Файл: 1 Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников 6.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников
1.3. Методы психологической диагностики и принципы коррекции эмоциональных комплексов дошкольников
2.1.Организация эмпирического исследования, описание выборки детей
2.2. Результаты исследования эмоциональных комплексов дошкольников
Выводы о том, что у детей, что дети этих групп по тревожности, страхам, эмоциональному состоянию и воспитательских умений различаются устанавливались с применение U критерия Критерия Манна – Уитни. Результаты изложены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты сравнительного анализа показателей и факторов эмоциональных комплексов дошкольников
Исследуемые параметры | Эмпирическое значение критерия U | Уровень значи-мости | Сумма рангов «до» | Сумма рангов «после» | Вывод о значимости различий |
страхи | 0 | 0,000 | 55 | 155 | есть разница |
тревожность | 0 | 0,000 | 55 | 155 | есть разница |
родительская компетентность | 2,5 | 0,000 | 57,5 | 152,5 | есть разница |
эмоциональное состояние | 0 | 0,000 | 55 | 155 | есть разница |
Исходя из представленных данных, мы видим – что эти группы детей по этим показателям эмоциональных комплексов различаются. Все показатели детей экспериментальной группы говорят о том, что у них есть эмоциональные комплексы, которые необходимо корректировать. Поэтому, далее был запланирован коррекционный этап – формирующий эксперимент.
2.3. Проведение формирующего эксперимента по коррекции эмоциональных комплексов детей 5-6 лет и оценка ее эффективности
На этапе подготовки к формирующему эксперименту по коррекции эмоциональных комплексов, были определены следующие психолого-педагогические условия реализации коррекционно - формирующей программы:
1. Создать психологически – безопасные условия для развития эмоциональной сферы ребенка в игровой деятельности (поощрять исполнительское творчество, исключить критику, побуждать свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
2. Совершенствовать в игре умения различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно спокойно удивительно страшно и т.д.) через вербализацию.
3. Поощрять умение одновременно направлять внимание на экспрессивные ощущения и экспрессивные движения, сопровождающие свои эмоции и эмоции окружающих.
4. Приобщить детей к художественной культуре через рисование и анализ художественных произведений и рисунков.
5. Развитие умений понимать свои эмоции и понимать и осознавать эмоции других.
6. Воспитать доверительные и дружеские взаимоотношения друг с другом.
Занятия проводились в первой половине дня (по 2 – 3 часа).
Программа коррекции тревожности и страхов дошкольников
Обоснование программы
Цель - формирование и развитие эмоциональной сферы ребенка, умений связной речи через распознавание и вербализацию (проговаривание) своих неблагоприятных эмоциональных состояний.
Задачи:
-
Формировать умение фантазирования, предполагающую визуализацию и активное воображение. -
Формировать умения сочинения историй с хорошим финалом, развитие вербальных умений. -
Формировать с применением техник художественной экспрессии и изобразительных материалов умения справляться с неблагоприятными эмоциональными состояниями. -
Обогащать и активизировать лексическую сторону речи. -
Повышение самооценки, снятие психического напряжения.
Использовались дидактические принципы:
-
Принцип доступности, систематичности и последовательности. -
Принцип развивающего и воспитывающего обучения. -
Принцип творческой активности и наглядности.
Используемые средства: тематические дидактические игры, этюды. Ни каждом коррекционном занятии использовались изобразительные средства – рисование по теме занятия с последующим обсуждением и беседой с ребенком. В группе были собраны различные дидактические игры пособия. С использованием игровых и рисуночных средств дети учились различать формы, цвет, признаки предмета, различать особенности природных явлений, диких и домашних животных, классифицировать фрукты и овощи, расширялись представления об окружающем мире, дети знакомились с профессиями.
В студии создан уголок «Творческая игротека», собраны различные дидактические игры пособия: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Цветик-семицветик», «Паровозик» и др.
С использованием этих средств дети учатся различать формы, цвет, признаки предмета, различать особенности природных явлений, диких и домашних животных, классифицировать предметы домашнего обихода, фрукты и овощи. В доступной форме позволяет проводить с родственными словами и проводить первичное знакомство с профессиями.
Формы работы – использовались индивидуальная и групповая формы.
Ожидаемые результаты: снижение уровня тревожности и страхов, гармонизация эмоциональной сферы через развитие речевых средств – речевого внимания, памяти, связной речи, мышления (умение классифицировать), интеллектуальное развитие, обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря.
Тематика и содержание занятий
Занятие 1. Тема «Времена года».
Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам, в доступной форме знакомить с глаголами, согласованием слов в предложении, формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.
1) Игра «Что происходит в природе?»
Материал: репродукции времен года, мячик, альбомы для рисования, карандаши, краски.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игра проводится по темам.
По теме заранее готовятся вопросы:
Педагог: -Дети:
Солнце – что делает? -Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.
