Файл: В. Б. ИвашкевичIПрактический аудитМосква магистринфрам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 835
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2. Организация аудиторской проверки ный и инициативный аудит проводятся по договору (трудовому со
глашению — договору) между аудиторской фирмой (аудитором — физическим лицом) и хозяйствующим субъектом. В договоре пре
дусматриваются характер аудиторских услуг, время их осуществле
ния, обязанности и ответственность сторон, условия оплаты, поря
док приема-сдачи работ, условия конфиденциальности, разреше
ния споров и т.п.
Аудиторские проверки обязательны для:
1) всех предприятий, обязанных по закону публиковать свою финансовую отчетность (организации, имеющие организационно
правовую форму открытого акционерного общества);
2) совместных предприятий и организаций с участием ино
странного капитала;
3) всех коммерческих банков, страховых организаций, бирж, внебюджетных и инвестиционных фондов и учреждений, источни
ком образования средств которых являются обязательные или доб
ровольные отчисления физических и юридических лиц;
4) предприятий, независимо от форм собственности (включая находящихся полностью в государственном или муниципальном владении), с годовым объемом выручки от реализации продукции, работ, услуг, превышающим в 500 тысяч раз размер минимальной заработной платы труда в РФ, или с суммой активов баланса, пре
вышающей на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;
5) организаций или индивидуальных предпринимателей, обя
зательный аудит в отношении которых предусмотрен федеральным законодател ьством.
Обязательный аудит проводится только аудиторскими фирма
ми (организациями). Для предприятий, в уставном капитале кото
рых доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуще
ствляться по итогам проведения открытого конкурса.
По собственной инициативе могут проводить аудит малые и индивидуальные частные предприятия, фермерские хозяйства, уч
реждения, состоящие на государственном бюджете в части плат
ных услуг, и коммерческие организации, для которых аудит не обя
зателен.
Уклонение экономического субъекта от обязательной аудитор
ской проверки либо препятствование ее проведению влекут за со
бой взыскание по решению суда или арбитража по искам прокуро-
Практический аудит
27
ра, федерального казначейства и налоговой службы, уплату штраф
ных санкций.
Обязательный аудит должен проводиться с полным соблюде
нием централизованно установленных правил (стандартов) ауди
торской деятельности и завершаться заключением, содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторов о достовер
ности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законода
тельству России. Инициативный аудит в большей степени ориен
тируется на стандарты и методики самой аудиторской организации или опыт индивидуального аудитора. Заключение по его итогам, как правило, не составляется или составляется в произвольной форме. Письменная информация по результатам инициативного аудита может быть существенно расширена в соответствии с поже
ланиями клиента. В ней, как правило, содержатся рекомендации по совершенствованию управления бизнесом. В соответствии с этим организуется работа аудитора.
По характеру аудиторской проверки, ее формам и исполнению ау
дит может быть внутренним и внешним. В н у т р е н н и й а у дит — это в основном ревизия производственно-хозяйственной деятель
ности, осуществляемая силами и средствами самой проверяемой организации или ее вышестоящей инстанции. Ее цель — выявить как можно больше упущений в деятельности управляющих и дру
гих должностных лиц компании, ее филиалов или дочерних пред
приятий, проверить рациональность использования предоставлен
ных им средств и возможностей, законность и целесообразность тех или иных операций и сделок с позиций общей экономической стратегии данного предпринимательства и соблюдения финансо
вой дисциплины.
В отличие от практики внутризаводских ревизий, принятой до последнего времени в нашей стране, последующий аудит и кон
троль производственно-финансовой деятельности фирмы осуще
ствляет не главный бухгалтер или подчиненная ему бухгалтерия, а специальный отдел или служба внутреннего аудита. Обычно ее воз
главляет специалист, непосредственно подчиненный управляюще
му или совету директоров фирмы. По специально разработанному плану служба внутреннего аудита осуществляет сплошные и выбо
рочные проверки наличия и использования средств (прежде всего денежных), законности и рациональности осуществления крупных сделок, финансовых вложений, операций с ценными бумагами, за-
1. Общая характеристика, цели и задачи практического аудита
28
Практический аудит
ных санкций.
