Файл: Система управления персоналом в современной организации (на примере ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 366

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- формируется положительный морально-психологический климат;

- формируются принципы командной работы и сами команды;

- происходит понимание общей цели организации, которые;

- растет лояльность персонала;

- вследствие вышеописанного, повышается мотивация к труду и производительность труда[16].

Основными составляющими организационной культуры являются: декларация корпоративной миссии, корпоративная философия, корпоративный дух, управление, стиль руководства и лидерства, корпоративная этика, управление человеческими ресурсами, имидж и репутация, культура качества[17].

Существует два основных методологических подхода к формированию организационной культуры для повышения мотивации персонала в учреждениях социальной защиты населения: насаждение сверху и «проращивание снизу». Первый быстрее, второй – долговечнее. Поэтому обычно используется их сочетание.

3. Мотивация - это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности. Стимул - это ведущий элемент управления мотивационными процессами, являющийся внешним побуждением к деятельности[18].

Существует два типа теорий мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации[19]. Содержательные теории мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека. В научной литературе известны такие методы, как пирамида Маслоу, теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, теория факторов Герцберга, теория ERG Альдерфера. Основные процессуальные теории мотивации: Э. Лока, В. Врума, Адамса, а также модель Портера-Лоулера, объединяющая все концепции[20].

Наличие материальных и нематериальных мотивационных стимулов не означает, что в учреждениях социальной защиты населения можно выбрать что-то одно. Материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют друг друга. Методы нематериальной мотивации персонала (в рамках формирования эффективной организационной культуры) наименее затратные в учреждениях социальной защиты населения.

4. Важное значение в учреждениях социальной защиты населения имеет установление оптимального режима работы сотрудников и условия труда. Все это имеет важное значение с точки зрения влияния социально-психологических факторов на особенности персонала в учреждениях социальной защиты населения. Также важное значение имеет нормирование труда - это процесс определения времени на операции технологического процесса, определение разрядности и квалификации исполнителя[21].


Нормирование труда обеспечивает:

- минимизацию потерь по времени исполнителя;

- минимизацию издержек на оплату труда;

- обеспечение управления производительностью труда.

По возможности любой труд должен быть формализован и нормирован.

5. Для достижения целей руководству в учреждениях социальной защиты населения необходимо понимать возможности персонала, выявлять уже имеющиеся компетенции сотрудников. При оценке персонала работодатель сравнивает сотрудника, который занимает определенную должность, со специалистом, идеально подходящим на это место. Выполнить такое задание возможно различными методами оценки. Основные методы оценки труда персонала показаны в Приложении 2.

Выделяют прямые методы оценки, направленные на оценку результатов деятельности сотрудника в стандартных условиях, что не требует участия работника в процедуре оценки. При использовании косвенных (опосредованных) методов, оценка труда происходит в специфических условиях и ситуациях, специально созданные для оценки профессиональных качеств сотрудника[22].

Аттестация является самым используемым методом оценки персонала в учреждениях социальной защиты населения в России. Аттестация может проводиться в виде экзамена, собеседования, тестирования или методом моделирования рабочей ситуации[23]. Выбор метода оценки зависит от ситуации и специфики оцениваемых знаний. В конечном итоге цель аттестации состоит в проверке соответствия работника занимаемой должности в учреждениях социальной защиты населения.

Далее проведем анализ и совершенствование системы управления персоналом в ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску».

2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОГКУ «УСЗН ПО ГОРОДУ ИРКУТСКУ»

2.1 Общая характеристика ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску»

Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по городу Иркутску» (ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску») создано 1 октября 2014 года. До 1 октября 2014 года полномочия, возложенные на Учреждение, исполняли пять территориальных управлений министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области: управление министерства по социальному развитию Свердловского района г. Иркутска, управление министерства по социальному развитию Октябрьского района г. Иркутска, управление министерства по социальному развитию Ленинского района г. Иркутска, управление министерства по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска, управление министерства по Катангскому району.


Адрес: г. Иркутск, ул. К. Маркса, 37.

Основным направлением деятельности Учреждения является предоставление государственных услуг в сфере оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан.

Учреждение является самым большим среди аналогичных учреждений Иркутской области. На сегодняшний день Учреждением предоставляются МСП не только жителям г. Иркутска, где численность населения города по состоянию на 2020г. составила 620345 человек, но и жителям Катангского района Иркутской области[24].

Учреждение проводит работу по совершенствованию предоставления государственных услуг: создана клиентская зона, где прием документов от населения и дальнейшее назначение мер социальной поддержки ведется независимо от вида предоставляемой МСП. Кроме того, гражданин может обратиться в отдел по работе с населением любого района, независимо от места регистрации, что делает предоставление государственных услуг более доступным.

