Файл: Курс лекций Москва 2010 2 оглавление страницы введение 56.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 694
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
146 голоду. В то же время в США и Западной Европе доля расходов на питание колеблется вокруг 10%.
И последнее. Чтобы практическое деление благ на предметы первой необходимости, предметы роскоши и т. д. было обоснованным, надо не учитывать воздействие на потребление прочих факторов, не связанных с доходом. Стало, например, известно, что в июле доходы жителей нашего города оказались выше, чем в январе, а покупки шуб снизились. Вряд ли можно, однако, утверждать на этом основании, что шуба – малоценное благо, поскольку в данном случае на ее потребление оказали влияние климатические условия.
4. Эластичность предложения по цене
Как мы помним, от цены зависит не только спрос, но и предложение данного товара. Прямая эластичность предложения по цене (
P
s
E
) показывает, на сколько процентов изменяется предложение товара (s), при изменении цены этого товара (p) на 1%.
Формула расчета коэффициента эластичности:
%)
(
в цены
Изменение
%)
(
в я
предложени
Изменение
E
P
s
=
Соответственно эластичность предложения по цене в данной точке исчисляется по формуле: q
P
*
Δp
Δq
E
p s
=
, где P и q – значения цены и предложения в данной точке, ∆P и ∆q –
абсолютные изменения цены и предложения.
Если Вы не понимаете, откуда взялась приведенная формула, Вам следует вернуться к п. Б первого вопроса данной темы.
Если задана функция предложения от цены, то для точного нахождения коэффициента эластичности в данной точке используется формула:
147 q
p
*
dp dq
E
p s
=
Обоснование формулы найти в п. Ж первого вопроса этой темы.
Поскольку кривая предложения обычно имеет положительный наклон (величина предложения растет по мере роста цены и снижается вместе с ее падением), эластичность предложения по цене положительна:
0
p s
E
Чем положе наклон кривой предложения в данной точке, тем эластичнее предложение по цене (рис. 5-6):
Рис. 5-6. Наклон кривой предложения и эластичность предложения по цене q
N
S
2
S
1
P
В т. N, относящейся к кривой предложения S
1
, эластичность предложения по цене выше, чем в той же точке, относящейся к кривой предложения S
2
, поскольку наклон кривой S
1
относительно оси Oq меньше.
Подобно эластичности спроса, эластичность предложения по цене бывает не только прямой, но и перекрестной. Последняя показывает, на сколько процентов изменяется предложение одного товара при изменении цены другого товара на 1%. Например, на сколько процентов вырастет предложение природного газа (добываемого попутно с нефтью) при возрастании цены нефти на 1%.
В отношении прямой эластичности предложения по цене возможны три случая:
1. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в большей степени, чем цена, то предложение эластично по цене. В этом случае:
1
p s
E
148 2. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в меньшей степени, чем цена, то предложение неэластично по цене. В этом случае:
1
p s
E
0
3. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в той же степени, что и цена, то предложение характеризуется единичной эластичностью по цене. В этом случае:
1
p s
E
=
Пусть функция предложения линейна: q=a+bp. Рассчитаем эластичность предложения по цене: bp a
p
*
b q
p
*
dp dq
E
p s
+
=
=
Выводы:
-
Если параметр «а» равен нулю, то эластичность во всех точках функции равна 1 независимо от наклона кривой предложения;
-
Если параметр «а» больше нуля, то эластичность во всех точках функции меньше 1 независимо от наклона кривой предложения;
-
Если параметр «а» меньше нуля, то эластичность во всех точках функции больше 1 независимо от наклона кривой предложения.
Графически это выглядит так (рис. 5-7):
Рис. 5-7. Эластичность предложения по цене q
E=1
E
>1
E
<1
P
Возможны и крайние случаи (рис. 5-8):
149
Рис. 5-8. Абсолютно эластичное и абсолютно неэластичное предложение q
∞
=
E
P
А q
E=0
P
Б
На рис. 5-8А кривая предложения идет параллельно оси Oq. Это означает, что производители могут увеличивать объем выпуска при неизменной цене – предложение абсолютно эластично по цене
(эластичность предложения бесконечно высока). Напротив, на рис. 5-8Б кривая предложения вертикальна. Это означает, что никакое повышение цены не ведет к росту выпуска – предложение абсолютно неэластично по цене (эластичность предложения по цене равна нулю).
Факторы прямой эластичности предложения по цене:
1. Возможности хранения продукции. Чем они хуже, тем эластичность ниже, поскольку продавцы не имеют возможности придержать товар в ответ на снижение его цены. Пример – клубника.
2.
Фактор времени. Чем короче временной отрезок с момента изменения цены, тем ниже эластичность предложения. В этой связи различают мгновенный, короткий и длительный периоды.
В мгновенном периоде все производственные ресурсы являются неизменными. В связи с этим производители не имеют возможности ответить ростом выпуска на рост цены, и эластичность предложения равна нулю.
В коротком периоде одни ресурсы являются постоянными, а другие переменными. Возможность привлечения дополнительных ресурсов позволяет увеличить выпуск в связи с ростом цены, и эластичность предложения возрастает.
В длительном периоде использование всех ресурсов может быть пересмотрено. Поэтому эластичность предложения по цене максимальна.
150
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1
. Эластичность спроса на товар X по его цене равна -1/4. Отсюда вытекает:
А. Для увеличения выручки цену следует повысить;
Б. Для увеличения выручки цену следует снизить;
В. При повышении цены спрос падает в большей степени, чем возрастает цена;
Г. При повышении цены спрос падает в меньшей степени, чем возрастает цена;
Д. При понижении цены спрос растет в меньшей степени, чем снижается цена;
Е. При понижении цены спрос растет в большей степени, чем снижается цена.
Обоснуйте правильные ответы.
2
. Сокращение добычи нефти странами ОПЕК привело к росту выручки от ее продажи. Объясните это с точки зрения эластичности спроса на нефть по ее цене. Проиллюстрируйте ситуацию графически.
3
. Умеренный рост спроса на нефть привел к резкому повышению ее цены. Объясните. Проиллюстрируйте ситуацию графически.
4
. Владелец парка отдыха хочет увеличить ежемесячную выручку от продажи билетов на аттракционы. Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каких условиях это могло бы увеличить выручку? При каких условиях выручка уменьшится?
5
. Первоначальная цена товара составляла 20 руб. При этом его ежедневный сбыт был 500 шт. После повышения цены до 30 руб. спрос на товар упал до 400 шт. Рассчитайте эластичность спроса по цене. Сделайте выводы о целесообразности повышения цены с точки зрения увеличения выручки производителей данного товара.
6
. Имеются данные о ценах и величинах спроса в двух точках на кривой спроса:
151
P q
400 10 200 20
Рассчитайте эластичности спроса при той и другой цене, а также дуговую эластичность. Сделайте выводы.
7
. Цена на товар выросла с 50 до 60. После ее повышения спрос составил 2400. Рассчитайте первоначальный спрос, если эластичность спроса в начальной точке была равна –2.
8
. Снижение цены товара на 10% привело к росту выручки на 8%.
Рассчитайте эластичность спроса по цене в начальной точке.
9
. При цене 25 руб. величина спроса составляла 100 ед. Цена снижена до 20 руб. Какой должна стать минимальная величина спроса, если он эластичен по цене? (Использовать дуговую эластичность).
10
. Функция спроса на товар: P=50-q/2. Рассчитайте цену и величину спроса в точке, где эластичность спроса по цене по модулю равна 4.
11
. Товар А - малоценный. Доходы потребителей возросли. В свою очередь производители ожидают в будущем роста цен. Нарисуйте график, отражающий изменение рыночного равновесия; укажите на нем новую рыночную цену, а также равновесное количество продаваемого и покупаемого блага.
12
. Эластичность спроса на товар по доходу равна 1/3. Отсюда вытекает:
А. Перед нами малоценный товар;
Б. Данный товар является нормальным;
В. Это предмет первой необходимости;
Г. При снижении дохода потребителя спрос на товар возрастет;
Д. При повышении дохода потребителя спрос на товар возрастет.
Обоснуйте правильные ответы.
13
. Вас, как главного экономиста «Автоваза», просят предсказать изменение выручки от продажи «Жигулей». Для каждого из обозначенных ниже изменений покажите коротко, будет ли выручка увеличиваться, уменьшаться или останется неизменной. Используйте различные виды эластичности спроса для подтверждения своих ответов:
А. Снижение цены, когда спрос эластичен;
152
Б. Рост цены, когда эластичность спроса равна -1;
В. Рост доходов потребителей;
Г. Снижение цен на «Дэу» (заменитель вашей модели).
14
. Приличная студентка тратит свой доход на три блага: духи, пиво и поклонника (соответственно 10%, 30% и 60%). Эластичность ее спроса по доходу на духи равна -2, эластичность спроса на пиво равна 2. Чему равна эластичность спроса по доходу на поклонника?
15
. В городе А среднедушевой доход составляет 1000 руб. в месяц, а в городе Б – 1100 руб. в месяц. При этом жители А ежемесячно выпивают в среднем 10 л. пива, а жители Б – 9 л. Можно ли на основании этих данных утверждать, что пиво является малоценным благом? Ответ обоснуйте.
