Файл: Взаимодействие средств массовой информации с органами муниципальной власти в Московской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 3942
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Информационная политика СМИ
1.2 Этапы развития российских СМИ
1.4 Современное положение местных СМИ. Модели взаимодействия средств массовой информации и власти.
Глава 2. Анализ информационной политики Московской области
2.1 Общая характеристика взаимодействия органов власти Московской области и СМИ
2.2 Деятельность государственных органов Московской области в сфере управления системой СМИ
2.3 Условия для развития местных СМИ в Московской области
Глава 3. Анализ взаимодействия органов МСУ с СМИ (на примере городского округа Коломна)
3.1 Краткий анализ городского округа Коломна
3.2 Особенности развития средств массовой информации г.о. Коломна.
3.3 Анализ функционирования основных СМИ Коломны
Контент-анализ периодического печатного издания «Коломенская правда»
3.5. Взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ в г.о. Коломна
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия средств массовой информации (СМИ) и органов муниципальной власти
1.1 Информационная политика СМИ
В условиях развивающегося информационного общества, коммуникация служит процессом распространения информации. В свою очередь, коммуникацией является механизм взаимодействия общественных субъектов, а информация – это содержательная сторона взаимодействия общественных субъектов.3
Взаимодействие органов власти и представителей массовых коммуникаций способствует информационное обеспечение населения о деятельности органов власти. В первую очередь, это характеризуется современным обществом, в котором мы живем. Таким образом, связь между населением, СМИ и властью носит информационно-политический характер.
Для изучения описанного выше информационного взаимодействия, обратимся к понятию «информационной политики» СМИ.
В контексте данного исследования, информационная политика средств массовой информации является стратегическим ресурсом развития регионов, позволяющих в значительной мере влиять не только на внешние изменения городов, районных центров, сел. Во-первых, она влияет на формирование социума городов и принятие ими различных программ и направлений развития. Во-вторых, на создание позитивного информационного поля и повышение интереса к муниципальному образованию в региональной системе. В-третьих, на инициативность действий, направленных на улучшение жизни, как органов власти, так и самих жителей.
С каждым годом роль информационной политики растет, и она уже стоит в один ряд с вопросами, относящимся к политической и экономической власти. Функционирование СМИ во многом зависит от политического режима, что указывает на одну из сторон их связи. Данная связь между властью и СМИ должна быть встречная, то есть нужно создать такие информационные отношения, при которых между обществом и органами МСУ возник бы диалог, а не монолог каждой стороны, некое социальное партнерство, в интересах, как общества, так и власти.
Иными словами, управление информационной политикой, фактически означает управление политической системой, в которой главным звеном служит власть, а в контексте нашей работы - муниципальная власть. В связи с чем, регулирование и управление информационной политикой – это функция, как местной власти, так и местных СМИ.
Таким образом, население доверяет той власти, которая создает управление, основанное на взаимном согласии и взаимной выгоде. Данные характеристики могут быть осуществлены с помощью общения, более того, в демократическом обществе они являются ведущими в вопросах функционирования СМИ и формирования власти.
Соблюдение всех интересов возможно лишь при идеальной модели между местной властью и населением. Благодаря средствам массовой информации само общество может осуществлять некий контроль над возникающими решениями органов управления. Таким образом, СМИ оказываются неким посредником, одним из ключевых механизмов в данном диалоге. Также стоит еще раз отметить, что такой диалог невозможен без доверия с обеих сторон друг другу. В связи с чем, не только для органов местного самоуправления, но и для СМИ весьма важно создать это доверие.
В интересах современного общества всегда поддерживать связь со своей властью, а точнее добиваться от органов управления удовлетворения своих потребностей, так СМИ является наиболее успешным способом для создания этой связи. Получается, что деятельность местных СМИ основана, не столько на подавлении власти и предоставлении жителям негативной информации, а на создании диалога и взаимоотношений с органами местного самоуправления. Также, средства массовой информации выполняют как функцию предоставления информации и обслуживании, так и управления. В этом и заключается информационная политика, без которой на сегодняшний день уже не обходится ни одно муниципальное образование.
1.2 Этапы развития российских СМИ
История трансформации
Для современного общества средства массовой информации это один из ключевых элементов формирования социального пространства. Массив информации, который несут в себе современные масс-медиа, вызывает активность человеческой мысли и с помощью определенных фактов дополняет непосредственный жизненный опыт каждого индивида. Развитие СМИ оказывает ощутимое воздействие на различные сферы жизнедеятельности современного общества. Так, один из главных элементов жизнедеятельности социума являются взаимоотношения между властью и обществом, где средства массовой информации играют огромную роль. Таким образом, СМИ являются промежуточным звеном между властью и населением. Масс-медиа занимают в политической жизни населения немаловажное место. Кроме того, СМИ выполняют различные функции, проникая во все аспекты политической жизни социума.
За последние годы российские средства массовой информации подверглись значительным изменениям. Вся система СМИ начала ощутимо видоизменяться с 1985 года. Именно этот год стал основной точкой отсчета в истории трансформации СМИ. За это время произошло тотальное развитие от советской системы средств массовой информации до современного российского развивающегося социального института масс-медиа.
Многие ученые выделяют разные фазы в развитии российских СМИ. Наиболее объективным будет выделение наиболее ярких периодов истории российских средств массовой информации по конкретным историческим и политическим процессам в стране. Данная трансформация будет разделена на четыре самих главных этапа до 1998 года, где в каждом существует уникальное сочетание роли и функций российской системы СМИ.
