Файл: Учебнометодическое пособие для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 961

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Фаза ориентировочного жевания - различные по ритму и амплитуде волны. В начале дробления целого куска у волн волнообразные подъемы (свидетельствуют об увеличении жевательного давления и выборе жевательным аппаратом нужного давления) и плоские вершины (плато). Как только сопротивление пищи преодолено, плато переходит в пологое нисходящее колено.

4. Фаза основного жевания - правильное чередование жевательных волн. При жевании мягкой пищи волны частые, подъемы и спуски равномерные. В начале жевания твердой пищи волны редкие, «петли смыкания» выше уровня покоя. При раздавливании пищи (вертикальные движения челюсти) регистрируется прямая площадка петли, при растирании (горизонтальные движения нижней челюсти) появляется волнообразный подъем в середине петли.

5. Фаза формирования пищевого комка и начало глотания имеет волны постепенно уменьшающейся амплитуды. Пищевой комок формируется и глотается в один прием при жевании мягкой пищи, в несколько приемов – при жевании твердой пищи.




Мастикациограммы нормального жевания веществ различной консистенции: а) драже; б) сухаря; в) ядра ореха; г) мягкого хлеба.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

К занятию необходимо повторить следующие вопросы:

  • анатомию и особенности гистологического строения органов ротовой полости, слюнных желез, пищевода;

  • гистологические и физиологические особенности экзокринных желез и гладких мышц;

  • раздел физиологии «Вегетативная нервная система»;

  • раздел физиологии «Вкусовая сенсорная система».

Подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Общая характеристика процесса пищеварения. Конвейерный принцип организации пищеварительных процессов.

  2. Типы пищеварения.

  3. Основные принципы регуляции процессов пищеварения.

  4. Функциональная характеристика вегетативной иннервации органов пищеварения.

  5. Роль кровоснабжения в регуляции функциональной активности пищеварительных желез.

  6. Пищеварение в ротовой полости. Количественная и качественная характеристика слюны. Методы исследования процесса слюноотделения. Роль слюны в пищеварении.

  7. Нервная регуляция слюноотделения. Функциональная характеристика симпатической и парасимпатической иннервации слюнных желез. Условнорефлекторные и безусловнорефлекторные механизмы регуляции саливации, их экспериментальные модели.

  8. Моторная функция ротовой полости. Физиология акта жевания и акта глотания. Методы исследования процесса жевания.

  9. Функциональная система процесса жевания. Схема жевательного рефлекса.

  10. Регуляция акта глотания.

  11. Секреторный и моторный компонент функционирования пищевода. Работа верхнего и нижнего пищеводных сфинктеров.


Выполнить письменно:

  1. нарисовать схему иннервации слюнных желез;

  2. нарисовать схему жевательного рефлекса;

  3. написать состав слюны.



Практическая работа
Работа 1: Исследование рН ротовой жидкости в покое и после воздействия раздражителей.

Методика работы.

Работа выполняется на добровольцах.

Для работы необходимы: универсальный индикатор определения рН, чашка Петри, сахар, жевательная резинка без сахара, питьевая вода для полоскания рта.

Ход работы:

  1. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот.

  2. Через 5 мин кусочек индикаторной бумаги смачивают ротовой жидкостью и по эталонной шкале определяют величину рН.

  3. Испытуемому предлагают разжевать кусочек сахара и через 20 мин вновь измеряют рН ротовой жидкости индикаторной бумагой.

  4. Испытуемый в течение 5 минут тщательно разжевывает жевательную резинку без сахара.

  5. Кусочек индикаторной бумаги смачивают ротовой жидкостью и по эталонной шкале определяют величину рН немедленно после прекращения жевания жевательной резинки и через 20 мин после окончания жевания.

Рекомендации к оформлению протокола:

Результаты эксперимента занести в таблицу:

Характер воздействия

рН ротовой жидкости

Базальный уровень рН




После разжевывания сахара




Тотчас после использования жевательной резинки




Через 20 мин после использования жевательной резинки






По результатам эксперимента построить диаграмму (приведены ориентировочные значения) (см. рисунок).


В выводе пояснить терминологические отличия понятий «слюна» - «ротовая жидкость», дать характеристику физико-химических свойств слюны, перечислить основные функции слюны, пояснить причины изменения рН ротовой жидкости после оказываемых воздействий и возможную роль изменения состава ротовой жидкости в развитии различных заболеваний ротовой полости.


Работа 2. Исследование величины слюноотделения у человека в покое и при действии безусловных и условных раздражителей.

Методика работы.

Работа выполняется на добровольцах.

Для работы необходимы: стерильные марлевые салфетки, пинцет, весы, разновес, спирт, 1% соляная кислота, питьевая вода для полоскания рта.

