Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
требует одногодичного, оплачивае­мого периода практической деятель­ности после окончания трехгодич­ного академического обучения в школе [69]. По этой модели студенты получают сертификат только после успешного окончания практики. Во время практики студенты работают в организациях (агентствах), и за их работой следит профессиональный социальный работник.

Многие школы ввели проектно-интеграционные курсы для совме­щения практической и академичес­кой подготовки. Студенты и препо­даватели обсуждают предстоящее распределение по агентствам на проектных семинарах, практическая деятельность студентов обсуждается и оценивается также на этих семи­нарах, и, наконец, после практики студенты подвергают ее окончательной оценке с теоретической и прак­тической точки зрения. Свои дип­ломные проекты студенты разраба­тывают тоже на данных семинарах. Большинство этих семинаров гото­вится и проводится преподавателя­ми совместно с практикующими профессионалами. Первоначально проектные семинары были задума­ны с целью развития новых форм и методов работы и концентрации внимания на тех проблемах, кото­рыми традиционно пренебрегали. Предполагалось, что эти семинары предотвратят однобокое накопление чисто научных знаний, помогут в реальной практической деятельнос­ти. Следует отметить, после многих лет экспериментов, несмотря на все трудности и разочарования, проект­ные семинары считаются полезным методом обучения социальных ра­ботников [58].

После окончания учебного курса социальной работы или социальной педагогики студенты получают акаде­мическое звание социального работ­ника или социального педагога («Дипломированный социальный работник», «Дипломированный со­циальный педагог».) После заверше­ния практики в однофазовой моде­ли, в двухфазовой после окончания курса – студенты получают государ­ственный аттестат социального ра­ботника или социального педагога («Государственное признание»). Это необходимое условие для поступле­ния на гражданскую службу; и это уже защищенная степень.

Университеты и специальные ву­зы Германии представляют собой организации с общественным уп­
равлением. Все члены – преподава­тели, студенты, руководство – име­ют своих представителей в важней­ших органах этих институтов. Структура и состав этих органов ре­гулируются федеральными и мест­ными законами. Государственное министерство по науке надзирает за университетами и вузами в рамках закона. Правительство проявляет свое влияние при решении финан­совых вопросов и назначении постоянных преподавателей. Профес­сора являются гражданскими служащими, и их должности – пожизнен­ными. Квалификации, статус и заработная плата преподавателей уста­новлены федеральным законодательством [76]. Так что областям, не го­воря уже о школах, мало остается возможностей вмешиваться в усло­вия работы преподавателей. Федеральным законом установлено, что профессора должны иметь докторскую степень и пост-докторскую степень (специальную подготовку к преподаванию в университете). Как правило, большинство членов преподавательского состава в универси­тетах фактически не имеют профессионального опыта вне системы об­разования. В специальных вузах необходима не только докторская сте­пень, но и профессиональный опыт для назначения на должность пре­подавателя. Научный преподава­тельский состав в специальных ву­зах включает постоянных профессо­ров и практикующих профессио­нальных работников (инструкто­ров), нанятых на определенное вре­мя (семестр).

До недавнего времени на соци­альных работников и социальных педагогов в Германии был большой спрос. В настоящее время в связи с экономическим застоем и резким сокращением социальных статей бюджета спрос на социальных ра­ботников резко снизился. Прави­тельство сократило количество мест во многих школах, иногда на одну треть, и число поступающих резко упало. Из-за ориентации учебных программ на национальную систему социальной работы количество сту­дентов из других стран в школах социального образования очень неве­лико. Студенты из других стран принимаются только в случае, если Министерство образования призна­ет их диплом о среднем образова­

нии эквивалентным немецкому сертификату [73]. Поэтому некоторые школы проявляют активность в установлении контактов со школа­ми других стран и разработке про­грамм по обмену преподавателей и студентов.

Сегодня в Германии делаются попытки сделать систему социаль­ного образования более гибкой для отклика на демографические изме­нения, на возможную структурную незанятость, на нужды этнических и культурных меньшинств, причем на довольно высоком уровне. С недав­него времени были основаны курсы повышения квалификации и аспи­рантуры для подготовки к работе с душевнобольными, инвалидами, по­жилыми эмигрантами и наркомана­ми. В этой ситуации становится аб­солютно ясным, что школам при­дется интенсивно и серьезно пере­смотреть цели и роль профессио­нальной социальной работы.

Крупные проблемы, с которыми столкнулось сегодня социальное образование в Германии, нашли свое отражение и в системе социальной подготовки ряда других европейских стран.

