Файл: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КНИГОПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 Книгопечатная продукция как объект товароведной экспертизы

1.1 Классификация ассортимента книгопечатной продукции

1.2 Характеристика ассортимента книгопечатной продукции

1.3 Анализ основных потребительских свойств книгопечатной продукции

2 Анализ требований нормативной документации, используемой при оценке качества книгопечатной продукции

2.1 Описание порядка и методики проведения оценки качества

2.2 Характеристика методов, применяемых при оценке качества книгопечатной продукции

2.3 Характеристика нормативных требований к качеству и дефектов книгопечатной продукции

3 Экспертное исследование книгопечатной продукции, реализуемой на рынке

3.1 Проверка соответствия упаковки и маркировки книгопечатной продукции требованиям нормативных документов

3.2 Проверка соответствия показателей качества книгопечатной продукции требованиям нормативных документов

3.3 Оформление результатов оценки качества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Открытки, приглашения - листовое малоформатное печатное издание, отпечатанное с обеих сторон на материале с повышенной жесткостью.

Лицевую сторону открытки занимает полноформатное изображение, обратная сторона предназначена для написания сообщения или поздравления. Ни одно торжество и праздник невозможно представить без открыток. Маленькие поздравительные открытки дарят людям много радости, положительных эмоций. Их долго хранят, так как они напоминают нам о счастливых моментах нашей жизни.

Стикер представляет из себя разновидность рекламных наклеек. Рекламные наклейки весьма популярны в наше время, их приклеивают на стекла автомобилей, двери магазинов, раздают в качестве сувениров и т.д. Материалом для изготовления стикеров служит бумага или синтетический материал. Как правило, на одной стороне материала нанесено изображение, с другой стороны - защитный слой. После отсоединения защитного слоя из пленки или бумаги, наклейку можно приклеить, благодаря клеевому слою, находящемуся под защитной пленкой.

Плакаты, постеры, баннеры – являются видом печатной рекламы большого формата (от А3 до А0). Самыми популярными форматами печати плакатов являются А2 и А3 [4].

Область применения и использования плакатов очень широка: это и средства для оформления офисных помещений, выставочных стендов, залов для переговоров и презентаций. Плакаты могут выступать в качестве красочных и ярких POS-материалов, являющихся средством привлечения покупателей. Также печать плакатов является одним из основных способов наружной рекламы.

Ежедневники и планинги являются более дорогой продукцией, по сравнению с блокнотами. Но цель у них та же - регулярно напоминать своему владельцу о Вашем существовании. Однако, так как в отличие от блокнотов, планинги и ежедневники, стоят недешево, в качестве раздаточного материала на выставках, конференциях или презентациях, они никак не подходят. Ежедневники представляют собой прошитые нитками книжки в твердом переплете, а планинги - изделия в переплете на металлическую пружину, также имеющие твердую обложку. Основным отличием ежедневника от планинга является то, что в ежедневнике каждому дню отводится отдельная страница, а в планинге обычно страницу отводят под целую неделю. Готовые изделия выпускают либо с уже проставленными датами конкретного года, либо без дат (недатированными).

В ежедневники и планинги могут включать разную полезную информацию: телефонные коды стран и городов, схему метро, национальные валюты, калорийность пищи. Подобное изделие выполняет еще и функцию минисправочника.


Бланк - один из самых распространенных продуктов полиграфии. В деловом мире совершенно невозможно обойтись без печати бланков, необходимых для осуществления делопроизводства компании.

Фирменные бланки являются одними из самых распространенных и действенных рекламных носителей. Разработка дизайна изделия - один из основных шагов при создании фирменного стиля. Фирменный бланк представляет из себя бумагу с реквизитами фирмы (адресом, телефоном, электронной почтой). На нем располагается логотип компании, графические элементы фирменного стиля. Вместе с визитками, конвертами, буклетами, листовками и другой полиграфической продукцией, бланки работают на создание имиджа компании.

