Файл: Сохранения жизни и здоровья работников.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 706

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ КАК СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ

Практическая работа № 1

Оценка рисков при производстве работ

Практическая работа № 2

Прогнозная оценка профессиональных рисков

2.Практическая работа № 3

Оценка ретроспективных профессиональных рисков

Практическая работа № 4

Оценка профессиональных рисков на рабочем месте методом

анкетирования

Практическая работа № 5

Эффективность использования СИЗ как элемент оценки

профессионального риска

Практическая работа № 6

Определение индивидуального профессионального риска для

конкретного работника

1.2 ОЦЕНКА АВАРИЙНЫХ РИСКОВ

Оценка риска при аварии со взрывами

Практическая работа № 10

Оценка риска травмирования людей при авариях, сопровождающихся

пожарами

Практическая работа № 11

Оценка пожарных рисков на основе статистической информации

Практическая работа № 12

Расчет индивидуального пожарного риска для работника при возгорании производственных помещений

3.1.3. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ

Практическая работа № 11

Оценка риска угрозы здоровью человека при воздействии

пороговых токсикантов

Библиографический список



ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» подробно описывает систематический и логический процесс анализа риска и действий по его управлению.

Организации всех типов и размеров сталкиваются с внутренними и внешними факторами и воздействиями, которые порождают неопределенность в отношении того, достигнут ли они своих целей, и когда. Влияние такой неопределенности на цели организации и представляет собой «риск».

Вся деятельность организации включает в себя риск. Организации осуществляют риск-менеджмент посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям риска. На протяжении всего этого процесса они обмениваются информацией и консультируются с заинтересованными сторонами, а также наблюдают и анализируют риск и действия по управлению, которые изменяют риск для гарантии того, что какого-либо воздействия на риск в дальнейшем больше не потребуется.

Данный стандарт рекомендует, чтобы организации разрабатывали, внедряли и постоянно улучшали инфраструктуру, цель которой заключается в интегрировании процесса менеджмента риска в общее управление, стратегию и планирование, менеджмент, процессы отчетности, политику, ценности и культуру. Менеджмент риска может применяться ко всей организации в любое время в ее многих областях и на многих уровнях, а также к особым функциям, проектам и видам деятельности.

Несмотря на непрерывное развитие практики менеджмента во многих отраслях, с целью соответствия различным потребностям, внедрение постоянных процессов в рамках общей инфраструктуры может способствовать эффективному и результативному управлению рисками во всей организации. Обобщенный подход, описанный в этом стандарте, устанавливает принципы и руководства управления рисками любой формы системным, прозрачным и надежным образом и в рамках любой области и содержания.

Каждая конкретная отрасль или сфера применения риск-менеджмента имеет свои отдельные потребности, потребителей, восприятия и критерии. Поэтому основной особенностью данного стандарта является включение «определения ситуации (контекста)» как деятельности, проводимой в начале общего процесса риск-менеджмента. При определении ситуации (контекста) необходимо рассматривать цели организации, окружающую среду, в которой эти цели достигаются, заинтересованные стороны и разнообразие критериев риска, все то, что помогает выявлять и оценивать характер и сложность этих рисков. Данный стандарт может применяться в течение всего жизненного цикла организации и для широкого спектра деятельности, включая стратегии и решения, операции, процессы, функции, проекты, продукцию, услуги и активы.


Несмотря на то, что рассматриваемый стандарт представляет обобщенное руководство, он не предназначен для обеспечения единообразия риск-менеджмента во всех организациях. При создании и применении планов, касающихся инфраструктуры риск-менеджмента, необходимо учитывать различные потребности конкретной организации, ее частные цели, ситуацию (контекст), структуру, операции, процессы, функции, проекты, продукты, услуги или активы, а также конкретную практику, принятую в организации. Это следует понимать в том смысле, что настоящий стандарт необходимо использовать для гармонизации процессов управления риском, описанных в существующих действующих и будущих стандартах. Он устанавливает общий подход для поддержки стандартов, распространяющихся на конкретные риски и/или отрасли, и не заменяет эти стандарты.

ГОСТ Р ISO/МЭК 33010-2011 «Менеджмент риска. Методы анализа риска» содержит методы оценки риска, а также рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.

Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируются способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.

Оценка риска отвечает на следующие основные вопросы:

- какие события могут произойти и их причина;

- каковы последствия этих событий;

- какова вероятность их возникновения;

- какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка? Данный стандарт основан на успешно применяемых методах оценки риска и не содержит новых, неапробированных понятий и методов.

