Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 388
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок-зачет по русскому языку в 3-м классе по традиционной системе обучения "Состав слова"
Тема: Состав слова.
Цели: Проверить теоретический материал по теме “Состав слова” в условиях развивающего обучения; закрепить умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний; умение выполнять задания с альтернативным типом ответов (да – нет, правильно – неправильно); проверить уровень обученности учащихся по данной теме; развивать умения осмысленно осуществлять самоанализ (рефлексия).
Оборудование: магнитофон с медленной музыкой; нагрудные карточки “Психолог”, “Подводящие итоги”; таблица “Состав слова”; зачётные книжки; таблица “Куча – мала”; телеграммы с текстом; цветные карточки с текстом по уровню трудности; карточки “Обведи цифру”; тест по теме “Состав слова”; плакат “Почта”; таблица “Ягодные и мясные суффиксы”.
Ход урока.
I. Психологический настрой (звучит медленная музыка).
У: Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).
У: Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите узнать?
Д: Да, конечно.
(Дети хором читают с доски высказывание “Мир освещается солнцем, а человек знанием”).
У: Как вы понимаете это выражение?
Д: Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.
У: А где получают знания?
Д: В школе, в колледже, читая книги.
У: А кто знает, как объяснить слово школа?
Д: По-гречески слово школа обозначает – досуг.
II. Установка.
У: Какое у вас сегодня настроение?
Д: Хорошее, спокойное, готовы работать.
У: Мы всё успеем сделать и покажем на уроке хорошие знания.
У: Урок у нас сегодня необычный. Называется он - (дети читают с доски) “Урок-зачёт”.
III. Знакомство с зачётными книжками. (Дети изготавливают их заранее на уроках труда. Это половинки обычной тетради, на которых написаны фамилии и имена учащихся)
У: На партах у вас лежит зачётная книжка. В ней вы будете выполнять задания и оценивать их. В конце урока мы подсчитаем средний балл.
IV. Выбор “психолога” и “подводящего итоги”.
У: Для того, чтобы на уроке у нас сохранилось хорошее настроение, не было обид, мы выберем психолога. Он будет следить за работой и сделает свои выводы. “Подводящий итоги” оценит нашу работу в конце урока мы их послушаем.
V. Чтение плана с доски. (Учащиеся читают пункты плана вслух с доски).
-
Определение темы урока. -
Игра “Угадай, кто я”. -
Игра “Куча – мала”. -
Разбор по составу. -
Блиц-опрос “Цветная проверка”. -
“Обведи цифру”. -
“Удивляй”. -
Тест. -
Итог урока.
VI. Определение темы урока.
У: Для того, чтобы определить тему урока, давайте покажем свои знания. Я буду задавать вопросы, а вы коротко записываете ответы на них. Откройте зачётную книжку, поставьте цифру один (учитель зачитывает вопросы:
-
Предлог – это часть слова? (нет) -
Приставка – это слово? (нет) -
Какая часть слова самая главная? (корень) -
Как обозначаем окончание при разборе по составу? (окошком) -
Какая приставка в слове побежали? (по) -
Какое окончание в слове соседка? (а) -
Есть ли одинаковые приставки и предлоги? (да) -
В слове сад окончание нулевое? (да) -
Приставка служит для связи слов? (нет) -
Какой суффикс в слове домик? (ик) -
Предлоги пишутся отдельно? (да)
У: Делаем проверку. Один ученик зачитывает ответы, а остальные проверяют у себя в зачётной книжке. (После проверки учащиеся оценивают работу по пятибальной системе: “5” - ошибок нет; “4” - одна – две ошибки; “3” - три ошибки. Ученик ставит вместо оценки точку, если ошибок более трёх. После проверки открывается тема урока на доске. “Состав слова”).
VII. Игра “Угадай, кто я”.
У: Для чего нужно хорошо знать состав слова?
Д: Чтобы грамотно писать, правильно определять орфограмму в слове.
У: Проведём игру “Угадай, кто я”. Я читаю загадки, а вы записываете отгадки. Ставим в зачётной книжке цифру два, начинаем работу.
-
Часть я очень главная, в слове я живу. Без меня нет смысла ни розе, ни ежу (корень) -
Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово и добавка. Называюсь я (приставка). -
Ну а я частичка. Обозначусь я, как птичка. Только вот наоборот. Это каждый разберёт (суффикс) -
Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу, какой смысл в каждом предложении, я всем и сразу расскажу (окончание) -
Без окончания, часть слова. Называюсь я … (основа)
(Проходит поверка, ученики оценивают свою работу. Предоставляется слово “психологу”. Он даёт советы детям:
-
Помоги другу. -
Учитесь слышать и слушать. -
Работать надо дружно.)
У: Давайте учтём советы психолога.
VIII. Игра “Куча – мала”.
У: Игра нехитрая штука, да в каждой игре – наука. (Каждому ребёнку раздаются индивидуальные карточки. Учитель объясняет задание:
-
Соединить стрелкой родственные слова. -
Обвести “лишнее” слово.
После выполнения задания учащиеся обмениваются карточками в парах, делают проверку и оценивают друг друга. Если в работе допущено более трёх ошибок, вместо оценки ставится точка. Так выглядит карточка после проверки:
У: Почему слово водит “лишнее”?
IX. Разбор по составу.
У: В гости почта к нам пришла, письма всем нам принесла. (Вывешивается плакат “Почта”).
У: Кто отгадает загадку, тот и будет почтальоном.
Загадка: Как только снег растает, бежим за ним бегом. И будем любоваться красивым тем цветком.
Д: Подснежник.