Обязательный аудит должен проводиться с полным соблюде
нием централизованно установленных правил (стандартов) ауди
торской деятельности и завершаться заключением, содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторов о достовер
ности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законода
тельству России. Инициативный аудит в большей степени ориен
тируется на стандарты и методики самой аудиторской организации или опыт индивидуального аудитора. Заключение по его итогам, как правило, не составляется или составляется в произвольной форме. Письменная информация по результатам инициативного аудита может быть существенно расширена в соответствии с поже
ланиями клиента. В ней, как правило, содержатся рекомендации по совершенствованию управления бизнесом. В соответствии с этим организуется работа аудитора.
По характеру аудиторской проверки, ее формам и исполнению ау
дит может быть внутренним и внешним. В н у т р е н н и й а у дит — это в основном ревизия производственно-хозяйственной деятель
ности, осуществляемая силами и средствами самой проверяемой организации или ее вышестоящей инстанции. Ее цель — выявить как можно больше упущений в деятельности управляющих и дру
гих должностных лиц компании, ее филиалов или дочерних пред
приятий, проверить рациональность использования предоставлен
ных им средств и возможностей, законность и целесообразность тех или иных операций и сделок с позиций общей экономической стратегии данного предпринимательства и соблюдения финансо
вой дисциплины.
В отличие от практики внутризаводских ревизий, принятой до последнего времени в нашей стране, последующий аудит и кон
троль производственно-финансовой деятельности фирмы осуще
ствляет не главный бухгалтер или подчиненная ему бухгалтерия, а специальный отдел или служба внутреннего аудита. Обычно ее воз
главляет специалист, непосредственно подчиненный управляюще
му или совету директоров фирмы. По специально разработанному плану служба внутреннего аудита осуществляет сплошные и выбо
рочные проверки наличия и использования средств (прежде всего денежных), законности и рациональности осуществления крупных сделок, финансовых вложений, операций с ценными бумагами, за-
1. Общая характеристика, цели и задачи практического аудита
28
Практический аудит
1.2. Организация аудиторской проверки нимается выверкой расчетов между подразделениями компании и т.п. Главная задача внутреннего аудита — повышение экономи
ческой эффективности деятельности предприятия, усиление его конкурентоспособности за счет увеличения объема продаж, улуч
шения качества продукции и работы всех управляющих звеньев, снижения издержек, ускорения оборачиваемости средств. Незави
симость внутреннего аудита относительна, и вся его деятельность направлена на служение интересам предприятия и защиту этих ин
тересов.
Главная особенность в н е шн е г о аудита — его полная не
зависимость от клиента, государственных, в том числе налоговых, органов и третьих лиц. Результат его деятельности — аудиторское заключение по результатам проверки достоверности учета и отчет
ности, законности осуществления хозяйственных операций в пер
вую очередь предназначен для внешнего потребителя: акционе
ров, пайщиков, для банков и других кредиторов, инвесторов, госу
дарственных органов и служб. Заключение должно удостоверить
[
реальность отраженных в финансовой отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности, величины имущества и обязательств организации либо констатировать их недостовер
ность в целом или частично. Насколько успешно или неуспешно
I функционировало предприятие на внутреннем и зарубежных рын-
I ках, для внешней аудиторской проверки не играет существенной роли.
Между внутренним и внешним аудитом есть различия и другого порядка. В организационном отношении внешний аудит всегда осуществляется на основе двустороннего договора между аудито
рами и клиентом; внутренний аудит производится в порядке ис
полнения служебных обязанностей.
В отличие от внутренней ревизии для внешнего аудита не суще
ствует предписаний, что и как проверять. Внешнему аудитору пре-
I доставлено право, руководствуясь действующими правилами
|
(стандартами аудиторской деятельности), исследовать все хозяйст
венные операции и документы, связанные с финансово-хозяйст
венной деятельностью проверяемого предприятия, самому уста
навливать, в каком объеме и какими методами будет осуществлять
ся проверка, будет ли аудитор участвовать в инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств, по каким
К
критериям и с какой степенью репрезентативности производится
Практический аудит
29
выборочное изучение имущественного и финансового состояния клиента и т.д.
В зависимости от юридического статуса аудиторов различают: аудит, проводимый аудиторскими организациями (фирмами), и аудит, осуществляемый аудиторами в порядке индивидуально-тру
довой предпринимательской деятельности. Вопрос выбора между этими разновидностями аудита также во многом решается исходя из соотношения затрат и риска потерь в компенсации убытков для клиента. При этом надо иметь в виду, что заключение индивиду
альных аудиторов по результатам проверки финансовой отчетно
сти организаций, для которых аудит обязателен, юридической силы не имеет. Индивидуальные аудиторы завершают проверку письменной информацией о выявленных недостатках в бухгалтер
ском учете, ошибках в исчислении налогов, подробной аналитиче
ской оценкой бизнеса, предложениями по совершенствованию управления им, в том числе по оптимизации налогообложения.
