Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 612
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
до 30 баллов - низкая, -
31 - 44 балла - умеренная; -
45 и более - высокая.
-
Личности, относимые к категории высоко тревожных, склонны воспринимать
угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и
реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест
выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает
основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных
ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. -
Лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности
и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности,
высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и
конкретное планирование по подзадачам. -
Для низко тревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности,
подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение -
заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных
задач. -
Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в
стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью,
беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается
неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы
воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по
данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого,
но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова
интенсивность этого воздействия на него. -
Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту,
обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При
высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым
воздействием на субъект и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая
119 -
личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с
эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. -
Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить
индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. -
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 44
Приложение 4
МЕТОДИКИ ДАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
1. Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда
(адаптирован Т.В. Снегиревой)
Инструкция: В опроснике содержатся высказывания о человеке, его образе жизни,
переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Прочитав или прослушав очередное
высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и
оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам.
Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему
мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»:
«0» - это ко мне совершенно не относится;
«1» - мне это не свойственно в большинстве случаев;
«2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;
«3» - не решаюсь отнести это к себе;
«4» - это похоже на меня, но нет уверенности;
«5» - это на меня похоже;
«6» - это точно про меня.
Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке,
соответствующей порядковому номеру высказывания.
Текст опросника
-
Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор. -
Нет желания раскрываться перед другими. -
Во всем любит состязание, соревнование, борьбу. -
Предъявляет к себе высокие требования. -
Часто ругает себя за сделанное. -
Часто чувствует себя униженным. -
Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола. -
Свои обещания выполняет всегда. -
Теплые, добрые отношения с окружающими. -
Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне. -
В своих неудачах винит себя. -
Человек ответственный, на него можно положиться. -
Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны. -
На многое смотрит глазами сверстников. -
Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать. -
Собственных убеждений и правил не хватает. -
Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от
мечты к действительности. -
Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид,
мысленно перебирая способы мщения. -
Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать
себе; самоконтроль для него не проблема. -
Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра. -
Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой. -
Люди, как правило, ему нравятся. -
Не стесняется своих чувств, открыто их выражает. -
Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко. -
Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться. -
С окружающими обычно ладит. -
Всего труднее бороться с самим собой. -
Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих. -
В душе - оптимист, верит в лучшее. -
Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными. -
К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
-
Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность,
заметным. -
Человек стеснительный, легко тушуется. -
Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца. -
В душе чувствует превосходство над другими. -
Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я. -
Боится того, что подумают о нем другие. -
Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно,
старается быть среди лучших. -
Человек, в котором в настоящий момент многое достойно презрения. -
Человек деятельный, энергичный, полон инициатив. -
Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями. -
Себя просто недостаточно ценит. -
По натуре вожак и умеет влиять на других. -
Относится к себе в целом хорошо. -
Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем. -
Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если
разногласия грозят стать явными. -
Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности. -
Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него. -
Доволен собой. -
Невезучий. -
Человек приятный, располагающий к себе. -
Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как
личность. -
Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними. -
Когда нужно что-то сделать, охватывает страх перед провалом: а вдруг не
справлюсь, а вдруг не получится. -
Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило. -
Умеет упорно работать. -
Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему
миру. -
Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается. -
Всегда говорит только правду. -
Встревожен, обеспокоен, напряжен. -
Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он
уступит. -
Чувствует неуверенность в себе. -
Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и
обосновывать свои поступки. -
Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими. -
Человек толковый, любит размышлять. -
Иной раз любит прихвастнуть. -
Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с
собой ничего не может. -
Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь. -
Никогда не опаздывает. -
Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы. -
Выделяется среди других. -
Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться. -
В себе все ясно, себя хорошо понимает. -
Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми. -
Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится
решать; со всем может справиться. -
Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему
снисходительны, просто терпят. -
Беспокоится, что юноши (девушки) слишком занимают ее (его) мысли. -
Все свои привычки считает хорошими.
