Файл: Психологические условия развитие личности как фактор успешной социализации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 166

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При этом, большое внимание уделяется биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. Предполагается, что у человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний, и при этом, часть личности отстаивает определённые желания, а другая отклоняет их.

Внутриличностный конфликт можно определить как негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой подструктур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятые решения.

Одно из самых распространенных форм конфликт – это ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу что, каким должен быть результат его работы [7].

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Такой конфликт связан с низкой степенью удовлетворённости работой, малой уверенности в себе и организации, а также со стрессом.

Межличностный конфликт – это конфликт возникает как из-за антипатии, личной неприязни друг к другу на основе несовпадения ценностей, установок, норм, как при наличии, так и при отсутствии объективных внутрипроизводственных, организационных причин конфликта. Более того, межличностный конфликт тесно связан с внутриличностным. Этот тип конфликта самый распространённый.

В организациях он проявляется по разному - это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт проявляется и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом [5].

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые необходимо учитывать при столкновении с такого рода конфликтом.

По мнению В.П. Пугачева первая особенность связана со структурой конфликта. Субъектом в нём с одной стороны выступает личность, а с другой – группа. Значит, конфликтное взаимодействие протекает на основе столкновения личности и групповых мотивов. Группа обладает дополнительной мощностью и не мобильностью. Поэтому в таком конфликте субъекты, включённые в группу, проявляют большую жестокость, чем обыкновенно могут себе позволить.


Вторая особенность отражает специфику причин конфликта. Такие причины связаны непосредственно с положение индивида в группе, которая характеризуется расхождением в позициях, статусе, внутренней установке, ролях, групповых нормах.

Третья особенность отражается в форме проявления конфликта. Это применение групповых санкций, ограничение или прекращение Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым удовлетворить свои потребности.

Однако если ожидание группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт. Например, кто-то захочет заработать побольше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое, «чрезмерное» усердие как негативное поведение [6].

Такой же конфликт может возникнуть на почве должностных обязанностей руководителя: противоречие возникает между необходимостью обеспечивать соответствующую производительность и соблюдать правила и процедуры организации. Руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчинённых. Тогда группа может нанести ответный удар – изменить отношение к руководителю и, возможно, снизить производительность труда.

Причиной может являться деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтной группы принимают друг друга по схеме «Мы – Они».

Неадекватное социальное, групповое сравнение также вызывает недовольство. В групповых мнениях группа всегда оценивается выше.

Проявления агрессии. В межгрупповых конфликтах индивид склонен вести себя более агрессивно, нежели в случае, когда от него требуется принятие индивидуального решения. Причины заключаются в так называемом эффекте толпы, который с одной стороны обеспечивает «заразительность агрессии», а с другой – заметно снимает чувство персональной ответственности за происходящее. В группе всегда существует лидер, на которого, по мнению рядовых, в случае показания и будет направлена энергия. Поэтому ответственность за своё поведение заметно снижается.

Кроме того, агрессивные проявления в группе обеспечивают ощущение анонимности, что также снижает чувство персональной ответственности.

Таким образом, причин возникновения и разнообразие типов конфликтов очень много. Однако даже само представление о них помогает их увидеть и управлять ими.



Конфликт возникают в основном по причине ограниченности ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимости заданий, различий в целях, различий в представлениях и ценностях, различий в манере поведения, в уровне образования, а также по причине плохих коммуникаций.

В разрешении конфликтов важное значение имеет способность субъектов взаимодействия правильно оценивать и учитывать личностно-психологические особенности своего контрагента.

1.2 Понятие социализация личности. Факторы, влияющие на социализацию личности.

Социализация – процесс непростой, даже противоречивый. В процессе своего развития индивид знакомится как со всем человечеством в целом, так и с отдельными группами людей, имеющими свои собственные правила, цели и установки.

Первичная социализация – начинается в момент рождения ребёнка и заканчивается при формировании зрелой личности. В ней закладываются основы для всего последующего развития человека, в некоторой степени определяется сценарий его дальнейшей жизни. Наибольшее значение при этом имеет семья, ведь это первое, что видит в своей жизни ребёнок. Необходимо иметь в виду, что дети воспринимают то, что видят вокруг себя, некритично, поэтому поведение взрослых в семье они расценивают как базовое, эталонное. Алкоголизм и неряшливость, антисанитария в доме – всё это «отпечатывается» в сознании ребёнка и может остаться с ним на всю жизнь, если он не пройдёт последующие этапы социализации. И наоборот – интеллигентность и чистоплотность, усвоенные в семье, тоже будут сопровождать его в будущем. В дальнейшем новыми социальными средами становятся детский сад, школа, коллектив друзей и сверстников, где ребёнку приходится осваиваться в новой обстановке и действовать в соответствии с новыми правилами.

Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая – мегафакторы, (мега – очень большой, всеобщий) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая – макрофакторы (макро – большой) – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья – мезафакторы (мезо – средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум.


Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).

Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).

Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

Первичная социализация.Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.

Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.

Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.

Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности