Файл: Орский гуманитарнотехнологический институт.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 388

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок-зачет по русскому языку в 3-м классе по традиционной системе обучения "Состав слова"


Тема: Состав слова.

Цели: Проверить теоретический материал по теме “Состав слова” в условиях развивающего обучения; закрепить умение выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний; умение выполнять задания с альтернативным типом ответов (да – нет, правильно – неправильно); проверить уровень обученности учащихся по данной теме; развивать умения осмысленно осуществлять самоанализ (рефлексия).

Оборудование: магнитофон с медленной музыкой; нагрудные карточки “Психолог”, “Подводящие итоги”; таблица “Состав слова”; зачётные книжки; таблица “Куча – мала”; телеграммы с текстом; цветные карточки с текстом по уровню трудности; карточки “Обведи цифру”; тест по теме “Состав слова”; плакат “Почта”; таблица “Ягодные и мясные суффиксы”.

Ход урока.

I. Психологический настрой (звучит медленная музыка).

У: Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка).

У: Ребята, как цветы, тянутся к весенним лучам солнца, так и человек тянется к знаниям. Он хочет узнать много нового, интересного. А вы хотите узнать?

Д: Да, конечно.

(Дети хором читают с доски высказывание “Мир освещается солнцем, а человек знанием”).

У: Как вы понимаете это выражение?

Д: Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни.

У: А где получают знания?

Д: В школе, в колледже, читая книги.

У: А кто знает, как объяснить слово школа?

Д: По-гречески слово школа обозначает – досуг.

II. Установка.

У: Какое у вас сегодня настроение?

Д: Хорошее, спокойное, готовы работать.

У: Мы всё успеем сделать и покажем на уроке хорошие знания.


У: Урок у нас сегодня необычный. Называется он - (дети читают с доски) “Урок-зачёт”.

III. Знакомство с зачётными книжками. (Дети изготавливают их заранее на уроках труда. Это половинки обычной тетради, на которых написаны фамилии и имена учащихся)

У: На партах у вас лежит зачётная книжка. В ней вы будете выполнять задания и оценивать их. В конце урока мы подсчитаем средний балл.

IV. Выбор “психолога” и “подводящего итоги”.

У: Для того, чтобы на уроке у нас сохранилось хорошее настроение, не было обид, мы выберем психолога. Он будет следить за работой и сделает свои выводы. “Подводящий итоги” оценит нашу работу в конце урока мы их послушаем.

V. Чтение плана с доски. (Учащиеся читают пункты плана вслух с доски).

  1. Определение темы урока.

  2. Игра “Угадай, кто я”.

  3. Игра “Куча – мала”.

  4. Разбор по составу.

  5. Блиц-опрос “Цветная проверка”.

  6. “Обведи цифру”.

  7. “Удивляй”.

  8. Тест.

  9. Итог урока.

VI. Определение темы урока.

У: Для того, чтобы определить тему урока, давайте покажем свои знания. Я буду задавать вопросы, а вы коротко записываете ответы на них. Откройте зачётную книжку, поставьте цифру один (учитель зачитывает вопросы:

  1. Предлог – это часть слова? (нет)

  2. Приставка – это слово? (нет)

  3. Какая часть слова самая главная? (корень)

  4. Как обозначаем окончание при разборе по составу? (окошком)

  5. Какая приставка в слове побежали? (по)

  6. Какое окончание в слове соседка? (а)

  7. Есть ли одинаковые приставки и предлоги? (да)

  8. В слове сад окончание нулевое? (да)

  9. Приставка служит для связи слов? (нет)

  10. Какой суффикс в слове домик? (ик)

  11. Предлоги пишутся отдельно? (да)

У: Делаем проверку. Один ученик зачитывает ответы, а остальные проверяют у себя в зачётной книжке. (После проверки учащиеся оценивают работу по пятибальной системе: “5” - ошибок нет; “4” - одна – две ошибки; “3” - три ошибки. Ученик ставит вместо оценки точку, если ошибок более трёх. После проверки открывается тема урока на доске. “Состав слова”).

VII. Игра “Угадай, кто я”.

У: Для чего нужно хорошо знать состав слова?
Д: Чтобы грамотно писать, правильно определять орфограмму в слове.
У: Проведём игру “Угадай, кто я”. Я читаю загадки, а вы записываете отгадки. Ставим в зачётной книжке цифру два, начинаем работу.

  1. Часть я очень главная, в слове я живу. Без меня нет смысла ни розе, ни ежу (корень)

  2. Я и часть, я и предлог. Без меня никто не смог. Я и слово и добавка. Называюсь я (приставка).

  3. Ну а я частичка. Обозначусь я, как птичка. Только вот наоборот. Это каждый разберёт (суффикс)

  4. Меня в окошко обозначат. Для связи слова я служу, какой смысл в каждом предложении, я всем и сразу расскажу (окончание)

  5. Без окончания, часть слова. Называюсь я … (основа)


(Проходит поверка, ученики оценивают свою работу. Предоставляется слово “психологу”. Он даёт советы детям:

  1. Помоги другу.

  2. Учитесь слышать и слушать.

  3. Работать надо дружно.)

У: Давайте учтём советы психолога.

VIII. Игра “Куча – мала”.

У: Игра нехитрая штука, да в каждой игре – наука. (Каждому ребёнку раздаются индивидуальные карточки. Учитель объясняет задание:

  1. Соединить стрелкой родственные слова.

  2. Обвести “лишнее” слово.

После выполнения задания учащиеся обмениваются карточками в парах, делают проверку и оценивают друг друга. Если в работе допущено более трёх ошибок, вместо оценки ставится точка. Так выглядит карточка после проверки:



У: Почему слово водит “лишнее”?

IX. Разбор по составу.

У: В гости почта к нам пришла, письма всем нам принесла. (Вывешивается плакат “Почта”).



У: Кто отгадает загадку, тот и будет почтальоном.

Загадка: Как только снег растает, бежим за ним бегом. И будем любоваться красивым тем цветком.

Д: Подснежник.

У: Запишите слово в зачётную книжку и разберите его по составу. (Дети выполняют задание с последующей проверкой в парах).



(Выходит почтальон, который отгадал загадку, и раздаёт детям телеграммы, в которых написаны вопросы. Примерные вопросы в телеграммах:

    1. Что такое корень?

    2. Что такое окончание?

    3. От данных слов образуй родственные слова: берёза, бег, полёт.

    4. С помощью приставки и суффикса образуй однокоренные слова от слов: сад, езда, рубить.

    5. Прочитай вслух слова и назови “лишнее”: берег, береговой, беречь, бережок.

    6. Объясни значение слов: шиповник, танкист, часовщик, чайник, связист, подоконник.

    7. Как образуются однокоренные слова?

    8. Для чего служат предлоги и приставки?

    9. Раздели на группы следующие слова: домик, лесной, кормушка, поездка, серенький, белый, вход, шёл. (Ответ: существительные и прилагательные, слово шёл “лишнее”. Это глагол.)

И т. д. (Дети читают вслух телеграммы и отвечают на свой вопрос. Ответ оценивается учителем. Учитывается полнота и правильность ответа).


X. Физминутка.

  1. Игра “Сломанная кукла” (звучит детская музыка).

У: Очень часто игрушки ломаются, но им можно помочь. Слушая музыку, изобразите куклу, у которой оборвались верёвочки. Походим, поворачиваемся из стороны в сторону. Мастер наладил куклу. Расправьте плечики, поднимите голову, выпрямите ножки. Кукла здорова. Теперь она красивая и нарядная (музыка заканчивается). Похвалите друг друга.
У: Ребята, вы волнуетесь, когда отвечаете? Давайте проведём упражнение на правильное дыхание. Глубоко вдохните, говорите “Я - птица”, выдохните, вдохните, говорите “Я - цветок”, выдохните, говорите “Я - лёгкие облачка”. Молодцы! Продолжаем урок.

