ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 706
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ КАК СИСТЕМА СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ
Оценка рисков при производстве работ
Прогнозная оценка профессиональных рисков
Оценка ретроспективных профессиональных рисков
Оценка профессиональных рисков на рабочем месте методом
Эффективность использования СИЗ как элемент оценки
Определение индивидуального профессионального риска для
Оценка риска при аварии со взрывами
Оценка риска травмирования людей при авариях, сопровождающихся
Оценка пожарных рисков на основе статистической информации
Расчет индивидуального пожарного риска для работника при возгорании производственных помещений
3.1.3. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ
ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» подробно описывает систематический и логический процесс анализа риска и действий по его управлению.
Организации всех типов и размеров сталкиваются с внутренними и внешними факторами и воздействиями, которые порождают неопределенность в отношении того, достигнут ли они своих целей, и когда. Влияние такой неопределенности на цели организации и представляет собой «риск».
Вся деятельность организации включает в себя риск. Организации осуществляют риск-менеджмент посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям риска. На протяжении всего этого процесса они обмениваются информацией и консультируются с заинтересованными сторонами, а также наблюдают и анализируют риск и действия по управлению, которые изменяют риск для гарантии того, что какого-либо воздействия на риск в дальнейшем больше не потребуется.
Данный стандарт рекомендует, чтобы организации разрабатывали, внедряли и постоянно улучшали инфраструктуру, цель которой заключается в интегрировании процесса менеджмента риска в общее управление, стратегию и планирование, менеджмент, процессы отчетности, политику, ценности и культуру. Менеджмент риска может применяться ко всей организации в любое время в ее многих областях и на многих уровнях, а также к особым функциям, проектам и видам деятельности.
Несмотря на непрерывное развитие практики менеджмента во многих отраслях, с целью соответствия различным потребностям, внедрение постоянных процессов в рамках общей инфраструктуры может способствовать эффективному и результативному управлению рисками во всей организации. Обобщенный подход, описанный в этом стандарте, устанавливает принципы и руководства управления рисками любой формы системным, прозрачным и надежным образом и в рамках любой области и содержания.
Каждая конкретная отрасль или сфера применения риск-менеджмента имеет свои отдельные потребности, потребителей, восприятия и критерии. Поэтому основной особенностью данного стандарта является включение «определения ситуации (контекста)» как деятельности, проводимой в начале общего процесса риск-менеджмента. При определении ситуации (контекста) необходимо рассматривать цели организации, окружающую среду, в которой эти цели достигаются, заинтересованные стороны и разнообразие критериев риска, все то, что помогает выявлять и оценивать характер и сложность этих рисков. Данный стандарт может применяться в течение всего жизненного цикла организации и для широкого спектра деятельности, включая стратегии и решения, операции, процессы, функции, проекты, продукцию, услуги и активы.
Несмотря на то, что рассматриваемый стандарт представляет обобщенное руководство, он не предназначен для обеспечения единообразия риск-менеджмента во всех организациях. При создании и применении планов, касающихся инфраструктуры риск-менеджмента, необходимо учитывать различные потребности конкретной организации, ее частные цели, ситуацию (контекст), структуру, операции, процессы, функции, проекты, продукты, услуги или активы, а также конкретную практику, принятую в организации. Это следует понимать в том смысле, что настоящий стандарт необходимо использовать для гармонизации процессов управления риском, описанных в существующих действующих и будущих стандартах. Он устанавливает общий подход для поддержки стандартов, распространяющихся на конкретные риски и/или отрасли, и не заменяет эти стандарты.
ГОСТ Р ISO/МЭК 33010-2011 «Менеджмент риска. Методы анализа риска» содержит методы оценки риска, а также рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.
Оценка риска является частью процесса менеджмента риска и представляет собой структурированный процесс, в рамках которого идентифицируются способы достижения поставленных целей, проводят анализ последствий и вероятности возникновения опасных событий для принятия решения о необходимости обработки риска.
Оценка риска отвечает на следующие основные вопросы:
- какие события могут произойти и их причина;
- каковы последствия этих событий;
- какова вероятность их возникновения;
- какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.
Кроме того, оценка риска помогает ответить на вопрос: является уровень риска приемлемым, или требуется его дальнейшая обработка? Данный стандарт основан на успешно применяемых методах оценки риска и не содержит новых, неапробированных понятий и методов.
