Файл: 10. Детали машин Классификация деталей машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 554

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(рис. 23): с уменьшением чис­ла зубьев увеличивается кривизна эвольвентного профиля и соответствен­но уменьшается толщина зубьев у основания и вершины.

Если число зубьев меньше некоторого предельного значения zmin, то при нарезании зубьев происходит подрезание ножек зуба (рис. 23, z10), в результате чего в опасном сечении зуб значительно ослабляется, снижа­ется его прочность на изгиб, а также уменьшается рабочая часть ножки, что увеличивает изнашивание зубьев и уменьшает коэффициент их пере­крытия.



Рис.23. Формы зубьев  эвольвентного профиля

 

Минимальное число зубьев шестерни, у которой исключено подреза­ние зубьев, без сдвига инструмента реечного типа, определяется по фор­муле  , где  — угол профиля зуба рейки. Для стандартного зацепления  = 200, zmin17. При больших окруж­ных скоростях передачи для уменьшения шума для гедукторов   принимают   число   зубьев   шестерни z = 20   30.

Для устранения явлений подрезания зубьев и улуч­шения параметров передачи применяют корригирование. Корригирование зубьев производят на обычных станках стандартным инструментом. Разница в из­готовлении зубчатых колес с некорригированными и корригированными зубьями заключается в том, что для последних инструмент устанавливают с некоторым дополнительным смещением по отношению к оси заготовки.

Виды повреждений и разрушений зубьев колес

Поломка зубьев.Этот вид разрушения зубьев полностью выводит передачу из строя, нередко сопровождающегося повреждениями смежных узлов и деталей машины (валов, подшипников и др.), вследствие заклинивающего действия выломавшихся кусков зубьев. 

Усталостная поломка зубьев колес является конечным результатом зарождения в них и развития до своих критических размеров усталостной трещины. Усталостные трещины появляются у корня зуба со стороны его растянутых волокон, где действуют наибольшие растягивающие напряжения, связанные с концентрацией напряжений, возникающей в переходной зоне зуба.


Выкрашивание (питтинг) рабочих поверхностей зубьев.Этот вид повреждения зубьев является наиболее серьёзным и распространённым дефектом поверхности зубьев даже для закрытых хорошо смазываемых и защищённых от загрязнения передач и нарушает нормальную работу всей передачи, но не выводит ее из строя полностью. Выкрашивание носит усталостный характер и вызвано контактными напряжениями, которые изменяются по отнулевому пульсирующему циклу. Выкрашивание заключается в появлении на рабочих поверхностях зубьев вблизи полюсной линии небольших углублений, напоминающих оспинки, которые потом растут, распространяясь на всю поверхность ножки зуба, превращаясь в раковины

Для предупреждения выкрашивания необходимо повышать твёрдость материала  термообработкой либо повышать степень точности передачи, а также правильно назначать размеры из расчёта на усталость по контактным напряжениям (контактную выносливость).



 

Рис.26. Виды разрушений зубьев. Уста­лостное выкрашивание

 



Рис. 27. Процесс образования усталост­ных раковин в закрытой передаче

 

Изнашивание (истирание) зубьевчаще наблюдается в открытых передачах, чем в закрытых, заключается в истирании рабочих поверхностей (рис. 28) вследствие попадания в зону зацепления металлических частиц, пыли, гря­зи (абразивное изнашивание). Встречается также и в  закрытых передачах, но находящихся в засорённой среде: в горных, дорожных, строительных, транспортных машинах. Является основной причиной выхода из строя передач при плохой смазке. Усталостное контактное выкрашивание зубьев в таких передачах не наблюдается, так как истирание опережает процесс образования усталостных повреждений в поверхностном слое.

Заедание зубьев.Наблюдается как в открытых, так и в закрытых высокоскоростных, тяжело нагруженных передачах и возникает 

при высоких контактных напряжениях и разрыве или отсутствии масляной пленки, разъединяющей взаимодействующие зубья колес.

Расчет зубьев цилиндрической прямозубой передачи на изгиб


Ниже излагается упрощенный метод расчета зуба на изгиб, осно­ванный на положениях сопротивления материалов.

