Файл: Электрический привод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.3.7. Механические характеристики синхронных двигателей.
Основным свойством синхронного двигателя является вращение со строго постоянной скоростью, определяемой числом пар полюсов магнитного поля
Рис. 2.73

134
двигателя и частотой питающей сети. Механическая характеристика синхрон- ного двигателя в пределах от холостого хода до выхода из синхронизма пред- ставляет собой отрезок прямой линии
0
const
ω = ω =
Явнополюсный двигатель с электромагнитным возбуждением можно рас- сматривать как общую модель синхронных двигателей, по отношению к кото- рой другие типы машин являются частными случаями.
Возбуждённый ротор создаёт в двигателе магнитный поток
0
Ф , который, замыкаясь по сердечнику статора, сцепляется с его обмоткой и при вращении ротора наводит в ней ЭДС
0
E
При подключении обмотки статора к сети в двигателе возникает магнитное поле, в статическом режиме вращающееся синхронно с ротором, но смещённое по отношению к нему на некоторый угол, определяемый параметрами двигате- ля и нагрузкой. Это поле называется полем реакции якоря, и оно также наводит в обмотке статора ЭДС
a
E . Магнитный поток реакции якоря можно предста- вить пространственным вектором Ф
a
и разложить на составляющие, одна из которых направлена вдоль оси магнитного потока ротора
Ф
ad
и называется продольной составляющей, а вторая – поперёк оси Ф
aq
и называется, соответ- ственно, поперечной составляющей.
Кроме поля реакции обмотка статора возбуждает магнитное поле рассея- ния Ф
σ
, которое сцепляется только с её витками и не участвует в электромеха- нических процессах.. Это поле также наводит в статоре ЭДС E
σ
, называемую
ЭДС рассеяния.
Учитывая ЭДС, наводимые магнитными потоками, сцепляющимися с об- моткой, можно составить уравнение Кирхгофа для одной из фаз в виде
0 0
1 1
1 0
1 1
1
Ф
Ф
Ф
a
a
a
U
Ir E
E
E
Ir
j
j
j
Ir
j w
j w
j w
σ
σ
σ
=



=
=
+ ω Ψ + ω Ψ + ω Ψ =



=
+ ω
+ ω
+ ω
(2.161) где:
0 0
Ф ,
Ф ,
Ф
a
a
w
w
w
σ
σ



Ψ =
Ψ =
Ψ =
– потокосцепления обмотки статора, представленные через эффективное число её витков w′ .
Если пренебречь потерями в обмотке и потокосцеплением рассеяния, то уравнение (2.161) примет вид
(
)
0 1
1
Ф
Ф
Ф
a
U
j w
j w
δ


≈ ω
+
= ω
Отсюда следует, что при постоянной частоте сети (
1
const
ω =
) –
Ф
cU
δ

, т.е. магнитный поток в воздушном зазоре двигателя Ф
δ
при постоянном на- пряжении питания практически постоянен. Но этот поток является суммой по- токов, возбуждаемых ротором и статором. Поток ротора пропорционален току возбуждения обмотки полюсов, а поток статора – реактивной составляющей тока, потребляемого статором из питающей сети, или току намагничивания.
Поэтому эти две величины связаны между собой обратной пропорцией. Увели-


135
чение тока возбуждения приводит к уменьшению тока намагничивания и, на- оборот, к его возрастанию при снижении степени возбуждённости ротора. При этом можно создать режим, при котором реактивный ток статора станет нуле- вым, и двигатель будет работать с коэффициентом мощности cos
1
ϕ = . Даль- нейшее увеличение возбуждённости ротора приведёт к тому, что реактивный ток статора станет ёмкостным. В этом случае синхронный двигатель будет ис- точником реактивной мощности для других потребителей, питающихся от той же сети. Способность синхронных двигателей с электромагнитным возбужде- нием работать с cos
ϕ близким к единице и даже компенсировать потребление реактивной мощности другими двигателями является отличительным качест- вом, способствующим их широкому применению.
Пользуясь разложением потока реакции якоря на продольную и попереч- ную составляющие, ЭДС реакции также можно представить суммой
a
ad
aq
E
E
E
=
+
, (2.162) где
ad
E
и
aq
E
– ЭДС, наводимые в обмотке статора продольной и поперечной составляющими потока Ф
a
Ток статора также можно разложить на продольную и поперечную состав- ляющие sin ,
cos
d
q
I
I
I
I
=
ψ
=
ψ , (2.163) где
ψ – угол между вектором тока и ЭДС
0
E
− .
В ненасыщенной машине между токами и потокосцеплениями существует линейная связь. Поэтому
Рис. 2.74