Говоря о менеджменте риска, следует привести принципы, записанные в ГОСТ Р ИСО 31000-2010, соблюдение которых повышает эффективность менеджмента риска. Речь идет о следующих принципах:
a) риск-менеджмент создает и защищает ценность (стоимость).
Риск-менеджмент наглядно способствует достижению целей и улучшению деятельности, например, обеспечения здоровья и безопасности людей, защиты, соответствия законодательным и другим обязательным требованиям, общественного признания, защиты окружающей среды, качества продукции, менеджмента проектов, результативности функций, руководства и репутации;
б) риск-менеджмент является неотъемлемой частью всех организационных процессов.
Риск-менеджмент не является обособленной деятельностью, которая отделена от основной деятельности и процессов в организации. Риск-менеджмент – это часть обязательств руководства и неотъемлемая часть всех организационных процессов, включая стратегическое планирование и все процессы управления проектами и изменениями;
в) риск-менеджмент является частью процесса принятия решений.
Риск-менеджмент помогает лицам, принимающим решения, делать обоснованный выбор, определять приоритетность действий и проводить различия между альтернативными направлениями действий;
г) риск-менеджмент явным образом связан с неопределенностью.
Риск-менеджмент четко учитывает неопределенность, характер этой неопределенности и как с ней обращаться;
д) риск-менеджмент является систематическим, структурированным и своевременным.
Систематический, регулярный и структурированный подход к риск-менеджменту способствует эффективности и устойчивым, сравнимым и надежным результатам;
е) риск-менеджмент основывается на наилучшей доступной информации.
Входные данные для процесса риск-менеджмента основываются на таких источниках информации, как исторические данные, опыт, обратная связь от заинтересованных сторон, наблюдения, прогнозы и экспертные оценки. Однако лица, принимающие решения, должны отдавать себе отчет и принимать во внимание любые ограничения данных или используемого моделирования или возможности расхождений мнений среди экспертов;
ж) риск-менеджмент является адаптируемым.
Риск-менеджмент должен соответствовать внешней и внутренней ситуации (контекста) и профилю риска;
з) риск-менеджмент учитывает человеческие и культурные факторы.
Риск-менеджмент признает возможности, восприятия и намерения людей за пределами и внутри организации, которые могут способствовать или затруднять достижение целей организации;
и) риск-менеджмент является прозрачным и учитывает интересы заинтересованных сторон.
Соответствующее и своевременное вовлечение заинтересованных сторон и, в частности, лиц, принимающих решения, на всех уровнях организации гарантирует, что риск-менеджмент остается на надлежащем уровне и отвечает современным требованиям. Это позволяет заинтересованным сторонам быть должным образом представленными и быть уверенными в том, что их мнение принимается во внимание в процессе установления критериев риска;
к) риск-менеджмент является динамичным, итеративным и реагирующим на изменения.
Риск-менеджмент непрерывно распознает изменения и реагирует на них. Как только происходит внешнее или внутреннее событие, контекст или знания изменяются, осуществляются мониторинг и пересмотр рисков, новые риски появляются, некоторые изменяются, другие исчезают;
л) риск-менеджмент способствует постоянному улучшению организации.
Организации должны разрабатывать и применять стратегии повышения совершенства риск-менеджмента одновременно с другими своими аспектами.
В настоящее время в практической деятельности сформировалось два направления анализа безопасности системы до и после события ‒ априорный и апостериорный анализ. Каждый из этих методов имеет свои методические подходы и приемы. Число методик, предлагаемых для анализа, растет как снежный ком, каждая из методик имеет свои преимущества и недостатки.
В настоящем пособии мы ставим своей целью познакомить обучающихся с наиболее информативными, с точки зрения авторов, методиками оценки производственных рисков, как профессиональных, обусловленных действием вредных и опасных факторов, так и аварийных, связанных с возникновением аварийных ситуаций.
1.1.ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ
В настоящее время большие экономические проблемы в России связаны с высоким уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Ежегодные экономические потери в связи со смертностью, травматизмом на производстве и профзаболеваемостью исчисляются миллиардами рублей. В связи с этим особое значение приобретают разработка и использование современных методов оценки и управления профессиональными рисками [4].