Говоря о менеджменте риска, следует привести принципы, записанные в ГОСТ Р ИСО 31000-2010, соблюдение которых повышает эффективность менеджмента риска. Речь идет о следующих принципах:

a) риск-менеджмент создает и защищает ценность (стоимость).         
      Риск-менеджмент наглядно способствует достижению целей и улучшению деятельности, например, обеспечения здоровья и безопасности людей, защиты, соответствия законодательным и другим обязательным требованиям, общественного признания, защиты окружающей среды, качества продукции, менеджмента проектов, результативности функций, руководства и репутации;



б) риск-менеджмент является неотъемлемой частью всех организационных процессов.

Риск-менеджмент не является обособленной деятельностью, которая отделена от основной деятельности и процессов в организации. Риск-менеджмент – это часть обязательств руководства и неотъемлемая часть всех организационных процессов, включая стратегическое планирование и все процессы управления проектами и изменениями;

в) риск-менеджмент является частью процесса принятия решений.
          Риск-менеджмент помогает лицам, принимающим решения, делать обоснованный выбор, определять приоритетность действий и проводить различия между альтернативными направлениями действий;


г) риск-менеджмент явным образом связан с неопределенностью.
          Риск-менеджмент четко учитывает неопределенность, характер этой неопределенности и как с ней обращаться;


д) риск-менеджмент является систематическим, структурированным и своевременным.

          Систематический, регулярный и структурированный подход к риск-менеджменту способствует эффективности и устойчивым, сравнимым и надежным результатам;

е) риск-менеджмент основывается на наилучшей доступной информации.
          Входные данные для процесса риск-менеджмента основываются на таких источниках информации, как исторические данные, опыт, обратная связь от заинтересованных сторон, наблюдения, прогнозы и экспертные оценки. Однако лица, принимающие решения, должны отдавать себе отчет и принимать во внимание любые ограничения данных или используемого моделирования или возможности расхождений мнений среди экспертов;


ж) риск-менеджмент является адаптируемым.

          Риск-менеджмент должен соответствовать внешней и внутренней ситуации (контекста) и профилю риска;

з) риск-менеджмент учитывает человеческие и культурные факторы.
          Риск-менеджмент признает возможности, восприятия и намерения людей за пределами и внутри организации, которые могут способствовать или затруднять достижение целей организации;


и) риск-менеджмент является прозрачным и учитывает интересы заинтересованных сторон.

          Соответствующее и своевременное вовлечение заинтересованных сторон и, в частности, лиц, принимающих решения, на всех уровнях организации гарантирует, что риск-менеджмент остается на надлежащем уровне и отвечает современным требованиям. Это позволяет заинтересованным сторонам быть должным образом представленными и быть уверенными в том, что их мнение принимается во внимание в процессе установления критериев риска;


к) риск-менеджмент является динамичным, итеративным и реагирующим на изменения.

          Риск-менеджмент непрерывно распознает изменения и реагирует на них. Как только происходит внешнее или внутреннее событие, контекст или знания изменяются, осуществляются мониторинг и пересмотр рисков, новые риски появляются, некоторые изменяются, другие исчезают;

л) риск-менеджмент способствует постоянному улучшению организации.
          Организации должны разрабатывать и применять стратегии повышения совершенства риск-менеджмента одновременно с другими своими аспектами.

В настоящее время в практической деятельности сформировалось два направления анализа безопасности системы до и после события ‒ априорный и апостериорный анализ. Каждый из этих методов имеет свои методические подходы и приемы. Число методик, предлагаемых для анализа, растет как снежный ком, каждая из методик имеет свои преимущества и недостатки.

В настоящем пособии мы ставим своей целью познакомить обучающихся с наиболее информативными, с точки зрения авторов, методиками оценки производственных рисков, как профессиональных, обусловленных действием вредных и опасных факторов, так и аварийных, связанных с возникновением аварийных ситуаций.



1.1.ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ



В настоящее время большие экономические проблемы в России связаны с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Ежегодные эко­номические потери в связи со смертностью, травматизмом на производстве и профза­болеваемостью исчисляются миллиардами рублей. В связи с этим особое значение приобретают разработка и использование современных методов оценки и управления профессиональными рисками [4].

Система управления профессиональными рисками представляет собой комплекс ор­ганизационно-правовых, финансово-эконо­мических, технологических и медицинских мер, направленных на снижение профессио­нальных рисков и обеспечение безопасного, здорового и достойного труда.

Внедрение системы управления профес­сиональными рисками следует проводить в несколько этапов (рис. 2).

