Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 9776

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31

Федеральный закон от 09.01.1996 г.

№ 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

В ст. 1 настоящего закона даются определения ряда понятий:

-  радиационная  безопасность  населения  –  состояние  защи-

щенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для 

их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

- ионизирующее излучение – излучение, создающееся при ра-

диоактивном  распаде,  ядерных  превращениях  и  образующее  при 

взаимодействии со средой ионы разных знаков;

- естественный радиационный фон – доза излучения, создава-

емая космическим излучением и излучением природных радиону-

клидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других 

элементов биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

- техногенно измененный радиационный фон – естественный 

радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

- эффективная доза – величина воздействия ионизирующего из-

лучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных 

последствий облучения организма человека и отдельных его орга-

нов с учетом их радиочувствительности;

-  санитарно-защитная  зона  –  территория  вокруг  источника 

ионизирующего  излучения,  на  которой  уровень  облучения  людей 

в  условиях  нормальной  эксплуатации  данного  источника  может 

превысить  установленный  предел  дозы  облучения  для  населения. 

В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное 

проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной де-

ятельности и проводится радиационный контроль;

- зона наблюдения – территория за пределами санитарно-защит-

ной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

- радиационная авария – потеря управления источником иони-

зирующего  излучения,  вызванная  неисправностью  оборудования, 

неправильными  действиями  персонала,  стихийными  бедствиями 

или иными причинами, которые могли привести или привели к об-

лучению людей выше установленных норм или к радиоактивному 

загрязнению окружающей среды.

Ст. 3. Основные принципы обеспечения радиационной безопас-

ности:


background image

32

- принцип нормирования – непревышение допустимых преде-

лов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ио-

низирующего облучения;

- принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности 

по использованию источников ионизирующего излучения, при кото-

рых полученная для человека и общества польза не превышает риск 

возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному 

радиационному фону облучением;

- принцип оптимизации – поддержание на возможно низком и 

достижимом уровне индивидуальных доз облучения и числа облу-

чаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего 

излучения.

Ст. 4. Радиационная безопасность достигается:

- проведением комплекса мер правового, организационного, ин-

женерно-технического,  медико-профилактического,  санитарно-ги-

гиениче-ского, воспитательного и образовательного характера;

- осуществлением органами исполнительной власти всех уров-

ней, общественными объединениями, иными юридическими лица-

ми и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нор-

мативов в области радиационной безопасности;

- информированием населения о радиационной обстановке и ме-

рах по обеспечению радиационной безопасности;

-  обучением  населения  в  области  обеспечения  радиационной 

безопасности.

Ст. 9, п. 1. Государственное нормирование в области обеспече-

ния радиационной безопасности осуществляется путем установле-

ния санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил 

радиационной  безопасности,  государственных  стандартов,  строи-

тельных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, 

инструктивных,  методических  и  иных  документов  по  радиацион-

ной безопасности.

Ст.  9,  п.  2.  Устанавливаются  следующие  допустимые  пределы 

доз облучения на территории РФ:

-  для  населения  средняя  годовая  эффективная  доза  (ЭД)  равна 

0,001 Зиверта (Зв) или ЭД за период жизни (70 лет) – 0,07 Зв; в от-

дельные годы допустимы большие значения ЭД при условии, что 


background image

33

средняя годовая ЭД, исчисленная за 5 последовательных лет, не пре-

высит 0,001 Зв;

- для лиц, профессионально связанных с ионизирующим излуче-

нием, средняя годовая ЭД равна 0,02 Зв или ЭД за период трудовой 

деятельности (50 лет) – 1 Зв; допустимо облучение в годовой ЭД до 

0,05 Зв при условии, что средняя годовая ЭД, исчисленная за 5 по-

следовательных лет, не превысит 0,02 Зв. 

Эти  значения  доз  облучения  не  включают  в  себя  дозы,  созда-

ваемым  естественным  радиационным  и  техногенно  измененным 

радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (па-

циентами) при проведении диагностических и лечебных рентгено-

радиологических процедур.

В случае радиационных аварий допускается облучение, превы-

шающее установленные допустимые пределы доз облучения. Для 

отдельных  территорий  эти  дозы  облучения  могут  быть  изменены 

правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом экологиче-

ской обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния 

на человека других факторов окружающей среды.