Система управления профессиональными рисками представляет собой комплекс организационно-правовых, финансово-экономических, технологических и медицинских мер, направленных на снижение профессиональных рисков и обеспечение безопасного, здорового и достойного труда.
Внедрение системы управления профессиональными рисками следует проводить в несколько этапов (рис. 2).
Специальная оценка условий труда (данная процедура введена c 01.01. 2014 г. вместо аттестации рабочих мест [5]) как первичная оценка рисков ‒ на первом этапе необходимо определить наличие вредных и опасных факторов производственной среды, влияющих на безопасность и здоровье работников. Первичная идентификация профессиональных рисков для каждого рабочего места и конкретного работника осуществляется в рамках специальной оценки условий труда. В рамках спецоценки проводится оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Специальная оценка условий труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности производства и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. При проведении спецоценки дается гигиеническая оценка условий труда и определяется значение всех факторов производственной среды, исходя из специфики каждого рабочего места.
По степени вредности и опасности условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), опасные (4-й класс). При оптимальных условиях труда здоровье работника сохраняется, его работоспособность поддерживается на высоком уровне. Допустимые условия труда позволяют работнику восстанавливать возможные изменения функционального состояния организма во время установленного отдыха или к началу следующей смены. При этом они не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работника и его потомства. Вредные условия труда оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство. Опасные условия труда создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, в т. ч. в тяжелых формах.
Рис. 2. Этапы внедрения системы управления профессиональными рисками
Анализ воздействия вредных производственных факторов и расчет профессиональных угроз ‒ на втором этапе внедрения системы управления профессиональными рисками по материалам спецоценки необходимо оценить степень влияния возникающих рисков на основе анализа воздействия выявленных вредных и опасных производственных факторов и травмобезопасности рабочих мест.
Существует множество методов оценки профессиональных рисков. Одним из положительно зарекомендовавших себя на практике является метод Файна и Кинни, основная идея которого заключается в оценке индивидуальных рисков отдельного работника, определенных как вероятность получения травмы или заболевания в результате существующей опасности. С целью определения степени индивидуального риска в каждом конкретном случае осуществляется прогнозирование риска, иными словами, определяется, каким образом то или иное нарушение требований охраны труда может привести к производственной травме или профессиональному заболеванию.
Для того чтобы дать оценку профессиональному риску, устанавливается количественная степень этого риска. Степень профессионального риска в данном случае рассчитывается как произведение трех составляющих – воздействия, вероятности и последствия наступления события. Применение балльной оценки указанных параметров профессионального риска на основе соответствующей шкалы оценок позволяет получить количественную степень риска, что в свою очередь дает возможность правильно отреагировать на риск и предпринять соответствующие меры по его устранению. При определении степени риска рассматриваются все стадии работ: от процесса подготовки к ним до стадий их выполнения и завершения (табл. 1, 2).
Таблица 1
Количественная оценка составляющих риска
Баллы | Вероятность |
10 6 3 1 0,5 0,2 0,1 | Скорее всего, произойдет Очень вероятно Нехарактерно, но возможно Маловероятно Вряд ли возможно Почти невозможно Фактически невозможно |
Баллы | Воздействие |
10 6 3 2 1 0,5 | Постоянно Ежедневно в течение рабочего дня От случая к случаю, еженедельно Иногда (ежемесячно) Редко (ежегодно) Очень редко |
Баллы | Последствия |
100 40 15 7 3 1 | Чрезвычайная ситуация, много жертв Разрушения, есть жертвы Серьезные последствия, есть смертельный случай Потеря трудоспособности, тяжелая травма Случаи временной нетрудоспособности Легкая травма, оказана первая медицинская помощь |
Таблица 2
Балльная шкала оценки профессиональных рисков
Баллы | Риск | Профилактические меры |
> 320 | Очень высокий | Немедленное прекращение деятельности |
160–320 | Высокий | Необходимо немедленное улучшение |
70–160 | Существенный | Необходимо улучшение |
20–70 | Возможный | Необходимо обратить внимание |
< 20 | Малый | Подлежит исследованию |
В качестве исходных данных для оценки тяжести возможных последствий при реализации опасности необходимо использовать:
-
ГОСТы ССБТ: стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, стандарты требований безопасности к производственным процессам, стандарты требований безопасности к производственному оборудованию, стандарты требований к средствам защиты работающих и соответствующие технические регламенты; -
акты проверок соблюдения требований охраны труда, проводимых государственной инспекцией труда, а также материалы проверок, проводимых другими государственными контрольно-надзорными органами, материалы расследований несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий и инцидентов на производственных объектах; -
статистические данные по травмам, обращениям за медицинской помощью, обзор прошлых происшествий, травм, отчетов о первой медицинской помощи, в т. ч. сообщений о микротравмах и мелких происшествиях; -
отчеты по технологическому обслуживанию, техрегламенты и другие материалы, содержащие информацию о характеристиках технологических процессов, оборудования, составе применяемого сырья и материалах; -
персональные данные о профессионально-квалификационных характеристиках и состоянии здоровья каждого отдельного работника; -
материалы опросов работников, предложения и жалобы работников на условия труда; -
опыт оценки профессиональных рисков на других предприятиях; -
результаты мониторинга и контрольных мероприятий системы управления профессиональными рисками.
