Файл: Электрический привод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


149
3.1. Переходные процессы при постоянной скорости холостого хода
3.1.1. Механические переходные процессы
Предположим, что электромагнитные переходные процессы протекают быстро и не оказывают существенного влияния на переходные режимы приво- да. Тогда динамика системы будет описываться одним уравнением движения
c
d
M M
J
dt
ω

=
(3.1)
Полагая далее, что механическая характеристика двигателя линейная, мож- но записать её уравнение
0 2
R
M
c
ω = ω −
(3.2) где
0
/
/
a
a N
U c
U
c
ω =
= υ
– скорость холостого хода при напряжении на якоре
a
a N
U
U
= υ
;
υ – относительное значение напряжения;
0
/
/
a
c E
M I
=
ω =
– кон- станта, соответствующая номинальному потокосцеплению якоря;
a
R
r
= ρ – пол- ное сопротивление цепи якоря; 1
≤ ρ < ∞ относительное сопротивление цепи якоря.
Уравнения (3.1) и (3.2) можно представить в относительных единицах в виде:
c
m
d
T
dt
ν
μ − μ =
; (3.3)
ν = υ − ρμ , (3.4) где ,
c
μ μ – относительные значения электромагнитного момента двигателя и нагрузки, для которых базовой величиной является пусковой момент естест- венной механической характеристики
2 0
/
s N
n
a
M
c
r
= ω
;
0
/
N
ν = ω ω – относитель- ная скорость вращения, для которой базовой величиной является скорость иде- ального холостого хода естественной механической характеристики
0
/
n
a N
U
c
ω =
;
0 2
N
a
m
s N
r
T
J
J
c
M
ω
=
=
– электромеханическая постоянная времени, соответствующая приведённому моменту инерции на валу двигателя J.
Из уравнения (3.1) в конечных приращениях следует
0 0
0 0
N
N
m
s N
s N
M
J
t J
J
J
T
t
M
M
M
Δω
Δω
ω −
ω
Δ =
⇒ Δ =
=
=
=
Δ
Δ

т.е. электромеханическая постоянная времени это время, в течение которого привод, обладающий моментом инерции J, разгоняется без нагрузки из непод- вижного состояния до скорости идеального холостого хода.
Подставляя значение момента двигателя из (3.4) в (3.3), получим уравне- ние для скорости вращения в переходном процессе
m
c
c
d
T
dt
ν
ρ
+ ν = υ − ρμ = ν , (3.5)


150
а подставляя значение скорости – уравнение для электромагнитного момента:
m
c
d
T
dt
μ
ρ
+ μ = μ , (3.6) где
c
c
ν = υ − ρμ – относительная скорость вращения в статическом режиме.
Так как электромагнитный момент и ток якоря связаны линейной зависи- мостью
a
M
cI
=
, то уравнение для тока якоря будет иметь вид уравнения (3.6)
m
c
d
T
dt
ι
ρ
+ ι = ι , (3.7) где
,
c
ι ι – текущее и установившееся значения тока якоря, для которых ба- зовой величиной является пусковой ток естественной скоростной характери- стики
/
s N
a N
a
I
U
r
=
В уравнениях (3.5)-(3.7) напряжение
υ является управляющим воздействи- ем, а момент нагрузки
c
μ – возмущающим.
Характеристическое уравнения для скорости, момента и тока имеет вид:
1 0
m
T p
ρ
+ = , (3.7) а его корень
1
m
p
T
= −
ρ
. Отсюда выражение для скорости в переходном режиме
/(
)
m
t
T
c
Ae
− ρ
ν =
+ ν .
Скорость в начальном состоянии (0)
b
c
A
ν
= ν = + ν . Тогда
b
c
A
= ν − ν и
/(
)
(
)
m
t
T
b
c
c
e
− ρ
ν = ν − ν
+ ν . (3.8)
Аналогичный вид будут иметь уравнения для момента и тока
/(
)
(
)
m
t
T
b
c
c
e
− ρ
μ = μ − μ
+ μ ; (3.9)
/(
)
(
)
m
t
T
b
c
c
e
− ρ
ι = ι − ι
+ ι . (3.10)
На рис. 3.1, а и б показаны кривые переходных процессов при скачкообраз- ном изменении момента нагрузки ( )
c
t
μ
Заштрихованные площади на рис.
3.1, а соответствуют интервалам неуста- новившихся процессов, где динамиче- ский момент ( )
( )
/
0
c
m
t
t
T d
dt
μ − μ
= ρ
ν
≠ .
При набросе нагрузки в момент времени
a
t t
= возникает тормозной динамиче- ский момент, препятствующий разгону двигателя, а при сбросе нагрузки (
b
t t
= ) динамический момент разгоняет ротор, за счёт кинетической энергии, накоп- ленной в маховых массах.
Включение в цепь якоря добавоч-
Рис.3.1