Ст. 13, п. 2. Оценка радиационной безопасности осуществляется 

по следующим основным показателям:

- характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

- анализ выполняемых мероприятий по радиационной безопас-

ности;

- вероятность радиационных аварий и их масштаб;

- готовность к ликвидации радиационных аварий и их послед-

ствий;

- анализ доз облучения, получаемых населением от всех источ-

ников ионизирующего излучения;

- число лиц, подвергшихся облучению выше предельных доз.

Ст. 19. Для обеспечения защиты населения и персонала органи-

заций,  в  которых  возможно  возникновение  радиационной  аварии, 

обязаны иметь:

-  перечень  потенциально  возможных  радиационных  аварий  с 

прогнозом их последствий и радиационной обстановки;

- критерии принятия решений при возникновении радиационной 

аварии;


background image

34

-  план мероприятий по защите персонала и населения от ради-

ационной аварии, согласованный с органами исполнительной вла-

сти, осуществляющими государственный надзор и контроль в об-

ласти радиационной безопасности;

- средства оповещения об аварии и средства обеспечения ликви-

дации её последствий;

- медицинские средства защиты от радиационных аварий и сред-

ства оказания медицинской помощи пострадавшим;

-  аварийно-спасательные  формирования,  созданные  из  числа 

персонала.

Ст. 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привле-

каемых  для  ликвидации  последствий  радиационных  аварий,  про-

ведения аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть 

обусловлено необходимостью спасения людей или предотвращения 

ещё большого облучения их. При этом облучение граждан, привле-

кающихся для ликвидации последствий радиационных аварий, не 

должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение ЭД 

облучения, указанных в ст. 9 закона.

Федеральный закон от 21.12.1994 г.

№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

В ст. 1 даются основные понятия, включенные в закон:

- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, 

имущества, общества и государства от пожаров;

- пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материаль-

ный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и 

государства;

-  требования  пожарной  безопасности  -  специальные  условия 

социального и/или технического характера, установленные в целях 

обеспечения  пожарной  безопасности  законодательством  РФ,  нор-

мативными  документами  или  уполномоченным  государственным 

органом;

- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению по-

жарной безопасности, в т.ч. по выполнению требований пожарной 

безопасности;

- нарушение требований пожарной безопасности - невыполне-


background image

35

ние или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопас-

ности;

- противопожарный режим - требования пожарной безопасно-

сти, устанавливающие правила поведения людей, порядок организа-

ции производства и/или содержания территорий, зданий, сооруже-

ний, помещений организаций и иных объектов в целях обеспечения 

пожарной безопасности;

- пожарная охрана - совокупность созданных органов управле-

ния, подразделений и организаций, предназначенных для организа-

ции профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных 

на них аварийно-спасательных работ;

- пожарно-техническая продукция - специальная техническая, 

научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначен-

ная для обеспечения пожарной безопасности, в т.ч. пожарная тех-

ника  и  оборудование,  пожарное  снаряжение,  огнетушащие  и  ог-

незащитные  вещества,  средства  специальной  связи  и  управления, 

программы для электронных вычислительных машин и базы дан-

ных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

-  федеральный  государственный  пожарный  надзор  -  дея-

тельность уполномоченных федеральных органов исполнительной 

власти, органов исполнительной власти субъектов РФ с подведом-

ственных  им  государственными  учреждениями,  направленная  на 

предупреждение, выявление и пресечение нарушений организаци-

ями и гражданами требований пожарной безопасности. Госпожнад-

зор осуществляется посредством:

а) организации и проведения проверок деятельности организа-

ций и граждан, состояния используемых ими объектов защиты;

б)  проведения  мероприятий  по  контролю  на  лесных  участках, 

подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, 

транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывча-

тых материалов промышленного назначения;

в)  принятия  предусмотренных  законодательством  РФ  мер  по 

пресечению и/или устранению выявленных нарушений;

г) систематического наблюдения за исполнением требований по-

жарной безопасности, анализа и прогнозирования состояния испол-

нения указанных требований при осуществлении организациями и