С целью наиболее точной оценки профессиональных рисков, в случае вертикально интегрированной компании, необходимо консолидировать все статистические и отчетные данные предприятий, входящих в ее структуру, с учетом отраслевой специфики каждого. Особые требования предъявляются в отношении качества исходных данных и их источников. По результатам анализа исходных данных формируется экспертное заключение о степени профессиональных рисков, характерных для каждого отдельного работника и его рабочего места.
В процессе оценки должен быть найден баланс между уровнем риска и издержками, связанными с его снижением до приемлемого уровня.
Карты профессиональных рисков ‒ на третьем этапе внедрения системы управления профессиональными рисками на основе произведенной оценки рисков разрабатываются карты профессиональных рисков.
На основе произведенной оценки риски формируются в упорядоченную систему в виде матрицы, учитывающей все составляющие риска (рис. 2).
В свою очередь карты профессиональных рисков представляют собой двухсторонние печатные карты-матрицы, с помощью которых работники могут самостоятельно оценивать риски и предпринимать необходимые действия, требуемые в каждом конкретном случае. На лицевой стороне карты указывается возможный риск, свойственный определенному рабочему месту. На оборотной стороне карты – действия, которые необходимо предпринять с целью снижения либо устранения возникшего риска (рис. 3).
Рис. 2. Матрица оценки профессиональных рисков
Положительным примером использования карт профессиональных рисков в металлургическом производстве является опыт европейской компании Corus, являющейся одним из крупнейших в мире производителей стали с основными производствами в Великобритании и Нидерландах. Начиная с 2007 г. на предприятиях компании применяются индивидуальные карты профессиональных рисков, с помощью которых оцениваются те риски, которым подвержены работники именно на своем рабочем месте. Результатом применения карт профессиональных рисков в Corus стало отсутствие несчастных случаев на производстве уже более 2 лет, что не только снизило издержки компании, возникающие в результате наступления несчастных случаев, но и позволило ей подняться на качественно новый уровень, где приоритетом компании является жизнь и здоровье ее работников.
Рис. 3. Карта профессиональных рисков
На лицевой стороне карты в одном или нескольких блоках матрицы, в зависимости от вероятности возникновения риска, указывается наименование риска, свойственное определенному рабочему месту.
Например, «отсутствие либо неправильная установка щитков и иных защитных ограждений на механизмах» (продолжение работы на данном оборудовании может привести к несчастному случаю вследствие захлестывания проводов, вывертывания из рук, разрушения инструмента, защитного отключения, разрезания и т. д.). Блоки матрицы окрашены в пять разных цветов в зависимости от пяти степеней риска (опасности последствий). Если наименование риска, указанного на лицевой стороне карты, вписано в желтый блок, то данный риск является существенным.
На оборотной стороне карты указываются профилактические (защитные) меры, и соответственно желтым цветом будут выделены действия, которые требуется совершить работнику для снижения существенного риска. Для удобства пользования профилактические меры, необходимые в каждом конкретном случае, также должны быть пронумерованы.
Карты профессиональных рисков призваны подтвердить правильность оценки риска самим работником и в случае необходимости уточнить порядок его действий с целью снижения предполагаемого риска. Работники должны пройти соответствующее обучение по использованию карт профессиональных рисков. В обязательном порядке с работниками согласовываются варианты карт профессиональных рисков, а в должностных регламентах работников указывается обязанность их использовать.