151
ного сопротивления увеличивает электромеханическую постоянную времени, снижая пульсации момента двигателя и скорости вращения при скачках нагруз- ки [см. кривые ( )
t

μ
и ( )
t

ν
на рис. 3.1]. Такой же эффект возникает при увели- чении момента инерции маховых масс J, т.е. при установке маховика на валу двигателя.
Реакцию привода на скачки нагрузки можно изобразить на плоскости
νμ
, построив ординаты точек переходных режимов ( )
t
μ и ( )
t
ν для одинаковых мо- ментов времени. Годограф этих точек называется динамической механической характеристикой или фазовой траекторией (рис. 3.1, в). В данном случае он представляет собой участок abc статической механической характеристики.
Переходный процесс начинается в точке a, и далее вдоль отрезка ab. В точке b,
не достигнув статического режима b′, происходит сброс нагрузки и после этого рабочая точка движется по отрезку bc.
В случае нагрузки типа сухого и вязкого трения
0
c
c
M
M
k
=
+ ω можно по- лучить аналогичные зависимости. Уравнение движения в относительных еди- ницах тогда имеет вид
0
c
m
d
T
k
dt
ν

μ − μ =
+ ν , (3.11) где
2
/
a
k
kr c
′ =
. После подстановки в него электромагнитного момента двигате- ля, мы получим
0
(
1)
m
c
d
T
k
dt
ν

ρ
+
ρ + ν = υ − ρμ . (3.12)
Корень характеристического уравнения равен
1 1
m
m
k
p
T
T
′ρ +
= −
= −

ρ
, а устано- вившееся значение скорости
0 1
c
c
k
υ − ρμ
ν =
′ρ +
. Отсюда решение уравнения (3.12)
/
(
)
m
t T
b
c
c
e


ν = ν − ν
+ ν . (3.13)
Оно имеет такой же вид, как выражение (3.8). Отличие заключается только в величине электромеханической постоянной времени
m
m
T
T
′ < ρ и установив- шейся скорости. Значит, переходные процессы с приводе с такой нагрузкой бу- дут протекать быстрее, но по характеру будут аналогичны процессам в приводе с постоянной нагрузкой.
Уравнения (3.8)-(3.10) позволяют также исследовать динамику привода при реостатном пуске. Начальные и конечные значения токов на всех ступенях реостата одинаковы –
2
ι и
1
ι . Тогда из выражения (3.10) можно найти длитель- ность k-го межкоммутационного интервала
/(
)
1 1
2 2
(
)
ln
k
k m
t
T
c
c
c
k
k m
c
e
t
T

ρ
ι − ι
ι = ι − ι
+ ι ⇒
= −ρ
ι − ι


152
Так как const
m
T
=
и
1 2
ln const
c
c
ι − ι
=
ι − ι
, то эти длительности пропорциональны относительным значениям сопротивлений ступеней реостата
k
ρ .
Временные диаграммы тока и скорости при пуске двигателя постоянного тока независимого возбуждения показаны на рис. 3.2, б. Переключения ступе- ней обычно производится с помощью реле тока, реле времени или центробеж- ных реле.
3.1.2. Время пуска и торможения электропривода
Уравнение движения привода позволяет оценить длительность переходных режимов. Пуск и остановка любого электропривода являются неотъемлемыми элементами рабочего процесса. В некоторых технологических циклах они оп- ределяют условия выбора типа и мощности двигателя.
В большинстве приводов момент инерции, приведённый к валу двигателя, остаётся постоянным const
J
=
. Тогда уравнение движения можно преобразо- вать
c
d
dt J
M M
ω
=

Отсюда интервал времени, в течение которого скорость вращения изменяется от
1
ω до
2
ω
2 1
tp
c
d
t
J
M M
ω
ω
ω
=


