Уровень владения им еще до поездки в принимающий университет должен быть высоким (как правило, Upper Intermediate или Advanced). Российские вузы уже сегодня ставят вопрос о значительном увеличении в своих учебных планах количества часов на изучение иностранных языков. Однако даже такое увеличение не решит проблемы автоматически: потребуются, возможно, десятилетия на создание школ преподавания языков.
Итак, выяснив финансовые проблемы, студенты считают, что высшее образование при Болонском процессе должно финансироваться как правительством (55%), так и совместно со спонсорами (45%).
Необходимо представить взгляды студентов о плюсах и минусах вступления России в Болонский процесс в виде таблицы.
Таблица 4 – Плюсы и минусы Болонского процесса
Как мы видим, наша гипотеза подтвердилась частично: мнения студенческого сообщества расходятся. С одной стороны, они считают, что внедрение основных параметров интеграции даст положительный результат, создаст условия для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей, изменит оценки качества образования, увеличение возможности трудоустройства выпускников, сделает более конкурентоспособным Российское образование на мировом рынке образовательных услуг. С другой стороны, студенты считают, что при интеграции в Болонский процесс и будут минусы, такие как введение системы кредитных единиц, увеличение стоимости обучения и количества внебюджетных мест, снижение финансирования вузов.
Мы объясняем это тем, что студенты недостаточно информированы о Болонском процессе, также как работодатели и профессорско-преподавательский состав. В средствах массовой информации, в ВУЗах не должна прекращаться кампания по разъяснению этой образовательной реформы. И мы надеемся, что в скором будущем большинство студентов будут только положительно относится к Болонскому процессу, а работодатели будут принимать на работу бакалавров. Таким образом, бакалавры будут востребованы работодателями, так же как и магистры.
Заключение
История развития мирового сообщества свидетельствует о непосредственной взаимозависимости общественного прогресса и образовательных процессов. Более того, по мере развития человечества наиболее приоритетном в этом тандеме становится роль образования. Особенно доминирующее значение системы образования повышается по мере развития постиндустриальной, информационной цивилизации. В начале XXI века сфера образования стала одной из наиболее значимых социальных структур. Однако её роль не только велика, но и весьма неоднозначна. Сегодня сфера образования является одновременно и наиболее стабильной социальной системой, и одним из самых дестабилизирующих общественную жизнь факторов. Важнейшей причиной этого состояния является тот факт, что современная образовательная парадигма выполняет функцию конструирования социальной реальности, претерпевающей в это же время серьёзные качественные изменения.
Основой изменений в образовании в настоящее время является Болонская декларация, которая была подписана в сентябре 2003 года. Россия тем самым взяла на себя обязательства привести всю систему высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса, которые требуют модернизации образования, выработки новых форм существования и перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества без ущерба для отечественной системы образования к 2010 г.
Таким образом, система подготовки кадров для социальной работы должна идти согласно принципам Болонскому процессу. Среди них: многоуровневая система высшего образования; введение системы академических кредитов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей; выдача единого европейского приложения к диплому; контроль над качеством высшего образования и др. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет сегодня к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.
Но в тоже время, существуют определенные затруднения в деятельности вузов по реализации и внедрении Болонских положений в систему высшего образования. Во-первых, В России недостаточна финансовая база для обеспечения Болонского процесса, между тем переработка программ по уровням бакалавр/магистр, пересчет часов в кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза – все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причем некоторые из них придется затем осуществлять на регулярной основе во всерасширяющихся масштабах. Например, по мере расширения академической мобильности задачи координаторов всех уровней будут возрастать многократно. Поэтому мы считаем, что необходимо безотлагательно подвести под болонские преобразования в России соответствующую экономическую основу. В то время как в странах ЕС оказывается значительная финансовая поддержка. Например, только в Германии за последние несколько лет на модернизацию высшего образования потрачено свыше 100 млн. евро.
Отмечается недостаточная информированность педагогов, студентов и работодателей о реформировании высшего образования. Слабая информационная политика о сущности и требованиях Болонского процесса создает неоднозначность понимания и даже опасения, как среди населения, так и среди научного и академического сообществ высших заведений.