Мониторинг и контроль системы управления профессиональными рисками ‒ на четвертом этапе внедрения системы управления профессиональными рисками необходим ее обязательный мониторинг.
Мониторинг требуется, прежде всего, для обнаружения изменений в характеристиках рисков под влиянием изменений среды, а также с целью подтверждения адекватности применения действующих процедур в изменившихся условиях.
Процесс мониторинга в обязательном порядке должен сопровождаться ведением документации, как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Данные мониторинга также используются в целях оценки и прогноза состояния безопасности и охраны труда на предприятии.
Проводимый на основании непрерывного мониторинга анализ позволит оперативно выявлять возникающие проблемы на каждом рабочем месте, корректировать систему управления рисками с помощью организационных мер и влиять на безопасность трудового процесса в реальном времени.
Непрерывный мониторинг системы управления профессиональными рисками является наиболее оптимальным, поскольку дает оперативную, многостороннюю и достоверную информацию о системе и ее недостатках, которые обязательно проявляются в ходе трудовой деятельности.
Поскольку невозможно сразу построить идеальную систему управления профессиональными рисками, мониторинг позволяет выявить непредусмотренные дефекты и принять меры по их устранению, что в конечном итоге сохранит жизнь и здоровье работников.
Практическая значимость системы мониторинга заключается еще и в том, что ответственность за ту или иную возникшую ситуацию ложится на конкретного работника, который в свою очередь обязан выполнять требования охраны труда. Экономические затраты на разработку и внедрение системы мониторинга управления профессиональными рисками должны планироваться в общих расходах на информатизацию и информационную деятельность в организации и внедрятся комплексно совместно с другими необходимыми для автоматизации процесса производства технологиями.
На пятом этапе внедрения системы управления профессиональными рисками и на всех этапах работы системы необходимо осуществлять контроль.
Способствовать решению задач результативного контроля системы управления профессиональными рисками будет:
• проведение технических осмотров состояния оборудования (машин, механизмов, инструмента), проверка его соответствия требованиям безопасности;
• проведение различных обучающих мероприятий: обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
• проведение профилактических и обязательных медицинских осмотров, наблюдение за состоянием здоровья работников в зависимости от условий труда с целью наиболее объективной оценки профессиональных рисков, отражающей влияние условий труда на здоровье работающих с учетом особенностей воздействия вредных факторов.
Внедрив систему управления профессиональными рисками, необходимо постоянно проверять, продолжает ли она оставаться эффективной, и в случае неудовлетворительного результата максимально быстро принимать корректирующие меры или при необходимости осуществлять переоценку профессиональных рисков.
Сокращение затрат на охрану труда является одним из экономических стимулов внедрения системы управления профессиональными рисками. В соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 г. № 524) существует возможность сокращения отчислений на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до 40 % от установленного страхового тарифа.
По результатам контрольных мероприятий разрабатывается перечень корректирующих и предупредительных мероприятий, направленных на улучшение технологических процессов и снижение уровня неприемлемого риска с учетом возможных финансовых издержек.
Следует отметить, что важным критерием при расчете скидки к страховому тарифу являются коэффициенты уровня проведения страхователем аттестации рабочих мест по условиям труда и коэффициент уровня проведения им обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников. Таким образом, для социально ответственных работодателей, понимающих необходимость и значимость внедрения системы управления профессиональными рисками, формируются условия экономического стимулирования к созданию здоровых и безопасных условий труда.
Сокращение издержек, связанных с мероприятиями по охране труда, возможно в случае обращения с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В каждом году порядок такого обращения определялся Правилами финансового обеспечения в соответствующем году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждаются приказом Минздравсоцразвития России).
В указанных Правилах идет речь не о «прямом» выделении денежных средств предприятиям на мероприятия по охране труда, а о возможности после получения соответствующего разрешения ФСС России снизить до 20 % отчисления от годовой суммы начисленных страховых взносов и использовать их на превентивные меры.
Принципиальным моментом применения системы управления профессиональными рисками в управлении предприятием является четкое понимание ее назначения. Это действительно очень эффективный инструмент в условиях реформирования системы управления охраной труда в России.
В настоящее время разработано множество методик оценки профессиональных рисков, целый ряд таких методик представлен в данном учебном пособии как практические работы.