16
. Используя теорию эластичности, объясните, почему проезд на такси из аэропорта в город ночью стоит дороже, чем днем.
17
. Некий магазин торгует по ночам со скидкой. Можно ли на основе данных о ценах и объемах продаж в дневное и ночное время сделать выводы об эластичности спроса на тот или иной товар по цене? Обоснуйте ответ.
18
. В отрасли действуют 10 фирм, функции предложения которых одинаковы. При цене 5 каждая фирма производит 20 единиц продукции, а эластичность предложения у нее равна 2. Чему равна рыночная эластичность предложения по цене (общая эластичность предложения всех фирм)?
АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
В университетском спортивном клубе теннисные корты обычно загружены на 60%. Пользуются ими примерно в одинаковой степени преподаватели и студенты. Преподаватели платят $20 в час, студенты - $10.
Известно, что спрос преподавателей совершенно неэластичен, а спрос студентов эластичен по цене.
Директор клуба хочет увеличить посещаемость кортов, а также выручку клуба. Для этого он рассматривает две возможности:
-
Установить единую для всех цену $15 за час;
-
Повысить плату для преподавателей до $ 25 в час и снизить ее для студентов до $5.
Объясните, какой из этих вариантов может принести желаемый результат.
Предложите при необходимости свое лучшее решение проблемы.
153
1>1>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 22
ТЕМА 6. ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ
СПРОС
1. Полезность и ее функция. Аксиомы потребительского выбора
2. Количественный подход к анализу полезности. Предельная полезность
3. Порядковый подход к анализу полезности. Кривые и карта безразличия
4. Бюджетное ограничение и оптимум потребителя
5. Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая Энгеля
6. Реакция потребителя на изменение цены. Кривая спроса
1. Полезность и ее функция. Аксиомы потребительского выбора
Рыночный спрос зависит от решений отдельных потребителей.
Делая выбор, люди руководствуются своими потребностями и количеством имеющихся у них денег. В связи с этим возникает вопрос поиска некоей основы для соизмерения различных потребностей. В конце 19 в. в качестве такой основы была предложена полезность.
Полезность данного блага (набора благ) – это степень удовлетворения им той или иной потребности.
Полезность субъективна, поскольку определяется индивидуальными предпочтениями того или иного индивида. Так алкоголик высоко оценивает полезность спиртного, которое объективно вредит его здоровью.
Обычно оценивается полезность не отдельного блага, но набора благ. Дело в том, что удовлетворение потребителя обычно зависит от того, вместе с какими другими благами данное благо потребляется. Так, полезность соли заметно возрастает, если к ней в придачу имеется еще и мясо. Напротив, полезность мясных блюд в рамках «шведского стола» будет ниже при наличии рыбных закусок.
Задача отдельного потребителя состоит в том, чтобы при ограниченных ресурсах приобрести набор благ, приносящий ему наибольшее удовлетворение. Увеличивая получаемую таким образом полезность, потребитель максимизирует свое благосостояние.
154
Функция полезности или функция благосостояния потребителя - это выражение зависимости общего уровня полезности набора благ (TU) от объема потребления различных благ (q i
), входящих в данный набор: TU = f(q
1
, q
2
,…,q n
)
При анализе потребительского выбора исходят из ряда аксиом:
1.
Аксиома полной упорядоченности означает, что потребитель всегда способен сказать, что данный набор лучше, хуже или одинаков для него в сравнении с любым другим набором.
2.
Аксиома транзитивности означает, что если набор А лучше набора В, а набор В лучше или равен набору С, то можно сказать, что набор А лучше набора С.
3.
Аксиома ненасыщения означает, что если данный набор содержит какого-либо блага хотя бы на одну единицу больше в сравнении с другим набором, то такой набор предпочтительнее для потребителя (чем больше, тем лучше). Данная аксиома не учитывает наличие антиблаг, потребление которых ухудшает благосостояние индивида (вино для правоверного мусульманина). На самом деле любое благо при увеличении его количества рано или поздно превращается в антиблаго.
4.
Аксиома независимости потребителя - удовлетворение потребителя зависит от количества полученных им благ и не зависит от количества благ, полученных другими потребителями. Иными словами, предполагается, что людям чужды чувства зависти и сострадания.
Две последние аксиомы в принципе не являются обязательными, однако их использование заметно упрощает построение теории потребления.
Существуют два основных подхода к анализу полезности. Они различаются между собой тем, как можно измерить полезность.
2. Количественный подход к анализу полезности. Предельная
полезность
Количественный подход предполагает, что полезность различных благ для данного потребителя можно измерить в особых гипотетических единицах - ютилах. Иными словами, потребитель, например, осознает, что