На рис. 34 показаны схема зацепления двух зубьев в полюсе и силы, действующие на зубья колес со стороны шестерни; трение не учитывается. Нормальная сила Fnраскладывается на две составляющие: окружную силу Ftи радиальную или распорную — Fr.



Рис. 34. Усилия в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи

 

На рис.35 показан профиль балки равного сопротивления (s — тол­щина зуба в опасном сечении; l — плечо изгибающей силы;   — длина зуба; Fn— нормальная сила, действующая на зуб).


     

Рис.35. Схема расчета зубьев на изгиб

 

Определим силы в опасном сечении корня зуба. Разложим силу Fnв точке Ана две составляющие:  и  условно принимаем, что сила Fnприложена только к одному зубу (перекрытием пренебрегаем), а сила Ftравна окружной силе на начальной окружности.

Сила  изгибает зуб, а сила  сжимает его. Из рис. 35 находим

=Fncos ;         =Fnsin

где   — угол направления нормальной силы Fnприложенной у вершины, 
который несколько больше угла зацепления  ;  Fn-Ft/cos  — нормаль­ная сила.

Исходя из изложенного выше, за расчетное напряжение принима­ют напряжения на растянутой стороне зуба:

                                                                            (1)

Для опасного сечения ВС условие прочности



где σ— напряжение изгиба в опасном сечении корня зуба; — осевой момент сопротивления; A= s— площадь сечения ножки зуба.

Выразим и в долях модуля зубьев: lkms = cmгде ки с — коэффи­циенты, зависящие от формы зуба, т.е. от угла  и числа зубьев Z.

Тогда изгибающий момент в опасном сечении

MB=Ftl=Ftkm;

осевой момент сопротивления прямоугольного сечения зуба



Подставим в формулу (2) входящие в него параметры МИи Wвведем коэффициенты расчетной нагрузки   (табл. 6), KFV (табл. 7) и теоре­тический коэффициент концентрации напряжений КТ.

В результате получим окончательную формулу проверочного расчета прямозубой передачи на усталость при изгибе



где YF— коэффициент учитывающий форму зуба и концентрацию напря­жений

 Расчет цилиндрической прямозубой передачи на контактную прочность


При выводе формул приняты следующие допущения: зубья рассматри­вают как два находящихся в контакте цилиндра с параллельными образую­щими (радиусы этих цилиндров принимают равными радиусам кривизны профилей зубьев в полюсе зацепления); нагрузку считают равномерно рас­пределенной по длине зуба; контактирующие профили предполагают не­разделенными масляной пленкой.


На основании этих допущений к расчету зубчатых колес можно приме­нить результаты исследований на контактную прочность цилиндрических роликов. Наибольшие нормальные контактные напряжения возникают в точках, лежащих на очень малой глубине под линией контакта по формуле Герца—Беляева:



где q — расчетная удельная нормальная нагрузка; Eпр — приведенный мо­дуль упругости материалов зубьев;   — приведенный радиус кривизны профилей зубьев шестерни и колеса;   — коэффициент Пуассона. Для прямозубых колес без учета коэффициентов нагрузки

,                                                                                          (17)

где   — нормальная сила, действующая на зуб (см. рис. 35); Ft — окружная сила;   — суммарная длина контактной линии (для прямозубых передач ;   — ширина венца, так как  ; здесь   — коэффициент, учитывающий непостоянство суммарной длины контактной линии);  — коэффициент перекрытия.

Приведенный модуль упругости Епр=2Е1Е2/(Е12), где E1 и E2 — мо­дули упругости материалов шестерни и колеса.

Зубья рассматриваются как цилиндры длиной ba (ширина зубчатого ко­леса) и радиусов   и  , где



Приведенный радиус кривизны зубьев в полюсе



Здесь знак «плюс» для внешнего зацепления, знак «минус» — для внут­реннего зацепления.                                                  

Тогда формула проектного расчета для определения межосевого рас­стояния закрытых цилиндрических передач



Допускаемые контактные напряжения (МПа) при расчете рабочих поверхностей на усталостное выкрашивание рассчитываются по формуле

,

Где   — предел выносливости рабочих поверхностей зубьев (табл. 11), соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений N