Файл: Что собой представляет ассоциативный словарь.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 283

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В то же время модели двух слов, составляемые па­рами SR или RS, представляют собой строительный мате­риал для полных предложений; ср., он — говорит, говорит — много, говорит — о любви, любовь — к искусству. В этом наборе словосочетаний обучающийся должен усмотреть последовательность непосредственно составляющих, уви­деть структуру развернутого русского предложения и скон­струировать такое предложение: "Он много говорит о люб­ви к искусству".* Т.е. следующий шаг по использованию РАС в учебном процессе — построение предложений из словосочетаний.

Поскольку ассоциативно-вербальная сеть в целом и ее дискретные составляющие — статьи РАС содержат не только лексическую и грамматическую информацию, но также когнитивную и прагматическую, т.е. знания о мире и о человеческих интенциональностях, словарь дает благо­датный материал для изучения языковой картины мира русских, их духовных интересов и ценностей, культурно-исторических предпосылок формирования современных общественных, нравственных, эстетических идеалов. (Ср. выше, раздел III).

Богатство информации, заключенной в статье РАС, информации лексико-семантической, морфологической, словообразовательной, синтаксической, историко-культур­ной, повседневно-бытовой, духовно-ценностной, актуаль­но-политической и др., превращает каждую статью в са­мостоятельный объект изучения в аудитории иностранцев. Разбор статьи на уроке и комментарий преподавателя мо­гут строиться:

а) по уровням языковой структуры (например, только в области семантики статья позволяет продемонстрировать реализацию всех значений многозначного стимула, рас­смотреть его синонимические, антонимические, парони-мические и омонимические отношения, семантическую сочетаемость и др.; аналогично и в других областях язы­кового строя — в морфологии, синтаксисе, словообразо­вании";

б)
по типам единиц когнитивного уровня (фразеоло­гизмы, клише, афоризмы, метафоры с данным стимулом и т.д.);

в) по разновидностям единиц прагматикона (рефлек­сия по поводу своей речи, оценка, стилистический ре­гистр, прецедентные тексты, пресуппозиции, дейксис, перформатив).


Социолог, журналист, публицист

Для такой категории читателей интерес представляет феномен массового сознания, который находит отражение в вербальных моделях SR и RS. В этих моделях запечатле­ваются следы коммунистической идеологии и тоталитар­ного мировидения, свойственные носителям русского язы­ка в течение длительного времени: идти — к победе ком­мунизма, человек — человеку брат, все — на субботник, стран — пролетарии всех, учиться — учиться и еще раз учиться, труду — честь по, отец — народов и т.д.

Чем больше таких "истин", тем интереснее для журна­листа, социолога, публициста наблюдать их карнавальное переосмысление, примерами которого наполнена сегод­няшняя пресса: человек человеку вор [ср. выше]; уже не надо бояться человека с рублем [из известной ленинской фразы "Теперь уже не надо бояться человека с ружьем"]; рожденный ползать, куда ты лезешь? [восходит к цитате из "Песни о соколе" АМ.Горького — "рожденный ползать летать не может"]; кто был никем, тот опять стал ничем ["кто был ничем, тот станет всем"]; коммунизм — это мо­лодость мира, и его хоронить молодым ["коммунизм — это молодость мира и его возводить молодым"]; гвозди бы де­лать из этих людей [цитата из поэмы В.В.Маяковского "Владимир Ильич Ленин", но использованная в качестве заголовка для заметки, где речь идет о правонарушениях, совершенных работниками милиции]; спасибо за наше счастливое детство [использовано как заголовок в газете в день защиты детей для заметки о трудной их жизни в на­ше время и обыгрывает широко известный в послевоен­ные годы плакат, на котором был изображен "отец наро­дов" с девочкой на руках и с подписью под ним "спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство"].

Уже само обилие таких карнавальных перевертышей в нашей публицистике говорит о том, насколько глубоко в массовом сознании сидят подобные идеологические кли­ше, коль скоро к ним апеллируют, их обыгрывают авторы, добивающиеся тем самым более эффективного воздейст­вия словом на читателя/слушателя. А такого рода клише, характеризующих еще живые тоталитарно-коммунистиче­ские элементы в нашем сознании, в РАС довольно много, так что материал для публициста здесь богатый.


Карнавальный смех над некогда "святыми истинами" можно трактовать как своеобразный языковой аналог того течения в литературе и искусстве, которое получило на­звание "соцарта". Символом его стала пресловутая скульп­тура "Девушка с веслом", и среди реакций в РАС мы на­ходим: девушка — с веслом, рабочий — и колхозница, тут — был Вася и др. под. Эта аналогия дает о себе знать не только в прямых номинациях реалий-объектов соцарта, но и в содержательной перекличке некоторых ассоциатив­ных полей с конкретными произведениями этого вида ис­кусства. Так, подробно разобранная в предыдущем разделе статья очередь по своему содержанию и эмоциональному колориту отчетливо коррелирует с известной повестью В.Сорокина "Очередь".

Надо сказать, что вообще массовое искусство, к кото­рому относится и соцарт, накладывает весьма вырази­тельную печать на содержание ассоциативно-вербальной сети среднего носителя языка. Кино, рок-музыка, попу­лярная песня, эстрада насыщают статьи словаря соответ­ствующими словами и понятиями — название, персонаж, актер, режиссер, ансамбль, руководитель, исполнитель, ав­тор, цитата: отец — солдата, поле — Розенбаум, тема — Тар-

ковский, тюрьма — Сильвестр Сталлоне, высокий — Торо-пунька, берег — фильм Наумова, кино — Цой, начать — Чури­кова, мужчина — Шварценеггер, капуста — Эльдар Рязанов, стена — Пинк Флойд, звезда — Пугачева, баран — Пол Мак­картни,
песня — Паулса, взгляд — передача, сильнейший — Рембо, мост — Москва-Бостон, группа — Наутилус Помпи-лиус, звезда — Мадонна, путь — Макаревич, о песнях — Марк Минков, очень — но по пять и вчера, просто — встретились два одиночества, солдат — всегда солдат.

Для социолога, изучающего степень проникновения культурных феноменов в повседневную жизнь и обще­ственное сознание, словарь служит аналогом социологиче­ского опроса и дает мозаичную картину распределения знаний классического и массового искусства, картину об­ращения носителей языка в одних случаях к непреходя­щим ценностям мировой и национальной культуры, а в других — к явлениям субкультуры, к героям и звездам од­ного дня. По предварительной оценке в том фрагменте ABC, который нашел отражение в РАС, массовая культура превалирует.

Социокультурному анализу может быть подвергнут на­бор прецедентных текстов художественной литературы, которым оперирует средний носитель языка сегодня. Он составляется из хрестоматийной русской и мировой клас­сики и из текстов текущей литературы: смерть — поэта, смерть — Тарелкина, смерть — под парусом; солдат — Швейк, солдат — Чонкин; сорок — первый, сорок — разбойников; со­страдание —