Файл: Литература 25 Краткая история развития эргономики 27.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 970

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эргономика и ее место в системе наук

§ 1. Предмет эргономики и ее задачи


Проблемы определения объекта исследования эргономики и тех сторон в этом объекте, которые она изучает, т. е. выявления ее предмета исследования, представляются особо важными для фор­мирующейся научной дисциплины. Указанные определения строят­ся, как правило, исходя из эмпирических данных и в значительной степени из реального научного вклада специалистов, занятых в данной области знания [5, 13, 23, 28, 49, 51, 53, 54].

Эргономика — научная дисциплина, комплексно изучающая че­ловека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятель­ности, связанной с использованием машин (технических средств). Человек, машина и среда рассматриваются в эргономике как слож­ное, функционирующее целое, в котором ведущая роль принадле­жит человеку. Эргономика является одновременно и научной, и проектировочной дисциплиной, так как в ее задачу входит разра­ботка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии, а также со­ответствующих условий труда (деятельности).

Интерес к системам «человек — машина» возник в середине XX в.; он обусловлен тем, что в качестве объектов технического проектирования и конструирования стали все чаще выступать раз­личного рода сложные системы управления производством, транс­портом, связью, космическими полетами и т. п., эффективность функ­ционирования которых во многом определяется деятельностью включаемого в них в качестве ведущего звена — человека. Сочета­ние способностей человека и возможностей машины (или совокуп­ности технических средств) существенно повышает эффективность управления. Несмотря на совместное выполнение функций управ­ления человеком и машиной, каждая из двух составляющих этой сложной системы подчиняется в работе собственным, свойственным только ей закономерностям, причем эффективность функционирова­ния системы в целом определяется тем, в какой степени при ее созда­нии были выявлены и учтены присущие человеку и машине особен­ности, в том числе ограничения и потенциальные возможности.

Предметом эргономики является конкретная деятельность чело­века (группы людей), использующего машины(технические сред­ства], а объектом исследования — система «человек (группа лю­дей) — машина (техническое средство) —среда»
1. Задача оптими­зации таких систем требует комплексного подхода. «Эргономика — это наука плюс техника. Предмет эргономики как науки — деятель­ность человека-труженика и человека-потребителя. Цель эргономи­ки как техники — оптимизация условий труда» [16, с. 14].

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи. Эргономика может, вероятно, существовать и добиваться определенных успехов на стыке психологии, физиоло­гии, гигиены труда и анатомии, однако подлинный прогресс и практическая ценность ее определяются уровнем синтеза в ней че­ловеческого и технического аспектов. Более того, стремление рас­крыть закономерности этого синтеза характеризует эргономику как новую науку особого типа. Решение прикладных проблем эргоно­мики предполагает движение одновременно в двух направлениях — от требований человека к технике и условиям ее функционирова­вия и от требований техники и условий ее функционирования к че­ловеку. Оба эти направления взаимосвязаны, и оптимальные реше­ния находятся, как правило, на их пересечении. Для нахождения таких оптимальных решений недостаточно использовать отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, антропомет­рии и др. Необходимо согласовать эти рекомендации между собой, субординировать и увязать в единую систему требований к тому или иному виду конкретной деятельности и условиям ее осущест­вления. Важны знания (или представления) не отдельных функци­ональных возможностей восприятия, мышления и действий рабо­тающего человека, а его деятельности в целом, причем необходимо учитывать все обстоятельства, от которых зависит успех деятель­ности человека.

Эргономичность техники является целостной характеристикой, наиболее обобщенным показателем, венчающим иерархическую структуру свойств и показателей более низких уровней. Эта це­лостная характеристика вырастает из ряда эргономических свойств техники: управляемости, обслуживаемости, освояемости и оби­таемости. Первые три характеризует органичность включения тех­ники в соответствующие виды деятельности человека (группы лю­дей). Обитаемость техники характеризует приближение условий (среды) ее функционирования к биологически оптимальным параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обес­печиваются нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая ра­ботоспособность, а также достигается уменьшение или ликвидация вредных последствий ее эксплуатации для окружающей среды. Каждое эргономическое свойство техники, в свою очередь, вы­растает из ряда комплексных показателей, которые представляют разные, но взаимосвязанные стороны этих свойств. Комплексные эргономические показатели формируются на основе групповых показателей, которые представляют собой совокупность однород­ных единичных эргономических показателей: социально-психологи­ческих, физиологических, психологических и психофизиологических, антропометрических и гигиенических. Данная иерархическая струк­тура объединяет различные уровни интеграции эргономических показателей. Изучение взаимопереходов одних уровней в другие и составляет собственно исследовательскую задачу эргономики.



Различают две стадии (этапа) в развитии и соответственно два вида эргономики — коррективную и проективную (превентивную), которые соответственно связывают с задачами модернизации су­ществующих машин и систем и с проектированием новых. Приня­тый в коррективной эргономике подход предполагает в каждом случае оптимизацию деятельности поочередно по отдельным факто­рам: психологическдму (тогда значение антропометрического, фи­зиологического и гигиенического факторов заранее принимается как оптимальное либо не учитывается вообще), физиологическому, гигиеническому и т.д. (с теми же оговорками). Затем отдельные, данные суммируются. Вполне очевидно несоответствие подобной суммы идеализированных одномерных моделей реальным условиям протекания деятельности, где все факторы взаимосвязаны и пере­плетены. Если бы эргономике не отводилась роль научной основы комплексного проектирования деятельности, то такая идеализация, широко принятая в научных исследованиях, была бы не только допустимой, но и закономерной, поскольку она позволяет доби­ваться особой строгости результатов и сокращать сроки исследо­ваний отдельных сторон деятельности.