XI. Блиц-опрос “Цветная проверка”.

(Детям раздаются индивидуальные карточки трёх цветов по степени трудности: красные – сильным учащимся; зелёные – средним учащимся; жёлтые – слабым учащимся. Учитель вслух не афиширует способности детей. На карточках заранее подписаны фамилии и имена детей).



 У: Ребята, внимательно прочитайте каждый свою карточку и начинайте выполнять. (Проверка выполняется в группах по цвету карточки.)

XII. Обведи цифру.

У: Ребята, нужно уметь считать не только на уроке математики. Детям раздаются индивидуальные карточки одинакового содержания:



(После самостоятельного выполнения карточки, делается коллективная проверка вслух. У детей должны быть обведены цифры: 1, 2; 1, 4; 1, 3, 4. Оценка выставляется в зачётную книжку.)

XIII. Удивляй.

У: Для чего нужны суффиксы? Какие суффиксы вы знаете? Для чего они нужны?
Д: Суффиксы служат для образования новых слов.
У: А я знаю “ягодные” и “мясные” суффиксы. Вы хотите их узнать? (Вывешивается плакат).



(Слова зачитываются вслух. Дети находят в них суффиксы.)

У: “Ик” – это ягодные суффиксы, а “ин” – мясные.

XIV. Тест – контроль.

У: Ребята, сейчас мы проверим, как вы хорошо усвоили тему “Состав слова”. Проведём тест. Вам нужно внимательно слушать и правильно поставить номер ответа.

ТЕСТ.



Вопрос

Ответ № 1

Ответ № 2

1.

Что такое приставка?

Слово

Часть слова

2.

Что такое предлог?

Часть слова

Слово

3.

Где стоит суффикс?

Перед корнем

После корня

4.

Какая часть слова главная?

Корень

Суффикс

5.

Слово вход состоит из…

Корня

Приставки и корня

6.

В слове добрый суффикс…

Есть

Нет

7.

Выберите однокоренное слово к слову лиса

Лесовик

Лисёнок


(Дети выбирают номер правильного ответа № 1 или № 2. При проверке у детей должна получиться следующая запись: 2, 2, 2, 1, 2, 2, 2. Оценка выставляется в зачётную книжку.)

XV. Итог.

У: Быстро время пролетело и идёт к концу урок. Так давайте без задержки подведём всему итог. Слово предоставляется “психологу”.

Психолог: Я думаю, что на уроке было интересно. Обстановка доброжелательная.

Мои товарищи работали дружно, быстро. Хочу пожелать, чтобы дети были внимательнее.

У: Послушаем “Подводящего итоги”.

“Подводящий итоги”: На уроке много сделали, справились со всеми заданиями.

Качество работы, кроме детей оценит и учитель. Поднимите руки у кого больше оценок “5”.

Моё предложение, чтобы и на следующих уроках продолжать работу по теме

“Состав слова”.

У: Ребята, положите карточки в свои зачётные книжки и сдайте на проверку. Вам

понравился урок?

Прозвенел опять звонок и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите.

Это нужно детворе для здоровья, при игре.

Спасибо за урок!
Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе

Тема:Саша Чёрный «Воробей»,«Слон» 2 урок

Данный урок - второй из двух уроков литературного чтения по этой теме. В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами), на каждом уроке я создаю условия для формирования выразительного чтения.

Тип урока: комбинированный.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования навыков выразительного чтения стихов, познакомить с произведениями Саши Черного «Воробей» и «Слон»; формировать умение анализировать стихотворение; учить соотносить текст и иллюстрацию к нему.

Планируемые результаты:

- Личностные: проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; умение сотрудничать со сверстниками, уметь оказывать помощь; умение проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

- Предметные: получать возможность научиться читать стихотворения выразительно, совершенствовать технику сознательного, выразительного чтения, анализировать стихотворение.

-