Файл: Доступность к информации в современном мире, финансовоэкономическая и социальнополитическая ситуации формируют тенденцию к увеличению уровня тревожности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Представим результаты личностной тревожности в группе девушек. Так, у 1 девушки (5%) наблюдается очень высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности зафиксирован у 4 девушек или 22% от всей группы лиц женского пола, принявших участие в исследовании. У 3 девушек, что составляет 18% от группы исследование выявило низкий уровень личностной тревожности. У 10 девушек, то есть у 55% от группы обнаружен средний уровень личностной тревожности.

Представим полученные результаты личностной тревожности в группе лиц женского пола наглядно (рисунок 2.2.)



Рисунок 2.2. – Соотношение уровней тревожности в группе девушек
Таким образом, можно утверждать, что в группе девушек старшего подросткового возраста преобладает средний уровень личностной тревожности.

Представим результаты личностной тревожности в группе юношей. Так, у 2 юношей (16%) наблюдается очень высокий уровень тревожности. Высокий уровень тревожности зафиксирован также у 2 юношей или 16% от всей группы лиц мужского пола, принявших участие в исследовании. У 1 юноши, что составляет 8% от группы, исследование выявило низкий уровень личностной тревожности. У 7 юношей, то есть у 58% от группы обнаружен средний уровень личностной тревожности.

Средний уровень тревожности принято считать наиболее адаптивным, который способствует достижению высоких результатов. Более трети юношей характеризуется высоким и очень высоким уровнем личностной тревожности. Данный результат говорит о наличии у них предрасположенности к интерпртетации большого числа нейтрально окрашенных ситуаций как опасных для самооценки и самоуважения.

Представим полученные результаты личностной тревожности в группе лиц мужского пола наглядно (рисунок 2.3.)



Рисунок 2.3. – Соотношение уровней тревожности в группе юношей
Сопоставить уровни тревожности в группах юношей и девушек можно при помощи сравнительной гистограммы (рисунок 2.4.)


Рисунок 2.4. – Сравнение уровней тревожности в группе юношей и девушек


Таким образом, из сравнительной гистограммы видно, что наибольшее расхождения между результатами тревожности у юношей и девушек старшего подросткового возраста наблюдаются по таким шкалам, как низкий уровень и очень высокий уровень. Так, в группе испытуемых среди юношей низкий уровень личностной тревожности наблюдается лишь у 8%, в то время как в группе девушек он свойственен уже 18%. Очень высокий уровень тревожности характерен для 5% девушек, юношей же с таким уровнем тревожности в 3 раза больше (16%).

Рассмотрим данные об уровне личностной тревожности полученные по методике оценки тревожности Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин. Количественные данные, полученные старшими подростками систематизированы в таблицу Приложения Г.

Таким образом, из таблицы приложения, мы видим, что пятая часть респондентов демонстрируют высокий уровень тревожности (20%), он говорит о том, что как правило они ведут себя неуверенно, рассеянно, при диагностике им необходимо больше времени, чтобы ответить, они могут проявлять мнительность, сомневаться в собственном решении. Они склонны занижать собственные возможности. Это свидетельствует о высоком уровне беспокойства, нерешительности, эмоциональной неустойчивости. Такие дети очень восприимчивы к собственным неудачам, склонны отказываться от той деятельности, в которой ощущают или могут ощущать затруднения. Во время занятий они находятся в состоянии напряжения, дают ответы на вопросы педагога невысоким и тихим голосом. Наиболее распространен в данной группе (43%) средний уровень личностной тревожности.

Более трети подростков показывают низкий уровень личностной тревожности (37%), подростки корректнее всего контролируют свое психическое состояние, они ведут себя смело в учебной деятельности. Ставят перед собой реальные цели, более свободно адаптируются в новой ситуации. У них меньше страхов перед выполнением домашней работы, ответом у доски, заинтересованностью в соревнованиях, беседой с директором школы (рисунок 2.5).



Рисунок 2.5. – Распределение уровней личностной тревожности в группе старших подростков (по методике оценки тревожности Ч.Д. Спилбергер и Ю.Л. Ханин)


Полученные в ходе диагностики результаты позволили нам сформулировать некоторые рекомендации по работе педагога-психолога учреждения образования с учащимися старшего подросткового возраста, имеющими высокий и очень высокий уровень личностной тревожности.

Нередко педагоги-психологи, работающие с учащимися старшего подросткового возраста с повышенным уровнем личностной тревожности отмечают, что юношей и девушек дестабилизируют уже первые признаки проявления этого состояния. В таких случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, это нормально испытывать подобные чувства , их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше и быть эффективнее.

Важно учить таких старших подростков работе над собой, замечать свои страхи и состояния, учить проживать их, не стремиться избавиться от них, а все равно действовать , замечая эти состояния. Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию. Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.
Работа над самооценкой школьника и его изменениями его мотивации – это важный пункт. В данной работе особое внимание уделяется тесному и качественному сотрудничеству психологов и учителей с семьями школьников – их родителями или опекунами.

Вызывающая тревогу ситуация представляется во всех деталях заранее, трудные моменты и фантазирование о них вызывают переживания. Поэтому собственное поведение продумывается детально и довольно тщательно.

