Файл: Курсовая работа по дисциплине Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста На тему Развитие .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 281

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок 1

Затруднения вызвала вторая серия методики «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго. Некоторые из дошкольников сомневаясь в правильности собственного ответа, пытались привлечь сверстников. На этом этапе было выявлено, что дети хорошо определяют ярко выраженные эмоции, а изображение пограничных эмоций, таких как приветливость, задумчивость, сердитость вызывает у них затруднение, что отражено на рисунке 2.



Рисунок 2
Можно сделать вывод, дети с этим заданием справились неплохо, дети достаточно хорошо ориентируются в эмоциях, низкий уровень показали только Сережа К. и Илья И.

Во второй методике «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В.М.Минаевой, так же состоящей из двух серий, детям предлагалось ответить на вопросы. Ответы детей на вопросы первой серии были зафиксированы в таблице 3, 4 «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В.М.Минаевой, серия 1», представлены некоторые из них.

Таблица 3

Катя М.

— Когда бывает интересно?

Когда смотришь мультфильмы;

— Когда человек удивляется?

Если летом снег пойдет;

— Когда человек получает удовольствие?

Когда получаю подарки;

— Когда бывает стыдно?

Когда его ругают за плохой поступок;

— Когда бывает страшно?

Ночью, когда темно;

— Когда человек злится?

Когда у него отбирают игрушки;

— Когда бывает радостно?

Когда красиво;

— Когда у человека горе?

Когда собака Рекс убежит;


Таблица 4

Игнат Р.

— Когда бывает интересно?


Когда смотришь мультфильмы или играешь с кем-нибудь;

— Когда человек удивляется?

Когда в комнате чисто;

— Когда человек получает удовольствие?

Когда рисует красивые рисунки, например большой дом с беседкой;

— Когда бывает стыдно?

Когда сделал что-то плохое;

— Когда бывает страшно?


Когда на тебя нападает дракон, красные муравьи, динозавр;

— Когда человек злится?

Когда у него отбирают игрушки;

— Когда бывает радостно?

Когда все играют вместе;

— Когда у человека горе?

Когда потерялась игрушка;

Когда нет дома мамы с папой;



Проанализировав ответы этой серии, можно сделать вывод, что дети умеют распознавать свои эмоции и соотносить их с определенными событиями. Вторая серия вопросов так же не вызвала затруднений у ребят, большинство детей выразили свое понимание полным ответом либо конкретным словом, приведем примеры ответов в таблице 5,6.

Таблица 5

Марина С.

— Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

Они интересные, их нравиться смотреть;

— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

Он очень удивиться;

— Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

Ему вкусно, сладко, приятно;

— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

она сделала что-то плохое и ей стало стыдно;

— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

Боится кошка, что её собака догонит и укусит. Я тоже боюсь, когда собака гонится за мной;

— Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

Она злится;

— Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"?

обрадуется;

— Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Он будет плакать, это ж горе;

Таблица 6

Артем А.

— Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

Это же красиво когда книга с картинками, бывают интересные рисунки;

— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

Человек будет смотреть и удивляться;

— Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

Сначала радуюсь, а потом как всегда зубы болят;

— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

Ей стыдно;

— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

Страх;

— Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее кость?

Злость;

— Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"?

Радость;

— Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Грусть и злость;




3.Для выявления уровня агрессивности использовалась графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой.

Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка, для определения состояния эмоциональной сферы дошкольника, наличие агрессивности: ее направленность и интенсивность.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Психолог поясняет ребенку: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам: пространство, расположение, размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный),

характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунках может проявиться следующие качества испытуемых:

агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга;

импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим;

эгоцентризм - крупный рисунок, центр листа;

зависимость - маленький рисунок, низ листа;

демонстративность, открытость - выступающие отростки в кактусе, вычурность форм;

скрытность, осторожность - зигзаги по контуру или внутри кактуса;

оптимизм - «радостные кактусы»;

тревога - темные цвета, внутренняя штриховка;

женственность - украшение, цветы, мягкие линии и формы;

экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов;

интровертированность - на рисунке изображен один кактус;

стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения;

наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.

При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы помогут уточнить интерпретацию рисунков:

. Этот кактус домашний или дикий?


. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

На основании наблюдения за детьми, анализа результатов первичной диагностики можно дать психологическое описание некоторых детей, представив их в виде характеристик.

