Файл: Взаимодействие средств массовой информации с органами муниципальной власти в Московской области.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 3928
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Информационная политика СМИ
1.2 Этапы развития российских СМИ
1.4 Современное положение местных СМИ. Модели взаимодействия средств массовой информации и власти.
Глава 2. Анализ информационной политики Московской области
2.1 Общая характеристика взаимодействия органов власти Московской области и СМИ
2.2 Деятельность государственных органов Московской области в сфере управления системой СМИ
2.3 Условия для развития местных СМИ в Московской области
Глава 3. Анализ взаимодействия органов МСУ с СМИ (на примере городского округа Коломна)
3.1 Краткий анализ городского округа Коломна
3.2 Особенности развития средств массовой информации г.о. Коломна.
3.3 Анализ функционирования основных СМИ Коломны
Контент-анализ периодического печатного издания «Коломенская правда»
3.5. Взаимодействия органов местного самоуправления со СМИ в г.о. Коломна
1. Информационная открытость власти
2. Уровень свободы производства информации.
3. Уровень свободы распространения информации.
4. Разнообразие источников СМИ.
5. Развитие региональных и местных СМИ.
6. Уровень и характер самоорганизации представителей СМИ.14
Объединив первые три параметра, складывается характеристика информационной политики власти. Следующие два параметра описывают сам характер местных СМИ и потенциал. Последний – является производным от всех остальных параметров и тесно с ними связан, но содержит индивидуальный способ развития. Тем самым, основой типологии является процесс перехода общества к демократии, в частности СМИ к экономической свободе и независимости.15
В связи с данным процессом перехода, каждый регион стал иметь свой взгляд на экономическую свободу СМИ. Итак, существует несколько моделей подачи и регулирования информации. Проанализируем наиболее встречаемые случаи.
Самой развивающейся и эффективной модель считается, при условии, что органы местной власти не могут напрямую управлять СМИ. Конечно, власть не опускает вопросы масс-медиа и проявляет немалый интерес к этой области. Вместо прямого управления, появляются механизмы влияния на СМИ. Во-первых, существует законодательство, которое регулирует порядки. Во-вторых, осуществляется мониторинг между СМИ, создаются информационные пресс-релизы, рейтинги и непосредственное общение власти со всеми журналистами. В таких случаях есть свобода слова, но существует очень слабое влияние на власть. Местная власть не всегда идет на контакт с местными жителями, а СМИ пытается балансировать между обществом и властью.
Следующая модель менее демократична. В случае если властям не удается создать механизмы, описанные в первом варианте, то власть и СМИ становятся врагами друг другу, происходит война органов местного самоуправления с частью независимых СМИ, которые пишут населению информацию не под «правильным», по мнению чиновников, углом.
Такая модель отношений носит характер противостояния СМИ и власти. Для власти это беспокоящий фактор, в связи с чем, создается ограничение предоставленной информации для СМИ. Тем самым, СМИ не получая достоверной
информации не может объективно осветить проблему, руководствуясь желанием понравиться читателю и подачей острых материалов, которые чаще всего негативно описывают местную власть. В связи с чем, СМИ информируют только поверхностные материалы, не имеющие политического подтверждения, эти материалы зачастую некачественно сделаны. Из-за чего к печатным изданиям можно предъявить немало требований, поэтому у власти со СМИ всегда существуют конфликты. СМИ создают недостоверную информацию, с одной стороны удовлетворяя не лучшие интересы местных жителей, а с другой стороны - обостряют свои отношения с властью. В связи с чем, возникает некий замкнутый круг, далее очередная публикация вызывает очередное недовольство власти.
Также существует модель, в которой происходит резкое разделение на государственные и негосударственные СМИ. Главный вопрос у этой модели: соотношение между данными частями и их изменение.
