ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— В то же время модели двух слов, составляемые парами SR или RS, представляют собой строительный материал для полных предложений; ср., он — говорит, говорит — много, говорит — о любви, любовь — к искусству. В этом наборе словосочетаний обучающийся должен усмотреть последовательность непосредственно составляющих, увидеть структуру развернутого русского предложения и сконструировать такое предложение: "Он много говорит о любви к искусству".* Т.е. следующий шаг по использованию РАС в учебном процессе — построение предложений из словосочетаний.
— Поскольку ассоциативно-вербальная сеть в целом и ее дискретные составляющие — статьи РАС содержат не только лексическую и грамматическую информацию, но также когнитивную и прагматическую, т.е. знания о мире и о человеческих интенциональностях, словарь дает благодатный материал для изучения языковой картины мира русских, их духовных интересов и ценностей, культурно-исторических предпосылок формирования современных общественных, нравственных, эстетических идеалов. (Ср. выше, раздел III).
— Богатство информации, заключенной в статье РАС, информации лексико-семантической, морфологической, словообразовательной, синтаксической, историко-культурной, повседневно-бытовой, духовно-ценностной, актуально-политической и др., превращает каждую статью в самостоятельный объект изучения в аудитории иностранцев. Разбор статьи на уроке и комментарий преподавателя могут строиться:
а) по уровням языковой структуры (например, только в области семантики статья позволяет продемонстрировать реализацию всех значений многозначного стимула, рассмотреть его синонимические, антонимические, парони-мические и омонимические отношения, семантическую сочетаемость и др.; аналогично и в других областях языкового строя — в морфологии, синтаксисе, словообразовании";
б)
по типам единиц когнитивного уровня (фразеологизмы, клише, афоризмы, метафоры с данным стимулом и т.д.);
в) по разновидностям единиц прагматикона (рефлексия по поводу своей речи, оценка, стилистический регистр, прецедентные тексты, пресуппозиции, дейксис, перформатив).
Социолог, журналист, публицист
Для такой категории читателей интерес представляет феномен массового сознания, который находит отражение в вербальных моделях SR и RS. В этих моделях запечатлеваются следы коммунистической идеологии и тоталитарного мировидения, свойственные носителям русского языка в течение длительного времени: идти — к победе коммунизма, человек — человеку брат, все — на субботник, стран — пролетарии всех, учиться — учиться и еще раз учиться, труду — честь по, отец — народов и т.д.
Чем больше таких "истин", тем интереснее для журналиста, социолога, публициста наблюдать их карнавальное переосмысление, примерами которого наполнена сегодняшняя пресса: человек человеку вор [ср. выше]; уже не надо бояться человека с рублем [из известной ленинской фразы "Теперь уже не надо бояться человека с ружьем"]; рожденный ползать, куда ты лезешь? [восходит к цитате из "Песни о соколе" АМ.Горького — "рожденный ползать летать не может"]; кто был никем, тот опять стал ничем ["кто был ничем, тот станет всем"]; коммунизм — это молодость мира, и его хоронить молодым ["коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым"]; гвозди бы делать из этих людей [цитата из поэмы В.В.Маяковского "Владимир Ильич Ленин", но использованная в качестве заголовка для заметки, где речь идет о правонарушениях, совершенных работниками милиции]; спасибо за наше счастливое детство [использовано как заголовок в газете в день защиты детей для заметки о трудной их жизни в наше время и обыгрывает широко известный в послевоенные годы плакат, на котором был изображен "отец народов" с девочкой на руках и с подписью под ним "спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство"].
Уже само обилие таких карнавальных перевертышей в нашей публицистике говорит о том, насколько глубоко в массовом сознании сидят подобные идеологические клише, коль скоро к ним апеллируют, их обыгрывают авторы, добивающиеся тем самым более эффективного воздействия словом на читателя/слушателя. А такого рода клише, характеризующих еще живые тоталитарно-коммунистические элементы в нашем сознании, в РАС довольно много, так что материал для публициста здесь богатый.
Карнавальный смех над некогда "святыми истинами" можно трактовать как своеобразный языковой аналог того течения в литературе и искусстве, которое получило название "соцарта". Символом его стала пресловутая скульптура "Девушка с веслом", и среди реакций в РАС мы находим: девушка — с веслом, рабочий — и колхозница, тут — был Вася и др. под. Эта аналогия дает о себе знать не только в прямых номинациях реалий-объектов соцарта, но и в содержательной перекличке некоторых ассоциативных полей с конкретными произведениями этого вида искусства. Так, подробно разобранная в предыдущем разделе статья очередь по своему содержанию и эмоциональному колориту отчетливо коррелирует с известной повестью В.Сорокина "Очередь".
Надо сказать, что вообще массовое искусство, к которому относится и соцарт, накладывает весьма выразительную печать на содержание ассоциативно-вербальной сети среднего носителя языка. Кино, рок-музыка, популярная песня, эстрада насыщают статьи словаря соответствующими словами и понятиями — название, персонаж, актер, режиссер, ансамбль, руководитель, исполнитель, автор, цитата: отец — солдата, поле — Розенбаум, тема — Тар-
ковский, тюрьма — Сильвестр Сталлоне, высокий — Торо-пунька, берег — фильм Наумова, кино — Цой, начать — Чурикова, мужчина — Шварценеггер, капуста — Эльдар Рязанов, стена — Пинк Флойд, звезда — Пугачева, баран — Пол Маккартни,
песня — Паулса, взгляд — передача, сильнейший — Рембо, мост — Москва-Бостон, группа — Наутилус Помпи-лиус, звезда — Мадонна, путь — Макаревич, о песнях — Марк Минков, очень — но по пять и вчера, просто — встретились два одиночества, солдат — всегда солдат.
Для социолога, изучающего степень проникновения культурных феноменов в повседневную жизнь и общественное сознание, словарь служит аналогом социологического опроса и дает мозаичную картину распределения знаний классического и массового искусства, картину обращения носителей языка в одних случаях к непреходящим ценностям мировой и национальной культуры, а в других — к явлениям субкультуры, к героям и звездам одного дня. По предварительной оценке в том фрагменте ABC, который нашел отражение в РАС, массовая культура превалирует.
Социокультурному анализу может быть подвергнут набор прецедентных текстов художественной литературы, которым оперирует средний носитель языка сегодня. Он составляется из хрестоматийной русской и мировой классики и из текстов текущей литературы: смерть — поэта, смерть — Тарелкина, смерть — под парусом; солдат — Швейк, солдат — Чонкин; сорок — первый, сорок — разбойников; сострадание —