Учредителем Учреждения является Иркутская область. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Учредитель).

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счёт средств бюджета Иркутской области и за счёт средств бюджета Российской Федерации в части переданных федеральных полномочий по утверждённой Учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета.

Предметом деятельности является предоставление в пределах своей компетенции государственных гарантий населению Иркутской области (за исключением города Иркутск) в сфере социальной защиты населения.

Целями деятельности учреждения являются[25]:

- решение общих вопросов социальной защиты населения на территории Иркутской области (за исключением города Иркутск);

- оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Иркутской области государственных услуг в области предоставления мер социальной поддержки населению Иркутской области (за исключением города Иркутск).

Учреждение предоставляет меры социальной поддержки населению Иркутской области на основе принципа адресности, оказывает в соответствии с законодательством о социальной защите населения следующие государственные услуги:

- назначение, перерасчёт, оформление документов на выплату ежемесячных денежных выплат;


- назначение и расчет суммы выплаты ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг и др.;

- назначение, перерасчёт, оформление документов на выплату субсидий;

- назначение, перерасчёт и оформление документов на выплату социального пособия на погребение;

- назначение, перерасчёт, оформление документов на выплату в соответствии с федеральным законодательством компенсаций в возмещение вреда здоровью, на приобретение продовольственных товаров на питание, на оздоровление, по случаю потери кормильца, иных установленных законодательством выплат;

- оформление документов для назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственным пенсиям;

- назначение, перерасчёт и оформление документов на выплату компенсаций страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, получивших транспортные средства через органы социальной защиты населения;

- назначение и оформление документов на выплату компенсаций семьям погибших военнослужащих на ремонт индивидуальных жилых домов;

- оформление документов на присвоение статуса «Ветеран труда», «Ветеран труда Иркутской области», оформление и выдача удостоверений инвалидам и пр.;

- подготовка данных о гражданах Иркутской области, у которых сумма денежных выплат в части мер социальной поддержки меньше величины прожиточного минимума для установления федеральных социальных доплат к пенсии;

- регистрация многодетных семей, проживающих на территории Иркутской области, и выдача им соответствующих удостоверений, представление к награждению дипломами и медалями;

- формирование списков для направления в оздоровительные лагеря, центры социальной профилактики и реабилитации инвалидов;

- оформление документов по назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка и др.

Все эти государственные услуги можно получить как в самом учреждении областного центра социальной защиты населения, так и через многофункциональный центр города (МФЦ).

Также в электронной форме. Данный способ означает, что заявление о предоставлении государственной услуги подается в онлайн-режиме с помощью портала государственных услуг.

Организационная структура управления показана на рисунке 3.

Рис. 3 - Структура управления ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску»[26]

Организационно-управленческая структура представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, является линейно-функциональной и иерархичной с тремя уровнями управления.


К первому уровню относится руководитель Учреждения, второй уровень – заместители руководителя, к третьему уровню относятся начальники структурных подразделений.

Учреждение возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Иркутской области в установленном законодательством порядке.

Учредитель в соответствии с законодательством заключает с директором трудовой договор, согласованный с Департаментом имущества, промышленности и информатизации Иркутской области (далее - Департамент).

Директор Учреждения действует на основании правовых актов Российской Федерации и Иркутской области, настоящего Устава и трудового договора.

Директор Учреждения подотчетен в своей деятельности Правительству Иркутской области, Учредителю, а также Департаменту по вопросам, связанным с использованием закрепленного за Учреждением областного государственного имущества, и иным органам государственной власти в пределах их компетенции.

2.2. Исследование системы управления персоналом в учреждении

Изначально проведем оценку количественного и качественного состава персонала. В Центре трудится коллектив из 87 сотрудников во главе с директором, стремящимся к улучшению качества социального обслуживания.
Динамика численности и структуры персонала показана в таблице 1.

Таблица 1

Анализ численности и структуры персонала ОГКУ «УСЗН по городу Иркутску»

Категория персонала

Численность на 31.12.2017, чел.

Ст-ра,

%

Численн. на 31.12.2018, чел.

Ст-ра,

%

Численность на 31.12.2019, чел.

Ст-ра,

%

2019 в % к 2017

Всего,

78

100

82

100

87

100

111,5

в т.ч. руководство

2

2,5

2

2,4

2

2,3

100

начальники структурных подразделений (отделов)

7

3,5

8

9,8

8

9,2

114,3

основной персонал

51

65,4

52

63,4

56

64,4

109,8

обслуживающий персонал

18

23,1

20

24,4

21

24,1

116,7