Многие регионы России вообще не участвуют в информационных изменениях общества. Особенно, дальневосточные автономные округа, в которых нельзя серьезно обсуждать сектор СМИ, так как обычно взаимосвязь органов местного самоуправления и жителей осуществляется без вмешательства масс-медиа, а медийная насыщенность населения удовлетворяется с помощью центрального телевиденья и радиовещания. В этом и заключается данная модель подачи информации.16
Кроме того, существует ряд моделей СМИ, различающихся аудиторией читателей. Чаще всего, это три модели. Первая включает в себя самый широкий круг читающих лиц, массовые СМИ, которые повествует обо всех новостях и проблемах. Примером могу быть информационные газеты, рекламная пресса, социально-политические газеты и т.д. Вторая модель относит СМИ, направленные на определенный социальный слой, в связи, с чем имеющие более узкую аудиторию, например, молодежные или спортивные СМИ, социальная пресса и т.д. В третьей модели, СМИ узкоспециализированные и относящиеся к четко определенной информационной области, в нее могут входить пресса для садоводства, детские СМИ и прочие.17
Для местного населения среди всех трех типов моделей, наиболее важной является первая, так как главными функциями таких СМИ являются - информационность, аналитика, обзор и анализ. Так как для жителей ключевым предметом освещения являются местные события и улучшение качества жизни в муниципальном образовании, то у таких средств массовой информации – самая большая аудитория в районе или регионе.
Глава 2. Анализ информационной политики Московской области
2.1 Общая характеристика взаимодействия органов власти Московской области и СМИ
В Российской Федерации одним из наиболее развитых регионов является Московская область. На сегодняшний день именно этот регион служит ярким примером перспективного региона в направлении развития системы средств массовой информации.
В Московской области сосредоточено и действуют
-
более 6,5 %от всех информационных ресурсов страны; -
10% существующих СМИ Московской области являются государственными и помогают регулировать государственную информационную политику в регионе.18
Одним из ключевых факторов, способствующих развитию СМИ в Московской области, является наличие необходимой развитой инфраструктуры для работы СМИ и их инвестиционный потенциал.19
Тем не менее, на уровне взаимодействия органов власти с представителями СМИ и населением в Московской области, развитие системы средств массовой информации носит противоречивый характер.
Проблемы работы представителей СМИ выражаются в следующем:
-
Неоднородность доведения до жителей Московской области информации о деятельности органов государственной власти Московской области, выражающаяся, в неравном объеме между официальными документами и материалами, предоставляемыми населению, и количеством информации о социально-экономическом развитии Московской области; -
Недостаточное доведение до жителей региона информации о деятельности органов государственной власти Московской области, социально-экономическом развитии Подмосковья; -
Отсутствие совершенствования методов обработки и передачи данных при существующей инфраструктуре информационно-телекоммуникационных сетей Московской области.20
Проблемы работы органов власти Московской области выражаются в следующем:
-
Отсутствие доверительных отношений между органами МСУ Московской области и населением;
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения 32 % жителей Московской области не доверяют Правительству Московской области и 44% жителей Московской области не доверяют главам муниципальных образований региона.21
В связи с этим, основной проблемой является
-
Отсутствие прозрачности и открытости работы органов местного самоуправления (по мнению самих жителей Московской области); -
отсутствие эффективного взаимодействия органов государственной власти Московской области с профессиональными и творческими союзами (ассоциациями) в системе СМИ, журналистами и иными представителями средств массовой информации; -
Мало активная сопричастность жителей региона к развитию муниципальных территорий.
2.2 Деятельность государственных органов Московской области в сфере управления системой СМИ
Для изучения существующих проблем и выявления возможных путей их решения необходимо рассмотреть работу государственных органов Московской области в данной сфере воздействия, и развитие системы СМИ в регионе.
В Правительстве Московской области существует специальное подразделение, которое осуществляет управление в сфере СМИ, а также проводит государственную информационную политику Московской области. Это - Главное управление по информационной политике Московской области (ГУИП МО, далее Главное управление).
Нормативной базой для осуществления деятельности Главного управления является Конституция РФ, федеральными законами, актами Президента РФ, правительства РФ и МО, Губернатора МО, Уставом МО, а также другие нормативно-правовые акты.
Важным нормативно-правовым актом для деятельности управления служит Положение «О главном управлении по информационной политике Московской области» (в ред. постановлений Правительства МО от 28.06.2013 N 462/25, от 21.10.2013 N 852/46).22 Положение регламентирует общую информацию, включающую основные вопросы работы Главного управления, также цели и задачи, полномочия и организацию деятельности Главного управления.
Структура Главного управления непосредственно влияет на функционирование всего подразделения. Правильное распределение задач и целей по отделам ведет к высоким результатам работы и взаимодействия органов власти со СМИ. Так, структура Главного управления23 выглядит следующим образом: