Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 608

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Диагностика уровня школьной тревожности (Б.Н. Филлипс)

  1. Инструкция: Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том,
    как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет
    верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не
    задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны
    с ним, или «-», если не согласны».


  2. Текст опросника

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько
    ты знаешь материал?


  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового
    материала, пока ты не поймешь, что он говорит?


  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что
    боишься сделать глупую ошибку?


  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные
    игры?


  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как
    правило, не выбирают?


  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не
    хочет делать то, чего хочешь ты?


  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при
    ответе?


  20. Похож ли ты на своих одноклассников?

  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос
    учителя?


  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы
    будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?


  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя
    спрашивают?


  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель
    говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?


  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей,
    что ты хочешь выслужиться?


  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым
    ребята относятся с особым вниманием?


  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не
    справляются с учебой?


  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя
    внимание?


  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих
    одноклассников?


  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои
    одноклассники?


  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время
    другие?


  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у
    других ребят в классе?


  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше
    их?


  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие
    ребята?


  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что
    вот-вот расплачешься?


  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с
    беспокойством о том, что будет завтра в школе?


  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл
    вещи, которые хорошо знал раньше?


  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что
    собирается дать классу задание?


  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты
    страх, что не справишься с ним?


  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не
    можешь ты?


  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники
    понимают его лучше, чем ты?


  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу
    проверочную работу?


  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это
    плохо?


  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске
    перед всем классом?



  1. Обработка и интерпретация результатов

  2. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом
    теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому
    вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом
    - это
    проявления тревожности. При обработке подсчитывается:


  3. 1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о
    повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста - о
    высокой тревожности.


  4. 2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте.
    Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее
    внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием
    тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.


    1. Факторы

    1. вопросов

    1. 1. Общая тревожность в школе

    1. 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49,
      50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;


    2. сумма = 22

    1. 2. Переживание социального стресса

    1. 5, 10, 15, 20, 24. 30, 33, 36, 39, 42, 44 сумма
      = 11


    1. 3. Фрустрация потребности в достижение
      успеха


    1. 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
      сумма = 13




    1. 4. Страх самовыражения

    1. 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6

    1. 5. Страх ситуации проверки знаний

    1. 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

    1. 6. Страх не соответствовать ожиданиям
      окружающих


    1. 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5

    1. 7. Низкая физиологическая
      сопротивляемость стрессу


    1. 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5

    1. 8. Проблемы и страхи в отношениях с
      учителями


    1. 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8



  5. Ключ к вопросам

    1. 1 -

    1. 7 -

    1. 13 -

    1. 19 -

    1. 25 +

    1. 31 -

    1. 37 -

    1. 43 +

    1. 49 -

    1. 55 -

    1. 2 -

    1. 8 -

    1. 14 -

    1. 20 +

    1. 26 -

    1. 32 -

    1. 38 +

    1. 44 +

    1. 50 -

    1. 56 -

    1. 3 -

    1. 9 -

    1. 15 -

    1. 21 -

    1. 27 -

    1. 33 -

    1. 39 +

    1. 45 -

    1. 51 -

    1. 57 -

    1. 4 -

    1. 10 -

    1. 16 -

    1. 22 +

    1. 28 -

    1. 34 -

    1. 40 -

    1. 46 -

    1. 52 -

    1. 58 -

    1. 5 -

    1. 11 +

    1. 17 -

    1. 23 -

    1. 29 -

    1. 35 +

    1. 41 +

    1. 47 -

    1. 53 -



    1. 6 -

    1. 12 -

    1. 18 -

    1. 24 +

    1. 30 +

    1. 36 +

    1. 42 -

    1. 48 -

    1. 54 -





  6. Результаты:


  1. Число несовпадений знаков («+» - да, «-» - нет) по каждому фактору (абсолютное
    число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).


  1. Для каждого респондента:

  1. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

  2. Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - <
    50 %; > 50 % и 75%.


  3. Представление этих данных в виде диаграммы.

  4. Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 %
    (для всех факторов).


  5. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

  6. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

  1. 1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   44

Приложение 5

  • МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ

    1. Методика диагностики смысложизненных ориентаций (Дж. Крамбо, Л.
      Махолик)


    1. Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша
      задача
      - выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше
      соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того,
      насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на Ваш взгляд, верны).


      1. 1.

      1. Обычно мне очень скучно

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Обычно я полон энергии

      1. 2.

      1. Жизнь кажется мне всегда
        волнующей и


      2. захватывающей

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Жизнь кажется мне

      2. совершенно спокойной и

      3. рутинной

      1. 3.

      1. В жизни я не имею

      2. определенных целей и

      3. намерений

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. В жизни я имею очень ясные
        цели и намерения


      1. 4.

