Файл: Между психотерапевтом и клиентом новые взаимоотношения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Предисловие

1. Зачем изучать взаимоотношения?

Пять утверждений

Краткая история взаимоотношений

От дилеммы к диалектике

2. Открытие переноса:

Зигмунд Фрейд

Брейер и Берта: открытие переноса

Теория шаблонов

Вынужденное повторение

ПЕРЕНОС

3. Влияние гуманистической психологии

Карл Роджерс

Большое влияние Роджерса

Терапия любовью

Три характерных качества как континуум

Значение теории Роджерса

Заключительные замечания

4. Терапия ре-переживанием*

Мертон Гилл

Что в терапии является терапевтическим?

Условия для терапевтического ре-переживания

Новое значение, выявленное в переносе

Неизбежность сопротивления

Расшифровка переноса

Высвобождение сердечности и спонтанности терапевта

Подтверждение восприятия клиента и интерпретация

Резюме

5. ВСТРЕЧА ПСИХОАНАЛИЗА И ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Хайнц когут

Начала

Две проблемы Когута: теоретическая и техническая

Теоретический вывод

Технический вопрос

Резюме

6. Контрперенос

Две скрытые драмы

Источники контрпереноса

Полезный и препятствующий контрперенос

Примечания



Ролло Мэй, возможно самый заметный и влиятельный из амери­канских психотерапевтов-экзистенциалистов, однажды выразил надеж­ду на то, что школа экзистенциальной психотерапии никогда не будет создана. И было бы лучше, если бы идеи экзистенциалистов распрост­ранялись во всех школах. Одну из своих основных идей он изложил в работе «Появление экзистенциальной психологии»:

 «Не существует истинноподобных вещей или какой-либо реальности в живом человеческом бытии, за исключением тех, в которых человек сам принимает участие и которые он осознает, с которыми вступает в оп­ределенные отношения. На любом этапе психотерапевтической работы можно продемонстрировать, что только та истина, которая появляется живой, становится больше, чем абстрактный идеал, становится «ощу­щаемой кожей», «слышимым пульсом», только та истина, которая изна­чально пережита на всех уровнях бытия... именно такая истина обладает силой изменить человеческое существование»9.

 Абстрактное обсуждение проблем или истории клиента, вероятно, не произведет больших перемен. Экзистенциальную терапию иногда называют анализом, «происходящим здесь». Идея заключается в том, что терапия работает, когда клиент действительно находится «здесь», в настоящем времени; процесс идет лучше, чем в случае простого разго­вора о самом себе. Этот взгляд разделяли Роджерс, Гилл и Когут.

  

От дилеммы к диалектике


 

Старые дилеммы, которые требовали от клиницистов выбора меж­ду эмпатически теплым и активным исследованием взаимоотношений, трансформировались современными учеными в диалектику, дающую возможность нового синтеза. В последующих главах мы подробно рас­смотрим эту трансформацию, а затем опишем возникший синтез так, как это подразумевают клинический стиль и техника.

Из этого не следует делать вывод, будто я думаю, что все проблемы сегодня уже решены, — я не столь наивен. Кардинальные вопросы пси­хотерапии никогда не найдут окончательного ответа. Тем не менее, не­которые интересные соответствия начинают выступать в этой области. Несмотря на продолжающиеся острые споры и различия даже среди симпатизирующих друг другу коллег существует укрепляющийся союз тех, кто думает о путях решения трудных вопросов терапии. И выяв­ляющиеся соответствия, согласованности могут обеспечить начинаю­щего терапевта целым набором полезных руководств.

Каждый тера­певт, вероятно, присоединит к этому и свой собственный метод, в лю­бом случае с чего-то нужно начинать. Эта книга предлагает место для такого начала.

 

2. Открытие переноса:


 

Зигмунд Фрейд


 

Не так давно преподавание студентам идей Зигмунда Фрейда явля­лось упражнением в дипломатичности и мастерстве публичных выступлений. Фрейд, с очевидностью, считался «изгоем», и тре­бовались определенные усилия, чтобы убедить студентов в том, что Фрейда стоит хотя бы прочитать. Феминисток, вполне понятно, в его работах заботила сексуальная дискриминация — наследие немецкой общественной культуры XIX века. Гуманистические психологи на кон­трасте с оптимизмом, который они сами пытались распространять, нахо­дили венского «мэтра» мрачным и обескураживающим. Они протесто­вали также и против его взгляда на человеческое существование как на высшую ступень животного

, опасаясь, что он пропустил духовную, трансцендентную природу человеческого бытия. Радикалисты полагали Фрейда авторитарным и не одобряли силовой дисбаланс (суггестив­ный) между аналитиком и пациентом.

