Файл: Технологическое предпринимательство и инновационное развитие бизнеса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 536
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15
Третья плоскость – таланты. Таланты, а не кадры. Почему? Потому что в экономике 2035 года будет не важно, сколько десятков или тысяч че- ловек работает у вас в компании. Их может работать 10 тыс., если это необ- ходимо из-за социальных соображений. Но реальную пользу, реальную цен- ность будут приносить 10, 15, 20 чел. Это те люди, которые контролируют ключевые процессы и которые умеют это делать лучше других; те, кто будет создавать новые цифровые фабрики и новое цифровое производство. Это таланты, которые сегодня зарабатывают деньги. По последним оценкам компании MCKINSEY, онлайновые системы управления талантами к
2025 г. сделают вклад в мировой ВВП на сумму более 2,7 трлн. дол. Это принципиально новые рынки, которых сегодня не существует. Необходимо научиться находить не чемпионов, а экстремумов (т.е. не только тех, кто выиграл формальные соревнования, но и тех, кто в ходе этих соревнований продемонстрировал отдельные навыки на порядок, на порядок выше осталь- ных), и собирать команды из этих экстремумов. Сегодня самые крутые тех- нологические компании учатся искать людей, которые умеют действовать лучше остальных, создавать для них абсолютную среду для творчества и, естественно, зарабатывать на этом средства, захватывать новые рынки.
Для этого недостаточно просто школьного образования. Нужна си- стема принципиально новых олимпиад. Необходимы инженерные олимпи- ады, в которых соревнуются команды. Команды должны соревноваться в решении реальных задач из новых рынков, которые должны ставиться перед ними продвинутыми технологическими компаниями. Тогда собираюм клю- чевые компетенции на старте, и дети учатся решать те задачи, которые: а) не умеют сегодня решать; б) нужны в 20-летнем горизонте.
Конечно, нужно удерживать таланты. Для того чтобы их удерживать, необходимо три вещи: карьера, т.е. они должны понимать, что есть шанс вырасти, обогнать остальных и добиться успеха; среда, т.е. у них должны быть условия, в которых они могут общаться с такими же талантами и не думать о базовых социальных условиях проживания; сетевые отношения, т.е. сети, которые эти таланты объединяют для работы над общим будущим.
Четвертая плоскость, тоже очень важная, которая будет создаваться вместе с государством, – это плоскость сервисов.
Создаваемые сервисы в первую очередь ориентированы на участни- ков рынков НТИ. Это высокотехнологичные компании, которым в России бывает довольно тяжело, потому что система государственного управления не всегда настроена на поддержку развития, обеспечение быстрого роста и выхода на экспорт, на новые рынки других стран. Первое, что необходимо сделать для работы таких систем – изменить отношение институтов развития к этим компаниям. Необходимо поменять подход к интеллектуальной соб- ственности. Сегодня российские патенты обладают малой значимостью и не
16 всегда признаются в мире. Получить глобальный мировой патент очень до- рого. Необходимо, с одной стороны, резко увеличивать интеллектуальную защиту наших компаний, с другой стороны, открывать новые рынки и ори- ентироваться на само изменение отношения к интеллектуальной собствен- ности, которое сегодня происходит. Для быстрорастущих компаний нужны особые условия на внутреннем рынке. И для решения этих задач необхо- димо формировать комфортную юрисдикцию. В поддержке экспорта прин- ципиально важным становится борьба за технологические стандарты. Это еще один из приоритетов НТИ. Российские компании довольно часто участ- вовали в формировании стандартов для новых технологий. Но пока нет при- меров, чтобы этот стандарт был сформирован российскими компаниями и принят на мировом уровне.
НТИ строится как процесс, открытый для самых разных участников, и основная задача состоит в том, чтобы вовлечь наибольшее количество ква- лифицированных специалистов в совместную разработку ключевых поло- жений, приоритетов, которые сегодня формируются через матрицы НТИ.
17
2. РЫНКИ НТИ: TechNET
НТИ концентрируется на новых глобальных рынках, которые сфор- мируются через 15–20 лет. Большинство рынков будут иметь сетевую при- роду (наследовать подходы, которые существуют в Интернете, или исполь- зовать инфраструктуру Сети). Новые рынки будут ориентированы на чело- века как конечного потребителя, расстояние между производителем и по- требителем на них будет минимальным.
