Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ психолого-педагогических проблем развития эмоциональной сферы детей СТАРШЕГО дошкольного возраста

1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников

1.2. Факторы возникновения и особенности проявления эмоциональных комплексов детей дошкольного возраста

1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников

2. Результаты экспериментальной работы по коррекции эмоциональных комплексов детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей

2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников

2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников



Выводы о том, что у детей, что дети этих групп по тревожности, страхам, эмоциональному состоянию и воспитательских умений различаются устанавливались с применение U критерия Критерия Манна – Уитни. Результаты изложены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты сравнительного анализа показателей и факторов эмоциональных комплексов дошкольников

Исследуемые параметры

Эмпирическое значение критерия U

Уровень значи-мости

Сумма рангов «до»

Сумма рангов «после»

Вывод о значимости различий

страхи

0

0,000

55

155

есть разница

тревожность

0

0,000

55

155

есть разница

родительская компетентность

2,5

0,000

57,5

152,5

есть разница

эмоциональное состояние

0

0,000

55

155

есть разница



Исходя из представленных данных, мы видим – что эти группы детей по этим показателям эмоциональных комплексов различаются. Все показатели детей экспериментальной группы говорят о том, что у них есть эмоциональные комплексы, которые необходимо корректировать. Поэтому, далее был запланирован коррекционный этап – формирующий эксперимент.


2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности



На этапе подготовки к формирующему эксперименту по коррекции эмоциональных комплексов, были определены следующие психолого-педагогические условия реализации коррекционно - формирующей программы:

1. Создать психологически – безопасные условия для развития эмоциональной сферы ребенка в игровой деятельности (поощрять исполнительское творчество, исключить критику, побуждать свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).

2. Совершенствовать в игре умения различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно спокойно удивительно страшно и т.д.) через вербализацию.

3. Поощрять умение одновременно направлять внимание на экспрессивные ощущения и экспрессивные движения, сопровождающие свои эмоции и эмоции окружающих.

4. Приобщить детей к художественной культуре через рисование и анализ художественных произведений и рисунков.

5. Развитие умений понимать свои эмоции и понимать и осознавать эмоции других.

6. Воспитать доверительные и дружеские взаимоотношения друг с другом.

Занятия проводились в первой половине дня (по 2 – 3 часа).

Программа коррекции тревожности и страхов дошкольников

Обоснование программы

Цель - формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка, умений связной речи через распознавание и вербализацию (проговаривание) своих неблагоприятных эмоциональных состояний.

Задачи:

  1. Формировать умение фантазирования, предполагающую визуализацию и активное воображение.

  2. Формировать умения сочинения историй с хорошим финалом, развитие вербальных умений.

  3. Формировать с применением техник художественной экспрессии и изобразительных материалов умения справляться с неблагоприятными эмоциональными состояниями.

  4. Обогащать и активизировать лексическую сторону речи.

  5. Повышение самооценки, снятие психического напряжения.

Использовались дидактические принципы:

  1. Принцип доступности, систематичности и последовательности.

  2. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

  3. Принцип творческой активности и наглядности.


Используемые средства: тематические дидактические игры, этюды. Ни каждом коррекционном занятии использовались изобразительные средства – рисование по теме занятия с последующим обсуждением и беседой с ребенком. В группе были собраны различные дидактические игры пособия. С использованием игровых и рисуночных средств дети учились различать формы, цвет, признаки предмета, различать особенности природных явлений, диких и домашних животных, классифицировать фрукты и овощи, расширялись представления об окружающем мире, дети знакомились с профессиями.

В студии создан уголок «Творческая игротека», собраны различные дидактические игры пособия: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Цветик-семицветик», «Паровозик» и др.

С использованием этих средств дети учатся различать формы, цвет, признаки предмета, различать особенности природных явлений, диких и домашних животных, классифицировать предметы домашнего обихода, фрукты и овощи. В доступной форме позволяет проводить с родственными словами и проводить первичное знакомство с профессиями.