Специальная оценка условий труда (данная процедура введена c 01.01. 2014 г. вместо аттестации рабочих мест [5]) как первичная оценка рисков ‒ на первом этапе необходимо определить наличие вредных и опасных факторов производственной среды, влияющих на безопасность и здоровье работников. Первичная идентификация профессиональных рисков для каждого рабочего места и конкретного работника осуществляется в рамках специальной оценки условий труда. В рамках спецоценки проводится оценка усло­вий труда на рабочих местах в целях выявле­ния вредных и (или) опасных производствен­ных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требо­ваниями охраны труда.

Специальная оценка условий труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности производства и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. При проведении спецоценки дается гигиеническая оценка условий труда и определяется значе­ние всех факторов производственной среды, исходя из специфики каждого рабочего места.

По степени вредности и опасности усло­вия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), опасные (4-й класс). При оптимальных условиях труда здоровье работника сохраняется, его рабо­тоспособность поддерживается на высоком уровне. Допустимые условия труда позволя­ют работнику восстанавливать возможные изменения функционального состояния организма во время установленного от­дыха или к началу следующей смены. При этом они не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном пе­риоде на состояние здоровья работника и его потомства. Вредные условия труда оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство. Опасные условия труда создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, в т. ч. в тяжелых формах.



Рис. 2. Этапы внедрения системы управления профессиональными рисками
Анализ воздействия вредных производственных факторов и расчет профессиональных угроз ‒ на втором этапе внедрения системы управления профессиональными рисками по материалам спецоценки необ­ходимо оценить степень влияния возникаю­щих рисков на основе анализа воздействия выявленных вредных и опасных производ­ственных факторов и травмобезопасности рабочих мест.

Существует множество методов оцен­ки профессиональных рисков. Одним из положительно зарекомендовавших себя на практике является метод Файна и Кин­ни, основная идея которого заключается в оценке индивидуальных рисков отдельного работника, определенных как вероятность получения травмы или заболевания в ре­зультате существующей опасности. С целью определения степени индивидуального риска в каждом конкретном случае осуществляет­ся прогнозирование риска, иными словами, определяется, каким образом то или иное нарушение требований охраны труда может привести к производственной травме или профессиональному заболеванию.

Для того чтобы дать оценку профес­сиональному риску, устанавливается коли­чественная степень этого риска. Степень профессионального риска в данном случае рассчитывается как произведение трех со­ставляющих – воздействия, вероятности и последствия наступления события. При­менение балльной оценки указанных пара­метров профессионального риска на основе соответствующей шкалы оценок позволяет получить количественную степень риска, что в свою очередь дает возможность правильно отреагировать на риск и предпринять соот­ветствующие меры по его устранению. При определении степени риска рассматриваются все стадии работ: от процесса подготовки к ним до стадий их выполнения и завершения (табл. 1, 2).

Таблица 1

Количественная оценка составляющих риска


Баллы

Вероятность

10

6

3

1

0,5

0,2

0,1

Скорее всего, произойдет

Очень вероятно

Нехарактерно, но возможно

Маловероятно

Вряд ли возможно

Почти невозможно

Фактически невозможно

Баллы

Воздействие

10

6

3

2

1

0,5

Постоянно

Ежедневно в течение рабочего дня

От случая к случаю, еженедельно

Иногда (ежемесячно)

Редко (ежегодно)

Очень редко

Баллы

Последствия

100

40

15

7

3

1

Чрезвычайная ситуация, много жертв

Разрушения, есть жертвы

Серьезные последствия, есть смертельный случай

Потеря трудоспособности, тяжелая травма

Случаи временной нетрудоспособности

Легкая травма, оказана первая медицинская помощь


Таблица 2

Балльная шкала оценки профессиональных рисков


Баллы

Риск

Профилактические меры

> 320

Очень высокий

Немедленное прекращение деятельности

160–320

Высокий

Необходимо немедленное улучшение

70–160

Существенный

Необходимо улучшение

20–70

Возможный

Необходимо обратить внимание

< 20

Малый

Подлежит исследованию


В качестве исходных данных для оцен­ки тяжести возможных последствий при реализации опасности необходимо исполь­зовать:

  • ГОСТы ССБТ: стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производ­ственных факторов, стандарты требова­ний безопасности к производственным процессам, стандарты требований без­опасности к производственному обору­дованию, стандарты требований к сред­ствам защиты работающих и соответствующие технические регламенты;

  • акты проверок соблюдения требований охраны труда, проводимых государствен­ной инспекцией труда, а также материалы проверок, проводимых другими государ­ственными контрольно-надзорными ор­ганами, материалы расследований не­счастных случаев на производстве, про­фессиональных заболеваний, аварий и инцидентов на производственных объек­тах;