Прежде всего, необходимо разре­шить методологические неясности, препятствующие образованию и ис­следованиям в сфере социальной работы. Концептуально остается не­ясным сам термин: «социальная ра­бота». Данный термин включает в себя весьма разнообразные понятия и реалии. Например, в Ирландии и Объединенном Королевстве «соци­альная работа» не включает работу с молодежью и общественную работу, в то время как в Германии работа с молодежью и общественная деятельность являются неотъемлемой чертой того, что немцы относят к динамичной паре понятий: «соци­альная работа» и «социальная педа­гогика» (большинство людей за пре­делами Германии, тем не менее, на­ходятся в растерянности относи­тельно того, что в точности подразу­мевается под «социальной педагоги­кой», и их сомнения разделяют не­мало людей и в самой Германии).

Одним из показателей неясности профессионализации социального образования остается неравность статусов преподавателей со степеня­ми в социальной сфере в разных странах. Возможно, это преодоли­мая проблема, которая исчезнет в будущем, когда преподаватели соци­альной работы смогут получать док­торские степени по своей дисцип­
лине.

Тонкость проблемы социального образования проявляется и на рын­ке труда, где выпускникам с дипло­мами социальных работников при­ходится соперничать с массой дру­гих, включая социологов, психоло­гов, учителей и даже юристов [56]. Со­циальные работники не только ис­пытывают возрастающую конкурен­цию на рабочем уровне, но часто вынуждены отступать и на руководящих позициях.

Разрешить имеющиеся противо­речия в сфере социального образо­вания сегодня представляется воз­можным только путем увеличения международной кооперации в этой области, путем интеграции в Европейское образовательное сообщество. Крупные проблемы, с ко­торыми сталкивается сегодня соци­альное образование, уже стерли многие межнациональные границы, и в будущем необходимо ускорение этого процесса. На наш взгляд, идея однофазного или двухфазного обучения социальных работников мы могли бы успешно использовать в контексте Болонского процесса: в подготовке бакалавров социальной работы. Итак, реализацией проблем интеграции будет являться Болонский процесс.



1.4 Болонский процесс как реализация проблем интеграции
1.4.1 Основные параметры и динамика Болонского процесса
Болонский процесс начался не в одночасье. Он зарождался в недрах европейской системы высшего образования в течение десятилетий: те или иные его параметры стихийно появлялись в национальных системах высшего образования и взаимопроникали к соседям. Автономные уровни высшего образования под названиями бакалавриат и магистратура были достаточно узнаваемы по всей Европе; академические кредиты разных типов применялись десятилетиями; мобильность студентов и преподавателей сама собой приобретала всё большую популярность [1].

Несомненно, эти явления обусловливались серьёзными причинами. Европа с очевидностью объединялась, создавались единые пространства: экономическое, в том числе и финансовое, политическое, социальное, культурное. Шенгенское соглашение и валюта Евро наглядно демонстрировали происходящие перемены. Не хватало свободного движения рабочей силы – национальные дипломы о высшем образовании не признавались даже в соседних странах, принять человека на работу за уже прозрачными границами оказывалось невозможным, хотя спрос там на рабочие руки был, порой немалый. В этих условиях и стало формироваться единое европейское пространство высшего образования.

Собственно, официально это пространство Европейского Союза имело более широкое название: единое исследовательское, образовательное и культурное пространство. Его создание преследовало политические, экономические и собственно научно-образовательные цели. В числе политических целей называли установление политического, дипломатического и экономического диалога, соединение народов Европы, упрочение взаимного понимания и уважения [17]. Экономической целью считалось повышение конкурентоспособности европейской экономики и поощрение инноваций с тем, чтобы в 2010 году экономика Евросоюза стала наиболее конкурентоспособной в мире. Наконец, научно-образовательной целью было порождение знаний и идей за счёт расширения международных контактов.

Первые очертания это пространство начало приобретать в 1988 году, когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье для того, чтобы отметить 900-летие самого старого университета в Европе. В принятой Великой хартии университетов они, прежде всего, отметили возрастание роли университета в грядущем третьем тысячелетии [24]. Главным фундаментальным принципом деятельности университета была названа автономность, самостоятельность. Вторым по порядку упоминалось единство преподавания и научных исследований. Великая хартия призвала европейские университеты рассматривать взаимный обмен информацией и документацией, постоянное осуществление совместных проектов в качестве важнейшей меры для приращения знаний. В этих целях Хартия рекомендовала поощрять мобильность преподавателей и студентов; вырабатывать общую политику учреждения эквивалентных степеней со сходным статусом; осуществлять прозрачный контроль знаний.