Файл: Учебное пособие (курс лекций) Махачкала 2016 2 удк 339. 138642. 5 Ббк 65. 42.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 352
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
131 развития региона и отвечают запросам потенциальных потребителей ресурсов территории.
Региональный
интернет-маркетинг
—
это
деятельность
по
формированиюэлектронной информационной среды, рынка региональных товаров, услуг и преимуществ, по усилению и продвижению привлекательных внутренних условий для получения внешних по отношению к нему ресурсов
(финансовых, человеческих, производственных и пр.). Эта деятельность предполагает предоставлениеструктурированной информации об интересующих потребителей аспектах социально-экономического, политического положения региона, его преимуществах и направлениях развития с использованием технологических возможностей интернета.
Более широко, интернет-маркетинг территорий представляет собой
«инструментарий маркетинговой деятельности территориальных органов государственной власти, населения и других резидентов и потребителей территории, позволяющий исследовать внутренние и внешние рынки, адекватно структурировать информационную среду, осуществлять позиционирование территории и продвижение внутренних условий для привлечения внутренних и внешнихресурсов и осуществления обмена».
Региональный интернет-маркетинг становится новым инструментом управления развитием территорий. Он обеспечивает открытость и доступность субъектов управления для потребителей ресурсов региона, позволяет проводить мониторинг и своевременный анализ изменений, происходящих в регионе и за его пределами, способствует координации процесса управления, облегчает контроль. Все это позволяет региональным субъектам управления адаптироваться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды в максимально короткие сроки, а значит, отвечать современным требованиям управления.
Принципами формирования и использования регионального интернет- маркетинга являются:
•
его ориентация на перспективы развития территории;
132
•
демократичность информационного взаимодействиявсех участников виртуального рынка вследствие того, что интернет предоставляет, с одной стороны, свободный доступ к информации отерритории и ее ресурсах, а с другой, возможность распространять информацию для широкого круга пользователей интернета;
• целесообразность решения в интернете только тех задач, связанных с развитием региона, которые лучше решать именно здесь с позиции соотношения затрат и возможного эффекта.
Субъекты регионального интернет-маркетинга представляют собой все сферы социально-экономической жизни территорий и их развития. К субъектам относятся:
•
представители федеральных органов власти;
•
региональные и муниципальные органы власти и управления;
•
производители товаров и услуг — промышленные и строительные предприятия, дилеры, дистрибьюторы, оптовики, предприятия гостиничного хозяйства, общественного питания, медицинского и пенсионного обслуживания, транспортной системы, системы связи, туристические агентства и операторы, банки, страховые организации, учреждения культуры и отдыха, учебные заведения;
•
общественные организации — партии, движения, научные учреждения, спортивные комитеты и федерации.
Функции субъектов регионального интернет-маркетинга включают в
себя:
•
товарную политику — определение ассортимента, количества и качества ресурсов региона и собственно услуг органов управления, востребуемых потребителями;
•
позиционирование и оценку конкурентоспособности регионального продукта — определение позиций региона в сравнении с другими регионами и формирование перспектив его развития;
•
ценообразование на региональный продукт, включая управление
133 затратами, которые несут внутренние и внешние потребители товаров и услуг региона;
•
продвижение региона — проведение информационных, рекламных и
PR-кампаний.
Субъекты регионального интернет-маркетинга посредством интернета решают следующие задачи:
•
совершенствование процесса управления регионом, предприятиями, организациями вследствие облегчения доступа к обширным информационным ресурсам, оперативного обмена информацией, наличия обратной связи;
•
изучение реальных и потенциальных потребителей ресурсов и услуг территории, анализ информационных запросов с целью структурирования предоставляемой информации поцелевым группам потребителей и налаживания с ними конструктивного диалога;
•
формирование, изменение, поддержание имиджа региона, предприятий, организаций;
•
поддержка существующих и завязывание новых деловых контактов;
•
привлечение внешних по отношению к региону ресурсов;
•
завоевание и удержание потребителей ресурсов территории, ее товаров, услуг;
•
продвижение регионального продуктапа внутренние и внешние рынки.
Инструментарий
регионального
интернет-маркетинга в соответствии с задачами управления развитием регионов РФ может включать:
•
использование списков рассылки; консультационную поддержку в онлайновом режиме; проведение фокус-групп, профессиональных форумов, конференций, чат-клубов, управленческих игр, дистанционного обучения и тренингов; использование интранет-серверов, электронной базы данных документов в целях создания благоприятных условий для взаимодействия
134 муниципальных, региональных, федеральных субъектов управления; завязывание и поддержание деловых контактов с внутренними и внешними по отношению к территории партнерами;
•
размещение краткой информациина популярных серверах; регистрацию сайта в поисковых системах и каталогах; обмен ссылками; использование списков рассылки; проведение сетевых конференций, размещениессылок на положительные отзывы исследователей-аналитиков о регионе, участие в рейтинге для создания, изменения, поддержания имиджа региона; разъяснение проводимой политики властей; освещение происходящих в регионе изменений;
•
сбор первичной и вторичной информации посредством интернета
(комплектование аналитических материалов, проведение опросов, голосований, анкетирования, интервью в режиме on-line; анализ посещаемости сайта) в целях изучения рынка, анализа ожиданий и предпочтений потребителей региональногопродукта, мониторинга общественного мнения;
•
развитие электронной коммерции; использование экстранет-серверов для поддержки региональных производителей товаров / услуг, продвижения их продукции на внутренние и внешние рынки; стимулирование спроса населения натовары / услуги, предоставляемые местными предприятиями / организациями.