  • статистические данные по травмам, об­ращениям за медицинской помощью, обзор прошлых происшествий, травм, отчетов о первой медицинской помощи, в т. ч. сообщений о микротравмах и мел­ких происшествиях;

  • отчеты по технологическому обслужива­нию, техрегламенты и другие материалы, содержащие информацию о характери­стиках технологических процессов, обо­рудования, составе применяемого сырья и материалах;

  • персональные данные о профессиональ­но-квалификационных характеристиках и состоянии здоровья каждого отдельно­го работника;

  • материалы опросов работников, предложе­ния и жалобы работников на условия труда;

  • опыт оценки профессиональных рисков на других предприятиях;

  • результаты мониторинга и контрольных мероприятий системы управления про­фессиональными рисками.

С целью наиболее точной оценки про­фессиональных рисков, в случае вертикально интегрированной компании, необходимо консолидировать все статистические и от­четные данные предприятий, входящих в ее структуру, с учетом отраслевой специфики каждого. Особые требования предъявляют­ся в отношении качества исходных данных и их источников. По результатам анализа исходных данных формируется экспертное заключение о степени профессиональных рисков, характерных для каждого отдельного работника и его рабочего места.

В процессе оценки должен быть найден баланс между уровнем риска и издержками, связанными с его снижением до приемлемого уровня.

Карты профессиональных рисков ‒ на третьем этапе внедрения системы управления профессиональными рисками на основе произведенной оценки рисков разрабатываются карты профессиональных рисков.

На основе произведенной оценки риски формируются в упорядоченную систему в ви­де матрицы, учитывающей все составляющие риска (рис. 2).

В свою очередь карты профессиональных рисков представляют собой двухсторон­ние печатные карты-матрицы, с помощью которых работники могут самостоятельно оценивать риски и предпринимать необхо­димые действия, требуемые в каждом кон­кретном случае. На лицевой стороне карты указывается возможный риск, свойственный определенному рабочему месту. На обо­ротной стороне карты – действия, которые необходимо предпринять с целью снижения либо устранения возникшего риска (рис. 3).
 

Рис. 2. Матрица оценки профессиональных рисков
Положительным примером использования карт профессиональных рисков в металлургическом производстве является опыт европейской компании Corus, являющейся одним из крупнейших в мире производителей стали с основными производствами в Великобритании и Нидерландах. Начиная с 2007 г. на предприятиях компании применяются индивидуальные карты профессиональных рисков, с помощью которых оцениваются те риски, которым подвержены работники именно на своем рабочем месте. Результатом применения карт профессиональных рисков в Corus стало отсутствие несчастных случаев на производстве уже более 2 лет, что не только снизило издержки компании, возникающие в результате наступления несчастных случаев, но и позволило ей подняться на качественно новый уровень, где приоритетом компании является жизнь и здоровье ее работников.

Рис. 3. Карта профессиональных рисков
На лицевой стороне карты в одном или нескольких блоках матрицы, в зависимости от вероятности возникновения риска, ука­зывается наименование риска, свойственное определенному рабочему месту.

Например, «отсутствие либо неправиль­ная установка щитков и иных защитных ограждений на механизмах» (продолжение работы на данном оборудовании может привести к несчастному случаю вследствие захлестывания проводов, вывертывания из рук, разрушения инструмента, защитно­го отключения, разрезания и т. д.). Блоки матрицы окрашены в пять разных цветов в зависимости от пяти степеней риска (опасности последствий). Если наименование риска, указанного на лицевой стороне карты, вписано в желтый блок, то данный риск является существенным.

На оборотной стороне карты указыва­ются профилактические (защитные) меры, и соответственно желтым цветом будут выделены действия, которые требуется совершить работнику для снижения суще­ственного риска. Для удобства пользования профилак­тические меры, необходимые в каждом конкретном случае, также должны быть пронумерованы.

Карты профессиональных рисков при­званы подтвердить правильность оценки риска самим работником и в случае необ­ходимости уточнить порядок его действий с целью снижения предполагаемого риска. Работники должны пройти соответствующее обучение по использованию карт профессио­нальных рисков. В обязательном порядке с работниками согласовываются варианты карт профессиональных рисков, а в должностных регламентах работников указывается обязан­ность их использовать.

Мониторинг и контроль системы управления профессиональными рисками ‒ на четвертом этапе внедрения системы управления профессиональными рисками необходим ее обязательный мониторинг.