      1. Моя жизнь представляется
        мне крайне бессмысленной
        и бесцельной


      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Моя жизнь представляется
        мне вполне осмысленной и
        целеустремленной


      1. 5.

      1. Каждый день кажется

      2. мне всегда новым и

      3. непохожим на другие

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Каждый день кажется мне
        совершенно похожим на все
        другие


      1. 6.

      1. Когда я уйду на пенсию, я
        займусь интересными


      2. вещами, которыми всегда
        мечтал заняться


      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Когда я уйду на пенсию, я
        постараюсь не обременять
        себя никакими заботами


      1. 7.

      1. Моя жизнь сложилась

      2. именно так, как я мечтал.

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Моя жизнь сложилась не так,
        как я мечтал.


      1. 8.

      1. Я не добился успехов в
        осуществлении своих


      2. жизненных планов.

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Я осуществил многое из
        того, что было


      2. запланировано в жизни.

      1. 9.

      1. Моя жизнь пуста и

      2. неинтересна

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Моя жизнь наполнена

      2. интересными делами.

      1. 10.

      1. Если бы мне пришлось
        подводить сегодня итог
        моей жизни, то я бы сказал,
        что она была вполне


      2. осмысленной

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Если бы мне пришлось

      2. подводить сегодня итог моей
        жизни, то я бы сказал что она
        не имела смысла.


      1. 11.

      1. Если бы я мог выбирать,
        тоя бы построил свою
        жизнь совершенно иначе.


      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Если бы я мог выбирать, то я
        бы прожил свою жизнь так
        же как живу сейчас.


      1. 12.

      1. Когда я смотрю на

      2. окружающий меня мир, он
        часто приводит меня в
        растерянность и


      3. беспокойство.

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Когда я смотрю на

      2. окружающий меня мир, он
        совсем не вызывает у меня
        беспокойства и


      3. растерянности.



      1. 13.

      1. Я человек очень

      2. обязательный.

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Я человек совсем не

      2. обязательный.

      1. 14.

      1. Я полагаю, что человек

      2. имеет возможность

      3. осуществить свой

      4. жизненный выбор по

      5. своему желанию.

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Я полагаю, что человек

      2. лишен возможности

      3. выбирать из-за влияния

      4. природных способностей и
        обстоятельств.


      1. 15.

      1. Я определенно могу

      2. назвать себя

      3. целеустр емленным
        человеком.


      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Я не могу назвать себя

      2. целеустремленным
        человеком.


      1. 16.

      1. В жизни я еще не нашел
        своего призвания и ясных
        целей.


      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. В жизни я нашел свое

      2. призвание и цели.

      1. 17.

      1. Мои жизненные взгляды
        еще не определились.


      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Мои жизненные взгляды

      2. вполне определились.

      1. 18.

      1. Я считаю, что мне удалось
        найти призвание и


      2. интересные цели в жизни.

      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Я едва ли способен найти
        призвание и интересные


      2. цели в жизни.

      1. 19.

      1. Моя жизнь в моих руках, и
        я сам управляю ею.


      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Моя жизнь неподвластна
        мне и она управляется


      2. внешними событиями.

      1. 20.

      1. Мои повседневные дела
        приносят мне удовольствие
        и удовлетворение.


      1. 3 2 1 0 1 2 3

      1. Мои повседневные дела

      2. приносят мне сплошные

      3. неприятности и преживания.



    2. Обработка результатов

    3. Для подсчета баллов пункты переводятся


    • В восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7: 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.

    • В нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1: 2, 5, 6, 7, 10, 13, 15, 18, 19, 20.

    1. После этого баллы суммируются.

    • Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов теста;

    • Субшкала 1 (Цели) - 3,4,10,16,17,18

    • Субшкала 2 (Процесс) - 1,2,4,5,7,9.

    • Субшкала 3 (Результат) - 8,9, 10,12,20.

    • Локус контроля - Я - 1,15,16,19.

    • Локус контроля - жизнь - 7,10,11,14,18,19.

    1. Интерпретация:

    2. Цели в жизни. Придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.
      Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку,
      живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут
      характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого
      не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за
      их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим
      шкалам.


    3. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой
      шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс
      своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
      Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста,
      живущего сегодняшним днем. Низкие баллы
      - признак неудовлетворенности своей
      жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл
      воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.


    4. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале
      отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и
      осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным
      будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в
      прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы -
      неудовлетворенность прожитой частью жизни.


    5. Локус контроля - Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о
      себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы
      построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о смысле.
      Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.


    6. Локус контроля - жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в
      том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и
      воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека
      неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно
      что-либо загадывать на будущее.