Коррективная эргономика играет немаловажную роль, объеди­няя для решения важных и актуальных проблем специалистов раз­личных областей знания. В коррективной эргономике предприни­маются попытки свести воедино, пусть зачастую и механически, факты, добытые различными науками о труде. Коррективная эрго­номика оказывает определенное положительное влияние на прак­тику проектирования, способствует накоплению отдельных данных о труде.

Формирование проективной эргономики предполагает не только накопление данных о человеческих факторах, но и развитие спе­циальных исследований типичных видов и форм человеческой дея­тельности, создание методов ее анализа и формализации, выявле­ние факторов, определяющих ее эффективность. В свою очередь, эти задачи побуждают анализировать факторы, влияющие на про-текание различных видов деятельности, составлять эргономиче­скую типологию видов деятельности, разрабатывать собственные, специфические, исследовательские методы проективной эргоно­мики.

Проектировщики нуждаются в научно обоснованном инструмен­те проектирования трудовой деятельности, позволяющем оптими­зировать СЧМ. Такой инструмент и призвана дать проективная эргономика, формирование которой позволит нейтрализовать явно наметившуюся тенденцию «рецептурной» эргономики, таящей в се­бе опасность ограничения роли творческого анализа в таком слож­ном и ответственном деле, каким является гуманизация техники и условий труда и быта.


В связи с усиливающейся тенденцией технизации быта специа­листы в области эргономики все большее внимание уделяют ис­следованию человеческих факторов применительно к задачам про­ектирования, создания и оценки технически сложных изделий куль­турно-бытового назначения. Однако в этом направлении сделаны только первые шаги.

Эргономика играет все возрастающую роль и в решении ком­плексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утра­тивших трудоспособность. Такая реабилитация представляет сис­тему государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других ме­роприятий, направленных на возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду. Изучение возможно­стей и особенностей различных категорий инвалидов с целью уче­та полученных результатов при проектировании оборудования об­щественных, административных и жилых зданий, а также отдель­ных помещений, рабочих мест и различных промышленных изде­лий представляет одно из важных направлений эргономики. С этой же целью в эргономике изучаются психофизиологические возмож­ности и особенности людей пожилого возраста.

Имея в качестве основного объекта исследования системы СЧМ, эргономика изучает определенные их свойства. Эти свойства полу­чили название человеческих факторов; они представляют собой ин­тегральные характеристики связи человека и машины (техническо­го средства), проявляющиеся в конкретных условиях их взаимо­действия при функционировании системы, связанном с достижени­ем конкретных целей.

Из приведенного определения человеческих факторов следует, что они не могут быть сведены к взятым самим по себе характери­стикам человека, машины (технического средства), среды. Естест­венно, при их выделении и определении используются фундамен­тальные знания о каждом из этих компонентов системы, имеющие­ся и получаемые в соответствующих изучающих их науках. Из приведенного определения следует также, что характеристики и свойства, фиксируемые в понятии человеческих факторов, пред­ставляют собой не отдельные изолированные признаки компонентов СЧМ, а являются ее совокупными, системными качествами. «Новое качество, возникающее как продукт интеграции, соедине­ния в единое целое многих элементов, дает нечто большее, чем сумма частей, оно отражает некие общие кооперативные свойства данного множества явлений и представляет собой определенность надындивидуальную» [19, с. 83].


По отношению к свойствам — качествам компонентов СЧМ че­ловеческие факторы представляют собой качества второго порядка, возникающие как результат интеграции, воплощения в единое це­лое природных качеств, характеризующих среду, предметных ка­честв, характеризующих машину (техническое средство), функци­ональных, в том числе и социальных качеств, характеризующих человека. Эргономику интересуют не все возможные «первичные» качества человека, машины, среды, а лишь те, которые определя­ются положением и ролью человека в СЧМ — именно поэтому они называются человеческими факторами. Это не значит, что число та­ких качеств невелико. По-видимому, наиболее совершенными и эф­фективными будут такие модели, в которых количество свойств, качеств человека, поставленных в функциональную связь с его положением в системе, с ее природными и предметными качества­ми, является максимальным. Именно поэтому для оптимизации деятельности человека и обеспечения эффективности СЧМ недоста­точно компетенции отдельных наук, изучающих различные аспек­ты трудовой деятельности.

Эргономика должна обеспечить определение необходимой и достаточной номенклатуры функциональных связей между компо­нентами СЧМ, поскольку только в этом случае последняя и может приобрести статус системы, обладающей заданной эффективностью и отвечающей определенным критериям. Номенклатура функцио­нальных связей должна быть конструктивной (а не бесконечной) и отвечать целому ряду критериев оценки СЧМ, как техническим (стабильность, надежность, помехоустойчивость), так и социально-экономическим. Конкретно это выражается в том, что эргономика не просто оперирует различными наборами исходных свойств, ка­честв, показателей (гигиенических, физиологических, психологи­ческих, социально-психологических, технических, экологических и пр.), добываемых в соответствующих науках, а трансформирует их в системные качества путем установления между ними необхо­димого числа функциональных связей.

Человеческие факторы, понимаемые как важнейшие интеграль­ные характеристики СЧМ, представляют собой, таким образом, не­которую суперпозицию исходных показателей, а соответственно и фиксированные (или динамичные) функциональные связи между элементами и компонентами СЧМ. Поскольку система «человек — машина» представляет собой определенную функциональную струк­туру, то с эргономической точки зрения человеческие факторы вы­ступают как основные, системообразующие элементы, или таксоно­мические единицы анализа функциональной структуры системы.