Мониторинг требуется, прежде всего, для обнаружения изменений в характеристиках рисков под влиянием изменений среды, а также с целью подтверждения адекватности применения действующих процедур в изме­нившихся условиях.

Процесс мониторинга в обязательном порядке должен сопровождаться ведением документации, как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Данные мониторинга также используют­ся в целях оценки и прогноза состояния без­опасности и охраны труда на предприятии.

Проводимый на основании непрерывного мониторинга анализ позволит оперативно выявлять возникающие проблемы на каж­дом рабочем месте, корректировать систему управления рисками с помощью организаци­онных мер и влиять на безопасность трудо­вого процесса в реальном времени.

Непрерывный мониторинг системы управления профессиональными рисками является наиболее оптимальным, поскольку дает оперативную, многостороннюю и досто­верную информацию о системе и ее недостат­ках, которые обязательно проявляются в ходе трудовой деятельности.

Поскольку невозможно сразу построить идеальную систему управления профессио­нальными рисками, мониторинг позволяет выявить непредусмотренные дефекты и принять меры по их устранению, что в ко­нечном итоге сохранит жизнь и здоровье работников.

Практическая значимость системы мониторинга заключается еще и в том, что ответственность за ту или иную возникшую ситуацию ложится на конкретного работника, который в свою очередь обязан выполнять требования охраны труда. Экономические затраты на разработку и внедре­ние системы мониторинга управления профес­сиональными рисками должны планироваться в общих расходах на информатизацию и инфор­мационную деятельность в организации и внедрятся комплексно совместно с другими необходимыми для автоматизации процес­са производства технологиями.

На пятом этапе внедрения системы управления профессиональными рисками и на всех этапах работы системы необходимо осуществлять контроль.

Способствовать решению задач резуль­тативного контроля системы управления профессиональными рисками будет:

• проведение технических осмотров со­стояния оборудования (машин, меха­низмов, инструмента), проверка его соответствия требованиям безопасно­сти;

• проведение различных обучающих меро­приятий: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на произ­водстве, проведение инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

• проведение профилактических и обяза­тельных медицинских осмотров, наблю­дение за состоянием здоровья работни­ков в зависимости от условий труда с целью наиболее объективной оценки профессиональных рисков, отражающей влияние условий труда на здоровье рабо­тающих с учетом особенностей воздей­ствия вредных факторов.

Внедрив систему управления профессио­нальными рисками, необходимо постоянно проверять, продолжает ли она оставаться эффективной, и в случае неудовлетвори­тельного результата максимально быстро принимать корректирующие меры или при необходимости осуществлять переоценку профессиональных рисков.

Сокращение затрат на охрану труда является одним из экономических стимулов внедре­ния системы управления профессиональ­ными рисками. В соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний (утв. поста­новлением Правительства РФ от 30.05.2012 г. № 524) существует возможность сокращения отчислений на обязательное социальное страхование от не­счастных случаев на производстве и профессио­нальных заболеваний до 40 % от установленного страхового тарифа.

По результатам контрольных мероприя­тий разрабатывается перечень корректирующих и предупредительных мероприятий, направленных на улучшение технологических процессов и снижение уровня неприемлемо­го риска с учетом возможных финансовых издержек.

Следует отметить, что важным критери­ем при расчете скидки к страховому тарифу являются коэффициенты уровня проведения страхователем аттестации рабочих мест по условиям труда и коэффициент уровня про­ведения им обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Таким образом, для социально ответственных работодателей, понимающих необходимость и значимость внедрения системы управления профессиональными рисками, формируются условия экономиче­ского стимулирования к созданию здоровых и безопасных условий труда.

Сокращение издержек, связанных с ме­роприятиями по охране труда, возможно в случае обращения с заявлением о финансо­вом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными фак­торами.

В каждом году порядок такого обраще­ния определялся Правилами финансового обеспечения в соответствующем году предупредительных мер по сокращению производственного трав­матизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными фак­торами (утверждаются приказом Минздравсоцразвития России).

В указанных Правилах идет речь не о «прямом» выделении денежных средств предприятиям на мероприятия по охране труда, а о возможности после получения соответствующего разрешения ФСС Рос­сии снизить до 20 % отчисления от годовой суммы начисленных страховых взносов и использовать их на превентивные меры.

Принципиальным моментом применения системы управления профессиональными рисками в управлении предприятием явля­ется четкое понимание ее назначения. Это действительно очень эффективный инстру­мент в условиях реформирования системы управления охраной труда в России.

В настоящее время разработано множество методик оценки профессиональных рисков, целый ряд таких методик представлен в данном учебном пособии как практические работы.