Первый этап происходил до принятия закона о СМИ и его временными рамками являются 1985-1990 года. В этом промежутке времени не было независимых печатных изданий, да и информационная политика была не так сильна. Среди общества журналистов появлялась идеология, в которой СМИ характеризовали как «четвертая власть», иными словами, когда печатные издания ощущают себя политически активными, способными к проведению новых реформ, но на практике не могли реализовать свои идеи за отсутствием политических союзников, способных поддержать и осуществить их идеи. Итак, этот период является подготовительным этапом в истории современных СМИ.
Второй этап был связан с этапом «перестройки» и проходил с 1990 по 1991 год. В данный период в обществе произошел переход от закрытого режима к гласности, более того, появилось радикальное влияние СМИ на существующие общественные процессы, так средства печати уже на практике начали осуществлять свои идеи. Более того, средства массовой информации представляли ключевую оппозиционную силу и один из главных инструментов разрушения устоев советского общественного устройства. Еще одной особенностью общественного влияния масс-медиа на этом этапе трансформации является переход системы на новый уровень, где СМИ сами «формируют» политическую элиту. Многие политические деятели времен «перестройки» своим «политическим рождением» в немалой степени обязаны именно СМИ. 4
Важной ступенью этого этапа является принятие закона о СМИ, являющегося эталоном демократии постперестроечной России. В 1991 году был принят Закон «О средствах массовой информации» Верховным Советом России.
5 Этот закон во многом дублирует основные положения закона, который был принят до него Верховным Советом СССР «О печати и других средствах массовой информации» 1 августа 1990 года и появился на волне огромного авторитета средств массовой информации, так основа массово-информационного права нашей страны лежит в законе о СМИ.
Самым главным положением принятого закона «О средствах массовой информации» и ключевым аспектом данного этапа трансформации является отмена цензуры в системе СМИ. Также в законе содержатся все ключевые понятия для правового регулирования масс медиа. Так, первые определения - это понятия массовой информации и средств массовой информации, которые так важны для дальнейшего исследования в рамках данной работы.
По закону «под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы», а средство массовой информации - это первоначально форма: «Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)».6
Следует заметить, что второй этап развития является судьбоносным для российских СМИ. В связи с перечисленными выше изменениями, появляется все больше издательств, радиостанций и даже телеканалов. Российские СМИ начинают заимствовать опыт зарубежных стран и видоизменять подачу информации обществу.
По мере освобождения всех СМИ от «партийно-государственного гнета» и, собственно, цензуры в совершенно новых «постперестроечных» условиях возникает третий этап развития современных масс-медиа, его временным промежутком можно отметить 1992-1996 год. В это время СМИ сталкиваются с новыми экономическими и политическими трудностями.
Третий период носит характер формирования системы новых масс-медиа. При рассмотрении этапа, можно выделить по годам его основные аспекты. Во-первых, это время начальных экономических сложностей средств массовой информации между 1992 и 1993 годами. Во-вторых, это активное развитие коммерческих СМИ с 1994 по 1995 год, и, в-третьих, перед 1995 годом перед президентскими выборами формируется пропагандистская система.
7
Новые изменения СМИ напрямую связаны с экономической и политической ситуацией в стране. В марте 1993 года СМИ оказались единственным действенным политическом рычагом, президент смог выиграть референдум благодаря проведению пропагандисткой кампании в средствах масс-медиа.8
К середине 90х региональная и местная печать начинает изучать актуальные проблемы и нужды жителей своего образования, все дальше отдаляясь от опубликования всеобщей политической ситуации тех лет. Это приводит к сокращению тиражирования центральных газет, и также не создавалось новых массовых печатных изданий.
Данный период развития СМИ свидетельствует о новой функции масс-медиа, характерной для того времени – манипуляции общественным мнением. Во время выборов президента практически все средства печати поддерживают и «пропагандируют» Бориса Ельцина.
Для четвертого этапа в истории развития современных СМИ служит временной промежуток после президентских выборов между 1996 и 1998 годами.
После выборов президента средства печати становятся одним из ключевых инструментов политического взаимодействия, происходит реализация новой системы, где СМИ и политические процессы неразрывно связаны между собой. Между тем, средства массовой информации теряют свою максимальную самостоятельность.
На стыке отношений власти и СМИ происходит немало конфликтов, все большее количество масс-медиа нацелено на коммерческую выгоду.
Главной особенностью четвертого этапа является активная деятельность государства в системе средств массовой информации. Кроме того, что возникают государственные масс-медиа, так появляется «свое» информационное обеспечение.
Возникает два противоположных вывода: с одной стороны, вмешательство государства в СМИ может ограничить их права и свободу. С другой стороны «при условии существования мощных финансовых и политических группировок, обильно представленных в сфере массовой информации, сильный сектор государственных масс-медиа может способствовать не ущемлению, а сохранению свободы слова, представлению разнообразных точек зрения в СМИ, особенно учитывая тот факт, что интересы государства и крупного капитала редко совпадают».9
Следует отметить, что на всех этапах развития системы средства массовой информации занимали далеко не последнее место в происходящих общественных событиях. В самом начале был реформаторский период, желание журналистов к независимости и появление понятия «четвертой власти», затем они стали ключевым звеном в политической жизни страны. Во взаимоотношениях власти и СМИ главными вопросами оставались вопросы экономики, политики и существующей атмосферы в обществе.