1.3 Анализ основных потребительских свойств книгопечатной продукции

Потребительских свойств у книгопечатной продукции несколько, перечислим основные:

1. Социальные свойства. Данное свойство определяет книгу, как источник информации, имеющий определенное социальное назначение. По социальному назначению литературу можно разделить на научную, художественную, официальную, учебную, научно-популярную, справочную и т.д. В отдельную категорию эксперты выделяют редкие и эксклюзивные издания, которые представляют ценность для коллекционеров.

2. Функциональные свойства. Как следует из названия свойства, оно отражает назначение книги, которое вытекает из ее содержания. Ценность содержания книги характеризуется многими факторами. Для научных изданий особенно ценится достоверность информации и ее изложении с научной точки зрения; для учебных – доступность для понимания; для художественных – занимательность; для справочных – актуальность. Для оценки функциональных свойств издания эксперту нужно обращать внимание на выходные данные, такие, как аннотация, предисловия, реферат, введение, они позволят быстро оценить издание. Также для оценки функциональных свойств анализируют имя автора. Так, если этот автор широко известен публике, то его произведения уже ценятся высоко. Помимо этого эксперту стоит уделить внимание издательству, выпустившему книгу, и объему самого издания.

3. Эргономические свойства. Эргономические свойства книжного издания определяют его удобство и безопасность для здоровья читателя. При оценки эргономичности книги эксперту стоит обратить внимание на удобочитаемость текста (длина строки, размер шрифта, межстрочный интервал), удобство держания книги в руке, удобство раскрывания.


4. Эстетические свойства. К ним относят художественное оформление книги, как обложки, так и внутреннего содержания.

5. Надежность. Данное свойство подразумевает возможность издания выполнять свои функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели. Таким образом, надежность можно определить по качеству бумаги, по переплету, по способу соединения переплета с блоком [5].

6. Безопасность – данный показатель определяется такими параметрами как биологическая и химическая безопасность.

К показателям биологической безопасности относятся: шрифтовое оформление текста в соответствием с физиологическими особенностями зрения, оптическая плотность фона, размер кегеля шрифта, качество используемой бумаги, размер корешковых полей, качество наглядных изображений и рисунков и др.

Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества [6].

Так, например, согласно ТР ТС 007/2011, для детей до трех лет включительно химические соединения не должны превышать в модельную среду:

- фенол - 0,05 мг/дм3 или сумма общих фенолов – 0,1 мг/дм3;

- формальдегид - 0,1 мг/дм;

- свинец - 90 мг/кг;

- цинк - 1,0 мг/ дм3 мышьяк - 25 мг/кг;

- хром (III) и (VI) - 60 мг/кг;

Для детей старше трех лет в воздушную среду в количестве, превышающем:

- фенол - 0,003 мг/м3;

- формальдегид - 0,003 мг/м.

Вывод: книгопечатная продукция - это изделие, выполненное типографским способом. Книгопечатная продукция классифицируется по различным признакам: по целевому назначению, содержанию информации, конструкции, периодичности, структуре.

Ассортимент современной книгопечатной продукции очень широк. Книгопечатная продукция обладает такими потребительскими свойствами как: социальные, функциональные, гигиенические, эстетические, эргономические. Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической и биологической безопасности и не должна выделять вредные вещества.

2 Анализ требований нормативной документации, используемой при оценке качества книгопечатной продукции


2.1 Описание порядка и методики проведения оценки качества

Книгопечатное издание – это материальный носитель информации, состоящий из обложки и бумажных страниц, оно представляет собой продукт интеллектуальной деятельности, то есть стоимость книги состоит не только из затрат на ее производство, но и из оплаты гонорара писателя, редактора и других специалистов, работавших над содержанием книги. Именно эта особенность книгопечатных изданий делает проведение товароведческой экспертизы весьма специфичной.