А наиболее простое с финансовой точки зрения решение академической мобильности — предложить самим студентам, вернее их родителям, нести финансовое бремя. Нельзя сказать, что таких желающих нет, однако подобная практика будет приводить к основательному социальному расслоению общества, закреплению неравенства, когда более обеспеченные студенты смогут получать и более качественное и конвертируемое образование.
Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. У нас же нет традиции поголовного владения иностранными языками, а средняя школа пока не способна решить эту задачу. Опять возникает проблема и дополнительного финансирования изучения иностранных языков, прежде всего, английского.
По результатам исследования выяснилось, что существует проблема невостребованности бакалавров российским работодателем. Здесь необходимо отметить, что существующие на сегодняшний день планы Минобрнауки РФ предполагают оставить бесплатным четырехлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру. Мы понимаем, что не каждый студент сможет поступить на платную магистратуру. И вследствие этого нужно повышать статус степени бакалавра. Необходимо определить номенклатуру должностей, которые разрешено занимать бакалаврам. В средствах массовой информации не должна прекращаться кампания по разъяснению общественности полноценности степени бакалавра.
Можно сделать вывод, что студенческое сообщество с одной стороны считает, что внедрение основных параметров интеграции даст положительный результат, создаст условия для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей, изменит оценки качества образования, увеличение возможности трудоустройства выпускников, сделает более конкурентоспособным Российское образование на мировом рынке образовательных услуг. С другой стороны, студенты считают, что при интеграции в Болонский процесс и будут минусы, такие как введение системы кредитных единиц, увеличение стоимости обучения и количества внебюджетных мест, снижение финансирования вузов.
Также необходимо отметить, что большинство преподавателей (45%) затрудняются ответить, повысится ли качество образования при вступлении в Болонский процесс.
Теперь необходимо рассмотреть итоги анкетирования студентов.
Согласно результатам исследования студенты также как работодатели и преподаватели считают, что будут больше отдавать предпочтения на принятию на работу магистрам социальной работы. Это связано с тем, что в российской квалификационной структуре отсутствует четкая преемственность между различными уровнями подготовки. У большинства россиян вообще бакалавриат не ассоциируется с полноценным высшим образованием, а лишь рассматривается как некоторая промежуточная ступень при получении полноценного высшего образования, следовательно, не имеет самостоятельного статуса.
Тем более существующие на сегодняшний день планы Минобрнауки РФ предполагают оставить бесплатным четырехлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру. Мы понимаем, что не каждый студент сможет поступить на платную магистратуру. И вследствие этого нужно повышать статус степени бакалавра. Необходимо определить номенклатуру должностей, которые разрешено занимать бакалаврам. В средствах массовой информации не должна прекращаться кампания по разъяснению общественности полноценности степени бакалавра. Табели о рангах должны предоставить бакалавру привилегии работника с высшим образованием.
Также необходимо отметить, что большинство студентов (55%) также как и преподаватели затрудняются ответить, повысится ли качество образования при вступлении в Болонский процесс.
Согласно результатам исследования существуют следующие проблемы интеграции в Болонский процесс для студента: экономическая несостоятельность студенческой мобильности 30%, слабая языковая подготовка 30%, уменьшение количества бюджетных мест 25%, увеличение оплаты за обучение 15%.
Итак, мы видим, что в России недостаточна финансовая база для обеспечения Болонского процесса, между тем переработка программ по уровням бакалавр/магистр, пересчет часов в кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза — все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причем некоторые из них придется затем осуществлять на регулярной основе во всерасширяющихся масштабах. Например, по мере расширения академической мобильности задачи координаторов всех уровней будут возрастать многократно. Поэтому мы считаем, что необходимо безотлагательно подвести под болонские преобразования в России соответствующую экономическую основу. В то время как в странах ЕС оказывается значительная финансовая поддержка. Например, только в Германии за последние несколько лет на модернизацию высшего образования потрачено свыше 100 млн. евро.