-
Обработка и интерпретация результатов -
В соответствии с ключом по каждому показателю (фактору) суммируются баллы,
которые соотносятся с нормативными показателями, задающими диапазон зоны
неопределенности для данного фактора. -
Ключ-
Показатели
-
Номера высказываний
-
Нормы 2
-
1
-
a
-
Адаптивность
-
4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33,
35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68,
72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98
-
(68-170)
68-136
-
b
-
Дезадаптивность
-
2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42,
43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 65, 69,
70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100
-
(68-170)
68-136
-
2
-
a
-
Лживость -
-
34, 45, 48, 81, 89
-
(18-45)
18-36
-
b
-
Лживость +
-
8, 82, 92, 101
-
(18-45)
18-36
-
3
-
a
-
Приятие себя
-
33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96
-
(22-52)
22-42
-
b
-
Неприятие себя
-
7, 59, 62, 65, 90, 95, 99
-
(14-35)
14-28
-
4
-
a
-
Приятие других
-
9, 14, 22, 26, 53, 97
-
(12-30)
12-24
-
b
-
Неприятие других
-
2, 10, 21, 28, 40, 60, 76
-
(14-35)
14-28
-
5
-
a
-
Эмоциональный
комфорт
-
23, 29, 41, 44, 47, 78
-
(14-35)
14-28
-
b
-
Эмоциональный
дискомфорт
-
6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85
-
(14-35)
14-28
-
6
-
a
-
Внутренний контроль
-
4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98
-
(26-65)
26-52
-
b
-
Внешний контроль
-
13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77
-
(18-45)
18-36
-
7
-
a
-
Доминирование
-
58, 61, 66
-
(6-15)
6-12
-
b
-
Ведомость
-
16, 32, 38, 69, 84, 87
-
(12-30)
12-24
-
8
-
Эскапизм (уход от
проблем)
-
17, 18, 54, 64, 86
-
(10-25)
10-20
-
-
-
зоны неопределенности интерпретируются как чрезвычайно низкие, а «после» самого
высокого показателя в зоне неопределенности - как высокие. -
Описание шкал опросника СПА -
Шкала «адаптации» выявляет уровень приспособления человека к существованию
в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными
потребностями, мотивами и интересами. Адаптивность - тенденции функционирования
целеустремлённой системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между её
целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами. -
Шкала «дезадаптации» определяет незрелость личности, невротические
отклонения, дисгармонии в сфере принятия решения, являющиеся результатом
постоянных неуспешных попыток индивида реализовать цель или наличия двух и более
равнозначных целей. -
Шкала «лживости» определяет уровень искренности испытуемого в ситуации
обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат анализу в первую очередь. -
Шкала «приятия себя» выступает как результат самооценки индивида, определяет
степень удовлетворённости личности своими характеристиками. -
Шкала «неприятия себя» выявляет степень неудовлетворённости индивида своими
личностными чертами. -
Шкала «приятия других» говорит о степени (уровне) потребности личности в
общении, взаимодействии, совместной деятельности. -
Шкала «неприятия других» противоположна по содержанию предыдущей шкале. -
Шкала «эмоциональный комфорт» выявляет степень определённости в своём
эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и
явлениям. -
Шкала «эмоциональный дискомфорт» измеряет неопределённость в
эмоциональном отношении (неуверенность, подавленность, вялость и т.п.) к окружающей
социальной действительности. -
Шкала «внутренний контроль» и шкала «внешний контроль» определяют
предрасположенность индивида к определённой форме локуса контроля (интернальность
и экстернальность). Если ответственность за события, происходящие в жизни человека,
принимаются в большей мере на себя, то результаты деятельности объясняются своим
поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит о наличии у
индивида внутреннего, интернального контроля. Если же доминирует склонность
приписывать причины происходящего внешними факторами (окружающей среде, судьбе
или случаю), то это свидетельствует о наличии у индивида внешнего (экстернального)
контроля. -
Шкала «доминирование» выявляет уровень стремлений к лидерству, руководству в
решении задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих. -
Шкала «ведомость» определяет уровень стремлений быть под-чинённым,
выполнять поставленные кем-то задачи. -
Шкала «эскапизм (уход от проблем)» определяет уровень избегания проблемных
ситуаций, уход от них. -
Наиболее репрезентативными характеристиками личности, которые в наибольшей
степени дифференцируют выборку, являются интегральные показатели «адаптация»,
«самоприятие» и «приятие других». -
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 44
2. Опросник способов совладания Р. Лазаруса, С. Фолкмана (адаптирована Т.Л.
Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой)
Инструкция: Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами
способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с
каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных
ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.
Текст методики
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|