Исследование книгопечатной продукции проводится с целью выяснения качества изготовленной печатной продукции, ее соответствиям договору, стандартам, техническим условиям, а также правилам, применяющимся к соответствующему виду полиграфических изделий, проверки соблюдения издательско-полиграфических технологий при производстве объектов исследования.

Берясь за производство товароведческой экспертизы того или иного книгопечатного издания, эксперту важно установить его вид. Существует несколько видов книгопечатных изданий: текстовые, нотные, картографические, издания со шрифтом Брайля, изоиздания (сюда относятся атласы, энциклопедии и любые другие издания, большая часть которых занята изображениями). Поняв, к какому виду относится издание, эксперту будет проще разобраться в его потребительских свойствах и подобрать методику проведения экспертизы.

При проведении экспертизы книгопечатной продукции решаются следующие вопросы:

- соблюдение технологии производства печатной продукции, включая все этапы производства;

- правильность оформления знаков авторского права;

- правильность подбора материалов (бумага, краска, переплетные материалы) для полиграфического оформления печатной продукции;

- соответствие книгопечатной продукции оригиналу или оригинал-макету;

- наличие отклонений и дефектов;

- соответствие книгопечатной продукции требованиям и нормам.

2.2 Характеристика методов, применяемых при оценке качества книгопечатной продукции

Исследование качества книгопечатной продукции может проводиться различными способами – как органолептическим методом, так и с использованием специализированных методик и приборов.


Поскольку любое печатное изображение предназначено для человека, то оценка качества воспроизведения должна проводиться в соответствии и с учетом психологии восприятия. А это означает, что психологическая оценка является достаточно надежным способом определения точности или качества печатного изображения. Поэтому широкое распространение для оценки качества изображения получил метод визуальной экспертизы. Визуальная оценка качества изображения проводится путем опроса нескольких экспертов. На основании усреднения их оценок получают достаточно достоверные представления о качестве. Существует два вида экспертных оценок: абсолютные и относительные. Абсолютные оценки качества обычно проводятся по пятибалльной системе. При сравнительных оценках наблюдатель ранжирует набор изображений, т. е. располагает их в ряд по убыванию качества. Визуальная экспертиза проводится также для оценки погрешностей, обнаруживаемых на изображении. Не указывая на характер погрешности, наблюдатель отмечает степень ее выявленности на изображении словами типа: незаметно, еле заметно.

Методы визуальной оценки используются как для определения качества изображения по сравнению с эталоном, например, тиражного оттиска с оттиском, полученным при проведении пробного печатания этикетки, так и для попарного сравнения оттисков в процессе печатания тиража.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что визуальным методом проводится не только комплексная оценка всего изображения в целом, но и оценка отдельных различимых глазом погрешностей.

Инструментальная оценка признаков качества проводится при помощи приборов и сопровождается указанием технологических факторов и режимов - причин, приводящих к изменению данного признака.

Показатель качества, характеризующий одно из свойств печатного изображения, называют единичным. Отдельные единичные показатели качества могут оцениваться не только визуально, но и с помощью объективных методов, а это значит, что оно могут быть оценены количественно, так как являются размерными величинами.

Качество печатного изображения обычно оценивается на основании определения значений следующих единичных показателей:

1. Оптическая плотность.

2. Цветовой тон, чистота цвета, светлота.

3. Совмещение отдельных красок.

4. Четкость воспроизведения.

5. Растискивание.

6. Равномерность распределения краски на оттиске [7].

Каждый из этих показателей может быть измерен и выражен размерными (или безразмерными) единицами. Оптическая плотность определяется на денситометре, ее значения выражаются в единицах оптической плотности. Цветовые характеристики устанавливаются измерением цвета выбранных участков оттиска на спектрофотометре или на трехфильтровом денситометре. Совмещение отдельных красок определяется по специальным меткам или шкалам, расположенным на оттиске, и измерение степени расхождения (или совпадения) их оценивается с помощью измерительной лупы или микроскопа.