По итогам стратегической сессии «Форсайт-флот», состоявшейся в мае 2015 г., были определены девять перспективных рынков, соответствую- щих критериям:
−
аэронет – распределенные системы беспилотных летательных ап- паратов;
−
автонет – рынок НТИ по развитию услуг, систем и современных транспортных средств на основе интеллектуальных платформ, сетей и ин- фраструктуры в логистике людей и вещей;
−
маринет – интеллектуальная система управления морским транс- портом и технологии освоения мирового океана;
−
нейронет – рынок средств человеко-машинных коммуникаций, основанных на передовых разработках в нейротехнологиях и повышающих продуктивность человеко-машинных систем, производительность психиче- ских и мыслительных процессов;
−
сейфнет – безопасные и защищенные компьютерные технологии, решения в области передачи данных, безопасности информационных и ки- берфизических систем;
−
технет – кросс-рыночное и кросс-отраслевое направление, обес- печивающее технологическую поддержку развития рынков НТИ и высоко- технологичных отраслей промышленности за счет формирования цифро- вых, «умных», виртуальных фабрик будущего (Digital, Smart, Virtual
Factories of the Future);
−
фуднет – крупнейший рынок потребительской продукции в мире, от- крытый для интеграции новых наукоемких технологий, от роботизации и IT в сегментах «агротех» и «фудтех» до биотехнологий, стимулирующих рост эко- номики и способный радикально повысить доступность и качество питания;
−
хелснет – рынок персонализированных медицинских услуг и ле- карственных средств, обеспечивающих рост продолжительности жизни, а также получение новых эффективных средств профилактики и лечения раз- личных заболеваний;
−
энерджинет – распределенная энергетика от personal power до smart grid, smart city.
На сегодняшний день перечень рынков НТИ дополнили рынки:
18
−
веарнет – гибридная индустрия моды; экосистема бизнесов, вклю- чающая креативную индустрию (моду), легкую промышленность, ритейл и технологии, которые производят и распространяют модный продукт буду- щего – гибридный продукт; гибридный модный продукт = вещь (одежда, обувь, аксессуары) + информация (культура и данные); это вещь, которая создается, используется и утилизируется в гибридной среде, где диджитал- инструменты оптимизируют работу с материалом;
−
геймнет – развитие и применение игровых методов и практик, внедрение игрового мышления в бизнесе, культуре, образовании, науке, здравоохранении, государственном управлении и сообществах для улучше- ния жизнедеятельности человека;
−
спортнет – рынок ценностных предложений для трансформации профицита человеческих ресурсов через физическую активность на основе платформенных и инфраструктурных решений;
−
хоумнет – высокотехнологичная экосистема комфортной и без- опасной жизнедеятельности человека (Smart & Sustainable), базирующаяся на аппаратно-программных решениях, включая цифровые платформы для проектирования, строительства, эксплуатации и утилизации среды прожи- вания и деятельности человека, в том числе в суровых и не освоенных при- родно-климатических зонах, позволяющая обеспечить автономность при необходимости;
−
эдунет – рынок продуктов и сервисов, которые вовлекают чело- века в развитие и реализацию своего потенциала;
−
эконет – рынок «чистых» технологий, призванных снизить нега- тивное влияние человека на природу; это технологии глубокого анализа и управления климатом, создание экспериментальных и суперлокальных кли- матических зон, восстановление биоразнообразия, использования мусора как ресурса.
В рамках НТИ направление «TechNET» (рис. 3) связано с развитием и применением передовых производственных технологий (далее ППТ):
−
формирование комплекса ключевых компетенций, обеспечиваю- щих интеграцию передовых производственных технологий и бизнес-моде- лей для их распространения в качестве фабрик будущего первого и после- дующего поколений;
−
создание глобально конкурентоспособной кастомизирован- ной / персонализированной продукции нового поколения для рынков НТИ и высокотехнологичных отраслей промышленности.
Сегодня мир стоит на пороге развития экономики нового технологи- ческого поколения – Цифровой экономики (Digital Economy), развитие ко- торой определяется «умными данными». Центральное место в экономике занимает сфера материального производства – высокотехнологичная про-
19 мышленность, которая должна отвечать требованиям глобальной конкурен- тоспособности, требованиям эффективности и высокой производительно- сти труда. Для удовлетворения этим требованиям сейчас в мире стреми- тельно развиваются тотальная диджитализация, автоматизация и интеллек- туализация промышленности, осуществляется переход к киберфизическим системам, происходит объединение материального и цифрового / виртуаль- ного миров. Эти глобальные изменения сопровождаются развитием прин- ципиально новых бизнес-процессов на всех уровнях.
Рис. 3 Схема рынка TechNET
С целью развития России в соответствии с мировыми технологиче- скими трендами и для наиболее полной реализации открывающихся возмож- ностей повышения конкурентоспособности российской промышленности и создаваемой конечной продукции была разработана дорожная карта
«TechNET» ППТ НТИ.
20
Фабрики будущего понимаются как системы комплексных технологи- ческих решений (интегрированные технологические цепочки), обеспечива- ющие в кратчайшие сроки проектирование и производство глобально кон- курентоспособной продукции нового поколения. Фабрики будущего, как правило, генерируются на испытательных полигонах (TestBeds).