136
,
,
ad
ad d
aq
aq q
L I
L I
L I
σ
σ
Ψ =
Ψ =
Ψ =
(2.164) где: ,
,
ad
aq
L
L L
σ
– индуктивности статора по продольной и поперечной осям и индуктивность рассеяния. Отсюда
1 1
1 1
1 1
;
;
ad
ad
d
d
ad
ad
aq
aq
q
q
aq
aq
E
j
j L I
jx I
E
j
j L I
jx I
E
j
j L I
jx I
σ
σ
σ
σ
= − ω Ψ = − ω
= −
= − ω Ψ = − ω
= −
= − ω Ψ = − ω
= −
(2.165)
Коэффициентами пропорциональности между токами и ЭДС в этих выра- жениях являются индуктивные сопротивления продольной и поперечной реак- ции якоря:
1
ad
ad
x
L
= ω
и
1
aq
aq
x
L
= ω
, соответствующие магнитным проводимо- стям для потока реакции якоря в этих направлениях, а также индуктивное со- противление рассеяния
1
x
L
σ
σ
= ω
Подставляя выражения (2.165) в (2.161) получим
0
d
q
ad
aq
U
Ir
jI x
jI x
jIx
E
σ
=
+
+
+

. (2.166)
Представим вектор тока суммой векторов продольной и поперечной со- ставляющих
d
q
I
I
I
=
+ .
Тогда
ЭДС рассеяния будет равна:
d
q
E
jx I
jI x
jI x
σ
σ
σ
σ
= −
= −

и уравнение (2.166) преобразуется к виду:
0
d
q
d
q
ad
aq
U
Ir
jI x
jI x
jI x
jI x
E
σ
σ
=
+
+
+
+

. (2.167)
Группировкой слагаемых уравнение (2.166) можно упростить
0
d
q
d
q
U
Ir
jI x
jI x
E
=
+
+

. (2.168) где:
d
ad
x
x
x
σ
=
+ и
q
aq
x
x
x
σ
=
+ – синхронные индуктивные сопротивления по продольной и поперечной осям двигателя.
Векторные диаграммы, соответствующие уравнениям (2.167) и (2.168) представлены на рис. 2.74, а и б. Пользуясь векторной диаграммой рис. 2.74, б, найдём составляющие тока. Для этого представим проекции вектора напряже- ния на оси d и q суммой проекций всех образующих его векторов напряжений.
0
cos cos ;
sin sin
d d
q q
U
E
I x
Ir
U
I x
Ir
ϑ =
+
+
ψ
ϑ =

ψ
С учётом (2.163) эти уравнения примут вид
0
cos
;
sin
d d
q
q q
d
U
E
I x
I r
U
I x
I r
ϑ −
=
+
ϑ =

(2.169)
Отсюда составляющие тока
(
)
(
)
(
)
(
)
2 2
2 2
cos sin cos sin
;
cos sin cos sin
d
q
q
q
q
d q
dq
q
d
d
d q
dq
U
U
I
x
x
r
x
x
r
r
x x
z
U
U
I
r
r
x
r
r
x
r
x x
z
=
ϑ − ε −
ϑ =
ϑ − ε −
ϑ
+
=
ϑ − ε +
ϑ =
ϑ − ε +
ϑ
+
(2.170)


137
где
0
/
E U
ε =
– степень возбуждённости ротора, а
2
dq
d q
z
r
x x
=
+
– некоторая величина, имеющая структуру и размерность полного сопротивления и обре- тающая физический смысл при условии
d
q
x
x
x
=
= .
По значениям составляющих полный ток определяется как
(
)
(
)
(
)
(
)
(
)
(
)
2 2
2 2
2 2
2 2
2 2
2 2
2 2
sin cos sin sin 2
d
q
d
q
q
q
d
q
d
q
dq
q
I
I
I
r x
x
r
x
U
x
x
r x
x
r
x
z
r
x
=
+
=


ε

ϑ −
+
ϑ −




=


ϑ +

ϑ −
+
+



+
(2.171)
Активная мощность, потребляемая m-фазным двигателем из сети, опреде- ляется как cos
P mUI
=
ϕ
. Из рис. 2.74 видно, что
ϕ = ϑ + ψ
. Подставляя это зна- чение и преобразовав косинус суммы, с учётом выражений (2.163) получим cos cos(
)
cos cos sin sin cos sin
q
d
P mUI
mUI
mUI
mUI
mUI
mUI
=
ϕ =
ϑ + ψ =
ψ
ϑ −
ψ
ϑ =
=
ϑ −
ϑ
После подстановки в это выражение составляющих тока из (2.170) и пре- образований найдём
(
) (
)
2 2
1
sin cos sin 2 2
q
d
q
dq
mU
P
x
r
x
x
r
z


