Файл: Программа профилактики суицидального поведения школьников в образовательной организации Разработчики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 607
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
1 ... 31 32 33 34 35 36 37 38 ... 44
Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич)
-
Процедура исследования: Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18
в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках
испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по
порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные
результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор
инструментальных ценностей. Обследование лучше проводить индивидуально, но
возможно и групповое тестирование. -
Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением
ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для вас как принципов,
которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. -
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки
и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем
выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем
проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется
последней и займет 18-е место. -
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение,
то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат
должен отражать вашу истинную позицию». -
После основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки,
отвечая на следующие вопросы: -
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в
вашей жизни?» -
«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?» -
«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?» -
«Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?» -
«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?» -
Стимульный материал -
Список А (терминальные ценности):
-
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); -
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые
жизненным опытом); -
здоровье (физическое и психическое); -
интересная работа; -
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); -
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); -
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); -
наличие хороших и верных друзей; -
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по
работе); -
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей
культуры, интеллектуальное развитие); -
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил
и способностей); -
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное
совершенствование); -
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие
обязанностей); -
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); -
счастливая семейная жизнь; -
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей,
всего народа, человечества в целом); -
творчество (возможность творческой деятельности); -
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий,
сомнений).
-
Список Б (инструментальные ценности):
-
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в
делах; -
воспитанность (хорошие манеры); -
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); -
жизнерадостность (чувство юмора); -
исполнительность (дисциплинированность); -
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); -
непримиримость к недостаткам в себе и других; -
образованность (широта знаний, высокая общая культура); -
ответственность (чувство долга, умение держать слово); -
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные,
рациональные решения); -
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); -
смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; -
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); -
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и
заблуждения); -
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы,
обычаи, привычки); -
честность (правдивость, искренность); -
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); -
чуткость (заботливость).
-
Обработка и интерпретация результатов -
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку
испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются
«конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и
личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические
ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские
ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия
других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы
ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную
закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить
несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов. -
Приложение 6 -
МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ -
1. Анкета «Моя семья» -
Процедура обследования может включать несколько этапов: а) дети и подростки
могут заполнить анкету от себя и за родителей; б) родители заполняют анкету от себя и за
детей; в) все анкеты должны быть проанализированы одним из респондентов; г) можно
организовать семейное обсуждение ответов на вопросы анкеты. -
В анкете можно выделить четыре блока суждений, характеризующих: а)
желательные - нежелательные, с точки зрения родителей, формы поведения детей; б)
целевые установки; в) эмоциональная сфера отношений; г) определённые ситуации
внутрисемейного взаимодействия (несогласие детей и пр.).-
№
-
Я
-
Мама
-
Папа
-
1
-
Родители хотят, чтобы я ...
-
Я хочу, чтобы дочь (сын)
...
-
Я хочу, чтобы дочь (сын)
...
-
2
-
Родители не хотят, чтобы
я ...
-
Я не хочу, чтобы дочь
(сын) ...
-
Я не хочу, чтобы дочь
(сын) ...
-
3
-
Родителям приятно, когда
я ...
-
Мне приятно, когда дочь
(сын) ...
-
Мне приятно, когда дочь
(сын)...
-
4
-
Когда моим родителям
трудно, то я ...
-
Когда мне трудно, то дочь
(сын) ... Когда мне трудно,
то дочь (сын) ...
-
5
-
Для моих родителей -
важно, чтобы я ...
-
Для меня важно, чтобы
дочь (сын) ...
-
Для меня важно, чтобы
дочь (сын) ...
-
6
-
Когда я не соглашаюсь, то
мои родители ...
-
Когда дочь (сын) не -
согласны со мной, то я ...
-
Когда дочь (сын) не -
согласны со мной, то я ...
-
7
-
Когда мне трудно, мои
родители ...
-
Когда дочери (сыну) -
трудно, то я ...
-
Когда дочери (сыну) -
трудно, то я ...
-
8
-
Родители расстраиваются,
когда я ...
-
Я расстраиваюсь, когда
дочь (сын) ...
-
Я расстраиваюсь, когда
дочь (сын) ...
-
9
-
Когда я расстроен(а), то
родители ...
-
Когда дочь (сын) -
расстроены, то я ...
-
Когда дочь (сын) -
расстроены, то я ...
-
10
-
Для меня очень важно,
чтобы мои родители ...
-
Я думаю, что для дочери
(сына) важно, чтобы я ...
-
Я думаю, что для дочери
(сына) важно, чтобы я ...
-
11
-
Родители не понимают,
что я ...
-
Я не понимаю дочь -
(сына), когда ...
-
Я не понимаю дочь -
(сына), когда ...
-
12
-
Когда я делаю что-то не
так ...
-
Когда дочь (сын) делают
что-то не так, то я ...
-
Когда дочь (сын) делают
что-то не так, то я...
-
13
-
Мои родители понимают,
что я ...
-
Я понимаю, что моя дочь
(сын) ...
-
Я понимаю, что моя дочь
(сын) ...
-
14
-
Я не понимаю родителей,
когда они ...
-
Дочь (сын) не понимают
меня, когда я ...
-
Дочь (сын) не понимают
меня, когда я ...
-
-
-
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 44
2. Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В.
Столин)
Инструкция: Отвечая на следующие далее вопросы, выразите свое согласие или
несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
Текст опросника.
-
Я всегда сочувствую своему ребенку. -
Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. -
Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. -
Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,
если они его травмируют. -
Я испытываю к ребенку чувство симпатии. -
Я уважаю своего ребенка. -
Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. -
Мой ребенок часто мне неприятен. -
Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. -
Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу. -
По отношению к своему ребенку я испытываю досаду. -
Мой ребенок ничего не добьется в жизни. -
Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком. -
Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают
осуждения. -
Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста
выглядит недостаточно развитым. -
Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне. -
Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое. -
При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам. -
Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него
вырастет хороший человек. -
Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. -
Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка. -
К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное. -
Мой ребенок не добьется успехов в жизни. -
Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не
такой умный и способный, как другие дети. -
Я жалею своего ребенка. -
Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне
воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок. -
Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время. -
Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то
время, когда он был еще совсем маленьким. -
Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку. -
Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в
жизни. -
Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться
к нему, относиться к нему с уважением, как к личности. -
Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка. -
При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка. -
Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. -
Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему
прав. -
Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться. -
Я всегда считаюсь с ребенком. -
Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку. -
Основная причина капризов моего ребенка - это эгоизм, лень и упрямство. -
Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть. -
Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство. -
Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. -
Я разделяю увлечения моего ребенка. -
Мой ребенок кого угодно может вывести из себя. -
Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны. -
Мой ребенок часто меня раздражает. -
Воспитание ребенка - это сплошная нервотрепка. -
Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. -
Я не доверяю своему ребенку. -
За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей. -
Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. -
В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. -
Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю. -
Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это
делает, то обязательно получается не так, как нужно. -
Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. -
Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. -
Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. -
Я восхищаюсь своим ребенком. -
Ребенок не должен иметь секретов от родителей. -
Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от
него. -
Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.