Файл: Научный руководитель др филос наук профессор В. В. Шалин дипломная работа интеграция российского образовательного процесса на основе болонских соглашений в европейскую систему подготовки кадров для социальной работы.doc
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Как правило, в нынешних условиях программы двойных дипломов осуществляются на уровнях магистратуры и аспирантуры (европейской докторантуры). Пока чаще (до 80 процентов) в таких программах участвуют представители точных наук. По опыту Италии только 30 процентов таких программ были двусторонними, остальные многосторонними.
На сегодняшний день численность студентов, задействованных в программах совместных и двойных дипломов, не велика и составляет доли процента от общего числа европейских студентов.
1.4.5 Европейское приложение к диплому
Единое Европейское приложение к диплому установленного образца является важным инструментом Болонского процесса. Собственно говоря, оно призвано служить не только документальным свидетельством успешности обучения европейского студента по Болонским канонам, но и способом уравнивания прав обладателя степени бакалавра или магистра в любой из стран-участниц Болонского процесса.
Приложение к диплому было разработано ЮНЕСКО. Болонская декларация 1999 г. призывает в целях создания единого европейского пространства высшего образования использовать Приложение к диплому с тем, чтобы способствовать трудоустройству граждан Европы и повысить международную конкурентоспособность европейской системы высшего образования [45]. В Саламанке (Испания, 2001 г.) ректоры европейских университетов назвали Приложение к диплому одним из существующих инструментов для обеспечения признания и мобильности [92].
Форма Европейского приложения достаточно строго регламентируется и включает восемь обязательных разделов. Предполагается, что вуз, выдающий Приложение, добросовестно и с высокой ответственностью отнесётся к его заполнению, что сделает его полноценным документом в рамках европейского образовательного пространства.
Приложение к диплому должно снять все вопросы с взаимопризнанием дипломов. Диплом бакалавра или магистра, выданный "Болонским" вузом, будет, благодаря Приложению, понятен в любой стране-участнице Болонского процесса, хотя это и не означает автоматического признания конкретного диплома другим вузом или страной. Министры образования на конференции в Берлине (2003 г.) обратились ко всем институтам и работодателям с призывом в полной мере использовать Приложение к диплому с тем, чтобы воспользоваться усилившейся прозрачностью и гибкостью системы степеней высшего образования в целях повышения шансов на трудоустройство и способствования академическому признанию дипломов для дальнейшей учёбы.
Общая философия Приложения – таким образом описать полученное студентом образование, чтобы работодателю без дополнительных вопросов стало понятно, образование какого качества и в каком объёме получил предъявивший его выпускник любого уровня высшего образования. В Приложении помимо конкретных данных об учёбе студента описывается общая система образования в стране, что позволяет понять, на каком этапе "Болонских" преобразований находится национальная система высшего образования [72]. Кроме того, Приложение описывает организацию образовательного процесса в вузе и перечисляет все курсы по учебным дисциплинам, пройденные выпускником в течение обучения на данном уровне высшего образования.
Согласно Болонским документам, Приложение должно заполняться на одном из распространённых европейских языков, однако реально рекомендуется оформлять его на родном языке с переводом на английский язык. Родной язык необходим для возможных дальнейших переводов Приложения на третьи языки во избежание нарастания ошибок и неточностей от переводов, скажем, с языка-посредника.
Университет вправе выдавать Приложение сам по себе, однако в условиях доминирования в российском образовании государственных дипломов представляется целесообразным разработать его форму на уровне Министерства образования и науки РФ.
Восемь разделов Приложения, как уже было отмечено выше, носят обязательный характер и должны заполняться максимально полно и точно.
Первый раздел – "Информация об обладателе квалификации" – включает фамилию, имя и отчество студента, дату и место его рождения, а также идентификационный номер специальности или направления подготовки согласно принятой в стране системе идентификации.
Второй раздел – "Информация о полученной квалификации". В этом разделе должны быть прописаны полное и сокращённое название квалификации, полные и сокращённые названия полученных степеней, специальность, название и статус учебного заведения, присвоившего квалификацию, названия вузов, где происходило обучение студента (помимо базового вуза это могут быть, к примеру, зарубежные вузы, куда студент направлялся по программам мобильности), язык (языки) обучения и контроля знаний [13].
Применительно к российской образовательной системе в Приложении должно быть приведено принятое в России полное название квалификации на русском языке. При этом право на присвоение квалификации признаётся за государством (в лице министерства образования), за университетом или институтом.
В данном разделе также должен быть указан статус вуза, присваивающего квалификацию, и статус всех вузов, производивших обучение студента, – например, "государственный", "частный с государственной аккредитацией", "частный независимый".
Третий раздел – "Сведения об уровне квалификации". Здесь указываются собственно уровень квалификации и её место в национальной системе высшего образования, продолжительность обучения в годах, виды учебной нагрузки, включённые в трудоёмкость обучения, контактные (аудиторные) часы, самостоятельная учебная работа, экзамены.
Четвёртый раздел – "Информация о содержании обучения и полученных результатах". Обязательными пунктами данного раздела являются указание формы обучения – очная, вечерняя, заочная, дистанционная (против этого параграфа, например, решительно протестуют британские вузы), программа обучения и требования к её овладению, содержание обучения (обязательные и элективные дисциплины, факультативные курсы, выполненные студентом курсовые и дипломные работы, защищённые им диссертации – магистерская или докторская), весовое соотношение дисциплин в академических кредитах; шкала оценок и среднестатистическое процентное распределение оценок по дисциплинам [72].
