Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время Минобразование России рассматривает вопрос о внедрении в перспективе Приложения к диплому (Diploma Supplement) на всей территории Российской Федерации.

Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» поддерживает развитие мобильности студентов и преподавателей [87]. Автономия вузов позволяет вузам разрабатывать и реализовывать программы взаимообмена и стажировок  студентов и преподавателей в других вузах России и мира. Через систему грантов Министерство образования Российской Федерации осуществляет поддержку мобильности и, что позволяет нескольким сотням российских студентов в течение учебного года пройти обучение в зарубежных странах.

Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Министерство прилагает усилия для согласования требований университетов Европейского союза и высших учебных заведений России.

В конце октября 2007 г. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)", принятый Госдумой 11 октября и одобренный Советом Федерации 17 октября. Закон устанавливает два уровня высшего образования – бакалавриат и магистратуру [86].

Можно сделать вывод, что РФ имела предпосылки вхождения в Болонский процесс до подписания Болонской декларации и в настоящее время активно внедряет его основные параметры.


2 Научное осмысление и выявление доминантных проблем интеграции в Болонский процесс (социологическое исследование)
Болонский процесс был неоднозначно воспринят в среде высшего образования. В университетах до сих пор продолжается полемика о содержании, целесообраз­ности и механизмах внедрения основных параметров в образовательную практику. Итогом этой полемики явились проведение большого количества конференций по проблеме вхождения России в Болонский процесс.

В связи с этим появилась необходимость научного осмысления и выявления доминантных проблем и трудностей перехода российской высшей школы в Болонский процесс, в частности, в подготовке кадров для социальной работы. Для комплексного анализа основных проблем, трудностей, барьеров, а также вы­
явления плюсов и минусов вступления России в Болонский процесс мы про­водили исследования: анкетирования студентов первого курса социальной работы, профессорско-преподавательского состава кафедры социальной работы, психологии и педагогике высшего образования и работодателей, различных задач исследо­вания являлись:

  1. Выявление основных проблем, возникающих при интеграции российского образовательного процесса в Европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.

  2. Определение наиболее проблемных параметров Болонского процесса,
    выявление наиболее обсуждаемых вопросов в рамках этих параметров.

  3. Определение основных трудностей и барьеров, возникающих у преподавате­лей, студентов, работодателей.

  4. Выявление представлений студентов социальной работы об основных плюсах и минусах Болонского процесса.

Основным методом исследования являлся опрос, а именно анкетирование. На первом этапе были разработаны анкеты, определены задачи
и гипотезы исследования, выборка. А на следующем этапе была проведена процедура анкетирования, после которой последовала обработка данных.

Необходимо рассмотреть итоги социологического исследования.

Как показывают результаты анкеты, 50% первокурсников поступают в ВУЗ для получения диплома, 40% студентов хотят получить профессиональные знания, а 10% хотят познакомиться с новыми людьми. Это связано с тем, что сейчас высшее образование становится некой социальной нормой, выражающий средний, общественно-необходимый уровень подготовки работника развитого информационного общества. При этом для работодателя ценен не столько набор конкретных знаний выпускника, а его общий культурный уровень, широкий кругозор, способность мыслить. И именно поэтому сейчас работодателю неважно, по какой именно специальности обучался студент, а важно наличие любого высшего образования. Этим и объясняется ситуация, когда выпускники вузов часто работают не в соответствии с полученной профессией, хотя 50% студентов по направлению социальной работы выбрали эту специальность, потому что им специальность нравится.

Необходимо представить в виде таблицы мнения работодателей и студентов о личностных и профессиональных качествах специалиста социальной работы от самых важных до наименее важных (и студенты, и работодатели отмечали по 5 личностных и профессиональных качеств):


