Файл: 2016_Барачевский_Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность здравоохранения в ЧС.pdf
Добавлен: 07.02.2019
Просмотров: 9776
Скачиваний: 2
31
Федеральный закон от 09.01.1996 г.
№ 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
В ст. 1 настоящего закона даются определения ряда понятий:
- радиационная безопасность населения – состояние защи-
щенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для
их здоровья воздействия ионизирующего излучения;
- ионизирующее излучение – излучение, создающееся при ра-
диоактивном распаде, ядерных превращениях и образующее при
взаимодействии со средой ионы разных знаков;
- естественный радиационный фон – доза излучения, создава-
емая космическим излучением и излучением природных радиону-
клидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других
элементов биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
- техногенно измененный радиационный фон – естественный
радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
- эффективная доза – величина воздействия ионизирующего из-
лучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных
последствий облучения организма человека и отдельных его орга-
нов с учетом их радиочувствительности;
- санитарно-защитная зона – территория вокруг источника
ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей
в условиях нормальной эксплуатации данного источника может
превысить установленный предел дозы облучения для населения.
В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное
проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной де-
ятельности и проводится радиационный контроль;
- зона наблюдения – территория за пределами санитарно-защит-
ной зоны, на которой проводится радиационный контроль;
- радиационная авария – потеря управления источником иони-
зирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования,
неправильными действиями персонала, стихийными бедствиями
или иными причинами, которые могли привести или привели к об-
лучению людей выше установленных норм или к радиоактивному
загрязнению окружающей среды.
Ст. 3. Основные принципы обеспечения радиационной безопас-
ности:
32
- принцип нормирования – непревышение допустимых преде-
лов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ио-
низирующего облучения;
- принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности
по использованию источников ионизирующего излучения, при кото-
рых полученная для человека и общества польза не превышает риск
возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному
радиационному фону облучением;
- принцип оптимизации – поддержание на возможно низком и
достижимом уровне индивидуальных доз облучения и числа облу-
чаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего
излучения.
Ст. 4. Радиационная безопасность достигается:
- проведением комплекса мер правового, организационного, ин-
женерно-технического, медико-профилактического, санитарно-ги-
гиениче-ского, воспитательного и образовательного характера;
- осуществлением органами исполнительной власти всех уров-
ней, общественными объединениями, иными юридическими лица-
ми и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нор-
мативов в области радиационной безопасности;
- информированием населения о радиационной обстановке и ме-
рах по обеспечению радиационной безопасности;
- обучением населения в области обеспечения радиационной
безопасности.
Ст. 9, п. 1. Государственное нормирование в области обеспече-
ния радиационной безопасности осуществляется путем установле-
ния санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил
радиационной безопасности, государственных стандартов, строи-
тельных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных,
инструктивных, методических и иных документов по радиацион-
ной безопасности.
Ст. 9, п. 2. Устанавливаются следующие допустимые пределы
доз облучения на территории РФ:
- для населения средняя годовая эффективная доза (ЭД) равна
0,001 Зиверта (Зв) или ЭД за период жизни (70 лет) – 0,07 Зв; в от-
дельные годы допустимы большие значения ЭД при условии, что
33
средняя годовая ЭД, исчисленная за 5 последовательных лет, не пре-
высит 0,001 Зв;
- для лиц, профессионально связанных с ионизирующим излуче-
нием, средняя годовая ЭД равна 0,02 Зв или ЭД за период трудовой
деятельности (50 лет) – 1 Зв; допустимо облучение в годовой ЭД до
0,05 Зв при условии, что средняя годовая ЭД, исчисленная за 5 по-
следовательных лет, не превысит 0,02 Зв.
Эти значения доз облучения не включают в себя дозы, созда-
ваемым естественным радиационным и техногенно измененным
радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (па-
циентами) при проведении диагностических и лечебных рентгено-
радиологических процедур.
В случае радиационных аварий допускается облучение, превы-
шающее установленные допустимые пределы доз облучения. Для
отдельных территорий эти дозы облучения могут быть изменены
правительством РФ в сторону их уменьшения с учетом экологиче-
ской обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния
на человека других факторов окружающей среды.
Ст. 13, п. 2. Оценка радиационной безопасности осуществляется
по следующим основным показателям:
- характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
- анализ выполняемых мероприятий по радиационной безопас-
ности;
- вероятность радиационных аварий и их масштаб;
- готовность к ликвидации радиационных аварий и их послед-
ствий;
- анализ доз облучения, получаемых населением от всех источ-
ников ионизирующего излучения;
- число лиц, подвергшихся облучению выше предельных доз.
Ст. 19. Для обеспечения защиты населения и персонала органи-
заций, в которых возможно возникновение радиационной аварии,
обязаны иметь:
- перечень потенциально возможных радиационных аварий с
прогнозом их последствий и радиационной обстановки;
- критерии принятия решений при возникновении радиационной
аварии;
34
- план мероприятий по защите персонала и населения от ради-
ационной аварии, согласованный с органами исполнительной вла-
сти, осуществляющими государственный надзор и контроль в об-
ласти радиационной безопасности;
- средства оповещения об аварии и средства обеспечения ликви-
дации её последствий;
- медицинские средства защиты от радиационных аварий и сред-
ства оказания медицинской помощи пострадавшим;
- аварийно-спасательные формирования, созданные из числа
персонала.
Ст. 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привле-
каемых для ликвидации последствий радиационных аварий, про-
ведения аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть
обусловлено необходимостью спасения людей или предотвращения
ещё большого облучения их. При этом облучение граждан, привле-
кающихся для ликвидации последствий радиационных аварий, не
должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение ЭД
облучения, указанных в ст. 9 закона.
Федеральный закон от 21.12.1994 г.
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
В ст. 1 даются основные понятия, включенные в закон:
- пожарная безопасность - состояние защищенности личности,
имущества, общества и государства от пожаров;
- пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материаль-
ный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и
государства;
- требования пожарной безопасности - специальные условия
социального и/или технического характера, установленные в целях
обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нор-
мативными документами или уполномоченным государственным
органом;
- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению по-
жарной безопасности, в т.ч. по выполнению требований пожарной
безопасности;
- нарушение требований пожарной безопасности - невыполне-
35
ние или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопас-
ности;
- противопожарный режим - требования пожарной безопасно-
сти, устанавливающие правила поведения людей, порядок организа-
ции производства и/или содержания территорий, зданий, сооруже-
ний, помещений организаций и иных объектов в целях обеспечения
пожарной безопасности;
- пожарная охрана - совокупность созданных органов управле-
ния, подразделений и организаций, предназначенных для организа-
ции профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных
на них аварийно-спасательных работ;
- пожарно-техническая продукция - специальная техническая,
научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначен-
ная для обеспечения пожарной безопасности, в т.ч. пожарная тех-
ника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и ог-
незащитные вещества, средства специальной связи и управления,
программы для электронных вычислительных машин и базы дан-
ных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
- федеральный государственный пожарный надзор - дея-
тельность уполномоченных федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов РФ с подведом-
ственных им государственными учреждениями, направленная на
предупреждение, выявление и пресечение нарушений организаци-
ями и гражданами требований пожарной безопасности. Госпожнад-
зор осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок деятельности организа-
ций и граждан, состояния используемых ими объектов защиты;
б) проведения мероприятий по контролю на лесных участках,
подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве,
транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывча-
тых материалов промышленного назначения;
в) принятия предусмотренных законодательством РФ мер по
пресечению и/или устранению выявленных нарушений;
г) систематического наблюдения за исполнением требований по-
жарной безопасности, анализа и прогнозирования состояния испол-
нения указанных требований при осуществлении организациями и