Из положительного опыта использования интернет-технологий зарубежными органами государственной власти, в российской практике регионального управления, применяются следующее:
•
усиление открытости государственной службы через подробное представление деятельности органов государственной власти с освещением планов и программ, отчетов и т. п.;
•
оперативность и полнота представления контактной информации
(телефонов, электронных адресов) ивозможность обратной связи с любым абонентом сети;
•
аккумулирование позиций общественности и других потребителей
135 территории через проведение открытых обсуждений и дискуссий;
• повышение точности социально-экономического анализа и прогнозов развития территории путем доступа к базам данных.
5.2.
Перспективы
использования интернет-маркетинга в привлечении
инвестиций
в регион
Целесообразность применения интернет-маркетинга как инструмента маркетингового подхода в управлении инвестиционной деятельностью региона и в привлечении инвестиций в регион заключается в следующем: а) интернет-маркетинг относится к числу наиболее доступных инструментов по следующим причинам:
♦
относительная дешевизна доступа в интернет;
♦
непрерывно возрастающее число пользователей интернета и развитие мировой телекоммуникационной сети; б) интернет-маркетинг — один из наиболее эффективных инструментов продвижения, о чем свидетельствуют:
♦
высокая частота использования интернета представителями целевой группы (потенциальных инвесторов);
♦
возможность таргетинга (адресности) деятельности в интернете;
♦
оперативность обратной связи, оперативность получения и обновления информации в интернете;
♦
прозрачность и доступность информации;
♦
простота оценки эффективности вложенных средств; в) интернет-маркетинг позволяет максимально сократить временные и материальные ресурсы на информационное обеспечение принятия управленческих решений; г) интернет-маркетинг предоставляет возможность получения дополнительных материальных ресурсов за счет продажи рекламного пространства на сайте.
136
Основная цель интернет-маркетинга в управлении инвестиционной деятельностью регионов состоит в обеспечении этого управления информационной поддержкой.
Как известно, товар в маркетинге - это продукт деятельности, предложенный для продажи по определенной цене и по этой цене пользующийся спросом. Региональным инвестиционным товаром могут быть названы пользующиеся спросом реальные и потенциальные инвестиционные проекты, региональные ресурсы
(природные, интеллектуальные, трудовые и другие), условия инвестирования, соответствующие услуги, идеи, материальные продукты, ценные бумаги и другие продукты инвестиционной деятельности. Такое понимание регионального инвестиционного товара позволяет расширить понятие объекта инвестиционной деятельности
(включая условия инвестирования, деятельность по продвижению и развитию инвестиционных товаров) и создать предпосылки для увеличения цены регионального инвестиционного товара за счет интеллектуальной составляющей (потребительского, человеческого и организационного капитала).
Основными субъектами маркетинговых отношений на региональных инвестиционных рынках выступают инвесторы и потребители инвестиций
(население региона, региональные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности).
В субъектный состав инвестиционной деятельности включаются физические и юридические лица, в том числе государственные и муниципальные. Для удовлетворения своих потребностей субъекты региональных инвестиционных рынков принимают участие в обменных отношениях. Каждый субъект инвестиционной сферы может участвовать в инвестиционном процессе как на стороне спроса, так и на стороне предложения.
Субъекты интернет-маркетинга в данном случае — это субъекты инвестиционной деятельности регионов, они представляют все сферы
137 социально-экономической жизни территорий и определенную часть ее окружения, инвестиционную среду. В соответствии со своими интересами в инвестиционной деятельности эти субъекты решают посредством интернета следующие задачи.
1.
Потребители регионального инвестиционного продукта
(внешние и внутренние инвесторы, население территории, предприятия и т. д.):
•
получение информации о социально-экономическом развитии, инвестиционном рейтинге региона но отношению к другим территориям
(оценка конкурентоспособности территории);
•
участие в политической и социально-экономической жизни региона, получение информации о деятельности региональных и федеральных властей, инвестиционном законодательстве;
•
оценка возможностей для частного инвестирования (покупка ценных бумаг предприятий, паевые инвестиции, покупка региональных долговых обязательств и др.)
•
привлечение инвестиций предприятиями;
•
получение необходимой информации для принятия инвестиционных решений и др.
2.