Результативная деятельность тревожных людей определяется также таким фактором как мнение, а точнее, то, ка кони выглядят со стороны. Поэтому четко сформулированная цель поведения позволяет сохранять себя и концентрироваться на происходящем.

Важный аспект – это обучение школьника навыку снижения значимости ситуации, развивать умение ценить любой результат, ассимилировать любой опыт. В качестве приема для реализации данного умения используется моделирование ситуаций, где ребенок может потренироваться, понять, что его беспокоить и разобрать эту ситуацию, т.е. он пробует владеть собой, оценивает безопасность среды, тем самым ассимилируя новый опыт.


Работа с тревожностью детей очень многомерна и кропотлива. Она должна проводиться в трех направлениях:

1) повышение самооценки: обращение по имени к ребенку, похвала за успехи, замечать их в присутствии других детей и т.д.

2) обучение ребенка контролю своих мыслей и эмоций, избегать сравнения детей друг с другом в присутствии ребенка и как таково.

Важна совместная игровая деятельность тревожных детей и родителей – ролевый игры, сказкотерапия и пр.

3) тесное сотрудничество со специалистами по работе с телом – уметь замечать или научиться снимать самостоятельно мышечное напряжение. Например, через упражнения на релаксацию, массаж, техника глубокого дыхания.

При работе в данных направлениях важно давать право ребенку самостоятельно принимать решения и оценивать результаты. Поэтому поручения не должны быть жестко регламентированы, иметь широкий творческий диапазон, при этом подкрепляя уверенность ребенка возможностью в любой момент обратиться за помощью, что взрослые рядом и на его стороне.
2.3. Проект программы тренинга по коррекции тревожности у учащихся старшего подросткового возраста (15-16 лет)
По результатам проведенного исследования стало очевидным , что необходимо разработать и внедрить программу по профилактике тревожных состояний. Программа состоит из двух частей :

  1. Упражнения и техники, которые помогут справляться с тревогой в моменте здесь и сейчас.

  2. Коррекционно-развивающая программа – тренинг «Тревога под контролем».

Для реализации первой части программы предлагается на еженедельной основе проводить встречи с учащимися .

Цель встреч : научить справляться с тревожными и сложными состояниями через свое тело на практике во время занятий. В первую очередь в данную группу относятся техники, связанные с дыханием.

В первой части, одним из основных элементов являются дыхательные упражнения. Известно, что при изменении эмоционального состояния у человека изменяется качественно изменяется дыхательный процесс: в состоянии покоя норма – это 9-15 вдохов/выдохов в минуту, а при сильном стрессе или панической атаке – это 25-30 поверхностных вдохов/выдохов. Такое дыхание учащает сердцебиение, происходит гипервентиляция легких, что ведет к увеличению количества кислорода и снижению уровня углекислого газа в крови, нервные клетки становятся более возбудимыми, изменяются метаболические процессы,
тревога не спадает, а сохраняется или нарастает. При замедлении дыхания физическое состояние нормализуется, человек успокаивается, расслабляется. Если дыхание не нормализовать, то может наступить дыхательный алкалоз: кровеносные сосуды сужаются, ухудшается кровоснабжение органов и тканей, появляется головокружение, тремор, предобморочное состояние и т. д., что усугубляет ситуацию.

С помощью глубокого типа дыхания «животом» можно переключиться с симпатической нервной системы на парасимпатическую. Замедление сердцебиения затормозит нервные реакции и активизирует нейрохимические системы, которые снизят активность миндалины-бунтарки и лимбической системы вообще.


Техника «дыхание животом»:

  1. Необходимо положить руку на область живота и почувствовать движется ли живот в процессе дыхания. Можно представить, что в животе находится воздушный шарик. Когда происходит вдох он надувается, и живот растягивается. А когда происходит выдох- шарик спускается, и живот уменьшается в размерах.

  2. Важно обратить внимание на то, что выдох происходит сам собой, вы не прилагаете для этого усилие. Вы просто расслабляете мышцы, и  случается выдох. Его не нужно ускорять, «выдавливать» воздух из себя, напрягая для этого мышцы и выдыхая с напряжением. Пусть выдох мягко, плавно и естественно.

  3. В таком состоянии необходимо подышать 1−2 минуты, а далее, когда привыкните к такому типу дыхания, необходимо начать понемногу удлинять выдох, так, чтобы он стал длиннее вдоха. В этом упражнении ваша цель стремиться к глубокому и мягкому дыханию животом, где длительность выдоха должна быть длиннее чем сам вдох.

  4. В идеале закрыть глаза и подышать так от 3 до 5 минут. Все свое внимание при этом напрявлять на простые ощущения, связанные с дыханием: как движется ваш живот в процессе дыхания, как ощущается движение воздуха внутри тела и т. д. Сфокусируйтесь на том, как такое дыхание влияет на ваше внутреннее состояние. Обычно 3−5 минут бывает достаточно, чтобы почувствовать расслабление.

Проговаривание своих эмоций вслух является эффективным способом снизить напряжение и тревогу, просто важно признаваться себе во всем том кошмаре, который вы испытываете на данный момент.