Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
припуск; течение — стояние, молоток — серпок, ребятенок — пчеленок, стыдливый — пакостливый; колхо­зов— навозов, немощь — ный старик', носов —ой платок., муж — чина [слоговой аналог морфемы].

Довольно частым является звуковое сближение реак­ции со стимулом путем замены, пропуска, перестановок отдельных звуков (букв). В этих случаях реакции испытуе­мых сильно напоминают оговорки, которые бывают у вполне нормальных людей при сильной усталости, эмоци­онально-возбужденном состоянии и быстром темпе речи или в ситуации "говорения про одно, а думаний про дру­гое": маленький — шаленький, печь — сечь, снимать — сми­нать, ребятенок — работенка., чаем — раем, проект — ракет, робкий — пробки, вранье — рванье, врач — рвач, узы — узлы, редька — редко, решат — решето, плачу — палачу, почти — прочти, капля — пакля, полка —
палка, похожий — погожий, перемешать — перемещать.

Иногда такого рода приемы уподобления реакции сти­мулу приводят к появлению образований, лишь по форме напоминающих слова русского языка, т.е. испытуемый со­здает по образцу стимула некоторые новые квазислова ти­па известной "глокой куздры": рубль— мубль, хворь — скворь, бабушка — рябушка, маме — шмуляме, увечье — уречье, палка — чалка, зонтик — понтик, враки — траки. Подобная "игра в слова" свойственна детской речи и на­поминает "упражнения" овладевающего языком ребенка.

Случаи ложного этимологизирования и поисков внут­ренней формы, отнесенные нами по своим содержатель­ным характеристикам к сфере языкового сознания, с фор­мальной стороны базируются на тех же приемах стихий­ного морфемного членения: улица —у лица, вор — свора, путы — перепутье.

Рассмотренные следы стихийного морфемного члене­ния слов на основе ложной аналогии или чисто звукового сходства и уподобления по форме обнаруживаются во многих, если не во всех статьях Русского ассоциативного словаря, наряду, естественно, с нормальными, системно-морфологическими, т.е. учитывающими и форму и семан­тику, отношениями (словопроизводственными, морфемно­го членения, этимологическими) между стимулом и реак­цией. Например, в статье

лик мы имеем а) словобразова-тельное гнездо (рб-лик, без-лик-ий, без-лич-ие, луно-лик-ий, об-лич-ье); б) такое же гнездо от этимологически связан­ного со стимулом корня (лиц-о, лиц-а, лиц-езреть, лиц-о святого); в) группа слов, объединенных ложной звуковой аналогией корню (лик-ует народ, ве-лич-ие, ве-лич-ествен-ный, воск-лиц-ание); г) группу слов, созвучных стимулу по произношению, частично близких ему по звуковому соста­ву или похожих на него по общему впечатлению от бук­венного облика на письме (к-лик, миг, пик, бзик, б-лик, ку­лик, крик, луг).

Завершая обзор разнообразной морфологической ин­формации в парах S— R, ассоциативных полях (статьях прямого ассоциативного словаря) и ассоциативно-вер­бальной сети в целом, я еще раз хочу подчеркнуть, что ее объем и детализация, представленные здесь в специфиче­ски сетевом (экземплярном, лексикализованном и анало­гически ориентированном) виде, позволяют дать полную характеристику морфологическому строю языка.

Большую часть (до 70%) морфологической информа­ции занимает словоизменение и 20—25% приходится на словообразование. Непропорционально большое место, отведенное в этом разделе рассмотрению способов иска­женного морфемного членения слов и формального — асе­мантического, звукового и слогового уподобления реакции стимулу, — объясняется, таким образом, не количеством этих явлений, а стремлением обратить внимание читателя на обстоятельство, которое обыкновенно выпадало из по­ля зрения изучавших ассоциативные связи.

А именно, на роль произносительно-слухового сближе­ния и роль звукобуквенной комбинаторики, лежащих, на­ряду с лексической и грамматической семантикой, в осно­ве организации ABC, а значит, и языковой способности человека. Эти явления содержат игровой момент и при нормальном состоянии ABC
занимают в ней незначитель­ное место.

В патологических случаях (афазия, психические болез­ни, измененные состояния сознания) роль фонетического сходства может усиливаться. Но именно закономерность его существования в норме и потребовала специального комментария для читателя. Стандартные же отношения словоизменения, словообразования и синтаксических за­висимостей, которых в ABC подавляющее большинство, самоочевидны и в дополнительном комментарии не нуж­даются.

* Фонетически правильное распространение корня, но правописание требовало бы зачеркнуть мягкий знак в стимуле, чего испытуемый в своей анкете не сделал.


3. Ассоциативно-сетевой синтаксис

Поскольку в зафиксированном словарем состоянии ас­социативно-вербальной сети усредненного носителя языка представлена его предречевая готовность, а не сама речь с ее остановленным во времени результатом — текстом, синтаксические отношения прослеживаются в редуциро­ванном виде. Естественно, что в сети нет сложных синтак­сических целых, зато широко представлены составляющие их части — словосочетания, парцеллированные конструк­ции и те (диссипативные) структуры, которые ранее были мною названы "синтаксическими примитивами" (см. "Ас­социативная грамматика..."). Реже мы встречаем полные предложения — как состоящие из подлежащего и сказуе­мого ("ядерные структуры"), так и распространяемые, в том числе сочинительными и подчинительными отноше­ниями.

В ассоциативной статье стимула практически полно­стью раскрывается его синтаксический потенциал. Если стимулом является имя существительное, то оно реализует в реакциях свои синтаксические возможности как агенс, объект, пациенс, инструмент и т.п., т.е. все роли, которые допускает его семантика. Ср. бабочка — порхает, улетела, крылышками бяк-бяк-бяк...; бабочка — красивая, капустни­ца...; бабочка — попалась, на булавке, из коллекции и т.д. Стимул-глагол развертывает свою актантную (что? брать

взятку, книгу, интервью, вершину, слово; кто? брать — се­стра, милиция, вор; у кого? брать — у друга, у себя, от жиз­ни; чем? брать—рукой, ногой; за что? брать— за руку, за шиворот, крысу за хвост; кому? брать —себе; в качестве кого? брать — в жены) и сирконстантную структуру (как? брать — крепко, нахрапом, тайком;