Субъекты, осуществляющие интернет-маркетинг и интернет- маркетинг территорий (органы региональной и федеральной власти, предприятия и проектные группы — потенциальные реципиенты инвестиций и др.):
•
привлечение инвестиционных ресурсов в экономику региона;
•
создание, изменение, поддержка имиджа территории через информирование общественности вне территории и резидентов о целях и задачах инвестиционного развития региона и выполнении этих задач;
•
проведение исследований и сбора информации о потенциальных инвесторах территории, выявление характеристик запрашиваемой ими информации с целью обеспечения эффективных коммуникаций, а также
138 проведение полевых исследований развития регионов-конкурентов в интернете, проведение опросов целевых групп через e-mail-анкетирование, on-line опросы и т. д.;
•
совершенствование процесса управления инвестиционной деятельностью региона вследствие облегчения доступа к обширным информационным ресурсам;
•
экономическое развитие региона и обмен опытом.
3.
Субъекты интернет-маркетинга территорий в управлении инвестиционной деятельностью регионов могут выполнять следующие функции:
•
информационное обеспечение управления инвестиционной деятельностью региона (публикация инвестиционного профиля региона, инвестиционных паспортов проектов, освещение регионального и федерального инвестиционного законодательства и др.);
•
инвестиционное позиционирование и оценка конкурентоспособности территориального продукта в виде инвестиционных проектов региона и других объектов инвестиционной деятельности;
•
исследование мнения потенциальных потребителей инвестиционных ресурсов территории;
•
продвижение инвестиционных проектов территории (проведение рекламных кампаний, PR, Investor Relations);
•
определение и анализ основных количественных и качественных параметров ресурсов и характеристик региона, востребуемых внешними и внутренними инвесторами;
• другие функции, необходимые для достижения целей управления инвестиционной деятельностью региона в интернете (создание, поддержка и продвижение web-сайтов; исследование основных потребностей субъектов инвестиционной деятельности и т. д.).
К числу часто применяемых в инвестиционной деятельности маркетинговых методик относятся SWOT-анализ, рейтинговое оценивание,
139 оценивание конкурентоспособности территорий. К числу недостаточно широко используемых методов и технологий маркетингового подхода можно отнести сегментирование, позиционирование, таргетирование, региональный интернет-маркетинг, маркетинговое планирование, маркетинговые исследования, Investor Relations (отношения с инвесторами) и другие. Так, сегментацию рынка предлагается осуществлять по следующим критериям:
•
принадлежность к территории: резиденты и нерезиденты (население региона и зарегистрированные в регионе хозяйствующие субъекты, иностранные и инорегиональные инвесторы, граждане и предприятия);
•
государственный региональный приоритет отрасли (инвестиционный проект);
•
объем инвестирования (инвестиционная емкость проекта);
•
сроки инвестирования.
Основные инструменты интернет-маркетинга, которые также могут быть использованы в процессе управления инвестиционной деятельностью региона, представлены ниже (табл.2).
Таблица 2
Основные
технологии интернета и инструменты интернет-
маркетинга
, используемые для решения задач инвестиционной
деятельности
в регионах
1
Субъекты
(целевые группы)
Технологии интернета
Инструментарий Интернет-маркетинга
Потребители регионального инвестицион- ного продукта
Web-сайт
Электронная почта
Почтовые реестры
Видеоконференции
(web-camera Video conferencing)
Размещение краткой информации на попу- лярных специализированных серверах
Регистрация сайта в поисковых машинах
(отечественных и зарубежных)
Обмен ссылками с региональными и дру- жественными сайтами, а также спец. серверами
Размещение ссылок на положительные отзывы о регионе в прессе и других источ-
1
Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – СПб.: Питер, 2006.- с.237.
140 никах информации (или создание специа- лизированного раздела на сайте)
Списки рассылки
Индивидуальные письма
Текстовые блоки
Сетевые конференции
Рассылки новостей специализированных порталов и серверов
Субъекты, осуществляю- щие интернет- маркетинг
WWW
Почта доски объявлений собственный сайт
Статистика
Счетчики
ICQ
Web-сайт
Электронная почта
Реестры
Голосовая связь
Видеоконференции
Комплектование обзоров прессы, статистической информации, аналитических материалов, размещенных на серверах WWW.
Списки рассылки
Дискуссионные листы и форумы
Конференции Usenet (группы новостей)
Опросы, голосования, интервью в он-лайне, видеочаты
Наблюдение и сотрудничество (имплицитный и эксплицитный подходы)
Сетевые фокус-группы, глубинные интервью, форумы, чат-клубы
Консультации в он-лайне (посредством ICQ}
FAQ (ответы на часто задаваемые вопросы)
Виртуальные выставки
Он-лайн аукционы
Рекламные кампании в поисковых системах
Формы заказов
Основным технологическим решением интернета, наиболее часто используемым для решения задач управления инвестиционной деятельностью региона, является web-сайт. Сайт заключает в себе не только информационно-представительские функции, но и служит базой для сбора и анализа статистики, оболочкой интерфейса для его пользователей. Наличие web-сайта — необходимое условие применения большинства других технологий, используемых интернет-маркетингом. Именно поэтому от того, насколько профессионально и удобно сделана структура web-сайта, от того, насколько прост и функционален интерфейс, зависит эффективность интернет-маркетинга и достижение поставленных инвестиционных целей.
Среди профессионалов интернет-маркетинга перечисленные характеристики