Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 608
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Диагностика уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс)
-
Инструкция: Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том,
как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет
верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не
задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны
с ним, или «-», если не согласны». -
Текст опросника
-
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? -
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько
ты знаешь материал? -
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? -
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? -
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? -
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового
материала, пока ты не поймешь, что он говорит? -
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? -
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что
боишься сделать глупую ошибку? -
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? -
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные
игры? -
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? -
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? -
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как
правило, не выбирают? -
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? -
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не
хочет делать то, чего хочешь ты? -
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? -
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? -
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? -
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при
ответе? -
Похож ли ты на своих одноклассников? -
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? -
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? -
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос
учителя? -
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? -
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы
будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? -
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя
спрашивают? -
Боишься ли ты временами вступать в спор? -
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель
говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? -
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей,
что ты хочешь выслужиться? -
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым
ребята относятся с особым вниманием? -
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? -
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не
справляются с учебой? -
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя
внимание? -
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? -
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? -
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих
одноклассников? -
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? -
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? -
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои
одноклассники? -
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время
другие? -
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у
других ребят в классе? -
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше
их? -
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? -
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? -
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? -
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие
ребята? -
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что
вот-вот расплачешься? -
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с
беспокойством о том, что будет завтра в школе? -
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл
вещи, которые хорошо знал раньше? -
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? -
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что
собирается дать классу задание? -
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? -
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты
страх, что не справишься с ним? -
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не
можешь ты? -
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники
понимают его лучше, чем ты? -
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу
проверочную работу? -
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это
плохо? -
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске
перед всем классом?
-
Обработка и интерпретация результатов -
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом
теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому
вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это
проявления тревожности. При обработке подсчитывается: -
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о
повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о
высокой тревожности. -
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте.
Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее
внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием
тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.-
Факторы
-
№ вопросов
-
1. Общая тревожность в школе
-
2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49,
50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58; -
сумма = 22
-
2. Переживание социального стресса
-
5, 10, 15, 20, 24. 30, 33, 36, 39, 42, 44 сумма
= 11
-
3. Фрустрация потребности в достижение
успеха
-
1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
сумма = 13
-
-
-
4. Страх самовыражения
-
27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6
-
5. Страх ситуации проверки знаний
-
2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
-
6. Страх не соответствовать ожиданиям
окружающих
-
3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
-
7. Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу
-
9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
-
8. Проблемы и страхи в отношениях с
учителями
-
2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8
-
-
-
Ключ к вопросам-
1 -
-
7 -
-
13 -
-
19 -
-
25 +
-
31 -
-
37 -
-
43 +
-
49 -
-
55 -
-
2 -
-
8 -
-
14 -
-
20 +
-
26 -
-
32 -
-
38 +
-
44 +
-
50 -
-
56 -
-
3 -
-
9 -
-
15 -
-
21 -
-
27 -
-
33 -
-
39 +
-
45 -
-
51 -
-
57 -
-
4 -
-
10 -
-
16 -
-
22 +
-
28 -
-
34 -
-
40 -
-
46 -
-
52 -
-
58 -
-
5 -
-
11 +
-
17 -
-
23 -
-
29 -
-
35 +
-
41 +
-
47 -
-
53 -
-
6 -
-
12 -
-
18 -
-
24 +
-
30 +
-
36 +
-
42 -
-
48 -
-
54 -
-
-
-
Результаты:
-
Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное
число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).
-
Для каждого респондента:
-
Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм. -
Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - <
50 %; > 50 % и 75%. -
Представление этих данных в виде диаграммы. -
Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 %
(для всех факторов). -
Представление сравнительных результатов при повторных замерах. -
Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
-
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 ... 44
Приложение 5
МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
-
Методика диагностики смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л.
Махолик)
-
Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша
задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше
соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того,
насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на Ваш взгляд, верны).-
1.
-
Обычно мне очень скучно
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Обычно я полон энергии
-
2.
-
Жизнь кажется мне всегда
волнующей и -
захватывающей
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Жизнь кажется мне -
совершенно спокойной и -
рутинной
-
3.
