Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
закон — > вор в законе, вор и закон, вор о законе и т.п.

Что касается предикативно оформленных предложе­ний, то в ABC они тоже представлены разными типами, хотя и встречаются гораздо реже, чем словосочетания. Простые (ядерные) конструкции можно обнаружить прак­тически в любой статье со стимулом именем существи­тельным: однокашник — приехал, овца — сдохла, огонь — вспыхнул, учительница — моя профессия и т.д. В ряде ста­тей они получают распространение: весна — в крови игра­ет; ветер — в ушах свистит; весна — с юга птицы прилете­ли; машина —разбилась, врезавшись в столб; сын — Васька в школу пошел. Стимул-инфинитив толкает носителя языка к созданию конструкций — предложений или подобных им парцеллированных групп—с модальным оттенком, нося­щих характер правила: учиться — всегда пригодиться, вер­нуться — чтобы понять, входить — куда пускают, помнить

значит жить и т.п., а финитная форма стимула-глагола способна порождать развернутые синтаксические целые (взяли — полиция хватает и тащит демонстрантов). В ас­социативных полях имени прилагательного предложения появляются в качестве ответа на оценочно-констатирую­щую функцию стимула (старый —
я еще молод) либо как реакция на его субстантивированную форму (главный — за все отвечает). Если учесть еще некоторое количество предложений, представленных в сети в виде синтаксиче­ских примитивов, восстанавливаемых как с помощью пре­дикативных связок (это, значит), так и союзов (и, если, когда и др.), а также рассмотренные выше генерализован­ные высказывания и предложения-цитаты, то можно ут­верждать, что основные структурные схемы предложений своими конкретными образцами обеспечивают предрече­вую готовность носителя языка также и со стороны пре­дикативного синтаксиса — синтаксиса предложения.


В завершение этого раздела хочу подчеркнуть, что гиб­кая организация в сети моделей двух слов, моделей-образ­цов предложений, вхождение в сеть союзов и синтаксиче­ских примитивов делают возможным построение из мате­риала сети (носителем языка — спонтанно, а исследовате­лем — с помощью эксплицитных процедур) любого син­таксического целого путем сополагания на синтагматиче­ской оси составляющих это целое элементарных речевых единиц и использования при этом законов аналогии — как морфологической, так и синтаксической.

4. Лексикологические характеристики словарного состава в ABC

4.1. Семантическая структура лексики (омонимия и паронимия)

Семантическая структура лексики в ассоциативных по­лях изучена подробно. В этой статье, в разделе "Форма и содержание в ассоциативно-вербальной сети", мы уже коснулись проблемы многозначности и ее отражения в ас­социативной статье. Там же речь шла о синонимических и антонимических отношениях между стимулом и реакция­ми. Тот факт, что в литературе сложилось всесторонне проработанное и ясное представление о полисемии, сино­нимии и антонимии в ассоциативных словарях, избавляет нас от необходимости рассматривать эти вопросы еще раз. Отметим, что Русский ассоциативный словарь дает новый материал для осмысления названных лексических категорий с позиции их бытования в устной речи (предре-чевой готовности) среднестатистической русской языко­вой личности. Такой взгляд "размывает" строгие рамки де­скриптивно-нормативного подхода, вырастающего из ана­лиза письменных источников, но зато заключает в себе возможности наблюдения над зародышами эволюционных изменений и преобразований в семантике слов и в их се­мантических взаимодействиях.

Здесь, естественно, встает вопрос о статусе ошибки, неточности, отклонения, критикуемых с точки зрения пра­вильного словоупотребления, с точки зрения литературно-языковой нормы. Констатировав "ошибку", мы не должны останавливаться в своих рассуждениях, ограничившись оценочно-осуждающим приговором. Жизнь языка такова, что одним из движителей его развития (а под развитием здесь надо понимать движение от предшествующего со­стояния к последующему) является как раз "ошибка". По­нятно, что не всякой ошибке выпадает такая честь, но пренебрегать ею в принципе, отмахнувшись от нее только как от помехи, не следует.
В связи со сказанным речь да­лее пойдет о таких явлениях, которым в литературе, по­священной ассоциативным связям в лексике, почти не уделялось внимания, а именно об омонимии и паронимии.

Омонимия стимулов

Это явление в ассоциативно-вербальной сети охваты­вает все разновидности омонимов, и его можно было бы считать заранее запрограммированным составителями словника, поскольку набор омонимов в списке стимулов является естественным отражением характера русской лексики. Число полных лексических омонимов на входе невелико, и четко различающиеся группы реакций в таких статьях позволяют легко их выявить:

назвать — 1. имя, по имени, себя, ребенка...; 2. гостей, позвать, призвать;

просчет — 1. ошибка, недочет...; 2. расчет, вариантов;

сжатый — 1. воздух, кулак, срок...; 2. урожай, хлеб;

совет — 1. вредный, дельный...; 2. ученый...; 3. министров, сельский;

везти — 1. телега, домой...; 2. на хороших людей, по-страшному, фортуна.

Несколько больше среди стимулов грамматических омонимов, или омоформ: знать— 1. много, наизусть, прав­ду, 2. королевская, Киевская, холопы; простой — 1. человек, сложный, 2. вагонов, в работе; расти — 1. быстро, вверх, 2. большой, детей;
печь — 1. пироги, хлеб, блины, 2. русская, теплая, деревенская; удобства — 1. коммунальные, отсутст­вуют, 2. нет никакого.

Но преобладают в этой группе омографы, смысл кото­рых идентифицируется с помощью ударения, а на письме, при отсутствии знака ударения, они воспринимаются ис­пытуемыми по-разному, что и показывают типы ответов на такие стимулы:

плачу — 1. рыдаю, слезы, смеюсь, реву...; 2. по расчету, в кассу, долг, палачу;

потом — 1. сейчас, затем...; 2. и кровью, изойти, пот;

появитесь — 1. здесь, завтра, исчезнете; 2. представь­тесь взору, приказ, убирайтесь;

сорок — 1. лет, сороков; 2. сорока, ворон;

толки — 1. сплетни, кривотолки; 2. ступа, мука, орехи;

полка — 1. книжная, деревянная; 2. больше не стало, воздушного, командир.

Общее правило, касающееся распределения реакций в статье относительно омонимичных стимулов, таково: бо­лее частотны реакции на конкретное значение или на то, которое является более употребительным. В приведенных примерах такие реакции даны первыми. Так, в статье на­звать подавляющее число ответов реализует значения омонима, связанные с именем, и лишь несколько реакций оказываются ответом на значение "пригласить многих". В статье знать большинство ответов свидетельствует о вос­приятии стимула как глагола, и единичные реакции трак­туют его как имя существительное. Стимул потом воспри­нимается прежде всего как наречие, и лишь часть испы­туемых увидела в нем косвенную форму имени существи­тельного.