Таблица 2 – Личностные качества

Студенты

Работодатели

Толерантность, 90%

Толерантность, 20%

Личная и социальная ответственность, 80%

Личная и социальная ответственность, 90%

Гуманистическая направленность личности, 70%

Гуманистическая направленность личности, 40%

Коммуникабельность, 65%

Коммуникабельность, 80%

Стрессоустойчивые качества, 60%

Стрессоустойчивые качества, 60%

Самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, 45%

Самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, 70%

Продолжение таблицы 2

Обостренное чувство добра и справедливости, 35%

Обостренное чувство добра и справедливости, 20%

Чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, 30%

Чувство собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, 100%

Эмпатия, 20%

Эмпатия, 10%

Визуальность (внешняя привлекательность личности), 5%

Визуальность (внешняя привлекательность личности), 10%



Таблица 3 – Профессиональные качества

Студенты

Работодатели

Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью, 80%

Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью, 90%


Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами, 70%

Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами, 80%


Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной и профессиональной деятельности, 65%

Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной и профессиональной деятельности, 100%


Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации, 60%

Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации, 70%

Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз, 55%

Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз, 60%

Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, органах общественности, в законодательных институтах, 50%

Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, органах общественности, в законодательных институтах, 50%



Продолжение таблицы 3

Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы, 40%

Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы, 20%

Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем, добиться их доверия, 35%

Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем, добиться их доверия, 10%

Умение обеспечивать межинституциональные связи, 20%

Умение обеспечивать межинституциональные связи, 0%

Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей,15%

Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей, 10%

Умение вести исследование или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы, 10%

Умение вести исследование или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы, 10%


Большинство работодателей 60% считают, что профессиональные качества являются наиболее значительными, а квалификационными требованиями является высшее образование не только по социальной работе, но и по юриспруденции, правоведению, экономике и управлению.

Это мнение работодателей связано с тем, что в Департаменте социальной защите населения Краснодарского края работа административная и в основном связана с документами, а не с людьми. Хотя для студентов личностные качества стоят на первом месте.

По результатам исследования отмечается недостаточная информированность педагогов, студентов и работодателей о реформировании высшего образования. Меньше всех осведомлены о Болонском процессе работодатели: 60% плохо осведомлены, 40% – в общих чертах. Также 65% студентов осведомлены в общих чертах, а 35% – плохо. Лучше всех осведомлены преподаватели: 40% информированы хорошо, 45% – в общих чертах и 15% – плохо.

Слабая информационная политика о сущ
ности и требованиях Болонского процесса создает неоднозначность понимания и даже опасения, как среди населения, так и среди научного, академического и студенческих сообществ высших заведений.

По результатам исследования выяснилось, что для профессорско-преподавательского состава вхождение в Болонский процесс связано со следующими изменениями: индивидуальные формы занятий увеличатся (85%), также увеличатся объем методических разработок (60%), так как посещаемость студентов будет не обязательной, потому что будет возможен дистанционный контроль (80%).

Также большая часть преподавателей 55% считают, что образовательные стандарты нового поколения необходимо переработать. Следует учесть положительный опыт по выработке государственных требований к качеству специалистов в европейских вузах. Для повышения студенческой мобильности обеспечить возможность совместимости российских стандартов профессионального образования с европейскими (государственными требованиями). Здесь необходимо подчеркнуть, что большинство студентов (70%) считают, что должны быть введены единые образовательные стандарты в странах, вступивших в Болонский процесс, для того чтобы ввести общеевропейское Приложение к диплому о высшем образовании.

Как считают 80% профессорско-преподавательского состава выбирать часть предметов для изучения станут сами студенты. И придется каждый год формировать содержание образования в зависимости от того, что они выбрали. И основным преподавателем у нас, по существу, станет "контрактник", а вузу уже не понадобится столько штатных преподавателей, как сегодня. Преподавателей будут набирать под ту конкретную образовательную программу, которую пожелало реализовать в данном году большинство студентов.

Таким образом, в связи с вхождением в Болонский процесс реальны проблемы сокращения кадров. И поэтому преподаватели считают, что для востребованности на рынке труда образовательных услуг необходима повышение квалификации (60%), переподготовка кадров (40%). Следовательно, научно преподавательская деятельность превратится в карьеру, при этом образование превращается в производство услуги, а не в воспроизводство знания.

В тоже время профессорско-преподавательский состав считает, что в связи с введением двухуровневой подготовки специалистов изменятся социальные приоритеты и для студентов: а именно увеличится оплата за обучение как на двух уровнях высшего образования (60%), уменьшится количество бюджетных мест на