Выводом из всего этого явилось то, что открытия Фрейда исчезли из большинства клинических направлений, существовавших вне психоаналитических институтов. Подобное можно вообразить в случае, если, скажем, факультет английской литературы прекратил бы преподавание Шекспира за его антисемитизм, а математический факультет запретил бы Эйнштейна за то, что его открытия явились одним из звеньев цепи, приведшей к изобретению атомной бомбы.

На сегодняшний день все круто изменилось. Хотя по отношению к Фрейду и осталось некоторое предубеждение, но оно значительно уменьшилось, а в области клинической практики существует тенденция изучать его работы более объективно, черпая из них наиболее полез­ное. Появились влиятельные феминистские социологи и психологи, такие, как Нэнси Ходорова1011, которые считают себя фрейдистами и пытаются интегрировать мысли Фрейда в новое политическое созна­ние. Многие участники движения феминистов пришли к пониманию того, как трудно понять причины и следствия сексуальной дискри­минации или постичь разум человека вне света теории Фрейда о бессо­знательном.

Как мы увидим в следующих главах, гуманистическая традиция, в конце концов, встала на путь воссоединения с психоанализом. И так же, как радикализм 60-х годов стал смягчаться в последние десять лет, политически мыслящие психологи начали искать пути построения более эгалитарной психотерапии, не отбрасывая важный вклад психоанализа.

Все эти перемены развеяли, хотя и не до конца, антипатию к Фрей­ду и сделали возможным снова включить его открытия в развитие современной психотерапии.

Пятьдесят прошедших со смерти Фрейда лет психология продви­галась, обустраиваясь на его работах и работах его коллег, развивая теории клинической практики более проникновенные и более эффектив­ные, чем психоанализ, который он нам оставил. Но, тем не менее, Фрейд остается наиболее мощным, оригинальным и влиятельным тео­ретиком, исследователем и практиком в области психологии; познавать человеческий разум, не изучая Фрейда, все равно, что изучать эволю­цию, не читая Дарвина.


Это справедливо не только для психологов, пренебрегающих тео­рией Фрейда, это справедливо для всех нас. Фрейд осветил глубины потайных уголков психического мира человека, сделав видимым огром­ный новый мир. Наше понимание себя и других значительно обога­тилось этим светом (если еще больше не выбилось из колеи). Для тера­певтов часть этого богатства составляет их нынешняя способность познавать новое в отношениях с клиентами. Фрейд учил нас, как надо видеть неповторимую драму, разворачивающуюся в консультацион­ном кабинете.

Давайте же взглянем на то, как это происходило.

 

Брейер и Берта: открытие переноса


 

В самом начале своей карьеры Фрейд стал свидетелем примеча­тельного события. Его друг и наставник Джозеф Брейер лечил привле­кательную молодую женщину от истерии. Он виделся с ней — женщи­ну звали Берта — дважды в день, часто в ее спальне. Постоянно о ней говорил. Фрейду было ясно, что Брейер очарован Бертой. А вскоре выяснилось, что эта привязанность не была односторонней. Однажды вечером Брейер был вызван к Берте домой, где обнаружил ее в глубо­ком горе. Она объявила Брейеру, что беременна от него. Конечно же, Брейер сознавал безупречность их отношений, кроме того, он был убеж­ден в том, что Берта девственница. Естественно, «беременность» оказа­лась истерическим вымыслом.

В первой главе отмечалось, что Фрейд, врач XIX века, начинал с механистического подхода к терапевтическим отношениям. Наблю­дая происходившее между Брейером и его пациенткой, он стал пони­мать, что терапевтические отношения гораздо глубже и сложнее, чем общепринятое о них мнение.

В дальнейшем Фрейд прилагал все усилия, чтобы познать природу отношений терапевт — пациент, стремясь уяс­нить, как лучше работать с этими отношениями. Он обращался к наибо­лее важным источникам информации — к собственным пациентам и пациентам своих коллег. На разных этапах исследования взаимоот­ношений появились два открытия, которые нас особенно интересуют.

 

Теория шаблонов


 

С раннего детства мы устанавливаем шаблоны или паттерны, под которые имеем тенденцию подгонять все наши будущие отношения или, по крайней мере, все важные последующие отношения12. Если у меня поддерживались теплые отношения с отцом, то, возможно, что мужс­кую авторитетную фигуру я стремлюсь рассматривать в положительном свете. Я начну искать отношения подобного рода, ожидать от них хорошего и стану вести себя таким образом, чтобы увеличить возмож­ность продолжения благоприятных отношений. Если же, наоборот, отец был особенно критичен ко мне, то, возможно, я буду рассматри­вать авторитетных мужчин как угрожающих и относиться к ним соот­ветствующим образом. Если мне приходилось бороться за родительское внимание со своими сиблингами (братьями или сестрами), то, скорее всего, равных себе я буду считать соперниками в борьбе за ограничен­ные ресурсы и т. д.