Для обязательного аудита избирается одна из аудиторских органи
заций, зарегистрированных в аккредитованных аудиторских объ
единениях.
Крупным предприятиям целесообразно заключать договор о проведении аудита с солидными аудиторскими организациями.
Такие услуги дороже стоят, но в случае убытка, понесенного от не
квалифицированного аудита, эта организация компенсирует его в полном объеме. У небольших аудиторских фирм сумма гонорара меньше, но существует риск неполной компенсации понесенных убытков, а сама их возможность возрастает. Кроме того, затягива
ются сроки проверки,.не все разделы ее программы могут быть вы
полнены достаточно глубоко и всесторонне.
Организация аудиторской проверки включает порядок оформ
ления договорных и других обязательственных отношений между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, подготовительную работу до проведения проверки, ознакомление с предприятием и действующей на нем системой бухгалтерского учета, организацию работы по контролю правильности ведения отдельных разделов учета, анализ полученных результатов и оформление выводов по итогам проверки.
В организационную подготовку к аудиту бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта входят предварительные пе
реговоры с клиентом, экспресс-анализ состояния его дел, опреде
ление объема проверки, подготовка и заключение договора на вы-
1 . Общая характеристика, цели и задачи практического аудита
30
Практический аудит
В зависимости от юридического статуса аудиторов различают: аудит, проводимый аудиторскими организациями (фирмами), и аудит, осуществляемый аудиторами в порядке индивидуально-тру
довой предпринимательской деятельности. Вопрос выбора между этими разновидностями аудита также во многом решается исходя из соотношения затрат и риска потерь в компенсации убытков для клиента. При этом надо иметь в виду, что заключение индивиду
альных аудиторов по результатам проверки финансовой отчетно
сти организаций, для которых аудит обязателен, юридической силы не имеет. Индивидуальные аудиторы завершают проверку письменной информацией о выявленных недостатках в бухгалтер
ском учете, ошибках в исчислении налогов, подробной аналитиче
ской оценкой бизнеса, предложениями по совершенствованию управления им, в том числе по оптимизации налогообложения.
Для обязательного аудита избирается одна из аудиторских органи
заций, зарегистрированных в аккредитованных аудиторских объ
единениях.
Крупным предприятиям целесообразно заключать договор о проведении аудита с солидными аудиторскими организациями.
Такие услуги дороже стоят, но в случае убытка, понесенного от не
квалифицированного аудита, эта организация компенсирует его в полном объеме. У небольших аудиторских фирм сумма гонорара меньше, но существует риск неполной компенсации понесенных убытков, а сама их возможность возрастает. Кроме того, затягива
ются сроки проверки,.не все разделы ее программы могут быть вы
полнены достаточно глубоко и всесторонне.
Организация аудиторской проверки включает порядок оформ
ления договорных и других обязательственных отношений между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, подготовительную работу до проведения проверки, ознакомление с предприятием и действующей на нем системой бухгалтерского учета, организацию работы по контролю правильности ведения отдельных разделов учета, анализ полученных результатов и оформление выводов по итогам проверки.
В организационную подготовку к аудиту бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта входят предварительные пе
реговоры с клиентом, экспресс-анализ состояния его дел, опреде
ление объема проверки, подготовка и заключение договора на вы-
1 . Общая характеристика, цели и задачи практического аудита
30
Практический аудит
полнение аудиторских услуг, составление календарного плана и определение временных границ аудирования, выбор метода про
верки, анализ информационной базы клиента, ее технической ос
нащенности, подготовка рабочего места аудитора.
В ходе предварительных переговоров с новым предприятием- клиентом уточняются характер и особенности его деятельности, правовой статус, место нахождения, численность персонала, вид и назначение аудиторской проверки и других услуг. Экспресс- анализ состояния дел осуществляется для определения масшта
бов проверки и примерной ориентации во времени ее проведе
ния. В ходе анализа оценивают объем и трудоемкость предстоя
щей работы, возможность и необходимость привлечения к ней персонала проверяемого предприятия и специалистов со сторо
ны. По данным экспресс-анализа определяется численность ау
диторов, участвующих в проверке данного хозяйствующего субъ
екта. При этом принимаются во внимание объем и срочность вы
полняемой работы. На заключительной стадии подготовки составляют и согласовывают с заказчиком план проведения про
верки.