-
В жизни я не имею -
определенных целей и -
намерений
-
3 2 1 0 1 2 3
-
В жизни я имею очень ясные
цели и намерения
-
4.
-
Моя жизнь представляется
мне крайне бессмысленной
и бесцельной
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Моя жизнь представляется
мне вполне осмысленной и
целеустремленной
-
5.
-
Каждый день кажется -
мне всегда новым и -
непохожим на другие
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Каждый день кажется мне
совершенно похожим на все
другие
-
6.
-
Когда я уйду на пенсию, я
займусь интересными -
вещами, которыми всегда
мечтал заняться
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Когда я уйду на пенсию, я
постараюсь не обременять
себя никакими заботами
-
7.
-
Моя жизнь сложилась -
именно так, как я мечтал.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Моя жизнь сложилась не так,
как я мечтал.
-
8.
-
Я не добился успехов в
осуществлении своих -
жизненных планов.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Я осуществил многое из
того, что было -
запланировано в жизни.
-
9.
-
Моя жизнь пуста и -
неинтересна
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Моя жизнь наполнена -
интересными делами.
-
10.
-
Если бы мне пришлось
подводить сегодня итог
моей жизни, то я бы сказал,
что она была вполне -
осмысленной
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Если бы мне пришлось -
подводить сегодня итог моей
жизни, то я бы сказал что она
не имела смысла.
-
11.
-
Если бы я мог выбирать,
тоя бы построил свою
жизнь совершенно иначе.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Если бы я мог выбирать, то я
бы прожил свою жизнь так
же как живу сейчас.
-
12.
-
Когда я смотрю на -
окружающий меня мир, он
часто приводит меня в
растерянность и -
беспокойство.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Когда я смотрю на -
окружающий меня мир, он
совсем не вызывает у меня
беспокойства и -
растерянности.
-
-
-
13.
-
Я человек очень -
обязательный.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Я человек совсем не -
обязательный.
-
14.
-
Я полагаю, что человек -
имеет возможность -
осуществить свой -
жизненный выбор по -
своему желанию.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Я полагаю, что человек -
лишен возможности -
выбирать из-за влияния -
природных способностей и
обстоятельств.
-
15.
-
Я определенно могу -
назвать себя -
целеустр емленным
человеком.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Я не могу назвать себя -
целеустремленным
человеком.
-
16.
-
В жизни я еще не нашел
своего призвания и ясных
целей.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
В жизни я нашел свое -
призвание и цели.
-
17.
-
Мои жизненные взгляды
еще не определились.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Мои жизненные взгляды -
вполне определились.
-
18.
-
Я считаю, что мне удалось
найти призвание и -
интересные цели в жизни.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Я едва ли способен найти
призвание и интересные -
цели в жизни.
-
19.
-
Моя жизнь в моих руках, и
я сам управляю ею.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Моя жизнь неподвластна
мне и она управляется -
внешними событиями.
-
20.
-
Мои повседневные дела
приносят мне удовольствие
и удовлетворение.
-
3 2 1 0 1 2 3
-
Мои повседневные дела -
приносят мне сплошные -
неприятности и преживания.
-
-
-
Обработка результатов -
Для подсчета баллов пункты переводятся
-
В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7: 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. -
В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1: 2, 5, 6, 7, 10, 13, 15, 18, 19, 20.
-
После этого баллы суммируются.
-
Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов теста; -
Субшкала 1 (Цели) - 3,4,10,16,17,18 -
Субшкала 2 (Процесс) - 1,2,4,5,7,9. -
Субшкала 3 (Результат) - 8,9, 10,12,20. -
Локус контроля - Я - 1,15,16,19. -
Локус контроля - жизнь - 7,10,11,14,18,19.
-
Интерпретация: -
Цели в жизни. Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку,
живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут
характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого
не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за
их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим
шкалам. -
Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой
шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс
своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста,
живущего сегодняшним днем. Низкие баллы - признак неудовлетворенности своей
жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл
воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее. -
Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале
отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и
осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным
будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в
прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы -
неудовлетворенность прожитой частью жизни. -
Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о
себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы
построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле.
Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. -
Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в
том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и
воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека
неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно
что-либо загадывать на будущее.