Саша Ж. Анализ рисунка Саша показал наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной тревожности. А именно, очень долго не начинал рисовать, был неуверен в своих силах. После уговоров взял нерешительно карандаш, во время рисования нажим на карандаш слабый, руки потели, бумага мокрая. Таким образом - он очень неуверенный, низкая самооценка. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - не колется, можно потрогать, 3 - нравится, когда ухаживают, 4 - хочет, но он один, 5 - все будет расти и иголки вырастут.

При анализе рисунка Кати Б. заметно проявление, эгоцентризма, стремление к лидерству, некоторой агрессивности. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - колется, 3 - хорошо, когда ухаживают, 4 - хотел чтобы кто-то был рядом, 5 - останется таким же.

Лиза А. начала рисовать, и не раздумывая взяла синий цвет для рисования кактуса, что говорит о том, что ей, вероятно, не хватает отцовской заботы и ласки. Наличие цветочного горшка подтверждает предположение, что ей необходимо чувство семейной общности. Рисунок расположен в нижней части листа и небольшого размера, что указывает на наличие тревожности. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - не колется, можно потрогать, 3 - нравится, 4 - хочет расти один, 5 - вырастет.

Саша П. Несмотря на то что рисунок расположен в центре листа, размер рисунка небольшой, штриховка нанесена после того, как на это указал психолог. Во время работы ребенок вспотел: и руки и бумага были мокрыми, что указывает на высокую тревожность. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - колется, 3 - нравится, 4 - растут, 5 -таким же.

Рисунок кактуса Артема А. - наличие сильной штриховки говорит о вероятной тревожности. Ответы на вопросы: 1 - домашний, 2 - нет не колючий, можно потрогать, 3 - нравится, 4 - хочет, чтобы были рядом, 5 - иглы больше станут и сам тоже.

Отметим также, что во время исследования почти все тревожные дети медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает трудно. Дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ, или говорят, что не знают ответа, либо просто молчат.


Таким образом, по результатам графической методики «Кактус» в среднем для данной выборки характерны низкие показатели открытости и оптимизма, и самые высокие показатели состояния эмоциональной сферы: повышенный уровень агрессии показали - 3 детей, тревожности - 2 детей, стремление к защите - 2 детей, эгоцентризма - 2 детей, интровертированности - 2 детей. Данные представлены в виде диаграммы на рис.3.


Рисунок 3
Таким образом, при наблюдении за детьми в процессе проведения диагностических занятий можно отметить, что особенности эмоциональной сферы находятся в стадии развития. Это сопровождается чувством тревоги, неудовлетворенности. Свою неудовлетворённость они компенсируют затем в свободной игре, на прогулке, где проявляют себя агрессивно, сердятся, зло смотрят на окружающих и т.д.

Поэтому для развития, коррекции эмоциональной сферы дошкольников необходимо разработать и провести комплекс занятий по развитию эмоциональной сферы дошкольников и включения его в процесс воспитания и обучения детей.


    1. . Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Для развития эмоциональной сферы у старших дошкольников был разработан комплекс занятий, включающий в себя три блока-направления:

  1. Дидактические игры;

  2. Интегрированные занятия (ИЗО + восприятие изобразительного искусства (рассматривание иллюстраций, картин); ИЗО + нетрадиционные техники);

  3. Психогимнастические упражнения

Дидактическая игра является одним из приемов эмоционального развития дошкольников и ведущим видом деятельности в данном возрасте.

По результатам диагностики, были отобраны игры, игровые упражнения, направленные на развитие творческого воображения, снижение агрессивности, тревожности, а так же упражнения направленные на посильное овладение своими эмоциями и чувствами, на развитие эмоциональной произвольности, на расширение и углубление эмоционального опыта. Использовались дидактические игры на закрепления знания классификации цвета: теплые и холодные, легкие и тяжелые; игры на закрепление эмоциональных проявлений; на закрепления способов выражения эмоций при помощи мимики. Дети принимали в них активное участие, с удовольствием играли. Индивидуальная работа по закреплению цветов и оттенков проводилась с Лизой А. и Игнатом Р..С Сашей Ж. пришлось проводить индивидуальную работу по всем направлениям, ребенок при выполнении заданий, во время игр рисовал черным цветом «каракули», не смотря на указания воспитателя.