Сейчас промышленность России столкнулась с вызовом – Time to
Market (минимальное время вывода конкурентоспособной продукции нового поколения на рынок). Ответом на этот вызов должны стать фабрики буду- щего (цифровые, умные, виртуальные), за счет:
−
принципиально новых подходов к цифровому проектированию на основе полного математического моделирования и технологий оптимизации;
−
виртуальных испытаний, которые значительно снижают объемы дорогостоящих натурных испытаний;
−
передовых производственных технологий и цифрового умного производства, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной продукции лучше и быстрее, чем в настоящий момент в экономике России.
Цифровая фабрика ориентирована на проектирование и производство продукции нового поколения от стадии исследования и планирования, когда закладываются базовые принципы изделия, до стадии создания цифрового ма- кета продукта (Digital Mock–Up, DMU), «цифрового двойника» (Digital Twin) и опытного образца или мелкой серии. Общие эффекты от внедрения цифро- вой фабрики в сравнении с традиционными моделями производства и проек- тирования: снижение затрат – 10–50%; сокращение времени производства –
20–70%; рост прибыли – 10–50%. В результате внедрения технологий цифро- вой фабрики заказчик получит современную высокотехнологичную производ- ственную цепочку, объединяющую передовые программные системы в еди- ную систему с цифровизацией производственных процессов на уровне до 95%.
Умная фабрика ориентирована на производство продукции нового поко- ления от заготовки до готового изделия по цене серийного производства теку- щего индустриального уклада. В качестве входного продукта «умной» фабрики используется результат работы цифровой фабрики. Отсутствие зависимости цены от признака серийности обеспечивается за счет увязанных общей систе- мой управления и логистической системой отдельных модулей, обеспечиваю- щих реализацию всех технологических переделов без участия человека (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году). Оценка общих эффектов от внедре- ния «умной» фабрики в сравнении с традиционными моделями производства и проектирования: 2–4-кратное сокращение времени производства; рост вводов
50–70%; рост прибыли до 2 раз (установлено эмпирическим способом при реа- лизации сопоставимого передового проекта – GE Brilliant Factory). В результате внедрения технологий «умной» фабрики заказчик получит автоматизирован- ный «умный» завод с безлюдным интеллектуальным производством не менее
100% основных технологических операций.
21
Виртуальная фабрика – объединение цифровых и (или) «умных» фабрик в единую сеть либо как части глобальных цепочек поставок (поставки => про- изводство => дистрибьюция и логистика => сбыт и сервисное обслуживание), либо как распределенных производственных активов. Продукт виртуальной фабрики – это виртуальная модель всех организационных, технологических, логистических процессов территориально распределённых «цифровых» и
«умных» производств, представленных для пользователя как единый объект.
Общие эффекты от внедрения виртуальной фабрики в сравнении с традицион- ными моделями производства и проектирования: 2–4–кратный рост предска- зуемости; 40% снижение затрат; сокращение числа единиц оборудования – 7–
15% (установлено эмпирическим способом при реализации сопоставимого пе- редового проекта – GE Brilliant Factory). В результате внедрения технологий виртуальной фабрики заказчик получит пакет решений для виртуального управления цепочками поставок на предприятии. Цифровые и виртуальные фабрики охватывают все уровни готовности технологий и производства
(TRL-1 – TRL-9, MRL-1 – MRL-10), «умные» фабрики покрывают уровни го- товности технологий и производства с TRL-4 – TRL-9, MRL-4 – MRL-10.
Результаты внедрения систем комплексных технологических реше- ний могут существенно повысить производительность и ресурсоэффектив- ность производственного процесса. Соединение всех трех типов «фабрики будущего» позволит провести процесс трансформации из традиционного производства в передовое всех элементов цепочки добавленной стоимости.
Названные передовые производственные технологии имеют быстрорасту- щие рынки, но различаются их структуры, стадии развития и уровни зрело- сти, количество и мощность игроков, стран-лидеров и т.д. Средние прогно- зируемые темпы роста по направлениям составляют от 4–5% до 25–30% в год. Объем рынка «фабрик будущего» (передовых производственных тех- нологий, систем комплексных технологических решений на их основе, а также продукции, выпускаемой предприятиями, внедрившими технологии
«фабрик будущего») к 2035 г. составит более 3 трлн долл.
Направление «TechNET» связано с развитием и применением одного из самых важных классов сквозных технологий – передовых производственных технологий (Advanced Manufacturing Technologies), к которым относятся:
−
цифровое проектирование и моделирование как совокупность тех- нологий компьютерного проектирования (Computer-Aided Design, CAD); ма- тематического моделирования, компьютерного и суперкомпьютерного ин- жиниринга (Computer-Aided Engineering, CAE, и High Performance
Computing, HPC) и оптимизации (Computer-Aided Optimization, CAO) – мно- гопараметрической, многокритериальной, многодисциплинарной, топологи- ческой, топографической, оптимизации размеров и формы и т.д.; технологи- ческой подготовки производства (Computer-Aided Manufacturing, CAM), в том числе нового поколения, ориентированного на аддитивное производство