Привлечение заказчиком аудиторов к проверке учета и отчет
ности, к другим видам деятельности осуществляется по договору
(для аудиторской фирмы), договору или трудовому соглашению
(для аудитора — физического лица). Договору обычно предшеству
ет официальное письмо-предложение предприятия-клиента или государственного органа о проведении аудита и ответное письмо о согласии на его осуществление. В интересах клиента и аудитора не
обходимо, чтобы аудитор послал письмо-обязательство до начала работы и избежал тем самым неправильного понимания существа взятых им обязательств.
По своему содержанию и назначению письмо о согласии осу
ществить аудиторскую проверку на оговоренных с клиентом усло
виях является формой договорных отношений между аудитором и
I экономическим субъектом. Согласно установленному порядку на
именование договора не является нормативным, а его отсутствие или замена другой формой не противоречат законности. Важно, однако, чтобы обе стороны были представлены физическими ли
цами, обладающими соответствующими правами и полномочия
ми. Для аудитора (аудиторской фирмы) это означает наличие ли
цензии или иного права на занятие аудиторской деятельностью, для предприятия-клиента — предоставление ответственному лицу
1
.
2
.
Организация аудиторской проверки
Практический аудит
31
верки, анализ информационной базы клиента, ее технической ос
нащенности, подготовка рабочего места аудитора.
В ходе предварительных переговоров с новым предприятием- клиентом уточняются характер и особенности его деятельности, правовой статус, место нахождения, численность персонала, вид и назначение аудиторской проверки и других услуг. Экспресс- анализ состояния дел осуществляется для определения масшта
бов проверки и примерной ориентации во времени ее проведе
ния. В ходе анализа оценивают объем и трудоемкость предстоя
щей работы, возможность и необходимость привлечения к ней персонала проверяемого предприятия и специалистов со сторо
ны. По данным экспресс-анализа определяется численность ау
диторов, участвующих в проверке данного хозяйствующего субъ
екта. При этом принимаются во внимание объем и срочность вы
полняемой работы. На заключительной стадии подготовки составляют и согласовывают с заказчиком план проведения про
верки.
Привлечение заказчиком аудиторов к проверке учета и отчет
ности, к другим видам деятельности осуществляется по договору
(для аудиторской фирмы), договору или трудовому соглашению
(для аудитора — физического лица). Договору обычно предшеству
ет официальное письмо-предложение предприятия-клиента или государственного органа о проведении аудита и ответное письмо о согласии на его осуществление. В интересах клиента и аудитора не
обходимо, чтобы аудитор послал письмо-обязательство до начала работы и избежал тем самым неправильного понимания существа взятых им обязательств.
По своему содержанию и назначению письмо о согласии осу
ществить аудиторскую проверку на оговоренных с клиентом усло
виях является формой договорных отношений между аудитором и
I экономическим субъектом. Согласно установленному порядку на
именование договора не является нормативным, а его отсутствие или замена другой формой не противоречат законности. Важно, однако, чтобы обе стороны были представлены физическими ли
цами, обладающими соответствующими правами и полномочия
ми. Для аудитора (аудиторской фирмы) это означает наличие ли
цензии или иного права на занятие аудиторской деятельностью, для предприятия-клиента — предоставление ответственному лицу
1
.
2
.
Организация аудиторской проверки
Практический аудит
31
полномочий подписывать договора и соглашения от имени данной организации. Для небольших предприятий и организаций наибо
лее приемлемой и распространенной в зарубежной практике ф ор
мой договорных отношений является письмо — обязательство ау
дитора.
Для разовых соглашений между аудитором и клиентом письмо о согласии на проведение аудита в соответствии с Гражданским ко
дексом Российской Федерации может служить разновидностью до
говора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудито
ром. Если цель и масштаб аудита определены в долгосрочном до
говоре между сторонами, письмо о согласии на проведение аудита является основанием для определения предмета последующего до
говора и его содержания на текущий период. В этих случаях пись
мо — обязательство аудитора может не составляться либо его со
держание должно представлять дополнительную для предприятия- клиента информацию.
В отечественной практике предварительно согласованные ус
ловия аудиторской проверки оформляют специальным договором.
