Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
включить в эту диаду третий уровень – "доктор". В коммюнике конференции гласит, что, осознавая необходимость укреплять связи в «Европе Знаний» между европейским пространством высшего образования и европейским исследовательским пространством, а также подчёркивая важность научных исследований в качестве неотъемлемой части высшего образования по всей Европе, министры считают необходимым расширить рамки двух основных циклов высшего образования и включить докторский уровень в качестве третьего цикла Болонского процесса [85].

Оплата труда выпускников вузов с разными уровнями образования в странах Европы, как правило, разнится; помимо тяги к знаниям это хороший дополнительный стимул для получения студентом образования как можно более высокого уровня.

Первый уровень европейского высшего образования – бакалавр. Европейский студент, претендующий на высшее образование, должен вначале получить диплом бакалавра. На съезде европейских ректоров в Саламанке было констатировано, что первый уровень требует набора студентом от 180 до 240 академических кредитов, но должен давать диверсифицированное образование, допускающее трудоустройство, но, в основном, готовящее студента к дальнейшей учёбе. На основе достигнутого европейскими странами взаимопонимания продолжительность обучения на этом уровне может составлять три или четыре года. Длительность обучения в бакалавриате может определяться как централизованно, в масштабах национальной системы высшего образования, так и децентрализованно, на уровне конкретного вуза.

Бакалавр по европейским меркам – это высшее образование. О том, что эта степень – высшее образование, говорится, например, в Пражском коммюнике встречи министров высшего образования Европы (2001 г.) сообщается что во многих странах степени бакалавра и магистра или сопоставимые с ними степени двух уровней могут быть получены в университетах, равным образом, как и в других учреждениях высшего образования [59] .

Выпускники вузов с данным дипломом должны трудоустраиваться как работники с высшим образованием. Непривычность названия "бакалавр" для российских работодателей вполне может быть преодолена принятием необходимых юридических актов и целенаправленной разъяснительной работой в средствах массовой информации.

Степень бакалавра, хотя формально и является высшим образованием, в некоторой мере ограничивает свободу трудоустройства человека, её получившего. Применительно к российским условиям это означает, что невозможен прямой переход выпускника бакалавриата в аспирантуру (или докторантуру, если аспирантура станет так называться на европейский манер), минуя второй уровень – магистратуру. Вероятно, выпускники вузов с дипломом бакалавра не должны допускаться и к преподавательской работе в системе высшего образования.


Второй уровень европейского высшего образования – магистр. Согласно канонам Болонского процесса второй, более высокий по сравнению с бакалавром, уровень высшего образования назван магистратурой, а его выпускник – "магистром". Широко распространённая ныне в Российской Федерации степень "специалиста" не вписывается в "Болонскую" систему; выпускники вузов с таким дипломом со временем просто не будут "узнаваться" работодателем. Есть примеры, когда в некоторых европейских странах выпускников российских вузов с дипломом специалиста отказывались считать обладателями высшего образования, хотя в Швеции, напротив, их пока приравнивают к магистру [1].

Срок обучения на степень магистра был определён как один или два года, однако признаётся зависимость этого срока от продолжительности обучения на степень бакалавра. Предполагается, что если бакалавр в конкретном вузе учится три года, то магистратура в этом вузе должна быть двухлетней, если бакалавриат четырёхлетний – магистр может учиться один год. Следует заметить, что медицинские и некоторые другие вузы, как правило, не подчиняются этому правилу.

Нужно также особо остановиться на таком явлении, как "интегрированный" магистр. В Обращении съезда европейских ректоров в Саламанке (2001 г.) сообщалось, что при определённых обстоятельствах университет может принять решение учредить интегрированный учебный план, который ведёт непосредственно к степени уровня магистра. Предметные объединения вузов должны сыграть важную роль в принятии таких решений [92]. Представители некоторых направлений подготовки вполне обоснованно полагают, что их курс образования по определённым направлениям подготовки нельзя поделить на уровни "бакалавр" и "магистр". В этом случае считается вполне приемлемым в порядке исключения брать абитуриентов на учёбу сразу на пять лет с вручением диплома магистра; уровень "бакалавр" выделяется, но не является выпускным, и уйти из вуза после трёх-четырёх лет, равных курсу бакалавра, считается недопустимым.

В отличие от бакалавра, имеющего ограничения по трудоустройству, для выпускника вуза с дипломом магистра должны быть открыты все должности, предусматривающие наличие высшего образования.

Следует также учитывать, что уровень магистратуры, как показала практика последних лет, считается наиболее перспективным для параллельного обучения студентов по программам мобильности одновременно в двух или более вузах, один из которых зарубежный, с целью получить

совместный или двойной диплом. Совместный диплом считается на сегодняшний день менее реалистичным из-за нерешённости юридических проблем; двойной диплом – вполне осязаемая реальность сегодняшнего дня [3].