У: Запишите слово в зачётную книжку и разберите его по составу. (Дети выполняют задание с последующей проверкой в парах).
(Выходит почтальон, который отгадал загадку, и раздаёт детям телеграммы, в которых написаны вопросы. Примерные вопросы в телеграммах:
-
Что такое корень? -
Что такое окончание? -
От данных слов образуй родственные слова: берёза, бег, полёт. -
С помощью приставки и суффикса образуй однокоренные слова от слов: сад, езда, рубить. -
Прочитай вслух слова и назови “лишнее”: берег, береговой, беречь, бережок. -
Объясни значение слов: шиповник, танкист, часовщик, чайник, связист, подоконник. -
Как образуются однокоренные слова? -
Для чего служат предлоги и приставки? -
Раздели на группы следующие слова: домик, лесной, кормушка, поездка, серенький, белый, вход, шёл. (Ответ: существительные и прилагательные, слово шёл “лишнее”. Это глагол.)
И т. д. (Дети читают вслух телеграммы и отвечают на свой вопрос. Ответ оценивается учителем. Учитывается полнота и правильность ответа).
X. Физминутка.
-
Игра “Сломанная кукла” (звучит детская музыка).
У: Очень часто игрушки ломаются, но им можно помочь. Слушая музыку, изобразите куклу, у которой оборвались верёвочки. Походим, поворачиваемся из стороны в сторону. Мастер наладил куклу. Расправьте плечики, поднимите голову, выпрямите ножки. Кукла здорова. Теперь она красивая и нарядная (музыка заканчивается). Похвалите друг друга.
У: Ребята, вы волнуетесь, когда отвечаете? Давайте проведём упражнение на правильное дыхание. Глубоко вдохните, говорите “Я - птица”, выдохните, вдохните, говорите “Я - цветок”, выдохните, говорите “Я - лёгкие облачка”. Молодцы! Продолжаем урок.
XI. Блиц-опрос “Цветная проверка”.
(Детям раздаются индивидуальные карточки трёх цветов по степени трудности: красные – сильным учащимся; зелёные – средним учащимся; жёлтые – слабым учащимся. Учитель вслух не афиширует способности детей. На карточках заранее подписаны фамилии и имена детей).
У: Ребята, внимательно прочитайте каждый свою карточку и начинайте выполнять. (Проверка выполняется в группах по цвету карточки.)
XII. Обведи цифру.
У: Ребята, нужно уметь считать не только на уроке математики. Детям раздаются индивидуальные карточки одинакового содержания:
(После самостоятельного выполнения карточки, делается коллективная проверка вслух. У детей должны быть обведены цифры: 1, 2; 1, 4; 1, 3, 4. Оценка выставляется в зачётную книжку.)
XIII. Удивляй.
У: Для чего нужны суффиксы? Какие суффиксы вы знаете? Для чего они нужны?
Д: Суффиксы служат для образования новых слов.
У: А я знаю “ягодные” и “мясные” суффиксы. Вы хотите их узнать? (Вывешивается плакат).
(Слова зачитываются вслух. Дети находят в них суффиксы.)
У: “Ик” – это ягодные суффиксы, а “ин” – мясные.
XIV. Тест – контроль.
У: Ребята, сейчас мы проверим, как вы хорошо усвоили тему “Состав слова”. Проведём тест. Вам нужно внимательно слушать и правильно поставить номер ответа.
ТЕСТ.
№ | Вопрос | Ответ № 1 | Ответ № 2 |
1. | Что такое приставка? | Слово | Часть слова |
2. | Что такое предлог? | Часть слова | Слово |
3. | Где стоит суффикс? | Перед корнем | После корня |
4. | Какая часть слова главная? | Корень | Суффикс |
5. | Слово вход состоит из… | Корня | Приставки и корня |
6. | В слове добрый суффикс… | Есть | Нет |
7. | Выберите однокоренное слово к слову лиса | Лесовик | Лисёнок |
(Дети выбирают номер правильного ответа № 1 или № 2. При проверке у детей должна получиться следующая запись: 2, 2, 2, 1, 2, 2, 2. Оценка выставляется в зачётную книжку.)
XV. Итог.
У: Быстро время пролетело и идёт к концу урок. Так давайте без задержки подведём всему итог. Слово предоставляется “психологу”.
Психолог: Я думаю, что на уроке было интересно. Обстановка доброжелательная.
Мои товарищи работали дружно, быстро. Хочу пожелать, чтобы дети были внимательнее.
У: Послушаем “Подводящего итоги”.
“Подводящий итоги”: На уроке много сделали, справились со всеми заданиями.
Качество работы, кроме детей оценит и учитель. Поднимите руки у кого больше оценок “5”.
Моё предложение, чтобы и на следующих уроках продолжать работу по теме
“Состав слова”.
У: Ребята, положите карточки в свои зачётные книжки и сдайте на проверку. Вам
понравился урок?
Прозвенел опять звонок и закончился урок!
Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите.
Это нужно детворе для здоровья, при игре.
Спасибо за урок!
Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе
Тема:Саша Чёрный «Воробей»,«Слон» 2 урок
Данный урок - второй из двух уроков литературного чтения по этой теме. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.
Тип урока: комбинированный.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования навыков выразительного чтения стихов, познакомить с произведениями Саши Черного «Воробей» и «Слон»; формировать умение анализировать стихотворение; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему.
Планируемые результаты:
- Личностные: проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; умение сотрудничать со сверстниками, уметь оказывать помощь; умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
- Предметные: получать возможность научиться читать стихотворения выразительно, совершенствовать технику сознательного, выразительного чтения, анализировать стихотворение.
-