=
ε
ϑ −
ϑ +

ϑ +




(2.172)
Отсюда можно найти электромагнитную мощность, которая без учёта по- терь в стали равна потребляемой активной мощности за вычетом потерь в об- мотке статора
2
эм
P
P mI r
= −
. Подставляя сюда активную мощность из (2.172) и разделив результат на синхронную частоту вращения
0 1
/
p
z
ω = ω
, где
p
z – число пар полюсов магнитного поля, получим выражение для электромагнитного мо- мента синхронного двигателя в виде:
(
)
(
)
(
)
(
)
(
)
(
)
2 2
2 2
2 2
4 1
2 2
2 2
4 1
2
sin
2
cos sin 2
cos 2 2
d q
q
d
p
q
d q
dq
q
d q
p
d
q
d
q
dq
dq
d
q
x x
r x
r x
mz U
M
r x
r
x x
z
r r
x
x x
r
mz U
x
x
r x
x
M
M
z
r x
x
ε



+
ϑ +


ε ⎢

=

+
+

ϑ − +
ω




−ε
+





ϑ +





+

+
+
ϑ − =
+
ω








(2.173)
Первое слагаемое в этом выражении при постоянных параметрах машины и питания зависит только от степени возбуждённости
ε и угла нагрузки ϑ. Оно является основным моментом возбуждённого двигателя. Второе слагаемое яв-


138
ляется реактивным моментом и кроме угла нагрузки зависит от разности ин- дуктивных сопротивлений по продольной и поперечной оси.
Если сопротивление обмотки статора не учитывать, то, полагая в (2.173)
0
r
= , получим хорошо известное из теории синхронных машин выражение электромагнитного момента
2 0
0 0
1 1
sin sin 2 2
p
p
d
q
dq
d
d q
mz UE
mz U
x
x
M
M
M
x
x x
ε

=

ϑ +

ϑ =
+
ω
ω
. (2.174)
Оно справедливо для машин средней и большой мощности, в которых сопротивле- ние статора пренебре- жимо мало, но для микродвигателей до- пущение
0
r
≈ приво- дит к значительным погрешностям, причём к тем большим, чем меньше мощность дви- гателя. Угловые харак- теристики, соответст- вующие уравнению
(2.174), показаны на рис. 2.75.
2.3.8. Вентильные двигатели
2.3.8.1. Устройство и принцип действия
Недостатки коллекторного двигателя постоянного тока, связанные со щё- точно-коллекторным узлом устраняются в вентильном двигателе, называемым также бесконтактным двига- телем постоянного тока. Он представляет собой ком- плекс синхронного двигате- ля (СД), автономного инвер- тора напряжения (АИН), датчика положения ротора
(ДПР) и системы управления
(СУ) (рис. 2.76). Часто при управлении двигателем ис- пользуется также информация о частоте вращения, величине тока и напряжения в обмотках, получаемая с помощью соответствующих датчиков.
Рис. 2.75
Рис. 2.76

139
Синхронные микродвигатели, используемые в качестве вентильных, обыч- но имеют двух или трехфазную обмотку статора и возбуждаются постоянными магнитами.
Необходимым элементом вентильного двигателя является датчик положе- ния ротора. Основной датчика могут быть магнито- и фотодиоды, фоторезисто- ры, датчики Холла, оптические пары (источник-приёмник) с различными типа- ми модуляторов светового потока, индукционные датчики. В высококачествен- ных приводах в качестве датчиков используются сельсины и вращающиеся трансформаторы. В простейших случаях информацию о положении ротора по- лучают путём измерения ЭДС обмотки.
Инверторы, используемые в вентильных двигателях, строятся обычно по мостовой схеме. Они состоят из трёх пар соединённых последовательно клю- чей, называемых полумостами (
1 2
3 4
5 6
, ;
, ;
,
S S S S S S рис. 2.77). Ключи полумос- тов инвертора могут работать только в противофазе. В некоторых особых алго- ритмах используются также состояния одновременного включения всех чётных или нечётных ключей инвертора, но в дальнейшем эти состояния рассматри- ваться не будут. Питание инвертора осуществляется от источника постоянного тока (
d
U ). В современных инверторах в качестве ключей используются бипо- лярные транзисторы с изолированным затвором (IGBTisolated gate bipolar
transistor) (рис. 2.77, б). По своим свойствам они приближаются к идеальным ключевым элементам, поэтому при общем анализе работы вентильного двига- теля можно считать, что коммутация цепей обмоток происходит мгновенно и сопротивление ключей в открытом состоянии равно нулю, а в закрытом – бес- конечности.
Положение оси магнитного поля статора двигателя однозначно определя- ется состоянием ключей инвертора. На рис. 2.78, а-в, показаны схемы соедине- ния обмоток и соответствующие им пространственные векторные диаграммы при различных комбинациях состояний ключей. Здесь и далее трёхзначными цифрами обозначены номера замкнутых ключей. Например, комбинация 145 означает, что в инверторе на рис. 2.77 в замкнутом состоянии находятся ключи с номерами 1, 4 и 5, а в разомкнутом, соответственно, 2, 3 и 6. При такой ком- бинации обмотки двигателя соединённые звездой образуют смешанное парал- лельно-последовательное соединение. В обмотках фаз а и с ток протекает в по-
Рис. 2.77