Третий уровень высшего образования в едином европейском образовательном пространстве – доктор наук. "Мягкий путь" в этой области, на наш взгляд, заключается в том, чтобы согласиться называть нашего кандидата наук "доктором" (против чего не приходилось слышать возражений со стороны европейских коллег). При этом можно сохранить существующую российскую систему двух учёных степеней, переименовав нынешнего доктора наук в более высокую по сравнению с европейской российскую национальную степень с соответствующим её значимости названием – скажем, "заслуженный доктор", "доктор Академии наук" – или утвердив любой другой приемлемый для научной общественности титул. Важно ещё раз подчеркнуть, что в этом случае существующая ныне в России система двух иерархических учёных степеней полностью сохраняется, меняются только их названия [72].

Срок обучения европейского докторанта с последующей защитой докторской диссертации определён в три года. На форумах Европейской ассоциации университетов неоднократно поднимался вопрос о том, что написание докторской диссертации – сугубо творческий процесс, который не всегда поддаётся регулированию по времени. Официальные разъяснения по этому поводу сводятся к тому, что в качестве административной меры после трёх лет работы незащитившийся докторант перестаёт получать финансирование своей работы над диссертацией, – защищать же диссертацию он может по мере ее готовности.

В случае плавного перехода к Болонским критериям требования к диссертации и порядок её защиты в российских условиях по-прежнему может определять ВАК или любой другой уполномоченный орган.

Изменение названия первой российской учёной степени с кандидата наук на доктора ("доктора философии" – PhD), на наш взгляд, представляется весьма прогрессивным актом, ставящим российских деятелей науки в более выгодные условия по сравнению с предшествующей ситуацией, когда учёные с российской степенью кандидата наук за рубежом нередко дискриминировались, получали значительно меньшую оплату за равный труд по сравнению с западными "докторами философии" и равными им по степеням учёными.


В свете вышесказанного прорисовываются две совместимых с европейским договорённостями модели уровней российского высшего образования: 3 + 2 + 3 и 4 + 1 + 3. Модель 3 + 2 + 3 явно доминирует в сегодняшней Европе [18].

Согласно ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» российскими вузами принята третья модель, которая может быть описана как 4 + 2 + 3 (четыре года бакалавриат, два года магистратура, три года очная аспирантура). Она, как видим, не совсем подходит под европейские каноны.

Однако Болонский процесс вполне допускает и такую «утяжелённую» модель (4 + 2). Даже из соображений здравого смысла выпускники магистратур с шестилетним высшим образованием, наверное, с ещё большей охотой будут приниматься европейцами на работу, если до этого дойдёт дело, по сравнению с магистрами из других европейских стран с пятилетним сроком обучения.

1.4.3 Европейская система академических кредитов
Европейские академические кредиты следует рассматривать в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования.

Возникает вопрос, каким образом определить весомость единицы измерения трудоёмкости изучения дисциплины – по существующей в европейском высшем образовании традиции эту единицу назвали "академическим кредитом". Система кредитов предполагает взаимозачёт последних, также как и их накопление. В Болонской декларации гласит, что кредиты могут быть заработаны и вне контекста высшего образования, например, в системе непрерывного образования, при условии, что они признаются принимающим университетом [45].

Если на начальном этапе Болонского процесса основное предназначение кредитов виделось в поддержании академической мобильности, в 2003 году в Берлине к этой задаче добавилось совершенствование программ обучения. В Берлинской декларации гласит, что министры подчёркивают важную роль, которую играет Европейская система взаимозачёта кредитов ECTS для обеспечения студенческой мобильности и разработки программ обучения в международных масштабах [85].

Было констатировано, что учебный год в европейских вузах, в среднем, продолжается примерно 40 недель. На основе изучения достаточно обширного предшествующего опыта использования академических кредитов в разных странах решили, что общая трудоёмкость учебной нагрузки студента в год будет приравнена к 60 кредитам. Исходя из этого, в семестр студент должен заработать 30 кредитов, а в триместр – 20 кредитов. При надлежащем контроле качества образовательного процесса студент не сможет получить за учебный год больше 60 кредитов – такие попытки будут только означать, что он недогружается по основному учебному плану, что вуз недорабатывает, пытается начислять легковесные кредиты.

Академические кредиты нужны как для определения работодателем весомости полученных студентом знаний и навыков по каждой дисциплине, так и равным образом для того, чтобы поддерживать систему академической мобильности студентов. Благодаря академическим кредитам, студент сможет в течение достаточно длительных периодов учиться в других, в основном, в зарубежных вузах, привозя оттуда академические кредиты, которые базовый вуз должен засчитать в счёт основного образования и использовать при принятии решения о выдаче своего диплома.