2) Игра «Что бывает осенью?»
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Дети выбирают картинки, где изображены только осенние явления и называют их.
В конце занятия детям дается задание нарисовать осень или весну.
Рисунки комментируются и оцениваются.
Занятие 2. Тема «Животные»
Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах, расширять и активизировать словарный запас, учить подбирать предмет к действию.
1) Дидактическая игра «Назови семью»
Воспитатель начинает – дети отвечают.
Он – кот, она – кошка, детеныш(и) – котенок (котята).
Он – конь, она – лошадь, детеныш(и) –жеребенок(жеребята).
2) Дидактическая игра «Кто кем был»
Закрепление названий детенышей животных.
Материал: предметные картинки с изображением взрослых домашних животных и их детенышей.
Вопросы детям:
- Кем был бык? – Бык был теленком.
- Кем был пес? – Пес был щенком.
3) Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»
Детям загадывается загадка, а они её отгадывают.
Сторожит, грызет, лает? - … .
Хрюкает, роет? - … .
Ржет, бегает, скачет? - … .
Мяукает, лакает, царапается? - … .
Мычит, жуёт, ходит? - … .
Затем детям предлагается изобразить животное и издаваемые им звуки.
4) Дидактическая игра « Чей, чья, чье?»
След (чей?) – лисий, волчий … .
Уши (чьи?) – лисьи, волчьи … .
Голова (чья?) – лисья, волчья … .
4) Дидактическая игра «Чей хвост?»
Воспитатель читает текст:
Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка – хвост лисы, у лисы – хвост медведя… .Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? - волчий. А это чей такой хвост - маленький, пушистый, белый? – зайца… и т. д.
Детям предлагается распределить хвосты зверушкам. Итог - Теперь все звери нашли свои хвосты!
В конце занятия дети рисуют в альбомах любого зверя.
Занятие 3. Тема «Сад – огород»
Цель: закреплять знания детей об овощах, развивать связную речь, словотворчество, учить образовывать имена прилагательные от имен существительных, составлять предложения с определенным глаголом.
1) Дидактическая игра «Картошечка»
Закреплять знания детей о труде взрослых в огородах, на полях.
Детям предлагается вспомнить о труде овощеводов. Затем придумать предложение с заданным словом – действием.
Копать - Весной копают землю для посадки картофеля.
Ухаживать - Чтобы вырос хороший урожай, за посадками надо ухаживать.
Поливать Летом солнце очень жаркое, поэтому нужно поливать растения.
Выдергивать - Сорняки надо выдергивать, чтобы они не мешали расти картофелю.
Рыхлить
Выкапывать
Готовить
2) Тема «Мой любимый овощ»
Материал: муляжи овощей или картинки с изображением овощей, план – схема для составления описательных рассказов.
Педагог предлагает каждому ребенку выбрать любой овощ и рассказать о нем по схеме.
Условные обозначения:
Знак вопроса – что это?
Грядка – где растет?
Цвет, форма.
Величина.
Солонка – вкус.
Человек – как использует.
3) Дидактическая игра «Какой, какое?»
Материал: мяч.
Воспитатель бросает мячик и произносит первую пару слов
Сад и яблоко. - Яблоневый сад.
Дети продолжают…
Сад и груша. - Грушевый сад.
Груша и варенье. - Грушевое варенье.
Персик и сок. - Персиковый сок.
Гранат и сок. - Гранатовый сок.
Яблоко и пирог. - Яблочный пирог.
Яблоко и пюре. - Яблочное пюре.
Ананас и желе. - Ананасное желе.
В конце занятия дети рисуют в альбомах фрукты и описываю этот фрукт.
Занятие 4. Тема «Посуда, продукты питания»
Цель: расширять и обогащать словарь. Закреплять навыки образования прилагательных, правильного использования существительных с помощью суффикса ниц со значением вместилища.
1) Дидактическая игра «Какое это блюдо?»
Педагог дает образец: Суп из фасоли – фасолевый…Дети продолжают.
Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки … )?
Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины … )?
Какой сок из … (моркови, груши, апельсина … )?
Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (Стеклянная – сделана из стекла.)
2) Дидактическая игра «Волшебный паровозик»
Материал: большая картинка с изображением паровозика, 9 средних карточек – вагончиков, 9 маленьких картинок (сахар, сухарь, хлеб, суп, конфеты, селедка, салат, салфетка, перец).
На стол выкладываются маленькие предметные картинки с изображением продуктов и предлагает «сходить в магазин за продуктами». Дети по желанию выбирают любую картинку и составляют предложение.
- Я купил хлеб. Я купил конфеты.
Педагог напоминает, что для каждого продукта есть своя посуда: для хлеба – хлебница, для конфет – конфетница. И с помощью интонации выделяет часть слова ниц, подчеркивая, что с ее помощью образуется новое слово.