А наиболее простое с финансовой точки зрения решение академической мобильности — предложить самим студентам, вернее их родителям, нести финансовое бремя. Нельзя сказать, что таких желающих нет, однако подобная практика будет приводить к основательному социальному расслоению общества, закреплению неравенства, когда более обеспеченные студенты смогут получать и более качественное и конвертируемое образование.
Европейская ассоциация университетов и другие субъекты Болонского процесса постоянно указывают Министерствам образования и вузам на необходимость брать расходы по мобильности на себя. В Европе имеются позитивные примеры практики подобного рода, в то время как в России ни у государства, ни у вузов на это пока не найдется денег, тем более, если вести речь о стопроцентном направлении студентов по программам мобильности за рубеж.
Пока что мы можем ожидать, что не более 10 % российских студентов смогут поехать в европейские вузы за болонскими академическими кредитами за свой счет. Весьма незначительное количество российских студентов получат гранты на такие поездки, а остальные надолго окажутся за бортом программ мобильности.
Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. У нас же нет традиции поголовного владения иностранными языками, а средняя школа пока не способна решить эту задачу.
Опять возникает проблема и дополнительного финансирования изучения иностранных языков, прежде всего, английского. Уровень владения им еще до поездки в принимающий университет должен быть высоким (как правило, Upper Intermediate или Advanced). Российские вузы уже сегодня ставят вопрос о значительном увеличении в своих учебных планах количества часов на изучение иностранных языков. Однако даже такое увеличение не решит проблемы автоматически: потребуются, возможно, десятилетия на создание школ преподавания языков.
Итак, выяснив финансовые проблемы, студенты считают, что высшее образование при Болонском процессе должно финансироваться как правительством (55%), так и совместно со спонсорами (45%).
Необходимо представить взгляды студентов о плюсах и минусах вступления России в Болонский процесс в виде таблицы.
Таблица 4 – Плюсы и минусы Болонского процесса
Аспекты интеграции | +, % | –, % |
Введение общего Приложения к диплому о высшем образовании | 95 | 5 |
Введение системы кредитных единиц | 35 | 65 |
Создание условий для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей | 90 | 10 |
Введение многоуровневого образования | 65 | 35 |
Изменение оценки качества образования | 60 | 40 |
Увеличение возможности трудоустройства выпускников | 100 | |
Увеличение стоимости обучения и количества внебюджетных мест | 5 | 95 |
Снижение фундаментальности образования | 5 | 95 |
Снижение финансирования вузов | | 100 |
Общий процент | 455 | 445 |
Как мы видим, наша гипотеза подтвердилась частично: мнения студенческого сообщества расходятся. С одной стороны, они считают, что внедрение основных параметров интеграции даст положительный результат, создаст условия для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей, изменит оценки качества образования, увеличение возможности трудоустройства выпускников, сделает более конкурентоспособным Российское образование на мировом рынке образовательных услуг. С другой стороны, студенты считают, что при интеграции в Болонский процесс и будут минусы, такие как введение системы кредитных единиц, увеличение стоимости обучения и количества внебюджетных мест, снижение финансирования вузов.
Мы объясняем это тем, что студенты недостаточно информированы о Болонском процессе, также как работодатели и профессорско-преподавательский состав. В средствах массовой информации, в ВУЗах не должна прекращаться кампания по разъяснению этой образовательной реформы. И мы надеемся, что в скором будущем большинство студентов будут только положительно относится к Болонскому процессу, а работодатели будут принимать на работу бакалавров. Таким образом, бакалавры будут востребованы работодателями, так же как и магистры.
Заключение
История развития мирового сообщества свидетельствует о непосредственной взаимозависимости общественного прогресса и образовательных процессов. Более того, по мере развития человечества наиболее приоритетном в этом тандеме становится роль образования. Особенно доминирующее значение системы образования повышается по мере развития постиндустриальной, информационной цивилизации. В начале XXI века сфера образования стала одной из наиболее значимых социальных структур. Однако её роль не только велика, но и весьма неоднозначна. Сегодня сфера образования является одновременно и наиболее стабильной социальной системой, и одним из самых дестабилизирующих общественную жизнь факторов. Важнейшей причиной этого состояния является тот факт, что современная образовательная парадигма выполняет функцию конструирования социальной реальности, претерпевающей в это же время серьёзные качественные изменения.
