Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
куда? брать — домой, в дорогу, вовнутрь; откуда? брать — со стола, с полки, с при­лавка; сколько? брать — больше, много, побольше; где? брать

на диване, где; с какой целью? брать — взаймы, на пору­ки, с отдачей; когда? брать — в пору, иногда, всегда; на сколько? брать — надолго). Аналогичным образом ведет се­бя всякая часть речи: выступая в роли стимула, она во взаимной информации с вызванными ею реакциями фик­сирует все свое синтаксическое содержание.

Строительным блоком для предложения служит эле­ментарная речевая единица — словосочетание, или "модель двух слов". Как легко убедится читатель, в такие модели двух слов выстраивается подавляющее число пар S—R из любой статьи ассоциативного словаря, причем их разно­образие (как показывают приводимые ниже образцы) для стимулов всех частей речи покрывает самую полную клас­сификацию словосочетаний в русской грамматической традиции.

Структурные типы

членимые: немногословный — человек, немощь старца, носами — удариться, носить — на руке, о науке —и технике, сосать — приятно...;

нечленимые: ползать — умеет, самый—
хитрый, со­рок—лет...;

простые: показываться — за горизонтом; сложные: показаться — добрым человеком.

Лексико-грамматические типы

глагольные: подойти — близко, подойти — к морю, ду­маем — расписаться, потом — объяснишь, почти — при­шли...;

именные: связь — времен, связь — телефонная, связь

между нами, связь — прерванная, сорок — бочек, совет — отдыхать побольше; серьезный — в работе, похожий — на меня, почти — счастлив, готовый — прийти на помощь...;

наречные: высоко — в небе, хуже — некуда, подумать

надо, вспомнить — весело...

Типы синтаксических связей между компонентами

согласование: приземистый —

дом, пересуды — бабьи, минутой — последней, о магазинах — людных...;

управление: рассказывать — сказки, обещать — му­жу, милый — сердцу, вспоминать — о войне, близко — от дома, болезнь — общества, заниматься — не своим делом, наткнуться — на камень...;

примыкание: наткнуться — внезапно, продолжать — бесполезно, заниматься — до упора, уходить — восвояси...;

сочинительные словосочетания: лампа — и абажур: минута — и вечность, мы — и вы, выходить — и входить, товарищ — или господин, носом — или ртом, медленный — но верный путь, просто — но дорого, сейчас — а не потом, ползать — а не летать и т.п.

Выделяемые в разных классификациях подтипы и раз­новидности указанных выше типов словосочетаний, в том числе и редкие, также фиксируются моделями двух слов в
ABC. Таковы, например, модально окрашенные пары S— R, которые при определенном порядке слов и соответст­вующей интонации превращаются в предложения: воздуху

быть чистым; существовать — аксиоме; кончиться — ак­ту, начаться — буре и т.п.

Но особенность ABC как воплощения предречевой го­товности языковой личности состоит еще и в том, что по­мимо готовых словосочетаний она содержит потенциаль­ные, т.е. такие пары S—R, которые для превращения в нормальное словосочетание нуждаются в грамматическом оформлении. Ср., например, попарно следующие соотно­шения стимула с реакциями: наткнуться — на камень vs наткнуться — камень; наткнуться — на препятствие vs на­ткнуться — препятствие; наткнуться — на столб vs на­ткнуться — столб и т.д.; или: утаивать — правду vs утаи­вать — правда; вспоминать — о войне vs вспоминать — вой­на; долг— чести vs долг — честь и т.п.


Подобные синтаксические примитивы, или потенци­альные словосочетания, есть в каждой ассоциативной статье, и они соседствуют, как правило, с грамматически оформленными моделями двух слов того же состава, усту­пая им в частотности. Ср.: уходить — домой 35, из дома 29, дом 5; памятник — Пушкину 66, Пушкин 17; палка — о двух концах 122, два конца 4; договориться — о встрече 138, встреча 18; договориться — с другом 19, друг 1; война — ядерная 4, ядерный 1; вор —в законе 105, закон 13; неделя

длинная 43, длинный 1 и т.д. Синтаксические примитивы коррелируют со всеми типами и подтипами словосочета­ний, выделяемых в русском синтаксисе и представленных соответственно в ABC, расширяя возможности граммати­кализации в сети и придавая ей большую предречевую гибкость: имеется в виду, что один синтаксический при­митив может материализоваться в двух или более моделях двух слов. Так, вспоминать — школа дает вспоминать шко­лу и вспоминать о школе; уходить — дом — > уходить домой и уходить из дома; чашка — молоко — > чашка молока и чашка с молоком, вор —