140
ложительном направлении от начала к концу, а в обмотке b – в отрицательном, от конца к началу. Причём, напряжение на обмотке фазы b и ток в ней будет вдвое больше, чем в обмотках двух других фаз, соединённых параллельно. Если с учётом направлений и величины построить векторы МДС обмоток
*
, то сум- марный вектор МДС
(145)
F
– вектор МДС статора, будет втрое больше МДС обмоток, соединённых параллельно, и располагаться будет на оси обмотки b в отрицательном направлении (рис. 7.4, а). Комбинация ключей 146 (рис. 2.78, б) сместит вектор МДС статора в положение, соответствующее положительному направлению оси обмотки фазы а, а комбинация 136 (рис. 2.78, в) создаст сме- щение ещё на 60
°. Таким образом, шести возможным комбинациям состояний ключей инвертора соответствуют шесть положений оси магнитного поля двига- теля в пространстве.
В установившемся режиме при любой комбинации состояний ключей за- висимость между вращающим моментом и углом между осями магнитных по- лей статора и ротора синхронного двигателя
ϑ описывается синусной функцией max sin(
/ 3)
M
M
n
=
ϑ − π
, где угол
ϑ в электрически радианах отсчитывается от оси обмотки фазы а, а
*
на рис. 2.78 нижними индексами векторов МДС показаны номера замкнутых ключей
Рис. 2.78

141 0, 1, 2 5
n
=

– порядковый номер, соответствующий одной из комбинаций.
При изменении состояния инвертора положение магнитного поля статора и уг- ловая характеристика вращающего момента смещаются на угол кратный вели- чине
π/3 (рис. 2.78, г). Значит, если окружность воздушного зазора разбить на шесть секторов с границами, соответствующими углам / 6
/ 3
n
n
ϑ = π + π и
(
1)
/ 6 (
1) / 3
n
n
+
ϑ
= π +
+ π , и для каждого сектора определить комбинацию ключей, обеспечивающую смещение поля статора на угол / 3
n
π (см. верхние ряды чисел на рис. 2.78, г), то угловая характеристика вращающего момента двигателя бу- дет состоять из сегментов синусоид так, как это показано на первой диаграмме рис. 2.78, г, утолщённой линией.
Вращающий момент двигателя в пределах сектора меняет своё значение от max
M
до max max
3
/ 2 0,866
M
M
=
. Среднее значение момента равно
/ 6
max max
/ 6 3
cos
0,955
M
M
d
M
π
−π
=
ϑ ϑ =
π

Чтобы получить рассмотренную выше характеристику вращающего мо- мента нужно организовать автоматическое изменение состояния инвертора в зависимости от углового положения ротора. Для этого служит датчик положе- ния с сектором в 180
° эл. Если предположить, что состояния сигналов на выхо- де датчика изменяются на границах сектора, то логические функции
a
S ,
b
S и
c
S , соответствующие этим сигналам, будут такими, как показано рис. 2.78, г.
Их можно непосредственно использовать в качестве коммутационных функций одноимённых полумостов инвертора, полагая, что единичное состояние функ- ции соответствует замыканию нечётного ключа.
Тогда при вращении ротора инвертор будет формировать линейные напря- жения
,
ab
bc
u
u и
ca
u , основные гармоники которых
1 1
,
ab
bc
u
u и
1
ca
u образуют симметричную трёхфазную систему питания с частотой равной частоте враще- ния. В результате основная гармоника магнитного поля статора будет вращать- ся синхронно с ротором и положение её полюсов по отношению к полюсам магнитного поля ротора будет определяться положением осей чувствительных элементов датчика.
Таким образом, инвертор в сочетании с датчиком положения реализует функцию пре- образователя частоты, управляемого положе- нием ротора, т.е. функцию, которая в двигате- лях постоянного тока реализуется коллектором и щетками. Обмотки статора являются функ- циональным аналогом секций обмотки якоря, а ключи инвертора – пластин коллектора и щё- ток. Бесконтактные микромощные двигатели с постоянными магнитами, внутри которых кон-
Рис. 2.79