Ход работы:

ОПЫТ А - исследование слюноотделения в покое

  1. Тщательно взвешивают марлевую салфетку и записывают результат.

  2. Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.

  3. Через 1 мин салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.

  4. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.

  5. Величину слюноотделения в покое подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.

  6. Оценивают полученный результат. В норме скорость секреции слюны в покое натощак составляет около 0,5 мл/мин.

ОПЫТ Б - исследование влияния безусловного раздражителя (1% соляная кислота) на величину слюноотделения

  1. Тщательно взвешивают новую марлевую салфетку и записывают результат.

  2. Язык испытуемого смачивают несколькими каплями слабого (1%) раствора соляной кислоты.

  3. Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.

  4. Через 1 мин салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.

  5. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.

  6. Величину стимулированного слюноотделения подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.

  7. Оценивают полученный результат. В норме воздействие слабокислого раствора является безусловным раздражителем, увеличивающим величину слюноотделения.

ОПЫТ В - исследование влияния умеренного стрессового воздействия на величину слюноотделения

  1. Тщательно взвешивают новую марлевую салфетку и записывают результат.

  2. Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.

  3. Испытуемый задерживает дыхание на максимально возможный срок.

  4. Через 2 мин после начала опыта салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.

  5. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.

  6. Величину слюноотделения в опыте подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки. При этом для вычисления величины слюноотделения за 1 мин полученный результат делят на два.

  7. Оценивают полученный результат. В норме воздействие стрессорного раздражителя уменьшает величину слюноотделения за счет активации симпатической нервной системы.


ОПЫТ Г - исследование влияния условного раздражителя на величину слюноотделения.

  1. Тщательно взвешивают новую марлевую салфетку и записывают результат.

  2. Взвешенную марлевую салфетку кладут испытуемому на спинку языка и предлагают закрыть рот.

  3. В течение 1 мин испытуемому красочно и эмоционально рассказывают о лимоне.

  4. Через 1 мин после начала опыта салфетку извлекают из ротовой полости и вновь тщательно взвешивают.

  5. Испытуемому предлагают тщательно прополоскать рот питьевой водой.

  6. Величину слюноотделения в опыте подсчитывают по разности между массой салфетки после проведения опыта и исходной массой салфетки.

  7. Оценивают полученный результат. В норме рассказ о лимоне индуцирует резкое усиление слюноотделения.

Рекомендации к оформлению протокола:

Результаты эксперимента занести в таблицу:


Характер воздействия

Количество слюны (в г)

1. Базальное слюноотделение




2. Воздействие 1% соляной кислоты




3. Задержка дыхания




4. Разговор о лимоне






По результатам эксперимента построить диаграмму (приведены ориентировочные значения) (см. рисунок).

Зарисовать схемы рефлекторных дуг слюноотделительных рефлексов для каждого опыта.

В выводе охарактеризовать 1) роль различных регуляторных механизмов в функционировании слюнных желез; 2) биологический смысл реакций, наблюдаемых в эксперименте; 3) пояснить причины возможных индивидуальных вариаций реакции испытуемых на исследуемые воздействия.



Работа № 3.

Мастикациография

Методика работы.

Работа выполняется на добровольцах.

Для работы необходимы: резиновая манжетка, тройник, зажим, резиновые трубки, капсула Марея, штатив, кимограф, бумага для записи, мягкий хлеб, сухари.

Ход работы:

1. Резиновая манжетка прибора для записи, соединенная с капсулой Марея, фиксируется под нижней челюстью испытуемого. При жевании изменения давления в манжете передаются через трубки на капсулу Марея и регистрируются на кимографе.

2. Испытуемому предлагают прожевать кусочек хлеба и записывают мастикациограмму.

3. Испытуемому предлагают прожевать кусочек сухаря того же размера и записывают мастикациограмму.

Рекомендации к оформлению протокола:

Вклейте (зарисуйте) мастикациограммы в тетради для протоколов.



Рис. Мастикациограмма, полученная при жевании мягкого хлеба



Рис. Мастикациограмма, полученная при жевании сухаря
Проведите анализ мастикациограмм по следующему плану:

  1. Сравните фазу покоя мастикациограмм при жевании хлеба и сухаря.

  2. Сравните фазу введения пищи в рот мастикациограмм при жевании хлеба и сухаря.

  3. Оцените амплитуду и ритм жевательных волн в фазу ориентировочного жевания на обеих мастикациограммах. Охарактеризуйте особенности вершин и нисходящих колен.

  4. Сравните частоту жевательных волн в фазу основного жевания на обеих мастикациограммах. Дайте качественную характеристику «подъемам» и «спускам» жевательных волн.

  5. Определите, во сколько приемов формируется пищевой комок в последней фазе мастикациограмм при жевании хлеба и сухаря.