Качественно составленный договор помогает избежать многих не
доразумений по окончании аудиторской проверки в отношении оценки выполнения обязательств как аудитора, так и его клиента.
В нем должны быть определены:
— объекты аудита бухгалтерского учета и финансовой отчет
ности;
— ответственность предприятия за достоверность предостав
ляемых данных;
— границы аудита, включая ссылки на действующие норма
тивные документы, законодательство или рекомендации профес
сиональных объединений, правил которых аудитор придержива
ется;
— формы заключения, отчетов, справок или иного рода обоб
щений результатов аудиторской деятельности;
— указания на то, что присущие аудиту особенности и ограни
чения совместно с несовершенством системы внутреннего контро
ля у клиента порождают неизбежный риск того, что часть возмож
ных неправильностей или ошибок в учете, отчетных формах и ре
гистрах может остаться нераскрытой;
— условия обеспечения свободного доступа ко всем записям синтетического и аналитического учета, документации и любой
1. Общая характеристика, цели и задачи практического аудита
32
Практический аудит
лее приемлемой и распространенной в зарубежной практике ф ор
мой договорных отношений является письмо — обязательство ау
дитора.
Для разовых соглашений между аудитором и клиентом письмо о согласии на проведение аудита в соответствии с Гражданским ко
дексом Российской Федерации может служить разновидностью до
говора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудито
ром. Если цель и масштаб аудита определены в долгосрочном до
говоре между сторонами, письмо о согласии на проведение аудита является основанием для определения предмета последующего до
говора и его содержания на текущий период. В этих случаях пись
мо — обязательство аудитора может не составляться либо его со
держание должно представлять дополнительную для предприятия- клиента информацию.
В отечественной практике предварительно согласованные ус
ловия аудиторской проверки оформляют специальным договором.
Качественно составленный договор помогает избежать многих не
доразумений по окончании аудиторской проверки в отношении оценки выполнения обязательств как аудитора, так и его клиента.
В нем должны быть определены:
— объекты аудита бухгалтерского учета и финансовой отчет
ности;
— ответственность предприятия за достоверность предостав
ляемых данных;
— границы аудита, включая ссылки на действующие норма
тивные документы, законодательство или рекомендации профес
сиональных объединений, правил которых аудитор придержива
ется;
— формы заключения, отчетов, справок или иного рода обоб
щений результатов аудиторской деятельности;
— указания на то, что присущие аудиту особенности и ограни
чения совместно с несовершенством системы внутреннего контро
ля у клиента порождают неизбежный риск того, что часть возмож
ных неправильностей или ошибок в учете, отчетных формах и ре
гистрах может остаться нераскрытой;
— условия обеспечения свободного доступа ко всем записям синтетического и аналитического учета, документации и любой
1. Общая характеристика, цели и задачи практического аудита
32
Практический аудит
1.2. Организация аудиторской проверки
другой информации, запрашиваемой в связи с проводимым аудитом;
— обязательства соблюдать коммерческую тайну, не разглашать информацию, содержащуюся в балансе и приложениях к нему, в отчетности о финансовых результатах и их использовании, а также в регистрах, используемых для составления финансовой отчетно
сти (в Главной книге, журналах-ордерах, оборотных и группиро- вочных ведомостях и заменяющих их машинограммах).
Форма и содержание договора на проведение аудита могут быть различными в зависимости от запросов клиентов. Вместе с тем они должны включать следующие положения:
— цель аудита состояния учета и качества финансовой инфор
мации, представленной в отчетности;
— ответственность руководства предприятия и аудитора за фи
нансовую информацию, отчетность и качество ее проверки;
— инструментарий аудита, включая ссылку на действующее за
конодательство, стандарты, нормативы, инструкции;
— форму информации о результатах проведенной аудитором работы по выполнению взятого обязательства;
— указание на то, что в связи с ограничениями, свойственными аудиту, есть риск того, что отдельные ошибки и мошенничество в учете, неточности в записях, регистрах и отчетности могут остаться необнаруженными.
Аудитор по своему усмотрению может включить в качестве приложения к тексту договора:
— предполагаемый краткий план проведения аудита;
— пожелания предоставления письменной информации от управляющих по конкретным вопросам;
— основные принципы определения вознаграждения за ауди
торские услуги и соглашения по этому вопросу.