. (3.14)
Во многих приводах пусковой момент двигателя ограничивается и под- держивается почти постоянным системой управления или свойствами самого двигателя, как, например, у синхронных гистерезисных или у асинхронных двигателей. Если при этом момент нагрузки также постоянный, то длитель- ность пуска составляет
0
c
c
s
s
N
c
s
N
c
d
J
t
J
k M
M
k M
M
ω
ω
ω
=
=



, (3.15)
Рис.3.2

153
где
/
s
s
N
k
M M
=
– кратность пускового момента const
s
M

по отношению к номинальному
N
M ;
c
ω – скорость вращения в статическом режиме при момен- те нагрузки const
c
M
=
Если разгон происходит на холостом ходу, то
0
c
M
= и
0 0
s
s
N
J
t
k M
ω
=
. (3.16)
Умножим числитель и знаменатель в (3.16) на
0
/ 2
ω
. Тогда будет видно, что время пуска
2 2
0 0
0 2
2
s
s N
s N
J
J
t
k P
k P
ω
ω
=


. (3.17) равно отношению кинетической энергии, которую нужно передать приводимо- му в движение механизму, к мощности двигателя в пусковом режиме, т.е. к мощности источника механической энергии.
Аналогичные выражения можно получить также для длительности тормо- жения двигателем
0
c
c
b
s
N
c
s
N
c
d
J
t
J
k M
M
k M
M
ω
ω
ω
=
=


+

(3.18) и для режима торможения с отключённым двигателем
0
b c
c
J
t
M
ω
=
. (3.19)
Для двигателя с линейной механической характеристикой
0
(
)
M
h
= ω − ω , где h – жёсткость характеристики, динамический момент равен
0
/
d
c
c
M
Jd
dt M M
h M
h
g h
=
ω
=

= ω −
− ω = − ω, где
0
c
g
h M
= ω −
. Тогда дли- тельность переходного процесса
2 1
1 1
2 2
ln ln
d
tp
m
d
d
J
g h
M
t
J
T
g h
h
g h
M
ω
ω
ω
− ω
=
=
=
− ω
− ω

. (3.20)
3.1.3. Электромеханические переходные процессы
Во многих случаях длительность электромагнитных процессов в приводе соизмерима с длительностью механических процессов. Тогда в уравнении ме- ханической характеристики двигателя нужно учесть инерционный характер электромагнитного момента. Уравнение Кирхгофа для цепи якоря с учётом ин- дуктивности обмотки имеет вид
a
a
a
a a
di
U
L
r i
E
dt
ω
=
+
+
Тогда с учётом соотношений, использованных при выводе уравнений (3.3) и (3.4), получим уравнение механической характеристики
0 2
2
a
a
e
L dM
r
d
M
T
c dt
c
dt
μ
ω =
+
+ ω ⇔
+ μ = υ − ν , (3.21)


154
где
/
e
a
a
T
L r
=
– электромагнитная постоянная времени цепи якоря.
Подставляя выражения для относительной скорости
ν и относительного момента
μиз (3.21) в (3.3), получим уравнения для скорости и момента
2 2
e m
m
c
c
d
d
T T
T
dt
dt
ν
ν
+
+ ν = υ − μ = ν
; (3.22)
2 2
e m
m
c
d
d
T T
T
dt
dt
μ
μ
+
+ μ = μ . (3.23)
Характеристическое уравнение для скорости и момента имеет вид
2 1 0
e m
m
T T p
T p
+
+ = , (3.24) а его корни
(
)
1,2 1
1 1 4 /
2
e
m
e
p
T T
T
= −
− ±

(3.25)
Если
/
4
m
e
m T T
=
> , то корни вещественные отрицательные
(
)
1,2 1
1 1 4 /
2
e
m
e
p
T T
T
= −
− ±

= −α ± β , (3.26) где
1
,
1 4 /
2
e
m
e
T T
T
α =
β = α −
В случае если
/
4
m
e
m T T
=
< , то корни комплексно-сопряжённые
(
)
1,2 1
1 4 /
1 2
e
m
e
p
j
T T
j
T
= −
− ±
− = −α ± γ , (3.27) где
4 /
1
e
m
T T
γ = α

