Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В настоящее время Минобразование России рассматривает вопрос о внедрении в перспективе Приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.
Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей [87]. Автономия вузов позволяет вузам разрабатывать и реализовывать программы взаимообмена и стажировок студентов и преподавателей в других вузах России и мира. Через систему грантов Министерство образования Российской Федерации осуществляет поддержку мобильности и, что позволяет нескольким сотням российских студентов в течение учебного года пройти обучение в зарубежных странах.
Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Министерство прилагает усилия для согласования требований университетов Европейского союза и высших учебных заведений России.
В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", принятый Госдумой 11 октября и одобренный Советом Федерации 17 октября. Закон устанавливает два уровня высшего образования – бакалавриат и магистратуру [86].
Можно сделать вывод, что РФ имела предпосылки вхождения в Болонский процесс до подписания Болонской декларации и в настоящее время активно внедряет его основные параметры.
2 Научное осмысление и выявление доминантных проблем интеграции в Болонский процесс (социологическое исследование)
Болонский процесс был неоднозначно воспринят в среде высшего образования. В университетах до сих пор продолжается полемика о содержании, целесообразности и механизмах внедрения основных параметров в образовательную практику. Итогом этой полемики явились проведение большого количества конференций по проблеме вхождения России в Болонский процесс.
В связи с этим появилась необходимость научного осмысления и выявления доминантных проблем и трудностей перехода российской высшей школы в Болонский процесс, в частности, в подготовке кадров для социальной работы. Для комплексного анализа основных проблем, трудностей, барьеров, а также вы
явления плюсов и минусов вступления России в Болонский процесс мы проводили исследования: анкетирования студентов первого курса социальной работы, профессорско-преподавательского состава кафедры социальной работы, психологии и педагогике высшего образования и работодателей, различных задач исследования являлись:
-
Выявление основных проблем, возникающих при интеграции российского образовательного процесса в Европейскую систему подготовки кадров для социальной работы. -
Определение наиболее проблемных параметров Болонского процесса,
выявление наиболее обсуждаемых вопросов в рамках этих параметров. -
Определение основных трудностей и барьеров, возникающих у преподавателей, студентов, работодателей. -
Выявление представлений студентов социальной работы об основных плюсах и минусах Болонского процесса.
Основным методом исследования являлся опрос, а именно анкетирование. На первом этапе были разработаны анкеты, определены задачи
и гипотезы исследования, выборка. А на следующем этапе была проведена процедура анкетирования, после которой последовала обработка данных.
Необходимо рассмотреть итоги социологического исследования.
Как показывают результаты анкеты, 50% первокурсников поступают в ВУЗ для получения диплома, 40% студентов хотят получить профессиональные знания, а 10% хотят познакомиться с новыми людьми. Это связано с тем, что сейчас высшее образование становится некой социальной нормой, выражающий средний, общественно-необходимый уровень подготовки работника развитого информационного общества. При этом для работодателя ценен не столько набор конкретных знаний выпускника, а его общий культурный уровень, широкий кругозор, способность мыслить. И именно поэтому сейчас работодателю неважно, по какой именно специальности обучался студент, а важно наличие любого высшего образования. Этим и объясняется ситуация, когда выпускники вузов часто работают не в соответствии с полученной профессией, хотя 50% студентов по направлению социальной работы выбрали эту специальность, потому что им специальность нравится.