Основой изменений в образовании в настоящее время является Болонская декларация, которая была подписана в сентябре 2003 года. Россия тем самым взяла на себя обязательства привести всю систему высшего образования в соответствии с принципами Болонского процесса, которые требуют модернизации образования, выработки новых форм существования и перехода к единым доминантам европейского образовательного сообщества без ущерба для отечественной системы образования к 2010 г.
Таким образом, система подготовки кадров для социальной работы должна идти согласно принципам Болонскому процессу. Среди них: многоуровневая система высшего образования; введение системы академических кредитов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей; выдача единого европейского приложения к диплому; контроль над качеством высшего образования и др. Самоизоляция от процессов, развивающихся в едином европейском образовательном пространстве, ведет сегодня к отрицательным последствиям для любого университета, пусть даже очень сильного.
Но в тоже время, существуют определенные затруднения в деятельности вузов по реализации и внедрении Болонских положений в систему высшего образования. Во-первых, В России недостаточна финансовая база для обеспечения Болонского процесса, между тем переработка программ по уровням бакалавр/магистр, пересчет часов в кредиты, направление студентов базового вуза на семестр или на год за рубеж, консультирование иностранных студентов по вопросам обучения в российском вузе, разработка и массовое заполнение Приложений европейского образца к диплому применительно к специфике конкретного вуза – все эти и другие задачи требуют значительных усилий и затрат времени, причем некоторые из них придется затем осуществлять на регулярной основе во всерасширяющихся масштабах. Например, по мере расширения академической мобильности задачи координаторов всех уровней будут возрастать многократно. Поэтому мы считаем, что необходимо безотлагательно подвести под болонские преобразования в России соответствующую экономическую основу. В то время как в странах ЕС оказывается значительная финансовая поддержка. Например, только в Германии за последние несколько лет на модернизацию высшего образования потрачено свыше 100 млн. евро.
Отмечается недостаточная информированность педагогов, студентов и работодателей о реформировании высшего образования. Слабая информационная политика о сущности и требованиях Болонского процесса создает неоднозначность понимания и даже опасения, как среди населения, так и среди научного и академического сообществ высших заведений.
А наиболее простое с финансовой точки зрения решение академической мобильности — предложить самим студентам, вернее их родителям, нести финансовое бремя. Нельзя сказать, что таких желающих нет, однако подобная практика будет приводить к основательному социальному расслоению общества, закреплению неравенства, когда более обеспеченные студенты смогут получать и более качественное и конвертируемое образование.
Не менее остра и проблема глубокого изучения иностранных языков. У нас же нет традиции поголовного владения иностранными языками, а средняя школа пока не способна решить эту задачу. Опять возникает проблема и дополнительного финансирования изучения иностранных языков, прежде всего, английского.
По результатам исследования выяснилось, что существует проблема невостребованности бакалавров российским работодателем. Здесь необходимо отметить, что существующие на сегодняшний день планы Минобрнауки РФ предполагают оставить бесплатным четырехлетний бакалавриат и сделать платной двухлетнюю магистратуру. Мы понимаем, что не каждый студент сможет поступить на платную магистратуру. И вследствие этого нужно повышать статус степени бакалавра. Необходимо определить номенклатуру должностей, которые разрешено занимать бакалаврам. В средствах массовой информации не должна прекращаться кампания по разъяснению общественности полноценности степени бакалавра.
Можно сделать вывод, что студенческое сообщество с одной стороны считает, что внедрение основных параметров интеграции даст положительный результат, создаст условия для значительного повышения мобильности студентов и преподавателей, изменит оценки качества образования, увеличение возможности трудоустройства выпускников, сделает более конкурентоспособным Российское образование на мировом рынке образовательных услуг. С другой стороны, студенты считают, что при интеграции в Болонский процесс и будут минусы, такие как введение системы кредитных единиц, увеличение стоимости обучения и количества внебюджетных мест, снижение финансирования вузов.