В данном разделе перечисляются все изученные учебные дисциплины, полученные по ним кредиты и оценки, указываются виды итогового контроля по дисциплинам, описывается порядок защиты магистерской или докторской диссертации.
Пятый раздел Приложения – "Профессиональная характеристика квалификации". В нём приводятся сведения о готовности выпускника продолжать образование на более высоких уровнях, его профессиональный статус, то есть какие должности может занимать обладатель квалификации при приёме на работу, степень его компетенции и возможных полномочий.
Шестой раздел называется "Дополнительная информация". Здесь выдавший Приложение вуз может сообщить дополнительные сведения о полученной выпускником квалификации, например, о пройденных стажировках, о засчитанном опыте работы по специальности. В разделе также указываются дополнительные источники информации о квалификации обладателя диплома, такие как адрес веб-сайта университета, электронный адрес министерства образования и т.п.
Седьмой раздел – "Сведения о сертификации диплома". В нем указываются фамилия, имя и отчество официального лица, удостоверяющего Приложение к диплому, должность лица, подписавшего сам диплом; все эти сведения заверяются печатью.
Дата выдачи Приложения может не совпадать с датой присвоения квалификации.
Восьмой раздел – "Общая информация о национальной системе образования". В этом разделе приводится информация о системе высшего образования страны, основные требования к абитуриентам, поступающим в вузы. Ясно, что информация о национальной системе образования Российской Федерации, приводимая разными российскими вузами, должна соотноситься между собой; очевидно, Министерство образования и науки РФ необходимо будет разработать типовой текст данного раздела [17].
Приложения к диплому европейского образца должны выдаваться бесплатно.
Как уже было упомянуто, в Приложении помимо иной информации должны быть указаны европейские оценки по всем изученным дисциплинам. Из этого вытекает важный вывод, что по каждой пройденной студентом дисциплине должен быть проведён итоговый контроль знаний и навыков установленной формы с обязательным выставлением европейской оценки. Нет сомнений насчёт экзаменов; но и все зачёты в этом контексте должны стать дифференцированными; итоговые тесты и контрольные работы тоже должны быть оценены по-европейски из шести баллов.
Система европейских оценок уже упоминалась выше; назовём их еще раз вкратце: "А" – "отлично"; "В" – "очень хорошо"; "С" – "хорошо"; "D" – "удовлетворительно"; "Е" – "посредственно"; "FX" – "неудовлетворительно" (с правом пересдачи); "F" – "неудовлетворительно" (без права пересдачи, необходимо повторить курс).
В Берлинской декларации указывается, что Приложения Болонского образца должны выдаваться студентам, уже начиная с 2005 года. Встаёт вопрос, каким образом показать там европейские оценки, раз они пока российскому студенту не выставлялись?
На переходный период может быть предусмотрено такое решение: в Приложении отражаются национальные оценки, которые реально получал студент, а затем приводится таблица пересчёта оценок, которая может выглядеть следующим образом:
Таблица 1 – Таблица пересчета оценок
Российские оценки, приведённые в Приложении | Соответствующие европейские оценки |
5 ("отлично") | А ("отлично") |
4 ("хорошо") | В ("очень хорошо") С ("хорошо") |
3 ("удовлетворительно") | D ("удовлетворительно") Е ("посредственно") |
2 ("неудовлетворительно") | FX ("неудовлетворительно") F ("неудовлетворительно") |
Таким образом, европейский работодатель при необходимости получит возможность лично соизмерить российские национальные оценки с едиными европейскими.
Тем временем, уже с 1 сентября 2005 года можно начать выставлять европейские оценки студентам первых курсов российских вузов и продолжать это делать по мере перехода первокурсников с курса на курс вплоть до получения ими диплома бакалавра или магистра. Эти оценки, очевидно, придётся выставлять параллельно с традиционными российскими оценками [72].
В Приложении обязательно указывается количество академических кредитов, начисленных студенту за успешно пройденные курсы по дисциплинам учебного плана. В рамках единого образовательного пространства кредиты должны быть европейскими, соответствующими системе ECTS. В случаях, если в вузе используется другая система кредитов, а такие примеры отмечались и в российской системе образования, – необходимо пересчитать их через соответствующий коэффициент в европейские.
После утверждения учёным советом факультета или другим уполномоченным органом вуза количества кредитов за каждую дисциплину можно указывать это количество в Приложении.
1.4.6 Обеспечение качества образования
Качество образования в контексте Болонского процесса
По мере расширения и углубления Болонского процесса возрастает внимание к качеству высшего образования как ключевому фактору успеха Болонских преобразований. Именно в этом направлении, по-видимому, будет состоять дальнейшее углубление европейского сотрудничества. Доверие к национальным системам обеспечения качества становится основной правовой и этической составляющей Болонских реформ.
Многие эксперты отмечали, что сама Болонская Декларация еще недостаточно четко определила позиции европейского образовательного сообщества относительно обеспечения качества высшего образования. Но Болонский процесс развивался, и, начиная с Пражской конференции министров высшего образования, одной из центральных в Болонской тематике становится именно тема обеспечения качества. Дальнейшую динамику эта проблематика приобрела в сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров стран, подписавших Болонскую декларацию, где обеспечение качества было определено как один из важнейших приоритетов Болонского процесса, наряду с двухуровневой системой обучения и признанием степеней и периодов обучения [26]. Министры высшего образования европейских стран в своем Берлинском коммюнике среди трех промежуточных приоритетов назвали именно разработку и введение эффективных систем обеспечения качества образования. Были поставлены и конкретные задачи, важнейшей из которых является разработка всеми странами-участницами процесса действующих систем обеспечения качества к 2005 году.