Формы работы – использовались индивидуальная и групповая формы.

Ожидаемые результаты: снижение уровня тревожности и страхов, гармонизация эмоциональной сферы через развитие речевых средств – речевого внимания, памяти, связной речи, мышления (умение классифицировать), интеллектуальное развитие, обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря.

Тематика и содержание занятий

Занятие 1. Тема «Времена года».

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам, в доступной форме знакомить с глаголами, согласованием слов в предложении, формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

1) Игра «Что происходит в природе?»

Материал: репродукции времен года, мячик, альбомы для рисования, карандаши, краски.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Игра проводится по темам.

По теме заранее готовятся вопросы:

Педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

2) Игра «Что бывает осенью?»

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Дети выбирают картинки, где изображены только осенние явления и называют их.


В конце занятия детям дается задание нарисовать осень или весну.

Рисунки комментируются и оцениваются.

Занятие 2. Тема «Животные»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах, расширять и активизировать словарный запас, учить подбирать предмет к действию.

1) Дидактическая игра «Назови семью»

Воспитатель начинает – дети отвечают.

Он – кот, она – кошка, детеныш(и) – котенок (котята).

Он – конь, она – лошадь, детеныш(и) –жеребенок(жеребята).

2) Дидактическая игра «Кто кем был»

Закрепление названий детенышей животных.

Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.

Вопросы детям:

- Кем был бык? – Бык был теленком.

- Кем был пес? – Пес был щенком.

3) Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

Детям загадывается загадка, а они её отгадывают.

Сторожит, грызет, лает? - … .

Хрюкает, роет? - … .

Ржет, бегает, скачет? - … .

Мяукает, лакает, царапается? - … .

Мычит, жуёт, ходит? - … .

Затем детям предлагается изобразить животное и издаваемые им звуки.

4) Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»

След (чей?) – лисий, волчий … .

Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .

Голова (чья?) – лисья, волчья … .

4) Дидактическая игра «Чей хвост?»

Воспитатель читает текст:

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… .Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д.

Детям предлагается распределить хвосты зверушкам. Итог - Теперь все звери нашли свои хвосты!

В конце занятия дети рисуют в альбомах любого зверя.

Занятие 3. Тема «Сад – огород»

Цель: закреплять знания детей об овощах, развивать связную речь, словотворчество, учить образовывать имена прилагательные от имен существительных, составлять предложения с определенным глаголом.

1) Дидактическая игра «Картошечка»

Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.

Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.


Копать - Весной копают землю для посадки картофеля.

Ухаживать - Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.

Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.

Выдергивать - Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.

Рыхлить

Выкапывать

Готовить

2) Тема «Мой любимый овощ»

Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.

Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.

Условные обозначения:

Знак вопроса – что это?

Грядка – где растет?

Цвет, форма.

Величина.

Солонка – вкус.

Человек – как использует.

3) Дидактическая игра «Какой, какое?»

Материал: мяч.

Воспитатель бросает мячик и произносит первую пару слов

Сад и яблоко. - Яблоневый сад.

Дети продолжают…

Сад и груша. - Грушевый сад.

Груша и варенье. - Грушевое варенье.

Персик и сок. - Персиковый сок.

Гранат и сок. - Гранатовый сок.

Яблоко и пирог. - Яблочный пирог.

Яблоко и пюре. - Яблочное пюре.

Ананас и желе. - Ананасное желе.  

В конце занятия дети рисуют в альбомах фрукты и описываю этот фрукт.

Занятие 4. Тема «Посуда, продукты питания»

Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования прилагательных, правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.

1) Дидактическая игра «Какое это блюдо?»

Педагог дает образец: Суп из фасоли – фасолевый…Дети продолжают.

Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?

Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?

Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?

Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?

Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)

2) Дидактическая игра «Волшебный паровозик»

Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).

На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.

- Я купил хлеб. Я купил конфеты.

Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.