Необходимо представить в виде таблицы мнения работодателей и студентов о личностных и профессиональных качествах специалиста социальной работы от самых важных до наименее важных (и студенты, и работодатели отмечали по 5 личностных и профессиональных качеств):
Таблица 2 – Личностные качества
Студенты | Работодатели |
Толерантность, 90% | Толерантность, 20% |
Личная и социальная ответственность, 80% | Личная и социальная ответственность, 90% |
Гуманистическая направленность личности, 70% | Гуманистическая направленность личности, 40% |
Коммуникабельность, 65% | Коммуникабельность, 80% |
Стрессоустойчивые качества, 60% | Стрессоустойчивые качества, 60% |
Самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, 45% | Самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, 70% |
Продолжение таблицы 2
Обостренное чувство добра и справедливости, 35% | Обостренное чувство добра и справедливости, 20% |
Чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, 30% | Чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, 100% |
Эмпатия, 20% | Эмпатия, 10% |
Визуальность (внешняя привлекательность личности), 5% | Визуальность (внешняя привлекательность личности), 10% |
Таблица 3 – Профессиональные качества
Студенты | Работодатели |
Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью, 80% | Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью, 90% |
Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами, 70% | Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами, 80% |
Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной и профессиональной деятельности, 65% | Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной и профессиональной деятельности, 100% |
Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации, 60% | Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации, 70% |
Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз, 55% | Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз, 60% |
Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, органах общественности, в законодательных институтах, 50% | Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, органах общественности, в законодательных институтах, 50% |
Продолжение таблицы 3
Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы, 40% | Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы, 20% |
Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем, добиться их доверия, 35% | Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем, добиться их доверия, 10% |
Умение обеспечивать межинституциональные связи, 20% | Умение обеспечивать межинституциональные связи, 0% |
Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей,15% | Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей, 10% |
Умение вести исследование или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы, 10% | Умение вести исследование или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы, 10% |
Большинство работодателей 60% считают, что профессиональные качества являются наиболее значительными, а квалификационными требованиями является высшее образование не только по социальной работе, но и по юриспруденции, правоведению, экономике и управлению.
Это мнение работодателей связано с тем, что в Департаменте социальной защите населения Краснодарского края работа административная и в основном связана с документами, а не с людьми. Хотя для студентов личностные качества стоят на первом месте.
По результатам исследования отмечается недостаточная информированность педагогов, студентов и работодателей о реформировании высшего образования. Меньше всех осведомлены о Болонском процессе работодатели: 60% плохо осведомлены, 40% – в общих чертах. Также 65% студентов осведомлены в общих чертах, а 35% – плохо. Лучше всех осведомлены преподаватели: 40% информированы хорошо, 45% – в общих чертах и 15% – плохо.
Слабая информационная политика о сущ
ности и требованиях Болонского процесса создает неоднозначность понимания и даже опасения, как среди населения, так и среди научного, академического и студенческих сообществ высших заведений.
По результатам исследования выяснилось, что для профессорско-преподавательского состава вхождение в Болонский процесс связано со следующими изменениями: индивидуальные формы занятий увеличатся (85%), также увеличатся объем методических разработок (60%), так как посещаемость студентов будет не обязательной, потому что будет возможен дистанционный контроль (80%).
Также большая часть преподавателей 55% считают, что образовательные стандарты нового поколения необходимо переработать. Следует учесть положительный опыт по выработке государственных требований к качеству специалистов в европейских вузах. Для повышения студенческой мобильности обеспечить возможность совместимости российских стандартов профессионального образования с европейскими (государственными требованиями). Здесь необходимо подчеркнуть, что большинство студентов (70%) считают, что должны быть введены единые образовательные стандарты в странах, вступивших в Болонский процесс, для того чтобы ввести общеевропейское Приложение к диплому о высшем образовании.
Как считают 80% профессорско-преподавательского состава выбирать часть предметов для изучения станут сами студенты. И придется каждый год формировать содержание образования в зависимости от того, что они выбрали. И основным преподавателем у нас, по существу, станет "контрактник", а вузу уже не понадобится столько штатных преподавателей, как сегодня. Преподавателей будут набирать под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовать в данном году большинство студентов.
Таким образом, в связи с вхождением в Болонский процесс реальны проблемы сокращения кадров. И поэтому преподаватели считают, что для востребованности на рынке труда образовательных услуг необходима повышение квалификации (60%), переподготовка кадров (40%). Следовательно, научно преподавательская деятельность превратится в карьеру, при этом образование превращается в производство услуги, а не в воспроизводство знания.
В тоже время профессорско-преподавательский состав считает, что в связи с введением двухуровневой подготовки специалистов изменятся социальные приоритеты и для студентов: а именно увеличится оплата за обучение как на двух уровнях высшего образования (60%), уменьшится количество бюджетных мест на