Файл: 1. Теоретические аспекты исследования управления муниципальной собственностью.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 422

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальных предприятий;

- установление платежных норм за пользование муниципальной собственностью;

- налогообложение на местном уровне, экономические штрафы, запреты.

При использовании муниципальной собственности субаренда и аренда находятся в особом месте. Доходы от сдачи муниципального имущества в аренду являются источником дохода местных бюджетов, из-за этого

управление муниципальным имуществом не говорит о ее продажи по самой высокой цене.

В области использования имущества цель муниципальной политики получать максимальный эффект от ее применения. Данный эффект может быть получен в денежной форме путем извлечения пользы. Муниципальная собственность, которая не принесла экономического эффекта приватизируется.

Цели использования муниципальной собственности[20]:

- укреплять материально-финансовую основу городского поселения;

- совершенствование муниципальной собственности, для социально- экономического развития муниципального образования;

- создавать условия эффективного пользования муниципальной собственностью;

- на территории муниципального образования привлекать инвестиции и стимулировать предпринимательскую активность;

- организовать единый порядок управления;

- обеспечить обязательства городского поселения по гражданско- правовым сделкам;

Задачи по использованию и распоряжению муниципальной собственности:

- сохранять муниципальное имущество;

- привлекать в бюджет городского поселения дополнительные средства;

- определять, применять надежные способы пользования имуществом;

- контролировать сохранность и по целевому назначению использовать муниципальную
собственность;

- осуществлять функций по предоставлению услуг населению, которые отнесены к полномочиям муниципального образования. Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов.

Расчет размера платы за аренду муниципальной собственности регламентируется Приложением к решению Городского Совета от 12 мая 2006 года №12/9 (приложение А. 1).

Таким образом, главная цель использования муниципальной собственности – это извлечение прибыли, прием финансовых средств, которые задействованы в участии формирования прибыльной части бюджета. Передача муниципального имущества различным организациям для использования на условиях договора аренды является одним из важнейших видов непосредственной хозяйственной деятельности муниципалитетов – надежным источником пополнения местного бюджета и действенным инструментом экономического развития территории.

Управление и эффективное использование муниципальной собственности осуществляют представительные, исполнительно-распорядительные и контрольные органы. В отдельных городах эти функции осуществляют комитеты имущественных отношений (Астрахань). При этом компетенция по использованию муниципальной собственности, как правило, разграничена. Наиболее удачно это сделано в Уставах городов Красноярска и Хабаровска. В Уставе Красноярска сформулирована отдельная статья 65, которая так и названа

«Управление городской собственностью». Статья разделена на две части. В первой части определена компетенция представительного органа местного самоуправления. Он определяет порядок использования и распоряжения городской собственностью, т.е. решает стратегическую задачу по использованию имущества. В этих целях представительный орган[25]:

- устанавливает разграничение функций между органами, уполномоченными управлять городской собственностью;

- устанавливает порядок и условия приватизации городской собственности;

- определяет режим использования городской казны;

- устанавливает порядок управления и распоряжения городскими землями;

- определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

- осуществляет правовое регулирование иных вопросов, предусмотренных действующим законодательством и уставом.

Нормативный акт имеет открытый характер, это означает, что при определенных условиях представительный орган может взять на себя и другие функции. Во второй части статьи 65 Устава города Красноярска закреплена компетенция исполнительно-распорядительного органа администрации. Руководствуясь Уставом и решениями представительного органа, администрация города осуществляет следующие управленческие действия[21]:

- передает объекты городской собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждает их,
а также совершает с ними иные сделки;

- определяет условия использования приватизированных или переданных в пользование объектов городской собственности и контролирует их исполнение;

- создает и ликвидирует муниципальные предприятия и учреждения, назначает и освобождает от должности их руководителей;

- формирует и использует городскую казну;

- принимает решения об использовании земельных участков, расположенных на территории города;

- составляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и Уставом. Нормативный акт имеет открытый характер, что дает возможность решать и иные задачи, не отнесенные к исключительной компетенции представительного органа.

В Уставе города Хабаровска предусмотрена также отдельная статья 48 об управлении объектами муниципальной собственности. Однако в ней установлена только компетенция администрации города как исполнительно- распорядительного органа. Администрация осуществляет управление муниципальной собственностью в порядке, предусмотренном городской Думой Хабаровска. Управление осуществляется через структурные подразделения исполнительно-распорядительного органа. Администрация вправе[29]:

а) передавать на договорной основе объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, передавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом в порядке, установленном федеральными законами, краевыми законами, нормативными правовыми актами городской Думы;


б) осуществлять контроль над использованием объектов муниципальной собственности;

в) выполнять программу приватизации муниципального имущества, утвержденную городской Думой;

г) защищать имущественные права в соответствии с действующим законодательством;

д) производить вклады в уставные капиталы организаций в соответствии с действующим законодательством;

е) участвовать в создании организаций для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Здесь очевидны свои особенности по использованию муниципальной собственности. Отдельной статьей выделена компетенция администрации. Что касается компетенции представительного органа по управлению муниципальной собственностью, то она установлена в статье 25 Устава о полномочиях городской Думы. Вопросы управления имуществом отнесены к исключительной компетенции городской Думы. Однако они сформулированы как стратегические права, обязанности и предметы ведения. Городская Дума определяет порядок использования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определяет порядок принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений и так далее. То есть представительный орган устанавливает стратегические направления деятельности для всех остальных участников правоотношений по управлению имуществом.

Необходимо отметить также и то момент, что одна из важных задач управления муниципальной собственностью – это повышение эффективности управления муниципальной