Дополнительно могут быть изложены:
— предложение об использовании услуг других аудиторов и не
зависимых экспертов в тех аспектах деятельности, которые аудитор и его клиент сочтут необходимыми;
— соглашение об использовании иностранных аудиторов и не упомянутого ранее персонала клиента;
— описание важнейших ограничений ответственности аудито
ра, когда такие возможности в принципе существуют.
При абонентном обслуживании клиента аудиторской органи
зацией в течение года осуществляется комплекс аудиторских услуг
Практический аудит
33
по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности и дру
гим вопросам финансово-хозяйственной и коммерческой деятель
ности. Однако в этом случае аудиторская организация не имеет права давать заключение о достоверности баланса и других форм отчетности такого клиента.
На практике встречается и другой вид абонентского обслужива
ния, когда аудиторы проверяют достоверность отчетности пред
приятия по истечении каждого месяца или квартала внутри года, и к завершению его имеют возможность дать аудиторское заключе
ние в течение нескольких дней. Это удобно и аудиторской фирме для обеспечения равномерной загрузки работников, и клиенту, ко
торый может получить в течение года необходимую консультаци
онную помощь.
После заключения договора или соглашения подготовительная работа до непосредственной проверки состоит главным образом в изучении особенностей проверяемого предприятия, структуры его организации и управления, основных хозяйственных связей.
В процессе этой работы необходимо ознакомиться с учредитель
ными документами по созданию предприятия, со всеми их после
дующими изменениями и дополнениями, составить схемы доку
ментооборота и движения учетно-финансовой информации в со
ответствии с местами ее формирования и использования, изучить акты предыдущих проверок, в особенности произведенных налого
вой службой. Все это позволит произвести аудиторскую проверку с большей целенаправленностью и эффективностью.
В соответствии с заключенными договорами составляют план и разрабатывают программу аудиторской проверки, определяют со
став бригады, ее осуществляющей. Планирование включает два ос
новных этапа: предварительный и последующий.
На этапе предварительного планирования до выхода на пред
приятие аудитору следует изучить влияние внешних и внутренних факторов на производственно-финансовую деятельность, ознако
миться с организационно-управленческой структурой хозяйствую
щего субъекта, видами деятельности, номенклатурой выпускаемой
(реализуемой) продукции, структурой капитала и долговых обяза
тельств, организацией внутреннего контроля.
В общем плане определяются предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. На его основе разрабатывается программа аудита. В ней фиксируют характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В соответствии с
1. Общая характеристика, цели и задачи практического аудита
34
Практический аудит
гим вопросам финансово-хозяйственной и коммерческой деятель
ности. Однако в этом случае аудиторская организация не имеет права давать заключение о достоверности баланса и других форм отчетности такого клиента.
На практике встречается и другой вид абонентского обслужива
ния, когда аудиторы проверяют достоверность отчетности пред
приятия по истечении каждого месяца или квартала внутри года, и к завершению его имеют возможность дать аудиторское заключе
ние в течение нескольких дней. Это удобно и аудиторской фирме для обеспечения равномерной загрузки работников, и клиенту, ко
торый может получить в течение года необходимую консультаци
онную помощь.
После заключения договора или соглашения подготовительная работа до непосредственной проверки состоит главным образом в изучении особенностей проверяемого предприятия, структуры его организации и управления, основных хозяйственных связей.
В процессе этой работы необходимо ознакомиться с учредитель
ными документами по созданию предприятия, со всеми их после
дующими изменениями и дополнениями, составить схемы доку
ментооборота и движения учетно-финансовой информации в со
ответствии с местами ее формирования и использования, изучить акты предыдущих проверок, в особенности произведенных налого
вой службой. Все это позволит произвести аудиторскую проверку с большей целенаправленностью и эффективностью.
В соответствии с заключенными договорами составляют план и разрабатывают программу аудиторской проверки, определяют со
став бригады, ее осуществляющей. Планирование включает два ос
новных этапа: предварительный и последующий.
На этапе предварительного планирования до выхода на пред
приятие аудитору следует изучить влияние внешних и внутренних факторов на производственно-финансовую деятельность, ознако
миться с организационно-управленческой структурой хозяйствую
щего субъекта, видами деятельности, номенклатурой выпускаемой
(реализуемой) продукции, структурой капитала и долговых обяза
тельств, организацией внутреннего контроля.
В общем плане определяются предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. На его основе разрабатывается программа аудита. В ней фиксируют характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В соответствии с
1. Общая характеристика, цели и задачи практического аудита
34
Практический аудит