Общее решение уравнения (3.22) при
4
m
< имеет вид:
(
)
( )
cos sin
t
c
t
e
A
t B
t
−α
ν
= ν +
β +
β , (3.28) где постоянные интегрирования A и B определяются из начальных условий
0
(0)
;
b
c
b
c
t
m
d
A
A
B
dt
T
=
ν
μ − μ
ν
= ν = ν +
= −α + β =
. (3.29)
Определив постоянные из (3.29) и подставив их в (3.28), получим решение в виде: sin
( )
cos
t
c
m
t
t
e
t
T
−α




Δμ
β
ν
= ν +
Δν ⋅
β + αΔν +



⎟ β




, (3.30) где
,
b
c
b
c
Δν = ν − ν Δμ = μ − μ .
Решение уравнения (3.23) нужно искать в виде
(
)
( )
cos sin
t
c
t
e
C
t D
t
−α
μ
= μ +
β +
β . (3.31)
Здесь также из начальных условий необходимо определить постоянные интегрирования C и D
0
(0)
;
b
b
b
c
t
e
d
C
C
D
dt
T
=
μ
υ − ν − μ
μ
= μ = μ +
=
= −α + β . (3.32)

155
Решив уравнения (3.32) и подставив решение в (3.31), получим sin
( )
cos
t
b
b
c
e
t
t
e
t
T
−α




υ − ν − μ
β
μ
= μ +
Δμ ⋅
β + αΔμ +



⎟ β




. (3.33)
Для случая
4
m
> общие решения уравнений (3.22) и (3.23) имеют вид:
1 2
( )
p t
p t
c
t
Ae
Be
ν
= ν +
+
; (3.34)
1 2
( )
p t
p t
c
t
Ce
De
μ
= μ +
+
. (3.35)
Постоянные интегрирования A, B, C и D определяются из уравнений
1 2
0
(0)
;
b
c
b
c
t
m
d
A B
p A p B
dt
T
=
ν
μ − μ
ν
= ν = ν + +
=
+
=
. (3.36)
1 2
0
(0)
;
b
b
b
c
t
e
d
C D
p C
p D
dt
T
=
μ
υ − ν − μ
μ
= μ = μ + +
=
=
+
. (3.37)
Определив постоянные, мы получим решения для скорости и момента
1 2
2 1
1 2
1 2
( )
p t
p t
c
m
m
e
e
t
p
p
p
p
T
p
p
T




Δμ
Δμ
ν
= ν +
Δν +

Δν +










, (3.38)
1 2
2 1
1 2
1 2
( )
p t
p t
b
b
b
b
c
e
e
e
e
t
p
p
p
p
T
p
p
T




υ − ν − μ
υ − ν − μ
μ
= μ +
Δμ +

Δμ +










. (3.39)
Рис.3.3


156
Кривые переходных процессов при набросе нагрузки от 0,1
b
μ =
до
0,6
c
μ =
при различных соотношениях постоянных времени m показаны на рис.
3.3. Из этих кривых видно, что при скачкообразном увеличении нагрузки ско- рость вращения падает. Это вызывает уменьшение ЭДС и, соответственно, рост тока якоря и электромагнитного момента двигателя. Однако из-за наличия ин- дуктивности увеличение тока происходит замедленно, поэтому в кривой скоро- сти возникает провал. Она падает ниже установившегося значения. При сбросе нагрузки наблюдается противоположная картина, когда скорость вращения в начале переходного процесса возрастет выше установившегося значения.
Таким образом, наличие индуктивности нарушает связь между угловой
скоростью и моментом двигателя, определяемую статической механической
характеристикой. Отклонение скорости отрицательно сказывается на работе многих приводов и на практике должно быть ограничено 5
…10% от устано- вившегося значения.
При колебательном переходном процессе помимо отклонения скорости существует также проблема перегрузки двигателя по току. Первый пик тока может превосходить значение, допустимое по условиям коммутации двигателя постоянного тока. Поэтому в цепь якоря необходимо вводить резистор, умень- шающий электромагнитную постоянную времени и за счёт этого снижающий колебательность переходного процесса и уменьшающий его продолжитель- ность.
Полученные выше результаты исследования переходных процессов спра- ведливы для приводов с двигателями постоянного тока независимого и парал- лельного возбуждения, а также для асинхронных приводов, если реакция на возмущающее воздействие с учётом перерегулирования не выходит за пределы рабочего участка статической механической характеристики.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   20